Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:14, контрольная работа
Все аспекты поведения отдельного потребителя испытывают воздействие той социальной структуры, в которую включен потребитель. Социальная структура состоит из институтов и взаимосвязей, которые включают человека в общество.
Стратификация – это определение слоев (страт) в многослойном явлении и зависимостей в них и между ними. В исследованиях поведения потребителей такими стратами являются группы потребителей, классифицированные по какому-либо признаку. Чаще всего в качестве критерия используется уровень доходов.
1.Измерение социального статуса………………………………………………3
2.Психографические исследования жизненного стиля потребителя…………9
3.Изменение поведения в результате социального научения………………..16
4.Практическое задание 67……………………………………………………..19
Список использованных источников………………………………………….21
И тем не менее в современной России менеджеры и интеллигенция проигрывают по уровню жизни рабочим. У последних в 2 раза выше доход и в 2 раза более уверенные позиции на рынке труда.
Верхние пять групп образуют средний класс – 25% населения страны. Причем, по мнению социологов, он уже сформировался, и на него государство должно опираться в первую очередь. Вместе с 6-й группой этих людей относят к «зоне благополучия».
«Эти люди чувствуют себя уверенно в новой России, - говорит Михаил Тарусин, эксперт Института общественного проектирования. – Постоянно повышают свой жизненный уровень и являются востребованными в профессии. Наибольшее предпочтение среди всех человеческих качеств они отдаю интеллекту и воле. Их отличает стремление к личной свободе и богатству. Они уверены, что смогут оплатить образование своим детям».
Все остальные в России попадают в «зону бедности и нищеты». А это 60% всего взрослого населения страны. Их личные доходы – от 25 до 110 долл. в месяц. Многим из них не хватает денег на еду.
Низший класс отличает следующее. Во-первых, большинство бедных живет в сельской местности. Так что, если мы хотим бороться с бедностью, начать надо с села. Второе – основная часть бедных работает в госсекторе. И третье. У нас самая бедная группа – пенсионеры. Причем во всем мире пенсионеры распределяются по группам, в зависимости от статуса, которого они достигли во время работы. И лишь в России пенсионер – это отдельный класс нищих. Правда, надо отметить, что он нуждается в помощи меньше, чем 15% населения, которые составляют самый низший класс. Для представителей этого класса жизнь – борьба за выживание.
жизненного стиля потребителя
Одной из основных методик, используемых для описания и оценки образа жизни является психографика.
Психографика пытается объяснить характеристики потребителей, которые могут иметь отношение в их реакции на товары, упаковку, рекламу и общественные связи. Такие переменные могут охватывать спектр явлений от «Я – концепции» и стиля жизни до установок, интересов и мнений, а также восприятия характерных особенностей товара.
Психографика имеет дело с личностными чертами потребителя (например, общительностью, настойчивостью, уверенностью в себе), а образ жизни в первую очередь складывается из деятельности, интересов и мнений индивида (ДИМ). Личностные черты и образ жизни необходимо рассматривать совместно для того, чтобы получать информацию, имеющую смысл для маркетинга.
Компоненты ДИМ определяются следующим образом:
Деятельность – совершение конкретных действий, например просмотр источников массовой информации, совершение покупки или разговор с соседом о новой услуге. Хотя эти действия часто наблюдаются в обычной жизни, их причины редко подвергаются прямой оценке:
1. Интерес к какому-то
объекту, событию или теме –
это степень воодушевления,
2. Мнение – это вербальный или письменный «ответ» человека на стимулирующую ситуацию, в которой задается какой-либо «вопрос». Этот термин используется для описания интерпретаций, ожиданий и оценок респондентов, таких как представление о намерениях других людей, ожидания и предчувствия относительно будущих событий, и оценки вознаграждения или наказания, следующего за альтернативным образом действия. Примеры каждой из категорий ДИМ даны в таблице 2 и 3.
В некоторых ДИМ-исследованиях
предпринималась попытка вырабо
Таблица 2
Деятельность |
Интересы |
Мнение |
Демография |
Работа Хобби Общественные мероприятия Отпуск Развлечения Членство в клубах Общество/Община Покупки Спорт |
Семья Дом Профессия Общество/ Община Отдых Мода Пища СМИ Достижения |
О самих себе Социальные вопросы Политика Бизнес Экономика Образование Товары Будущее Культура |
Возраст Образование Доход Род занятий Размер семьи Жилище Географическое положение Размер города Период жизненного цикла |
Таблица 3
Примеры образов жизни, выявленных на основе ДИМ-исследований
Заботящийся о цене
Я склонен покупать много специфических вещей Я проверяю цены в продуктовом магазине, даже когда покупаю недорогие товары Обычно я просматриваю рекламу в поисках объявлений о распродажах Можно сэкономить массу денег, если торговаться при покупке |
Ориентированный на детей
Когда мои дети ложатся спать, я прекращаю заниматься почти всеми делами, чтобы им было комфортно Мои дети – самое важное в моей жизни Я стараюсь устроить так, чтобы быть дома когда это нужно моим детям Я предпринимаю массу усилий для того, чтобы привить моим детям хорошие привычки |
Человек, не склонный к домашней работе
Должен признать, что я не люблю работу по дому Я считаю, что уборка в доме – малоприятное занятие Я наслаждаюсь многими видами домашней работы (подсчитывались отрицательные ответы) Мое представление о домашней работе – «кое-как и как можно быстрее» |
Заботящийся о моде
У меня всегда есть одна-две супермодные вещи Когда есть выбор, я обычно предпочитаю одеваться скорее модно, чем удобно Существенная часть моей жизни и занятий уходит на то, чтобы одеваться красиво Как только мода меняется, я обычно иду в парикмахерскую и делаю прическу по последней моде |
Любитель порядка в доме
Я не люблю, когда везде валяются детские игрушки Обычно я содержу свой дом в чистоте Я чувствую дискомфорт, если у меня в доме не идеально чисто Дни в нашей
семье следуют заведенному поря |
Швея
Я люблю шить и часто шью Я часто шью одежду себе или своим детям Вы можете сэкономить много денег, если шьете себе сами Я бы хотел знать как шить профессионально |
Домосед Скорее я провел бы спокойный вечер дома, чем пошел на вечеринку Я люблю вечеринки, где играет музыка и есть с кем поболтать (подсчитывались отрицательные ответы) Я лучше позанимаюсь спортом, чем пойду на танцы |
Уверенный в себе Я думаю, что я более уверен в себе, чем большинство людей Я более независим, чем большинство людей Я думаю, что обладаю многими способностями Мне нравится, когда меня считают лидером |
Потребитель консервов Как минимум один раз в день я пользуюсь консервированными продуктами Я бы не смог обойтись без консервов Если еда из банки, то это всегда не вкусно (подсчитывались отрицательные ответы) |
Общественник
Я активный член более чем одно церковной общины Я бесплатно и достаточно регулярно работаю в больнице или церковной общине Я люблю принимать участие в проектах, которыми занимается наша община Случалось, что я принимал участие в политической кампании, поддерживал кандидата или помогал решить конкретный вопрос |
Тот, кто сам считает себя лидером Мои друзья или соседи часто приходят ко мне за советом Я иногда влияю на решения, принимаемые моими друзьями о покупках За информацией о различных торговых марках, люди приходят ко мне чаще, чем к другим |
Любитель диеты
В теплую погоду
я пью низкокалорийные Я покупаю низкокалорийные продукты питания чаще, чем средняя домохозяйка Я использую «Metrical» или другую диетическую пищу как минимум один раз в день |
Искатель информации
Я часто прошу у друзей совета, товары какой торговой марки мне покупать Я провожу много времени, беседуя с друзьями о товарах и торговых марках |
Оптимист
Возможно, в следующем году я смогу потратить больше денег, чем сейчас Через 5 лет доход моей семьи, возможно, возрастет |
Чтобы изучить взаимосвязь
между образом жизни потребител
Товары были разделены на следующие группы: 1) для ухода за собой; 2) товары на полку; 3) для кухни и приготовления пищи; 4) для удовлетворения личных капризов; 5) социальные; 6) детские; 7) для внешнего вида.
Анализ показал следующие особенности. «Традиционалисты» отличались склонностями к приобретению товаров из групп «товары на полку» и « для кухни и приготовления пищи». Это, скорее всего, отражало их образ жизни, в котором акцент делается на роль женщины – хранительницы очага. Ассортименту товаров, который выбирали «Неудовлетворенные», трудно дать социальную оценку и связать с той или иной группой. Это объяснялось тем, что «Неудовлетворенные» уверены не в том, что им нравится, а в том, что не нравится, и не находят удовлетворения в покупке товаров. Выбор товаров «Экспансионистами» характеризовался незначительно выраженной склонностью к приобретению «товаров на полку», «товаров для удовлетворения личных капризов» и «товаров для внешнего вида». Это отражало стиль жизни «Экспансионистов», в котором акцент делается на внешнее окружение и на нежелание смотреть на себя как на центр Вселенной. Поведение «Мобильных» в отношении приобретения товаров отличалось сильной склонностью к покупкам товаров из группы «удовлетворение личных капризов», «детских товаров» и «товаров для внешнего вида». Для образа жизни «Мобильных» характерны строгие привычки в питании и обостренное внимание к самому себе и членам семьи из-за недостаточно прочных социальных связей. Товары, предпочитаемые «Активными», относились к группам «для ухода за собой», «для удовлетворения личных капризов», «для внешнего вида». Это отражало образ жизни «Активных», которые большое внимание уделяют встречам с людьми, поездкам и просто тому, чтобы «постоянно быть в движении». «Сложные натуры» чаще выбирали товары из групп «для ухода за собой» и «социальные товары». Люди, относящиеся к этой категории, обычно делают акцент на социальной среде и внешних событиях. Наконец, «Любители незамедлительного вознаграждения» тяготели к товарам из серии «ухода за собой», «для кухни и приготовления пищи», «для удовлетворения личных капризов» и «социальных товаров». Любители незамедлительного вознаграждения жаждут мгновенного удовлетворения и гедонистических видов деятельности.
Психографика или ДИМ-оценки,
общие или относящиеся к
Фундаментальными силами, формирующими образ жизни, являются культурная триада и ранний жизненный опыт. Культурная триада представлена влиянием таких институтов, как семья, религия и школа; ранний жизненный опыт – влияние, затрагивающим несколько поколений, например, экономической депрессии, войны и других крупных событий.
Один из наиболее широко распространенных подходов к исследованию образа жизни для рыночной сегментации – программа «Ценности и образ жизни» (VALS), разработанная А. Митчеллом (1983) в SRI, Калифорнийской фирме, консультирующей менеджеров. Первоначальной основой разработки стала теоретическая база иерархии потребностей А.Х. Маслоу (1954) и концепция социального характера. Суть программы VALS заключается в разработке классификации, которая отводит каждому человеку место в одном из 9 сегментов. Эти сегменты определены на основе ценностей и образа жизни людей (понятие «ценности» в этой системе относится к широкому спектру убеждений, надежд, желаний, стремлений, предрассудков и т.д.). Концептуально VALS представляет собой связующую линию между теорией ориентации психографики на личностные качества и теорией ориентации на образ жизни, сопряженный с деятельностью.
«Девять образов жизни американцев», выделенные этой программой, вместе с типичными демографическими и покупательскими моделями показаны на рис. 3.
Рис. 3. Типология VALS («Девять образов жизни американцев»)
Рис. 4. Модель VALS-2
М.Ф. Рич в 1989 г. в SRI ввел новую модель – VALS-2, более психологически базированную, в сравнении с VALS, которая была более ориентирована на деятельность и интересы. Модель делит американское общество на 8 сегментов по двум направлениям (рис. 4).
Первое направление – ориентация поведения. Потребители, ориентированные на принцип, основывают потребительский выбор больше на своих верованиях, чем на чувствах, событиях или желании одобрения. Потребители, ориентированные на статус, делают выбор на основе своего восприятия – одобрят ли другие их покупки. Ориентированные на действие потребители принимают решения исходя из своих желаний физической активности, разнообразия и принятия риска. Второе направление сегментации – ресурсы потребителей: финансовые, материальные, информационные, физические и психологические. Модель опирается на устойчивые ценности и отношения потребителей. Отнесение потребителей к конкретному типу ведется на основе степени их согласия или несогласия с 42 утверждениями.