Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:14, контрольная работа
Все аспекты поведения отдельного потребителя испытывают воздействие той социальной структуры, в которую включен потребитель. Социальная структура состоит из институтов и взаимосвязей, которые включают человека в общество.
Стратификация – это определение слоев (страт) в многослойном явлении и зависимостей в них и между ними. В исследованиях поведения потребителей такими стратами являются группы потребителей, классифицированные по какому-либо признаку. Чаще всего в качестве критерия используется уровень доходов.
1.Измерение социального статуса………………………………………………3
2.Психографические исследования жизненного стиля потребителя…………9
3.Изменение поведения в результате социального научения………………..16
4.Практическое задание 67……………………………………………………..19
Список использованных источников………………………………………….21
Содержание
1.Измерение социального
2.Психографические
3.Изменение поведения в
4.Практическое задание 67……………………………………………………..19
Список использованных источников………………………………………….21
1. Измерение социального статуса
Все аспекты поведения отдельного потребителя испытывают воздействие той социальной структуры, в которую включен потребитель. Социальная структура состоит из институтов и взаимосвязей, которые включают человека в общество.
Стратификация – это определение слоев (страт) в многослойном явлении и зависимостей в них и между ними. В исследованиях поведения потребителей такими стратами являются группы потребителей, классифицированные по какому-либо признаку. Чаще всего в качестве критерия используется уровень доходов.
Экономическая стратификация населения России позволяет выявить социальную структуру общества и существенную дифференциацию в распределении доходов и материальных благ.
Высокий уровень экономического неравенства и его последствия относятся к числу узловых социально-экономических проблем современного российского общества.
Количественные и качественные параметры экономической стратификации могут служить отправной точкой и ориентиром в формировании модели национальной социальной политики. Динамика экономической стратификации дает возможность оценить, насколько масштабны и интенсивны процессы трансформации социально-экономической структуры общества и какова направленность этих процессов.
Знание социально-
Концепция социально-классовой системы общества значима для маркетинга тем, что декларирует существование набора уникальных способов (образцов поведения членов каждого социального класса).
Социальная стратификация используется не только для сегментирования рынка, но и для позиционирования товара, услуги, идеи. Позиционирование осуществляется нередко на основе ассоциации товара, услуги, идеи с социальным классом, к которому принадлежит или стремится принадлежать потребитель.
По мере трансформации
социально-экономической и поли
Позиционирование многих продуктов в условиях высококонкурентного рынка базируется на существующем или желаемом социальном статусе потребителя. Например, реклама престижных автомобилей «Mercedes» апеллирует к людям высокого социального статуса, а также к тем, кто стремится достичь его.
С ростом значения жизненного стиля для сегментации развитых рынков социально-классовая система определяется как иерархическое разделение общества на относительно различные и гомогенные группы по критериям отношений, ценностей и жизненных стилей.
1. Занятие – работа, выполняемая потребителями, серьезно затрагивает их жизненные стили и является существенной базой оценки престижа, почета и уважения. Потребление варьируется в зависимости от занятости. Рабочий класс тратит большую часть своего дохода на продукты питания, менеджеры и квалифицированные специалисты – на питание вне дома, одежду и финансовые услуги.
2. Персональное исполнение. Персональный статус оценивается успехом индивидуума в своей группе занятости. В группах занятости менеджеров, юристов всегда есть лучшие, ведущие профессионалы, наиболее компетентные, признанные, известные, уважаемые и высокооплачиваемые.
Персональное исполнение затрагивает и непрофессиональные сферы индивидуумов.
3. Взаимодействия. Люди чувствуют себя наиболее комфортно, когда находятся в среде людей сходных жизненных ценностей и поведения. Поэтому групповое членство и взаимодействия индивидуума отражают его социально-классовую принадлежность. Интерактивные характеристики персонального престижа, ассоциации и социализации – значимые компоненты статуса. Престиж проявляется во взаимодействиях людей. Ассоциация – характеристика, связанная с повседневными отношениями индивидуума с людьми, которым нравится делать те же вещи, тем же образом и с кем индивидуум чувствует себя комфортно. Социализация – процесс, посредством которого индивидуум обучается умениям, отношениям и обычаям для того, чтобы жить в сообществе.
Социальные взаимодействия индивидуума обычно ограничены его непосредственным классом принадлежности. Хотя возможности для более широких контактов существуют, люди обычно не склонны их широко использовать.
4. Владения. Владения – символы классового членства. Видимое потребление, сообщающее окружающим статус владельца, затрагивает такие предметы, как одежда, жилье, автомобили. В странах высокой территориальной мобильности выбор места жительства, а также университета для получения образования, клубного членства и типа отдыха – решения, отражающие социально-классовую принадлежность.
5. Ценностные ориентации. Ценности, то есть разделяемые суждения – как люди должны поступать – определяют класс, к которому принадлежит индивидуум. Степень приверженности классовым ценностям свидетельствует о степени принадлежности к классу.
6. Классовое сознание. Классовое сознание – важная политическая переменная социального класса. Она отражает степень осведомленности людей определенного класса о себе как об отличной от других группе с разделяемыми политическими и экономическими интересами.
Классовое сознание используется в продвижении товаров.
База статуса может быть различной в разных странах, что определяет различия в статусе групп.
Учитывая неабсолютный характер классового деления, следует признать: в обществе существует не столько набор социальных классов, сколько серия статусных спектров: занятие, образование, доход.
В постсоветском обществе структура классово дифференцирована пропорциями разных видов собственности, в том числе частной, и функциями не только распоряжения, но и владения ею (рис. 1).
Рис. 1. Социальная структура постсоветского общества
Виды собственности, выделенные треугольниками Государственная Частная (капиталистическая) Слои (уровни) I – верхний (высший) II – средний III – «базовый» IV – низший Принадлежность к слоям Стационарная Факультативная (случайная) |
Социальные группы Э – элита: Государственно-политическая Финансово-имущественная Социально-профессиональная Р – руководящие кадры (руководители) А1 – специалисты высокой квалификации А2, Б – специалисты средней квалификации и служащие В – работники физического труда высокой квалификации Г1 – работники физического труда средней квалификации Г2 – неквалифицированные работники физического труда и «люмпены» |
В схеме треугольниками выделены субструктуры, связанные с государственной и капиталистической собственностью. Они разделены социально-профессиональными группами. В стороне от треугольника линейными обозначениями фиксируются слои разного уровня – в верхней части элитарные (I), затем средний (II), у основания базовый (III), «на дне» люмпены (IV). Пунктирные продолжения линейных обозначений – необязательное, факультативное распределение случайных неутвердившихся элементов выделенных групп. В графическом изображении масштабы классов, слоев и групп условны, несоизмеримы.
В новых условиях меняется былой статус социальных групп. В верхние элитные и субэлитные слои, помимо традиционных управленческих групп, включаются крупные собственники – новые капиталисты. Появляется средний слой – относительно материально обеспеченные и «устроенные» представители разных социально-профессиональных групп преимущественно из предпринимателей, менеджеров и части квалифицированных специалистов.
Основной, базовый, по определению Т.И. Заславской, социальный слой – самый многочисленный в России (60–65%). Он охватывает социально-профессиональные группы населения с ограниченным имущественным достатком и социально-политическим влиянием – от массовой интеллигенции (учителя, медработники, техники, инженеры и т. п.) до многочисленных категорий людей физического труда. У основания этого конуса в «нижнем слое» до 12% населения, преимущественно представители неквалифицированного труда с самыми низкими доходами и затем на самом «дне» – люмпенизированные десоциальные группы (7–9%).
Социально-функциональная структура, в отличие от классовой, выделяет группы не по социально-экономическому положению, а по управленческому статусу – власти-распоряжению или подчинению-исполнению. Чаще всего, у класса капиталистов владение сочетается с функциями власти-распоряжения, хотя такое прямое сочетание и необязательно. Распорядительные функции менеджеров могут и не сочетаться с функциями «владения», а лишь исполняться в интересах властвующих элитарных групп подлинных собственников.
Для России и стран ближнего зарубежья это пока приемлемо скорее лишь теоретически.
Методы исследования социального класса по характеру участия в нем исследователя и исследуемых:
1. Объективные методы основаны на объективных количественно измеримых переменных социоэкономического статуса, таких, как занятие, образование, доход;
2. Субъективные методы базируются на субъективном восприятии респондентами других людей или самих себя. Ценность субъективных методов для аналитика ограничена по двум причинам: а) респонденты склонны завышать свои собственные классовые позиции; б) респонденты избегают оценки контекстуальных критериев высшего и низшего классов, тем самым преувеличивая размер среднего класса.
3. Интерпретационный метод основан на «чтении» исследователем общества как «текста», используя статьи в прессе, телепрограммы, новеллы, автобиографии, рекламу и другие сообщения, в том числе путем мониторинга СМИ.
Наиболее часто используемыми параметрами социального класса для маркетинговых целей являются занятие, доход, образование, размер и место жилья, собственность и организационная принадлежность. Эти параметры значимы в обществах, ориентированных на достижения и основанных на политической и экономической демократии. В странах и регионах, недалеко ушедших от родовой ступени общественного развития, а также там, где наследованный статус традиционен, усиливается параметр происхождения.
Национальность (раса), возраст, пол и статус родителей даны индивидууму от рождения. В обществе, основанном на достижениях (индивидуальных!), эти параметры менее значимы для оценки социального статуса.
Существует два основных подхода в измерении статуса:
1. Основанный на одном
измерении, использующий однокр
2. Комбинация нескольких
измерений, при этом
Универсального измерителя социального статуса не существует. Поэтому задача маркетолога состоит в выборе наиболее подходящего измерения престижа или статуса для решения конкретной проблемы. Например, для исследования лидерства мнений важен общий персональный статус, и здесь наиболее подходящим будет адаптированный мультикритериальный показатель Колемана, Уорнера или Холлингшеда.
Исследование вкусов
или интеллектуально ориентиров
Социальная стратификация может использоваться для разработки маркетинговой стратегии. Рис. 2 показывает последовательность шагов использования социальной стратификации для разработки маркетинговой стратегии.
Рис. 2. Использование социальной стратификации
для разработки маркетинговой стратегии
Институт общественного проектирования и компания «РОМИР-мониторинг» опросили 15 тыс. россиян из 408 населенных пунктов и составили картину российского общества. (Обычно социологи используют мнение 1,5–2 тыс. человек).
Аналитики разделили россиян на несколько групп, различающихся как по объему, так и по доходам, уровню образования, трудовому статусу и престижу (см. таблицу 1).
«Верхний класс» – образованнейшие управленцы, удачливые предприниматели, интеллектуалы. Что, впрочем, логично. А вот дальше начинается удивительное. Вторая позиция отдана людям физического труда (и это притом, что на протяжении всего прошлого века уровень образования у нас «поднимал» человека сразу на определенную социальную ступень).
Таблица 1
Типичные представители |
Доля (%) от всех россиян |
Личный доход (руб./ месяц) |
Владеют, штук на 100 человек |
Трудно найти работу (%) | ||||
Мобильный телефон |
Стиральная машина |
а в т о |
компьютер | |||||
Зона благополучия |
Топ-менеджеры, владельцы небольших предприятий, высококвалифицированные специалисты |
1,8 |
25000 |
89 |
80 |
59 |
71 |
9 |
Высококвалифицированные рабочие |
2,6 |
15000 |
72 |
56 |
33 |
34 |
9 | |
Менеджеры среднего звена |
5,4 |
8 000 |
71 |
58 |
32 |
44 |
19 | |
Квалифицированные рабочие, мужчины, частный сектор |
5,5 |
10000 |
63 |
48 |
26 |
22 |
20 | |
Интеллигенция/служащие, доминируют женщины, педагоги, врачи |
10 |
5 600 |
59 |
49 |
23 |
34 |
26 | |
Квалифицированные рабочие, большая доля госсектора и женщин, малые города |
10,8 |
5 600 |
56 |
40 |
20 |
18 |
23 | |
Бедность, нищета |
Неквалифицированные рабочие (слесарь, токарь, грузчик), мужчины, госсектор |
10 |
3 500 |
37 |
24 |
12 |
9 |
39 |
Служащие, воспитатели, медсестры |
5 |
2 100 |
48 |
31 |
16 |
20 |
35 | |
Здравоохранение (санитарки), сельское хозяйство (доярки), живут на селе, доминируют женщины |
4,8 |
1 500 |
27 |
15 |
10 |
6 |
50 | |
Безработные, доминируют женщины |
9,7 |
800 |
30 |
19 |
12 |
4 |
- | |
Пенсионеры |
31 |
2 300 |
17 |
17 |
6 |
5 |
- | |
По данным Института общественного проектирования |