Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:05, курсовая работа
Цель – оценка конкурентоспособности услуг ФОК «Автомобилист», выявление недостатков и разработка рекомендаций по совершенствованию работы предприятия.
В связи с поставленной целью планируется решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы конкурентоспособности услуг и методов ее оценки;
Дать характеристику ФОК «Автомобилист»;
Провести оценку конкурентоспособности оказываемых услуг, выявить недостатки;
Разработать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия, рассчитать экономический эффект от разработанных предложений;
Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности услуг и их оценки 5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности услуг 5
1.3 Факторы конкурентоспособности услуг 6
1.3 Методы оценки конкурентоспособности услуг. 8
1.4. Измерение конкуренции в отрасли: показатели CR3, HHI 13
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ФОК «Автомобилист» 16
2.1 Краткая характеристика ФОК «Автомобилист» 16
2.2 Маркетинговый анализ ФОК «Автомобилист» 17
2.3 Маркетинговая стратегия ФОК «Автомобилист» 19
2.4 Оценка конкурентоспособности оказываемых услуг 20
Глава 3. Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности услуг ФОК «Автомобилист» 22
Заключение 29
Список использованных источников 31
Выбор номенклатуры критериев. Выбор номенклатуры критериев. Как и показателей качества, осуществляется на основе международных и отечественных стандартов, эксплуатационной документации. Важным источником служат каталоги и проспекты фирм-изготовителей.
При формировании номенклатуры критериев, в частности потребительских показателей качества, следует руководствоваться принципом квалиметрии, согласно которому принимается к рассмотрению только ограниченное число наиболее существенных характеристик объекта оценки — 8-10 главных показателей. При избыточной номенклатуре имеется опасность растворить главные показатели в обилии второстепенных.
Таблица 2- Классификация методов оценки
Признак классификации |
Группировка методов |
1. Номенклатура критериев
2. Цель и стадия оценки (исходя из жизненного цикла продукции)
3. Форма представления данных |
1. Прямые методы 2. Косвенные методы 1. Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции 2. Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации 1. Графические методы 2. Матричные методы 3. Расчетные методы 4. Комбинированные методы —
расчетно-матричные, расчетно- |
К прямым методам относятся методы, основанные на номенклатуре критериев, включающей интегральный показатель качества — отношение качество\цена. Часто в зависимости от значения этого отношения товары ранжируют, присваивая первое место аналогу с наилучшим отношением. Метод широко используется потребительскими организациями при осуществлении экспертизы товаров.
К косвенным методам относятся
методы, основанные на номенклатуре, включающей
только характеристики качества. Отсутствие
в номенклатуре продажной цены позволяет
только косвенно судить о конкурентоспособности
товаров. Поэтому применение метода
оправдано в том случае, когда
оцениваемые товары имеют близкие
значения розничной цены. В качестве
критерия для принятия заключения о
конкурентоспособности
Методы, применяемые на стадиях
проектирования и изготовления используются
для прогнозирования
На испытательной базе
изготовителя, как правило, производятся
сравнительные испытания
Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации, используют торговые и потребительские организации. В торговых организациях оценивают конкурентоспособность на основе объема продаж, уровня реализации, скорости продажи товаров-аналогов. На основании данных о спросе торговые организации регулируют объемы закупки товара или же свертывают его закупку.
Графический метод представляет собой сопоставление «многоугольников конкурентоспособности» фирм по нескольким критериям. На каждой оси с использованием определенного масштаба измерения отмечаются точки, соответствующие значениям критериев. Линия, проходящая через точки, образует многоугольник, который позволяет установить отличия продукции по отдельным критериям.
Матричный метод предусматривает комплексную оценку конкурентоспособности с использованием совокупности групповых критериев; градацию уровня коммерческого успеха по трем группам - «ниже среднего», «среднее», «выше среднего»; характеристику признаков по каждому единичному критерию анализируемого товара для отнесения к одной из групп.
Расчетный метод предполагает расчет показателей, индексов и их анализ.
В настоящее время
Конкуренция в отрасли
должна быть объектом изучения,
как со стороны государства, так
и отдельных фирм. К. в отрасли
может много рассказать о тех
компаниях, которые присутствуют на
рынке, и о самих рынках, о том
какой тип конкуренции
Само измерение конкуренции в отрасли проводится с помощью ряда показателей и индексов, которые отражают общую ситуацию и имеют свои плюсы и минусы. Среди них: индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации, индексХерфиндаля-Хиршмана, коэффициент энтропии, индекс максимальной доли, коэффициент Джини и так далее. Из всех коэффициентов основными являются индекс концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Индекс концентрации (
Например, для трех крупнейших фирм,где ki – доля i-й фирмы в отрасли в %.
Если индекс концентрации
приближается к 100%, то рынок характеризуется
высокой степенью монополизации, если
же он немногим больше нуля, то его можно
рассматривать как
Однако индекс концентрации не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли. Например, если мы анализируем две отрасли и в каждой из них четыре крупнейшие фирмы производят 60% всей продукции отрасли, то получаем одинаковый индекс концентрации. Тем не менее рыночная ситуация в них может быть различна, так как в одной отрасли всего 10 фирм, а в другой 100. Кроме того, и в самом «ядре» рынка может быть различное распределение долей. Четыре фирмы по 15% – равное распределение или 35, 10, 10 и 5% – явное доминирование ведущей фирмы.
Не учитывает данный показатель и долю рынка, покрываемую за счет импорта, поэтому он может показать завышенный уровень концентрации отрасли. По этой же причине он неприменим к оценке региональных и местных рыночных структур.
Тем не менее, данный показатель
приемлем в качестве грубого индикатора,
характеризующего наличие в отрасли
небольшого числа доминирующих фирм,
что отличает олигополию от совершенной
и монополистической
Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Его можно также рассматривать
как индекс концентрации, однако он
характеризует не долю рынка, контролируемую
несколькими крупнейшими
Показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме,где ki– доля i-й фирмы в отрасли в %; n – количество фирм в отрасли, часто берут п = 50.
Максимальное значение соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой.
В этом случае очевидно:HHI = 100 %2 =10 000.
Если число фирм больше единицы, то HHI может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей.
В отечественной практике оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по значениям индексов концентрации для трех крупнейших фирм и Херфиндаля-Хиршмана.
При СR3<45%, ННI<1000 концентрация считается нормальной, при 45%<СR3<70%, 1000 < HHI < 2000 – средняя степень концентрации, высокая степень концентрации достигается при СR3>70%, НН1>2000.[5,c.24]
Выводы к Главе 1. В результате изучения теоретических основ конкурентоспособности услуг и методов ее оценки, были рассмотрены следующие ключевые вопросы:
-Сущность и понятие конкурентоспособности услуг
-Методы оценки конкурентоспособности услуг.
-Факторы
-Измерение
конкуренции в отрасли:
Изучение теоретических основ позволило заложить базу знаний для проведения дальнейшего исследования конкурентоспособности услуг предприятия.
Адрес: г.Ульяновск, улица Луначарского, 21.телефон: (8422) 36-25-28
ФОК «Автомобилист» является собственностью ООО «Гера».
Учредители ООО «Гера»: Герасимов С.А и Герасимов А. И.
Директор ООО «Гера» Платонов С.А.
Директор ФОК «Автомобилист»: БезручкинА.Н.
Спектр оказываемых услуг:
Предприятия, осуществляющие схожие виды деятельности: ФОК «Спартак» ФОК «Торпедо» ФОК «Олимп», ФОК «Юность», т.д.
Открытие ФОК Автомобилист
после капитального ремонта состоялось
в октябре 2010 года. Теперь это современный
спортивный комплекс. Полностью заменена
чаша бассейна, очистительная, сливная,
отопительная и вентиляционная системы!
Установлены современные фильтры очистки
воды.
В процессе строительства применялись
совершенные технологии с использованием
новейших строительных материалов.лазурный
бассейн с прозрачной водой, комфортные
душевые, расслабляющая сауна, современные
тренажеры от мирового производителя,
новый фитнес зал для детей и взрослых
и еще многое другое к услугам жителей
и гостей города Ульяновска!
Стратегическими целями и задачами маркетинга ФОК «Автомобилист» являются:
1.Удовлетворение потребности населения города Ульяновска в спортивно — оздоровительных услугах,
2.Вывод ФОК «Автомобилист» на региональный уровень,
3.Повышение уровня обслуживания клиентов,
4.Организация самостоятельно или на основании договоренности с иными юридическими лицами массовых спортивных соревнований и зрелищных мероприятий, с целью привлечения клиентов.
5. Занять лидирующее место среди ФОКов города.
Рассматривая состояние
рынка по плавательным бассейнам, как
основного направления
Среди спортивных залов отмечаем:
Тренажерные залы:
В городе больше количество тренажерных залов (ФОК «Новое поколение» и ФОК «Спартак» и др), но комплексно к тренировочно — оздоровительному процессу подходит только ФОК «Автомобилист» и ФОК «Спартак»-
Аквааэробика:
занятия наряду с ФОК «Автомобилист» проводятся только в ФОК «Спартак» и ФОК «Олимп».
Сауна:
В городе сауны располагаются хаотично, в большинстве своём принадлежат частным лицам и далеки от здорового образа жизни. ФОК Автомобилист позиционирует здоровый образ жизни, чем привлекателен для всех слоев населения.
Конкуренция на рынке оздоровительных
услуг дляФОК «Автомобилист» достаточно
низкая, что обусловлено