Лекции по "Правовому регулированию маркетинговой деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:31, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.
ТЕМА 2. ДОГОВОР, ВНЕДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, РАСЧЕТНЫЕ И КРЕДИТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
ТЕМА 4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.
ТЕМА 5. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПРЕДПРИЯТИЯ.
ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА В ОБЛАСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Файлы: 1 файл

конспект по првовому регулированию.docx

— 75.69 Кб (Скачать файл)

Распоряжение исключительным правом на товарный знак

Правообладатель вправе использовать товарный знак и  запрещать использование товарного  знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя. Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Исключительное  право на товарный знак может быть передано правообладателем другому  юридическому лицу или осуществляющему  предпринимательскую деятельность физическому лицу. Уступка товарного  знака не допускается, если она может  явиться причиной введения в заблуждение  потребителя относительно товара или  его изготовителя.

Право на использование  товарного знака может быть предоставлено  по лицензионному договору, если качество товаров лицензиата будет не ниже.

Наименование  места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны или другого географического объекта и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Правовая  охрана наименования места происхождения  товара в Российской Федерации возникает  на основании его регистрации.

В отличие от товарного знака наименование места происхождения товара может  быть зарегистрировано одним или  несколькими юридическими или физическими  лицам, которые в границах того же географического объекта производят товар, обладающий теми же основными  свойствами. Регистрация наименования места происхождения товара действует  бессрочно.

Ответственность за незаконное использование товарного  знака и наименования места происхождения  товара

Использование товарного знака и наименования места происхождения товара или  сходного с товарным знаком, влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Защита гражданских  прав от незаконного использования товарного знака осуществляется:

выставлением  требований о прекращении нарушения;

взыскания причиненных убытков осуществляется также путем:

публикации  судебного решения в целях  восстановления деловой репутации  потерпевшего;

удаления  за счет нарушителя с контрафактных  товаров.

вместо  требования о взыскании причиненных  убытков вправе требовать от лица, незаконно использующего товарный знак или наименование места происхождения  товара, выплаты определяемой судом  денежной компенсации в размере  от 1 тысячи до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

 

Основные функции товарных знаков и наименования мест происхождения товара:

1. Выделение товара  или услуги среди однородных.

2. Указывается происхождение  товара или услуги.

3. Указание на определенное  качество продукции.

4.Облегчается реклама.

5. Уменьшается сравнение  по ценам, поскольку осознаются  отличия по товарным знакам.

6.Марочная продукция  более привлекательна для каналов  товародвижения.

7. Продукция, имеющая  товарный знак цениться на  мировом рынке на 15-25% выше.

 

Правовое  регулирование фирменных наименований осуществляется различными видами нормативных  актов. Фирменное наименование – наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо среди других участников оборота.

В структуре фирменного наименования выделяют две части основную (корпус фирмы) и вспомогательную (добавления). Вспомогательная часть наименования содержит как обязательные, так и  факультативные по усмотрению владельца (например «специализированный», «универсальный»  и т.д.). Наименование как корпус, так и добавление не должно вводить потребителя в заблуждение. Например существуют ограничения на использование слов: «банк», «кредитная организация», «Россия» и т.д.

Нормативные акты не предъявляют требований к новизне и исключительности фирменных наименований, но только в том случае, если это не приводит в заблуждение потребителей (т.е. деятельность осуществляется на разных товарных рынках или  территориях).

В отличие от других средств индивидуализации, юридические лица обязаны использовать фирменные наименования, которые прекращают свое действия с ликвидацией предприятия.

 

ТЕМА 5. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПРЕДПРИЯТИЯ

Вопросы:

1.Понятие  коммерческой тайны.

2. Критерии охраноспособности коммерческой  тайны, особенности ее защиты  взаимосвязь с другими отраслями  права.

3. Последствия разглашения коммерческой  тайны. 

Коммерческая  тайна, отличается от всех других видов тайн тем, что сведения ее составляющие, должны относиться к коммерческой деятельности предприятия и иметь при этом коммерческую ценность.  Так как в большинстве стран отсутсвуют специальные законы об охране коммерческой тайны, то в международной практике широко используются аналогичные термины: ноу-хау, секреты производства, торговые секреты, деловые секреты или конфиденциальная информация.

В РФ определение коммерческой тайны  дает ст. 139 Гражданского кодекса РФ, одновременно перечисляя три условия охраноспособности коммерческой тайны:

Информация  составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную  ценность в силу неизвестности ее третьим лицам(1), к ней нет доступа  на свободном основании(2), и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности(3).

Только  при соблюдении этих трех условий  у предпринимателя есть возможность  защитить свои права в судебном порядке. Срок охраны коммерческой тайны не ограничен.

не вся коммерческая информация может быть отнесена к коммерческой тайне. Перечень информации, которая не может являться коммерческой тайной в РФ содержится в постановлении №35 Правительства РФ от 5.12.1991г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», а также в некоторых других нормативных актах, в частности в налоговом законодательстве, законодательстве о труде и т.д. Итак, не относятся к коммерческой тайне:

- документы о платежеспособности;

-сведения  о численности работающих, заработной  плате, условиях труда;

-сведения  о загрязнении окружающей среды;

-нарушении антимонопольного законодательства;

-несоблюдении безопасных условий труда;

-реализации  продукции, причиняющей вред здоровью  населения и т.д.

Итак, законом установлены следующие  критерии охраноспособности коммерческой тайны:

1. Информация должна иметь действительную  или потенциальную ценность в  силу неизвестности ее третьим  лицам. Т.е. к коммерческой тайне  не имеет смысла относить информацию, которая не представляет или  не может в будущем представлять  интереса в той сфере, где  существует породивший ее бизнес. К объектам коммерческой тайны  могут относиться такие достижения  или информация, которые являются  существенными факторами для экономики предприятия, оставаясь при этом неизвестными для третьих лиц. Под третьими лицами при этом понимаются те конкуренты, соисполнители или другие контрагенты, а также потребители, для которых охраняемые объекты могут представлять коммерческий интерес.

2. К этой информации не должно  быть доступа на законном основании.  Из этого следует, что правообладатель  должен принимать все меры  к ограничению коммерческой тайны.  В частности это можно сделать,  если ввести в действие внутренние  документы: «Положение о коммерческой  тайне предприятия», «Правила внутреннего  распорядка», «Инструкция по работе  с документацией». Это же цели  служат должностные инструкции, трудовые контракты и т.д.

Каналами  утечки информации могут служить:

-публикации  в отечественных и международных  изданиях;

-любые  формы международного сотрудничества;

- экспонирование на отечественных  и международных выставках, любые   формы международного сотрудничества;

-передача  документации и образцов представителям  других фирм, в том числе при  заключении контракта.

-участие  в конференциях, конгрессах и  семинарах;

-пребывание  в лабораториях специалистов  других фирм, в том числе стажеров, практикантов и студентов.

3. В суде решающим для решения  вопросов является доказательство  того, что обладатель коммерческой  информации принял меры к охране  ее конфиденциальности. Спектр этих  действий весьма широк (технического, организационного и юридического характера), но все они сводятся к ограждению информации от несанкционированного доступа.

Последствия нарушения коммерческой тайны.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую или  служебную тайну, обязаны возместить правообладателю причиненные убытки. Такая же ответственность возлагается  на работников, разгласивших служебную  или коммерческую тайну вопреки  трудовому договору, в том числе  контракту, так и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Исходя  из положения ст. 139 ГК РФ, лица находящиеся  с обладателем коммерческой тайны в гражданско-правовых или трудовых отношениях, обязаны уважать и соблюдать его право на секретную информацию, т.е. быть добросовестным партнером или работником. Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, такая обязанность возникает также из положений конкурентного права, запрещающих недобросовестную конкуренцию.

 

 

ТЕМА6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА В ОБЛАСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Вопросы:

1.Понятие  конкуренции, конкурентных отношений.

2.Недобросовестная  конкуренция, ее формы и методы  пресечения.

3.Субъекты  конкурентного законодательства.

4.Доминирующее  положение хозяйствующего субъекта  на рынке.

5. Система антимонопольного законодательства.

6.Правовое  регулирование естественных монополий.

Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции.

-распространение  ложных, неточных или искаженных  сведений, способных причинить убытки  другому хозяйствующему субъекту  либо нанести ущерб его деловой  репутации;

-введение  потребителей в заблуждение относительно  характера, способа и места  изготовления, потребительских свойств,  качества и количества товара  или его изготовителей;

-некорректное  сравнение хозяйствующим субъектом  производимых или реализуемых  им товаров с товарами других  хозяйствующих субъектов;

-продажа,  обмен или иное введение в  оборот товара с незаконным  использованием результатов интеллектуальной  деятельности и приравненных  к ним средств индивидуализации  юридического лица, индивидуализации  продукции, выполнения работ,  услуг;

-получение,  использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную  тайну и охраняемую законом  тайну.

-недобросовестная  конкуренция, связанная с приобретением  и использованием исключительных  прав на средства индивидуализации  юридического лица, индивидуализации  продукции, выполняемых работ  или оказываемых услуг.

 

Помимо действий, которые  могут быть классифицированы как недобросовестная конкуренция не допускаются:

- Злоупотребления хоз.субъектами своим доминирующим положением, направленное на ограничение конкуренции

- Соглашения (согласованные  действия) хозяйствующих субъектов,  ограничивающие конкуренцию

- Ограничивающие конкуренцию  акты, действия, соглашения или согласованные  действия федеральных органов  исполнительной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления, иных наделенных  функциями или правами указанных  органов власти органов или  организаций

 

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

1. За нарушения антимонопольного  законодательства, должностные лица  субъектов действующих на рынке,  а также физические лица, в  том числе индивидуальные предприниматели,  несут гражданско-правовую, административную  либо уголовную ответственность.

Информация о работе Лекции по "Правовому регулированию маркетинговой деятельности"