Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:05, курсовая работа
Цель – оценка конкурентоспособности услуг ФОК «Автомобилист», выявление недостатков и разработка рекомендаций по совершенствованию работы предприятия.
В связи с поставленной целью планируется решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы конкурентоспособности услуг и методов ее оценки;
Дать характеристику ФОК «Автомобилист»;
Провести оценку конкурентоспособности оказываемых услуг, выявить недостатки;
Разработать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия, рассчитать экономический эффект от разработанных предложений;
Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности услуг и их оценки 5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности услуг 5
1.3 Факторы конкурентоспособности услуг 6
1.3 Методы оценки конкурентоспособности услуг. 8
1.4. Измерение конкуренции в отрасли: показатели CR3, HHI 13
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ФОК «Автомобилист» 16
2.1 Краткая характеристика ФОК «Автомобилист» 16
2.2 Маркетинговый анализ ФОК «Автомобилист» 17
2.3 Маркетинговая стратегия ФОК «Автомобилист» 19
2.4 Оценка конкурентоспособности оказываемых услуг 20
Глава 3. Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности услуг ФОК «Автомобилист» 22
Заключение 29
Список использованных источников 31
КУРСОВАЯ РАБОТА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УСЛУГ, ЕЕ ОЦЕНКА
(НА ПРИМЕРЕ ФОКА «
Содержание
Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности услуг и их оценки 5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности услуг 5
1.3 Факторы конкурентоспособности услуг 6
1.3 Методы оценки конкурентоспособности услуг. 8
1.4. Измерение конкуренции в отрасли: показатели CR3, HHI 13
Глава 2. Анализ
конкурентоспособности ФОК «
2.1 Краткая
характеристика ФОК «
2.2 Маркетинговый анализ ФОК «Автомобилист» 17
2.3 Маркетинговая
стратегия ФОК «Автомобилист» 1
2.4 Оценка
конкурентоспособности
Глава 3. Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности услуг ФОК «Автомобилист» 22
Заключение 29
Список использованных источников 31
Проблема качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Фактор конкуренции носит
принудительный характер, заставляя
производителя под угрозой
Актуальность рассмотрения темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях нарастающей конкурентной борьбы предприятиям необходимо приумножать свои конкурентные преимущества, т.е. разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать их росту. Это, в свою очередь позволит более полно удовлетворять потребности клиентов, а, следовательно, повысит уровень конкурентоспособности, улучшит позицию предприятия на рынке товаров и услуг.
Объект исследования – ФОК «Автомобилист».
Предмет – исследование конкурентоспособности услуг ФОК «Автомобилист».
Цель – оценка конкурентоспособности услуг ФОК «Автомобилист», выявление недостатков и разработка рекомендаций по совершенствованию работы предприятия.
В связи с поставленной
целью планируется решить
Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции учёных по исследуемой проблеме: Ф. Котлера, Т. Г Философова,Н.ЕНиколайчук,Н.С . Носова, О.В Аристова и других. Нужно отметить, что исследованием проблем, связанных с получением оценки уровня конкурентоспособности товаров (работ, услуг) и предприятия вцелом, занимаются многие зурубежные и отечественные ученые. Однако не удалось еще обнаружить полностью разработанной системы оценки уровня конкурентоспособности. Поэтому данная проблема является открытой. Разработанные на сегодняшний день расчетные методы оценки (индексы, показатели) конкурентоспособностиуслуг являются сложными для применения их на практике.
Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме, посещение ФОК «Автомобилист» для наглядной оценки качества оказываемых услуг, ознакомление с финансово-отчетными документами ФОКа.
Структура и основное содержание работы: представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
На сегодняшний день не существует однозначного определения конкурентоспособности. С понятием конкурентоспособности услуг, в силу своей специфической особенности услуги, дело обстоит сложнее. Рассмотрим основные определения и понятия, необходимые нам для изучения проблемы.
Таблица 1 – Основные определения конкурентоспособности услуг
Автор |
Определение |
М. Портер |
Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. [1, с. 8]. |
Фатхутдинов Р.Ф. |
Конкурентоспособность – свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. [1, с. 8]. |
Мескон М., Альберт А., Хедоури Ф |
Конкурентоспособность – выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучшее, чем ее конкуренты, т. е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать или сохранять потребителей. [1, с. 8]. |
Ф. Котлер |
Услуга – это любая деятельность или выгода, которую одна сторона может предложить другой, она неосязаема и не влечет за собой права собственности на приобретаемый продукт. [4, c. 818] |
Драницына Е. |
Маркетинг услуг- Это процесс разработки, тестирования, продвижения и реализации услуг, способствующая получению компанией прибыли за счет лучшего, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей Клиентов. [3, с. 91] |
Николайчук Н.Е |
Конкурентоспособность услуг - система качественных и стоимостных характеристик услуги, обеспечивающих ее преимущество на рынке перед услугами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности. [2, c. 254] |
Конкурентоспособность включает
в себя оценку качества товаров как
со стороны производителей, так и
со стороны потребителей товаров (услуг).
Необходимо учитывать не только спрос
населения, но и уровень доходов той или
иной группы населения и проявления этих
потребностей на том или ином рынке и ввести
в расчеты показатели конкурентоспособностикакобъект
Конкурентоспособность формируется под воздействием большого числа факторов, которые условно можно разделить на 2 группы:
Внешние факторы конкурентоспособности включают в себя факторы, которые, как правило, напрямую не зависят от компании и не могут подвергаться ее воздействию. Внешние факторы включают в себя конкурентоспособность всей отрасли, в которой предприятие функционирует, конкурентоспособность региона, на территории которого компания осуществляет свою деятельность, конкурентоспособность страны вцелом. Также большую роль играет к. фирмы, которая является совокупным показателем и зависит от большого числа факторов. К внешним факторам относятся:
международные факторы - количество международных выставок новой продукции, количество «горячих точек» в мире, где происходят какие- либо военные конфликты;
политические факторы – стабильность демократических преобразований в стране, количество политических фракций в законодательной власти;
экономические факторы – удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны, удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны, тенденции изменения внешнеэкономических связей, среднеготовой темп инфляции, структура распределения доходов населения, уровень развития финансовой системы страны;
социально-демографические факторы – структура населения страны по возрасту, полу, составу семьи, занятости, доходам и т.д., продолжительность жизни, уровень миграции населения;
правовые факторы – наличие федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг и т.д.;
природно-климатические факторы – оценка основных природных ресурсов страны, характеристика климатических зон страны, дефицитность отдельных видов природных ресурсов по регионам страны, степень использования вторичных ресурсов;
научно-технические факторы – удельный вес изобретений, патентов страны в фонде мирового сообщества, фондовооруженность труда ученых, уровень компьютеризации страны;
культурные факторы – средний уровень образования населения, обеспеченность населения объектами культуры, отношение людей к окружающему миру.
Рассмотренные внешние факторы
влияют на конкурентоспособность
Внутренние факторы, определяющие конкурентоспособность товара (услуги), в наибольшей степени подвержены воздействию на них со стороны компании.
Внутренние факторы делятся на:
технологические факторы – уровень технологической подготовки производства, качество разработки технологических процессов;
производственные факторы - высокое качество производства , оптимальное использование производственных мощностей, доступ к необходимым поставщикам и высококвалифицированным кадрам, высокая производительность труда, необходимая производственная гибкость;
маркетинговые факторы - хорошо подготовленный торговый персонал, высокий уровень послепродажного обслуживания, широкий ассортимент, привлекательная упаковка, развитая сеть дистрибьюторов и дилеров, эффективный сбыт;
управленческие факторы - высокий профессиональный уровень, нацеленность на качество, умение быстро реагировать на изменения во внешней среде и выводить товар на рынок на стадии НИОКР, наличие управленческого опыта;
экологические факторы – соответствие требованиям экологической безопасности;
информационные факторы – уровень организации информационных потоков на предприятии- изготовителе;
факторы восприятия – степень доверия потребителя к производителю продукции.
Для того, чтобы оценить степень влияния того или иного фактора, необходимо провести анализконкурентоспособности продукции.[5, с 43-44]
При оценке конкурентоспособности следует базироваться на определенные исходные положения – принципы. Следование принципам позволяет повысить точность оценки, учесть интересы субъектов рынка, унифицировать порядок действий, составляющих содержание процедуры оценки.
1. Оценка с позиции
определенного субъекта –
2. Ориентация на определенный
сегмент рынка. При
3. Соответствие требованиям
нормативных и юридических
Для экспортной продукции важнейшим условием является соответствие товара международным стандартам (ИСО, МЭК и др.), а также зарубежным стандартам той страны, куда намечается экспортировать товар.
4. Ориентация на определенный
тип рынка (внешний,
5. Упреждение двойного
счета. Изменения ряда
6. Формирование номенклатуры
критериев
Номенклатура критериев
включает как количественные, так
и качественные характеристики. Критериями
могут служить и факторы, которые
опосредованно характеризуют
1 стадия. Проводится экспериментальное
определение или расчет всех
характеристик собственного
2 стадия. Определяются цели
оценки конкурентоспособности,
3 стадия. Методами маркетинга
проводится сегментация рынка
и обоснование целевого
Существует определенная
последовательность действий припроведение
оценки конкурентоспособности
Выбор товаров-аналогов. Отбор осуществляется по двум признакам. Во-первых, аналоги, исходя из качества и цены, должны быть сходны по социальному назначению (для одного сегмента рынка). Во-вторых, они должны быть идентичны по функциональному назначению. Отбор аналогов по второму признаку осуществляют с помощью классификационных показателей. К ним относятся: качественные признаки, определяющие назначение товара; наличие дополнительных устройств; параметры, определяющие типоразмер продукции; условия эксплуатации.