Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:22, контрольная работа
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________3
Маркетинговая среда фирмы. Дополнительная литература__________5
Характеристика факторов микро- и макросреды конкретного предприятия.________________________________________________7
Рекомендации по изучению факторов среды, по учету их в работе
предприятия, по воздействию на эти факторы.______________________21
Ситуационная задача «Маркетинговая концепция в деятельности фирмы»___________________________________________________24
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________26
Некоторые аспекты политической обстановки
представляют для организаций особое
значение. Один из них - настроение местной
администрации, законодательных органов
всех уровней и судов в отношении
бизнеса. Тесно увязанные с
Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющие рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (даже к национализации иностранной собственности) или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение валюты, вывозимой в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа.
Также необходимо заметить, что воздействие этой компоненты макроокружения не носит строго однонаправленный характер, то есть влияние политики на организацию. Происходит и взаимодействие с государством. Оно может быть эффективном только в том случае, если будет пересечение их интересов и целей. С точки зрения руководителя государство должно создавать условия, в которых можно эффективно достигать своих целей: условия инвестирования, правовая определенность и т. д. А с точки зрения политики руководитель организации призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка, то есть обеспечение экономического роста, снижение безработицы и других крупных общественно-значимых проблем. Взаимодействие же организации с региональными и муниципальными органами власти происходит во время регистрации фирмы, сертификации, регистрации товарных знаков, стандартизации, экологического контроля.
Изучение социальной компоненты макроокружения
направлено на то, чтобы уяснить
влияние на бизнес таких социальных
явлений и процессов, как: отношение
людей к работе и качеству жизни;
существующие в обществе обычаи и
верования; разделяемые людьми ценности;
демографические структуры
Анализ технологической
Технология является одновременно
внутренней переменной и внешним
фактором большого значения. Технологические
нововведения влияют на скорость устаревания
продукта, на то, как можно собирать,
хранить и распределять информацию,
а также на то, какого рода услуги
и новые продукты ожидают потребители
от организации. Очевидно, что организации,
имеющие дело непосредственно с
технологией высокого уровня, наукоемкие
предприятия должны быть в состоянии
быстро реагировать на новые разработки
и сами предлагать нововведения. Однако
сегодня, чтобы сохранить
Также выделяются в особую группу природно-географические факторы, связанные с климатическими условиями, запасами природных ресурсов и энергетической обстановкой.
Проводя изучение различных компонент макроокружения, очень важно иметь в виду два следующих момента.
Во-первых, это то, что все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение в одной из компонент обязательно приводит к тому, что происходят изменения и в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других составляющих макроокружения.
Во-вторых, это то, что степень
воздействия отдельных
Для того чтобы организация могла
результативно изучать
· Анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;
· Участие в профессиональных конференциях;
· Анализ опыта деятельности организации;
· Изучение мнения сотрудников организации;
· Проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.
Изучение компонент
Система анализа макроокружения дает
необходимый эффект только в том
случае, если она поддерживается высшим
руководством и дает ему необходимую
информацию, если она тесно связана
с системой планирования в организации
и, наконец, если работа аналитиков, работающих
в этой системе, сочетается с работой
специалистов по стратегическим вопросам,
которые в состоянии проследить
связь между данными о
3. Внешняя среда предприятия - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.; это внешние по отношению к нему силы: потребители, поставщики, торговые посредники, инвесторы, конкуренты, а также факторы макросреды: социально-демографические, географические, экономические и т.п.
Как уже было сказано, основная цель
любого предприятия - получение прибылей.
Основная задача системы его управления
- обеспечить производство товаров, привлекательных
с точки зрения целевых рынков.
Однако успех руководства предприятием
зависит и от деятельности остальных
его подразделений, и от действий
его посредников, конкурентов и
различных контактных аудиторий. Микросреда
представлена силами, имеющими непосредственное
отношение к предприятию и
его предпринимательским
Изучение непосредственного
ОАО "Татнефть" - шестая по объему
добычи нефтяная компания в РФ. Организация
является одной из крупнейших нефтедобывающих
компаний России. Объемы добычи компании
достаточно стабильны. По итогам 2007 года
доля компании составила 5.2% всей добытой
в стране нефти или 25736 тыс. т. ОАО «Татнефть»
является вертикально-интегрированной
компанией. В состав холдинга входят нефтегазодобывающий
комплекс, нефтегазоперерабатывающие
и нефтехимические предприятия, сбытовые,
банковские, страховые и сервисные компании.
Основным направлением деятельности Татнефти
является добыча нефти. Кроме того, компания
занимается геолого-разведочными работами,
переработкой нефти, сервисным обслуживанием
нефтедобывающего производства, реализовывает
нефтепродукты через собственную сеть
из более 560 автозаправочных станций и
комплексов в России и на Украине, выпускает
металлопластмассовые трубы, автомобильные
шины, синтетические моторные масла, и
другую продукцию. В рейтинге «Ведущие
предприятия РФ», подготовленным РА АК&M
по итогам 2006 года, Татнефть занимает 18
место. Компания поддерживает свободную
конкуренцию и предпринимательство, проводит
справедливую открытую политику в отношении
конкурентов, руководствуясь законами,
регулирующим конкуренцию, и, в частности,
антимонопольным законодательством.
Никто из сотрудников компании не может
вести деятельность, противоречащую антимонопольному
законодательству. В сложных случаях,
касающихся этических аспектов взаимодействия
с конкурентами, следует обращаться в
Правовое Управление Компании.
К факторам, ограничивающим рейтинговую оценку Татнефти, можно отнести то, что, несмотря на определенную диверсификацию деятельности, Татнефть как и другие нефтяные компании существенно зависит от мировой конъюнктуры рынка нефти. В последние годы цены на нефть, несмотря на восходящий тренд, отличаются высокой волатильностью, что отражается и на устойчивости доходов компании. Негативным для компании фактором является отсутствие существенных мощностей для переработки нефти. Татнефть несет достаточно значительные потери в сравнении с конкурентами из-за отсутствия возможностей продавать собственные нефтепродукты в сопоставимых с объемами добычи величинах. В качестве сдерживающего рейтинг Татнефти фактора выступает и ограниченная ресурсная база компании. Месторождения Татнефти характеризуются высоким уровнем выработанности запасов (месторождения выработаны более чем на 80%). Запасы компании составляют более 800 млн. т и постепенно снижаются. В результате компания ограничена в объемах добычи, несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру. Кроме того, сохранение текущего уровня добычи, а также приобретение и освоение новых месторождений требуют значительных инвестиций, что может отразиться на долговой нагрузке Татнефти. Добываемая компанией нефть характеризуется высокой сернистостью, что в целом свойственно для Поволжского и Уральского регионов. В результате увеличивается стоимость добычи и переработки нефти, что приводит к потерям доходов компании. Специфика деятельности компании предполагает высокую зависимость от экономической политики государства. Татнефть работает в отрасли, характеризующейся значительной налоговой нагрузкой и высоким уровнем административного регулирования. Кредитоспособность компании в весомой мере предопределяется действиями регулирующих органов. Законодательные и прочие изменения в данной части могут существенно отразиться на кредитоспособности Татнефти.
Специализированная мебельная
^ Особенности новой маркетинговой концепции.