Конкурентоспособность услуг, ее оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель – оценка конкурентоспособности услуг ФОК «Автомобилист», выявление недостатков и разработка рекомендаций по совершенствованию работы предприятия.
В связи с поставленной целью планируется решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы конкурентоспособности услуг и методов ее оценки;
Дать характеристику ФОК «Автомобилист»;
Провести оценку конкурентоспособности оказываемых услуг, выявить недостатки;
Разработать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия, рассчитать экономический эффект от разработанных предложений;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности услуг и их оценки 5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности услуг 5
1.3 Факторы конкурентоспособности услуг 6
1.3 Методы оценки конкурентоспособности услуг. 8
1.4. Измерение конкуренции в отрасли: показатели CR3, HHI 13
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ФОК «Автомобилист» 16
2.1 Краткая характеристика ФОК «Автомобилист» 16
2.2 Маркетинговый анализ ФОК «Автомобилист» 17
2.3 Маркетинговая стратегия ФОК «Автомобилист» 19
2.4 Оценка конкурентоспособности оказываемых услуг 20
Глава 3. Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности услуг ФОК «Автомобилист» 22
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

конкур. услуг к.р..docx

— 85.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УСЛУГ, ЕЕ ОЦЕНКА

(НА ПРИМЕРЕ ФОКА «АВТОМОБИЛИСТ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 2

Глава 1.Теоретические  аспекты исследования конкурентоспособности  услуг и их оценки 5

1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности услуг 5

1.3 Факторы  конкурентоспособности услуг 6

1.3 Методы оценки конкурентоспособности услуг. 8

1.4. Измерение конкуренции в отрасли: показатели CR3, HHI 13

Глава 2. Анализ конкурентоспособности ФОК «Автомобилист» 16

2.1 Краткая  характеристика ФОК «Автомобилист» 16

2.2 Маркетинговый  анализ ФОК «Автомобилист» 17

2.3 Маркетинговая  стратегия ФОК «Автомобилист» 19

2.4 Оценка  конкурентоспособности оказываемых  услуг 20

Глава 3. Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности  услуг ФОК «Автомобилист» 22

Заключение 29

Список использованных источников 31

 

 

Введение

Проблема качества и конкурентоспособности  продукции (работ, услуг) носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Фактор конкуренции носит  принудительный характер, заставляя  производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

Актуальность рассмотрения темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях нарастающей конкурентной борьбы предприятиям необходимо приумножать свои конкурентные преимущества, т.е. разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать их росту. Это, в свою очередь позволит более полно удовлетворять потребности клиентов, а, следовательно, повысит уровень конкурентоспособности, улучшит позицию предприятия на рынке товаров и услуг.

Объект исследования – ФОК «Автомобилист».

Предмет – исследование конкурентоспособности услуг ФОК «Автомобилист».

Цель – оценка конкурентоспособности услуг ФОК «Автомобилист», выявление недостатков и разработка рекомендаций по совершенствованию работы предприятия.

 В связи с  поставленной  целью планируется решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы конкурентоспособности услуг и методов ее оценки;
  2. Дать характеристику ФОК «Автомобилист»;
  3. Провести оценку конкурентоспособности оказываемых услуг, выявить недостатки;
  4. Разработать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия, рассчитать экономический эффект от разработанных предложений;
  5. Оценить перспективы развития предприятия в будущем.

Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции учёных по исследуемой проблеме: Ф. Котлера, Т. Г Философова,Н.ЕНиколайчук,Н.С . Носова, О.В Аристова и других. Нужно отметить, что исследованием проблем, связанных с получением оценки уровня конкурентоспособности товаров (работ, услуг)  и предприятия вцелом, занимаются многие зурубежные и отечественные ученые. Однако не удалось еще обнаружить полностью разработанной системы оценки уровня конкурентоспособности. Поэтому данная проблема является открытой. Разработанные на сегодняшний день расчетные методы оценки (индексы, показатели) конкурентоспособностиуслуг являются сложными для применения их на практике.

Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме, посещение ФОК «Автомобилист» для наглядной оценки качества оказываемых услуг, ознакомление с финансово-отчетными документами ФОКа.

Структура и основное содержание работы: представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

Глава 1.Теоретические  аспекты исследования конкурентоспособности услуг и их оценки

1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности услуг

На сегодняшний день не существует однозначного определения  конкурентоспособности. С понятием конкурентоспособности услуг, в  силу своей специфической особенности услуги, дело обстоит сложнее. Рассмотрим основные определения и понятия, необходимые нам для изучения проблемы.

Таблица 1 – Основные определения  конкурентоспособности услуг

Автор

Определение

М. Портер

Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. [1, с. 8].

Фатхутдинов Р.Ф.

Конкурентоспособность – свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. [1, с. 8].

Мескон М., Альберт А., Хедоури  Ф

Конкурентоспособность – выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучшее, чем ее конкуренты, т. е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать или сохранять потребителей. [1, с. 8].

Ф. Котлер

Услуга – это любая деятельность или выгода, которую одна сторона может предложить другой, она неосязаема и не влечет за собой права собственности на приобретаемый продукт. [4, c. 818]

Драницына Е.

Маркетинг услуг- Это процесс разработки, тестирования, продвижения и реализации услуг, способствующая получению компанией прибыли за счет лучшего, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей Клиентов.

[3, с. 91]

Николайчук Н.Е

Конкурентоспособность услуг - система качественных и стоимостных характеристик услуги, обеспечивающих ее преимущество на рынке перед услугами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности. 

[2, c. 254]


 

Конкурентоспособность включает в себя оценку качества товаров как  со стороны производителей, так и  со стороны потребителей товаров (услуг). Необходимо учитывать не только спрос населения, но и уровень доходов той или иной группы населения и проявления этих потребностей на том или ином рынке и ввести в расчеты показатели конкурентоспособностикакобъекта, так и субъекта.

1.3Факторы конкурентоспособности услуг

 

Конкурентоспособность формируется  под воздействием большого числа  факторов, которые условно можно  разделить на 2 группы:

  1. Внешние факторы
  2. Внутренние факторы

Внешние факторы конкурентоспособности включают в себя факторы, которые, как правило, напрямую не зависят от компании и не могут подвергаться ее воздействию. Внешние факторы включают в себя конкурентоспособность всей отрасли, в которой предприятие функционирует, конкурентоспособность региона, на территории которого компания осуществляет свою деятельность, конкурентоспособность страны вцелом. Также большую роль играет к. фирмы, которая является совокупным показателем и зависит от большого числа факторов. К внешним факторам относятся:

международные факторы - количество международных выставок новой продукции, количество «горячих точек» в мире, где происходят какие- либо военные конфликты;

политические  факторы – стабильность демократических преобразований в стране, количество политических фракций в законодательной власти;

экономические факторы – удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны, удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны, тенденции изменения внешнеэкономических связей, среднеготовой темп инфляции, структура распределения доходов населения, уровень развития финансовой системы страны;

социально-демографические факторы – структура населения страны по возрасту, полу, составу семьи, занятости, доходам и т.д., продолжительность жизни, уровень миграции населения;

правовые факторы – наличие федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг и т.д.;

природно-климатические факторы – оценка основных природных ресурсов страны, характеристика климатических зон страны, дефицитность отдельных видов природных ресурсов по регионам страны, степень использования вторичных ресурсов;

научно-технические факторы – удельный вес изобретений, патентов страны в фонде мирового сообщества, фондовооруженность труда ученых, уровень компьютеризации страны;

культурные факторы – средний уровень образования населения, обеспеченность населения объектами культуры, отношение людей к окружающему миру.

Рассмотренные внешние факторы  влияют на конкурентоспособность продукции  косвенно, так как предприятие  не может ими управлять.

Внутренние факторы, определяющие конкурентоспособность товара (услуги), в наибольшей степени подвержены воздействию на них со стороны компании.

Внутренние факторы делятся  на:

технологические факторы – уровень технологической подготовки производства, качество разработки технологических процессов;

производственные  факторы - высокое качество производства , оптимальное использование производственных мощностей, доступ к необходимым поставщикам и высококвалифицированным кадрам, высокая производительность труда, необходимая производственная гибкость;

маркетинговые факторы - хорошо подготовленный торговый персонал, высокий уровень послепродажного обслуживания, широкий ассортимент, привлекательная упаковка, развитая сеть дистрибьюторов и дилеров, эффективный сбыт;

управленческие  факторы - высокий профессиональный уровень, нацеленность на качество, умение быстро реагировать на изменения во внешней среде и выводить товар на рынок на стадии НИОКР, наличие управленческого опыта;

экологические факторы – соответствие требованиям экологической безопасности;

информационные  факторы – уровень организации информационных потоков на предприятии- изготовителе;

факторы восприятия – степень доверия потребителя к производителю продукции.

Для того, чтобы оценить  степень влияния того или иного  фактора, необходимо провести анализконкурентоспособности продукции.[5, с 43-44]

1.3 Методы оценки конкурентоспособности услуг.

 

При оценке конкурентоспособности  следует базироваться на определенные исходные положения – принципы. Следование принципам позволяет повысить точность оценки, учесть интересы субъектов рынка, унифицировать порядок действий, составляющих содержание процедуры оценки.

1. Оценка с позиции  определенного субъекта – изготовителя, продавца, потребителя. В зависимости  от субъекта рынка выбирается  номенклатура групповых и единичных  критериев. 

2. Ориентация на определенный  сегмент рынка. При производстве  товаров следует руководствоваться  универсальным критерием – выпуском  на рынок товара, который нужен  потребителю и за который он  захочет и сможет заплатить.

3. Соответствие требованиям  нормативных и юридических документов. Отечественные товара, предназначенные  для внутреннего рынка, должны  в первую очередь соответствовать  обязательным требованиям государственных  стандартов, санитарных правил и  норм и других нормативных  документов, содержащих обязательные  нормы. 

Для экспортной продукции  важнейшим условием является соответствие товара международным стандартам (ИСО, МЭК и др.), а также зарубежным стандартам той страны, куда намечается экспортировать товар.

4. Ориентация на определенный  тип рынка (внешний, внутренний). Внешний рынок диктует требования, которые предъявляются к любой  экспортной продукции и являются  специфичными для каждой страны-покупателя.

5. Упреждение двойного  счета. Изменения ряда критериев  отражается как на полезности, так и на стоимости товара  или услуги.

6. Формирование номенклатуры  критериев конкурентоспособности  с учетом рекомендуемых требований  и превышения обязательных требований. По большинству товаров объектам  требований являются требования  к назначению, надежности и эстетичности  товара. Превышение этих требований  обеспечивает товару конкурентные  преимущества.

Номенклатура критериев  включает как количественные, так  и качественные характеристики. Критериями могут служить и факторы, которые  опосредованно характеризуют показатели качества, на пример «наличие системы качества», «использование экологически безопасной технологии». Непосредственной оценке предшествует ряд дополнительных исследований.

1 стадия. Проводится экспериментальное  определение или расчет всех  характеристик собственного продукта (услуги), включая и те, которые можно выявить только в процессе эксплуатации.

2 стадия. Определяются цели  оценки конкурентоспособности, которые  зависят от стадии жизненного  цикла продукта, от стратегии  и планов развития фирмы и  т. д.

3 стадия. Методами маркетинга  проводится сегментация рынка  и обоснование целевого сегмента. Если таковых окажется несколько,  то оценку конкурентоспособности  продукта необходимо проводить  для каждого сегмента отдельно.

Существует определенная последовательность действий припроведение  оценки конкурентоспособности продуктов.

Выбор товаров-аналогов. Отбор осуществляется по двум признакам. Во-первых, аналоги, исходя из качества и цены, должны быть сходны по социальному назначению (для одного сегмента рынка). Во-вторых, они должны быть идентичны по функциональному назначению. Отбор аналогов по второму признаку осуществляют с помощью классификационных показателей. К ним относятся: качественные признаки, определяющие назначение товара; наличие дополнительных устройств; параметры, определяющие типоразмер продукции; условия эксплуатации.

Информация о работе Конкурентоспособность услуг, ее оценка