Лекции по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:01, курс лекций

Описание работы

1. Сущность и понятие маркетинговых исследований
2. Классификация маркетинговых исследований
3. Проектирование выборки, сбор данных.
4. Маркетинговая информационная система (МИС)

Файлы: 1 файл

mark_issl_-_lektsii.doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

Опросная анкета была направлена по почтовому списку  1260 семьям. У краски было 3 гл. конкурента (A,B,C). Подобное исследование в 1994 году показало следующие рыночные доли:

Алюр - 31,75% (400 семей)

А - 25% (315 семей)

B - 32,54% (410 семей)

С - 10,7% (135 семей)

По результатам  нового исследования -

рыночная доля Алюр - не изменилась, но марка В увеличила долю до 36,5% (460 семей), однако, это увеличение может быть отнесено за счет снижения рыночных долей (А и С) :

А - 22,2% (280 семей)

С - 9,52% (120 семей)

Менеджмент фирмы Алюр, решил, что для беспокойства мало оснований. Исследование 1995 года обнаружило несколько дополнительных фактов - за истекший год на марку Алюр переключилось 70 семей с марки А,  и 30 семей с марки С.

5 семей с марки В  и 30 семей с марки С переключились на марку А, тогда как из приверженцев марки Алюр на марку А не переключился ни один ( 0 семей).

Последний факт еще больше успокоил менеджмент компании Алюр.

И наконец, 45 семей с марки В на марку С. Но ни одна семья, применявшая Алюр или А, не переключилась на марку С. Приверженность марки С была оценена, как 0,556.

  1. Предлагается проделать тот же анализ. Постройте «матрицу лояльности маркам ( начинайте с ее заполнения с итогов по строкам и столбцам).
  2. Рассчитать приверженность всем маркам.

 

Каузальные  исследования - проект исследований, в  котором основное внимание уделяется  установлению причинно - следственных связей. Основной метод - эксперимент, который предусматривает проверку гипотезы о наличии причинно-следственной связи и при этом важно получить веские доказательства, которые объясняют эту взаимосвязь,

с учетом отсутствия участия других факторов.

 

   Определение метода сбора данных

 

Вторичная информация - внешняя и внутренняя

Вторичная информация - это данные, собранные для целей, отличных от решения исследуемой  проблемы

 

Вторичная информация – это та информация, которая  уже кем-то

собрана и обработана для определенных целей.

Вторичная внутренняя информация, ее источники:

Счет-фактура  – имя клиента, его месторасположение, наименование             

                           продаваемого продукта, объем и  стоимость сделки,

                           конечная цель потребления и т.д.

Отчеты кассового аппарата- вид платежа (наличные и кредитная  карта),

                           стоимость покупки и т.д.)

Отчеты торговых агентов  – приобретенные клиенты и  перспективные 

                           визиты, обсуждавшиеся товары, полученные  заказы,

                          потребности и запросы покупателя  и т.д.

Счета торговых агентов – имя, адрес и номер  телефона клиента, число

                          звонков торгового представителя, продажи компании,

                          сфера деятельности клиента, объемы  потребления и т.д.

Финансовые  отчеты – имя, адрес и телефон  клиента и т.д.

Кредитные истории  – погашения, предоставление кредитов

Гарантийное обслуживание – сервисное обслуживание, косвенные пока-

                          затели продаж

А также материалы  предыдущих исследований.

 

Вторичная внешняя  информация (источники):

- книги общеэкономической  направленности;

-данные Госкомстата  РФ ;

- материалы  СмИ;

- специализированные журналы;

- отраслевые  журналы;

- материалы  выставок, совещаний, конференций;

- информация  союзов, ассоциаций;

- справочная  информация;

- правительственные  документы.

 

Достоинства вторичной  информации:

  1. Многие ее виды недороги (периодическая печать);
  2. Обычно быстро  собирается ( библиотеки, монографии)
  3. Источники (правительственные) могут сдержать данные, которые невозможно получить самостоятельно;
  4. Часто имеется несколько источников (несколько подходов)
  5. Собранная из независимых источников, как правило достоверна;
  6. Помогает на стадии предварительного анализа;
  7. Формирует более полное представление о рассматриваемых проблемам.

   Недостатки  вторичной информации:

  1. Не может полностью подходить для целей проводимого исследования (т.к. собрана для других целей);
  2. Методология сбора данных может быть неизвестна и значит информация может быть недостоверной;
  3. Устаревшей;
  4. Содержать не все результаты исследования;
  5. Могут существовать противоречивые данные.

 

Поиск опубликованных внешних вторичных данных:

  1. Сформулировать что необходимо узнать (и что уже известно);
  2. Составить список ключевых терминов и фамилий;
  3. Найти общие справочники и указатели по газетам (или др.изданиям), первый раз воспользоваться библиотекой;
  4. Просмотреть найденную литературу и если необходимо – расширить поиск;
  5. Совет с библиографом, использовать программу компьютерного поиска;
  6. Просмотреть специальные справочники;
  7. Найти авторитетных специалистов в интересующей области и посоветоваться с ними.

 

 

                   Методы анализа документов:

 

      Классификация документов:

- по способу  фиксации – письменные (архивы: государственные,  центральные, организаций; пресса; косвенные); иконографический (кино- и  фотодокументы, произведения искусства); статистические;

- по достоверности  – подлинники, копии;

- по статусу – официальные, полуофициальные, неофициальные;

- по целям  использования  - восполняющие информацию;   отражающие личность автора;  специальные исследовательские,  независимые.

 

  Выделяют 2 основных  типа анализа:

· Традиционный (классический), который позволит оценить внешние данные документа и его внутреннее  содержание.

· Количественный, формализованный (контент-анализ) – перевод массового текста в количественные показатели, применяется так же и для обработки первичной информации

 Различаясь  между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга и преследуют одну цель: ПОЛУЧЕНИЕ МАРКЕТОЛОГОМ ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ЕГО НАДЕЖНОЙ И ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Анализ документов используется при работе с вторичными данными и в первую очередь, социально-психологической направленности (обработка первичной информации).

Традиционный  анализ – это цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала  с определенной интересующей исследователя  в каждом конкретном случае, точки зрения.

    Традиционный  анализ означает преобразование  первоначальной формы документа  в необходимую исследовательскую  форму (интерпретация содержания  документа, его толкование).

     Данный  вид документа позволяет охватывать  самые глубинные, скрытые стороны содержания  документа.

    В  традиционном анализе различают  внешний и внутренний анализ.

    Внешний  анализ – это анализ контекста  документа в собственном смысле.

Цель – установить вид документа, его форму, время  и место появления, кто автор, цели создания, надежность и достоверность, контекст.

Пренебрежения – грозит неверным истолкованием  содержания документа.

 

Внутренний  анализ – исследование содержания документа: выявление уровня достоверности  приводимых фактов и цифр, установление уровня компетентности автора документа, выявление его личного отношения к описываемым фактам .

Спец.методы  анализа – юридический анализ,

                                          психологический анализ 

 

Основной недостаток традиционного анализа – субъективность.

  Формализованный анализ:

Контент-анализ – это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической ее обработкой.

Начинается  с выявления смысловых  единиц:

- понятия, выраженные  в отдельных терминах;

- тема, выраженная  в целых смысловых абзацах, частях текстов;

- имена собственные;

- целостное  общ. событие, официальный документ, факт, случай и др.

- смысл апелляций  к потенциальному адресату.

   Контент-анализ  проводится в следующей последовательности:

  1. Постановка задач

Объекты контент-анализа – материалы газет, и др.печатных изданий, содержание радио- и теле- передач, кинофильмов, рекламных  сообщений и данные, которые получают при анкетировании и интервью.

Цель исследования – выявление характеристик, элементов  объекта исследования.

  1. Определение системы категорий и единиц анализа.

Категория –  ключевые понятия, которые позволяют  группировать и систематизировать  темы сообщения в соответствии с  выбранной классификацией.

  1. Выбор характеристик текста. Выбираются:

- количественные  характеристики текста – общий объем внимания к изучаемой проблеме, частота внимания.

        - качественные характеристики текста  – отношение автора к проблеме,        достоверность изложенных фактов, модальность (пожелания).

4. Анализ материала.

5. Выводы.

Целесообразно применять контент-анализ, в случаях:

-требуется высокая степень точности и объективности анализа

-собран обширный  и несистематизированный материал

-категории,  важные для исследования характеризуются  определенной частотой появления

Вывод:

Основными направлениями использования контент-анализа являются:

-выяснение  причин, породивших сообщения

-оценка эффекта  воздействия данного сообщения

 

 

                          Достоинства и недостатки первичной  информации

         Достоинства

        Недостатки

  1. Собирается в соответствии с точными целями;
  2. Методология сбора данных известна и контролируется фирмой;
  3. Принадлежит фирме и недоступна для конкурентов;
  4. Отсутствие противоречивых данных;
  5. Степень надежности может быть определена;
  6. Может быть единственным способом получения необходимых данных.
  1. Сбор данных может занять много времени.
  2. Могут потребоваться большие затраты;
  3. Некоторые виды информации не могут быть получены.
  4. Подход фирмы может носить ограниченный характер.
  5. Фирм может быть неспособна получать первичную информацию.

 

 

       

 

                  Получение первичных данных

 

     Что  использовать – коммуникации  или наблюдение?

          В коммуникацию входит опрос  респондентов для подтверждения  определенной информации с помощью  инструментов сбора данных, называется опросным листом.

Вопросы могут  быть устными и письменными, и  ответы тоже могут быть даны в любой  форме.

        Наблюдение не включает в себя  опросов.

        Интересующая ситуация тщательно  изучается и значимые факты,  действия и поведения записываются.

        В качестве наблюдения может  выступать человек или механическое  устройство (сканеры в супермаркете).

Информация о работе Лекции по "Маркетингу"