Лекции по "Правовому регулированию маркетинговой деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:31, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.
ТЕМА 2. ДОГОВОР, ВНЕДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, РАСЧЕТНЫЕ И КРЕДИТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
ТЕМА 4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.
ТЕМА 5. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПРЕДПРИЯТИЯ.
ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА В ОБЛАСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Файлы: 1 файл

конспект по првовому регулированию.docx

— 75.69 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в законе о рекламе предусмотрено, что если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила о рекламе, чем те, которые предусмотрены Федеральным  законом «О рекламе», то применяются  правила международного договора.

 

ТЕМА 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ И  ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

Вопросы:

1. Упаковка товара в маркетинговом  и правовом аспекте.

2.Понятие  и правовое обеспечение сертификации  продукции.

3.Стандартизация  продукции.

4.Правовые аспекты позиционирования и товарного ассортимента

5.Правовое  обеспечение процесса товародвижения

 

Упаковка  товара в маркетинговом и правовом аспекте.

Упаковка  является составной частью товарной политики, которая включает разработку и производство тары (вместилища или оболочки для товара), этикеток и вкладышей. Законодательством о стандартизации упаковка определяется как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара и окружающей среды от повреждения и потерь и облегчающих процесс обращения товаров. Тара рассматривается как элемент упаковки, изделие для размещения товара. Сама тара, как и упаковочные материалы, могут быть предметом купли-продажи.

В современном российском законодательстве вопросы тары и упаковки регулируются ст. 481 и 482 ГК РФ. Так, ст. 481 устанавливает обязанность продавца передать покупателю товар в таре и (или) упаковке независимо от того, включены ли сторонами соответствующие условия в договор. Изъятие составляют товары, характер которых не требует затаривания и (или) упаковки. Передача товара без тары и (или) упаковки может быть предусмотрена договором или вытекать из существа обязательства.

В случае передачи товаров  без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, последствия, установленные ст. 482 ГК РФ, если договором не обусловлено иное. Ненадлежащей признается тара (упаковка), не соответствующая условиям договора или обязательным требованиям государственных стандартов, а также не обеспечивающая сохранность товара при обычных условиях хранения и транспортировки. В случае передачи товаров без тары и (или) упаковки покупатель вправе потребовать от продавца затарить или упаковать товар, в случае ненадлежащей тары (упаковки) — заменить ее.

Согласно  п. 2 ст. 482 ГК РФ нарушения требований к таре и упаковке могут вызвать  те же последствия, что и при передаче товара ненадлежащего качества, перечисленные в ст. 475 ГК РФ.

Понятие и  правовое обеспечение сертификации продукции.

 Сертификация представляет собой специальную процедуру подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям. Такая процедура проводиться независимой от изготовителя и потребителя организацией, которая удостоверяет в письменной форме, что соответствующая продукция, а также процессы, системы качества и другие объекты отвечают установленным требованиям. Таким образом, сертификация является методом объективного контроля качества продукции. Она облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служит определенной гарантией его доброкачественности.

Правоположения, регулирующие вопросы сертификации в России, сконцентрированы в Законе РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», который устанавливает основы обязательной и добровольной сертификации. В развитие его положений издаются подзаконные акты, в том числе постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, принимаемые в соответствии с их компетенцией.

Российским  Законом о сертификации установлен примат международно-правовых актов  над внутринациональным законодательством. Так, согласно ст. 3 Закона, если международным договором Российской Федерации установлены правила иные, чем те, что содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора. Действительно, Россия является участником ряда международных систем сертификации продукции, в частности изделий электронной техники, электротехнических изделий, ручного огнестрельного оружия. При их сертификации необходимо прежде всего опираться на правила соответствующей системы международной сертификации.

Сертификация осуществляется в  целях:

•   создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

•   содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

•   защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

•   контроля безопасности продукции для  окружающей среды, жизни, здоровья и  имущества, осуществляющегося в  соответствии с Правилами проведения сертификации отдельных товаров  для защиты граждан от опасных  внешних воздействий, утвержденными  постановлением Госстандарта РФ от 28 февраля  2000 г. № 12;

•   подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация  может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация, кроме всего прочего, является средством государственного контроля за безопасностью товаров, работ, услуг, а добровольная способствует повышению конкурентоспособности продукции.

Обязательная  сертификация проводится для продукции, содержащейся в перечнях, закрепленных в законодательстве о стандартизации. Обязательной сертификации подлежат, в частности, товары для личных (бытовых) нужд граждан; строительная продукция; выполняемые работы и оказываемые услуги населению и др.

Добровольная  сертификация проводится по инициативе заявителя (изготовителя, продавца, исполнителя) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

 

Стандартизация  продукции

Важная  роль  в  законодательстве,   призванном  обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг, принадлежит нормативно-правовым актам о стандартизации. Среди них основополагающая роль отводится Закону РФ от 10 июня 1993 г. № 5154 «О стандартизации», который устанавливает основные положения, принципы понятия, порядок организации работ в области стандартизации являющиеся едиными и обязательными для предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, ; также для граждан-предпринимателей.

Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

•   безопасности продукции, работ и  услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

•   технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

•   качества продукции, работ и услуг  в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

•   единства измерений;

•   экономии всех видов ресурсов;

•   безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

•   обороноспособности и мобилизационной  готовности страны.

Эти цели отражают двойственный характер стандартизации, поскольку, с одной стороны, основная ее цель установление обязательных требований по безопасности, технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции и безопасности хозяйственных объектов, а с другой - разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции исходя из необходимости повышения ее качества и экономии ресурсов.

Также немаловажное значение для стандартизации имеет Закон РФ от 27 апреля 1993г. №4871-I «Об обеспечении единства измерений» и издаваемых в соответствии с ним законодательных актов.

 

Правовые  аспекты позиционирования и товарного  ассортимента

Цель  позиционирования – убедить потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести. Естественно, позиционирование  не может быть связано с обманом и дезинформацией потребителя, поэтому маркетологам необходимо иметь ввиду ст. 200 Уголовного Кодекса РФ, предусматривающую наказание за обман покупателей.

Кроме того, необходимо учитывать положения  Законов «О Защите прав потребителей», «О рекламе» и «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности», не допускающие предоставления неверной, искаженной или ложной информации.

Вопросы о товарном ассортименте регулируются ст.467 и 468 ГК РФ. В данном случае ассортимент рассматривается как условие договора, это перечень товаров определенного наименования, различаемых по отдельным признакам. В ст. 468 указана ответственность за невыполнение договора в плане наличия оговоренного ассортимента.

 

Правовое  обеспечение процесса товародвижения

Товародвижение  – это комплексная деятельность по систематическому принятию решений, планированию, осуществлению контроля за физическим перемещением и передачей права собственности на товар. Законодательство, обслуживающее функцию товародвижения - это нормативные акты, регулирующие систему договоров в данной сфере. Как то: договор поручения, договор комиссии, договор агентирования, коммерческой концессии. Кроме того в ГК РФ содержатся нормы регулирующие правила проведения торгов, биржевых торгов, правила регулирующие лизинговые операции.

 

ТЕМА 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Вопросы:

  1. Система государственного регулирования цен.
  2. Правовая регламентация свободных рыночных цен.
  3. Формирование цен на продукцию для государственных нужд.
  4. Ответственность за нарушение порядка ценообразования.

Система государственного регулирования цен.

Регулируемой признается цена, которая формируется на товарном рынке при государственном воздействии на нее.

Современная экономическая теория в сфере государственного регулирования цен выделяет методы прямого (директивного) и косвенного (экономического) регулирования цен.

К первой группе методов можно отнести  установление твердых цен (тарифов), базовых цен, предельных коэффициентов  изменения базовых цен и т.д. К методам косвенного регулирования  можно отнести льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации  и компенсации.

В настоящее время государственная  политика ценообразования базируется на положениях Указа Президента РФ от 28 февраля 1995г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и принятом в его исполнение постановлении Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Упомянутый  Указ признает концепцию дальнейшей либерализации цен; государственное регулирование цен следует осуществлять в основном относительно продукции естественных монополий. Кроме того, Правительству РФ предписано определять (с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации) и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию, а также пересматривать их по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен.

Регулируемые  государством цены применяются всеми  предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

Постановлением  Правительства РФ утверждено три  перечня продукции, товаров и  услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию. Перечни являются закрытыми, по другим видам продукции прямого государственного регулирования цен не производиться.

Правовая  регламентация рыночных цен.

Свободной (договорной) рыночной ценой признается цена, устанавливаемая по соглашению сторон при отсутствии на нее государственного воздействия. Применение свободных цен отвечает существу рыночной экономики, в которой цены определяются потребностями, покупательной способностью, спросом, конкуренцией и другими экономическими факторами. В свою очередь цены влияют на производство. Свободное рыночное ценообразование призвано нацелить производителей на выпуск товаров, пользующихся спросом. Гибкость и оперативность в формировании свободных рыночных цен делает экономику динамичной, ориентирующейся на удовлетворение общественных потребностей.

Установление  продажной цены на товар предполагает определение размера торговой надбавки, которая должна возмещать издержки обращения, уплату косвенных налогов (акцизов) и обеспечивать получение прибыли. Данный вопрос урегулирован Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики РФ 6 декабря 1995 г. № СИ-484/7-982 и призванными помочь хозяйствующим субъектам в сфере ценообразования. Данный акт носит рекомендательный характер и может быть применен любыми субъектами хозяйственной деятельности.

Информация о работе Лекции по "Правовому регулированию маркетинговой деятельности"