Лекции по "Правовому регулированию маркетинговой деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:31, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.
ТЕМА 2. ДОГОВОР, ВНЕДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, РАСЧЕТНЫЕ И КРЕДИТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
ТЕМА 4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.
ТЕМА 5. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПРЕДПРИЯТИЯ.
ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА В ОБЛАСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Файлы: 1 файл

конспект по првовому регулированию.docx

— 75.69 Кб (Скачать файл)

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства  произведения, а также от способа  его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения  и осуществления авторского права  не требуется регистрации произведения или иного специального оформления

Личные неимущественные  права автора.

Автору  в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные  права:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения  имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право  на обнародование), включая право  на отзыв;

право на защиту произведения, включая его  название, от всякого искажения или  иного посягательства, способного нанести  ущерб чести и достоинству  автора (право на защиту репутации  автора).

Личные  неимущественные права принадлежат  автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автору  в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. данные права могут быть переданы автором другому лицу.

За  нарушение предусмотренных настоящим  Законом авторских и смежных  прав наступает гражданская, уголовная  и административная ответственность.

  Обладатели исключительных авторских  и смежных прав вправе требовать  от нарушителя:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего  до нарушения права, и прекращения  действий, нарушающих право или  создающих угрозу его нарушению;

3) возмещение убытков, включая упущенную  выгоду;

4) взыскания дохода, полученного нарушителем  вследствие нарушения авторских  и смежных прав, вместо возмещения  убытков;

5) выплаты компенсации в сумме  от 10 до 50000 МРОТ, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

 

Патентное право.

Основной  закон: Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г.), которым регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняются законом и  подтверждаются соответственно патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец. В отличие от авторского права патентное право наступает только после прохождения соответствующей процедуры получения патента или регистрации изобретения.

  Патентообладателю принадлежит  исключительное право на изобретение,  полезную модель или промышленный  образец. Никто не вправе использовать  запатентованные изобретение, полезную  модель или промышленный образец  без разрешения патентообладателя,  в том числе совершать следующие  действия, за исключением случаев, предусмотренных Законом (например, при чрезвычайных обстоятельствах).

Любое физическое или юридическое лицо, использующее запатентованные изобретение, полезную модель или промышленный образец с нарушением Патентного закона, считается нарушителем патента. Патентообладатель вправе требовать:

- прекращения нарушения патента;

- возмещения лицом, виновным в нарушении патента, причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством;

- публикации решения суда в целях защиты своей деловой репутации;

- осуществления иных способов защиты прав в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

Нетрадиционные  объекты интеллектуальной собственности, их виды

Нетрадиционные  объекты также являются результатами интеллектуального труда, не совпадающие  с традиционными объектами (авторским  и патентным правом), но защищенные законодательством. К ним относятся:

1. Открытия

2.Рационализаторские  предложения

3. Топология интегральных микросхем

4. Селекционные достижения

Основными  документами,  регламентирующими отношения в данной области, являются: Положения об открытиях, 1973г.,  Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23.09.1992г., Закон РФ «О селекционных достижениях».

 

Нематериальные  активы предприятия- понятия и признаки, особенности учета, оценки и инвентаризации.

Нематериальный  актив — это идентифицируемый не денежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве или предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим или для административных целей». Под активом стандарт понимает «ресурс, контролируемый компанией в результате прошлых событий и от которого ожидается поступление в компанию экономических выгод».

Подобные  требования предъявляются к нематериальным активам и в «Положении о бухгалтерском учете. Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в)  использование в  производстве продукции, при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г)  использование в  течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д)  организацией не предполагается последующая перепродажа данного  имущества;

е)  способность приносить  организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных  документов, подтверждающих- существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.). В соответствии со ст. 25 ПБУ нематериальные активы, предоставленные организацией-правообладателем в пользование другой организации-пользователю при сохранении первой организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у организации-правообладателя. Начисление амортизации по нематериальным активам, предоставленным в пользование, производится организацией-правообладателем. Нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются организацией-пользователем на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре.

К нематериальным активам, согласно ПБУ  могут быть отнесены так:

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.                  

Этот  перечень не является исчерпывающим. К  нематериальным активам могут относиться и другие исключительные права. Это права на использование служебного произведения науки, литературы и искусства, которые принадлежат работодателю автора, т. е. юридическое у лицу, которое вправе использовать это произведение и относить его к своим нематериальным активам, если они отвечают требованиям, предъявляемым законодательством, исключительные права производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, обладателей коммерческой тайны.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

Особенности функционирования рынка интеллектуальной собственности обусловлены спецификой товара и соответственно, условиями обращения товара на рынке.

В условиях рыночной экономики интеллектуальная собственность выступает в качестве товара наряду с материальными объектами, причем ее стоимость в некоторых случаях значительно превышает стоимость материальных объектов. Товаром являются права на объекты интеллектуальной собственности, передача которых оформляется специальным договором.

Среди способов распоряжения исключительными  правами центральное место занимает передача их по договору. Таким образом, существует возможность распорядиться  любым исключительным правом, как в форме полной уступки прав, так и в форме выдачи исключительной либо неисключительной лицензии. Для правообладателя объекта интеллектуальной собственности естественным становится выбор — продать право на объект либо предоставить его во временное пользование.

Продажа прав, в российском законодательстве используется термин уступка прав, — это юридический акт, посредством  которого владелец прав на объект интеллектуальной собственности передает (уступает) эти права другому лицу, что свидетельствуется письменным документом. Владелец прав при этом называется передающим лицом, а физическое или юридическое лицо, приобретающее все права, — получателем. После завершения такой сделки передающее лицо уже не имеет   никаких имущественных прав на объект интеллектуальной собственности , о котором идет речь.

Второй  юридический способ распоряжения правами  — лицензирование, т. е. предоставление владельцем прав другому физическому или юридическому лицу разрешения на совершение в определенной стране или иной территории и в ограниченный период времени оного или более действий, на которые имеет исключительные права правообладатель. Юридический документ, подтверждающий факт выдачи разрешения,  обычно называют лицензионным говором (контрактом), или лицензией.

 

ТЕМА 4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.

Вопросы:

1. Средства индивидуализации, их виды, функции, признаки.

2.Средства  защиты прав владельцев.

 

Основные  виды средств индивидуализации:

1.Товарные  знаки

2.Знаки  обслуживания

3.Фирменные  наименования предприятия;

4.Наименование  места происхождения товара.

 

Основным  законом, регулирующим данный аспект маркетинговой  деятельности является Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" ( с изм. на  24 декабря 2002 г.)

Товарным  знаком и знаком обслуживания признаются обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Принимая во внимание, что товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются Законом в правовом режиме (равенство условий и последствий их регистрации), в данном Комментарии в основном будут употребляться термины "товарный знак" и " товар".

Принципиальным  является также приравнивание в  правовом режиме товарных знаков и  знаков обслуживания. Правовое равенство  этих объектов определено статьей 6-sexies Парижской конвенции. В названной понятие «товарного знака» чаще относя к товарному производству, а «знак обслуживания» может быть присвоен предприятию, оказывающему услуги, в том числе:  транспортировку грузов, хранение, строительство, страхование, банковские операции, сдачу помещений внаем, информационное обслуживание, рекламу, радиовещание и телевидение, "индустрию увеселений", гостиницы, рестораны, ремонт, чистку, здравоохранение, адвокатские услуги и многое другое.

Правовая  охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании  его государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом, или в силу международных договоров Российской Федерации.

Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть только одно  юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.

Виды  товарных знаков

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Объединение лиц,  вправе зарегистрировать в коллективный знак, который является товарным знаком, предназначенным для обозначения  товаров, производимых и (или) реализуемых  входящими в данное объединение  лицами. Коллективный знак и право  на его использование не могут быть переданы другим лицам.

Информация о работе Лекции по "Правовому регулированию маркетинговой деятельности"