Маркетинг имиджа территории на примере Северо-западного Федерального Округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ маркетинга имиджа территории как в России, так и за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность маркетинга территории и его основные компоненты;
Определить место и значение привлекательности в маркетинге территории.
Эта тема очень актуальна. Европа, США и мир в целом уже давно развивают свои территории, как культурные, так и историко-архитектурные регионы. Россия в этом случае, ещё маловато познала, но всё же есть уже не мало примеров развития регионов нашей страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………1-4
Основная часть…………………………………………………………...5-6
Маркетинг, его принципы и задачи………………………………...5-6
Сущность маркетинга территории………………………………….7-8
Стратегии маркетинга территории………………………………...8-15
Субъекты маркетинга территорий, их цели и интересы………..15-22
Имидж страны, его структура и факторы……………………………22-25
Имидж субъектов РФ……………………………………………….…25-28
Имидж Северо-Западного Федерального Округа……………...……29-33
Заключение…………………………………………………………………...34-36
Список литературы……………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

ИТОГ.docx

— 66.41 Кб (Скачать файл)

Современные информационные технологии сделали проведение встреч и коммуникаций доступными даже для  малых городов. Не случайно все больше именно в эту сторону мигрирует  в своей активности менее чем 70-тысячный центр Югры город Ханты-Мансийск, расположенный на слиянии двух могучих российских рек Оби и Иртыша. Наряду со статусом столицы зимних видов спорта, одного из важных кинематографических и в целом культурно-фестивальных центров, Ханты-Мансийску удалось впервые в практике городов такого ранга в России стать местом проведения саммита Россия-Евросоюз летом 2008 г.

 

 

 

  1. Имидж Северо-Западного Федерального Округа.

Именно через  понятие территориального продукта можно целостно описать макрорегион как объект социального и/или экономического интереса. Это дает возможность ответить на вопрос: что приобретает потребитель, принимая решение жить и/или вести деятельность на данной территории? Если рассматривать Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) с позиций территориального маркетинга (что позволяет охарактеризовать макрорегион не как синтетическое, а как естественное образование), то как территориальный продукт он состоит из трех элементов.

Во-первых, это конкретные характеристики территории (природные  ресурсы, климат, местоположение, транспортное сообщение, виды деятельности и другие характеристики). Геополитические и  экономические изменения привели  к существенной трансформации роли Северо-Запада в экономике России. Сформировалась его главная на сегодня функция – обеспечение внешнеэкономических связей страны с Европейским союзом и рядом других регионов мира. Это обусловило быстрое развитие транспортной инфраструктуры, ориентацию значительной части бизнеса на обслуживание внешнеэкономических связей, трансграничное сотрудничество. Увеличилось значение СЗФО как крупной перспективной природно-ресурсной базы для развития государства. Восстанавливается его роль в освоении арктических территорий, примыкающих к России. Северо-Запад, и прежде всего Петербург, остается одной из важнейших баз для научно-технического и инновационного развития экономики страны, в том числе лесопромышленного и рыбохозяйственного хозяйств. Регионы округа динамично развиваются как туристические центры.

Во-вторых, территория воспринимается как объект экономических  и социальных интересов в момент времени «сейчас» и/или «завтра». То есть это конкретное место, где, проживая или осуществляя деятельность, потребитель  будет получать доходы и тратить  средства. Поэтому значимыми характеристиками являются наличие работы, уровень зарплаты, величина прожиточного минимума, возраст выхода на пенсию и размер пенсии, совокупность товаров и услуг, которые производятся или оказываются на данной территории и могут представлять интерес для личного потребления и развития делового сотрудничества. Наличие стратегических документов увеличивает привлекательность той или иной территории за счет повышения уровня прогнозируемости развития. Главная стратегическая цель развития СЗФО до 2020 года – устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах федерации, входящих в состав округа, на основе выбора наиболее эффективных приоритетов развития, модернизации экономической базы и активизации инвестиций, интеграции экономического пространства и межрегионального сотрудничества.

И наконец, третий элемент  территориального продукта представляет собой систему организации и  качество менеджмента данной территории. Как уже было отмечено, федеральные  округа не являются субъектами или  иными конституционными частями  административно-территориального деления  России, в связи с чем на территории нет единого органа государственной власти, единого органа управления. Вопросами создания условий для эффективной межрегиональной интеграции и социально-экономического развития регионов СЗФО в настоящее время занимаются три основные структуры: аппарат полномочного представителя президента РФ в округе, Парламентская ассоциация Северо-Запада России, Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада РФ, а также окружные представительства федеральных органов госвласти. Эти структуры, по сути, можно назвать аналогом органа управления на территории.

Платформой для  осуществления деятельности подобной институциональной среды, которая  обеспечивает конструктивный диалог органов  власти, бизнеса, общественных и научных  объединений в целях выработки  совместных эффективных решений  для выполнения экономических задач, стоящих перед регионом, должна стать ассоциация «Северо-Запад». На обширной территории СЗФО подобного рода партнерство – это механизм, приводящий к укреплению конкурентного потенциала, экономии средств, повышению квалификации кадров. Среди направлений сотрудничества можно выделить стратегическое партнерство, в рамках которого регионы округа осуществляют совместные долгосрочные проекты. Ассоциация, в частности, содействует реализации важнейших межсубъектных проектов, таких, например, как «Белкомур» в области транспорта, «ХЕЛКОМ» в сфере экологии и защиты морской среды Балтийского моря. Работа с бизнесом также входит в поле деятельности ассоциации, его привлечение осуществляется за счет формирования межрегиональных кластеров, например автомобильного. Содействие привлечению инвестиций выражается в уменьшении административных барьеров и повышении инвестиционного имиджа территорий: ассоциация формирует инвестиционный паспорт, базы данных, сопровождает крупные инвестпроекты (яркий пример – агрополис «Северо-Запад»).

Является ли федеральный  округ синтетическим, искусственным  образованием или его регионы  объединяет не только общность географического  положения и совместной деятельности, но и близость исторических судеб, культурных традиций, хозяйственного уклада? Ответ  на вопрос не всегда очевиден. Однако в  СЗФО можно выделить несколько направлений, на которых возможно построить позиционирование округа в целом. Как известно, когда-то именно здесь Петр I решил прорубить  окно в Европу. Сейчас же Северо-Запад представляет собой не просто окно, а надежный мост с двусторонним движением – главную артерию, связывающую Россию с индустриально развитой Западной Европой. Выгодное геополитическое положение СЗФО позволило ему стать основной зоной притяжения международных грузопотоков, обеспечивающих торговлю между Россией, странами Европы и Азии. Эта роль основного связующего звена страны с внешним миром действительно является одной из уникальных черт Северо-Запада. Специфика географического положения региона привела и к тому, что он, по сути, стал центром активного освоения Арктической зоны России. А с развитием арктических территорий напрямую связано решение долгосрочных задач социально-экономического развития государства в целом. То есть СЗФО становится некоторым форпостом для дальнейшего освоения арктических территорий. Но уникальность Северо-Запада связана не только с тем, что он расположен «на краю земли российской», но и с его историческими корнями, идущими в глубину веков. Ведь именно здесь 1150 лет назад были заложены основы российской государственности, именно здесь век за веком крепло могущество России, создавались опоры, на которых и по сей день стоит наше государство. На территории округа располагаются сразу четыре центра, непосредственно связанных с этим событием: Ладога в Ленинградской, Белоозеро в Вологодской, Изборск в Псковской области и Великий Новгород. Празднование 1150-летнего юбилея может стать весомым информационным поводом для формирования долговременной программы по продвижению имиджа СЗФО как колыбели российской государственности.

Главная задача, а  в последующем и критерий эффективности  регионального маркетинга – увеличение конкурентоспособности территорий Северо-Запада России. И если раньше термин «конкурентоспособность» применялся в первую очередь для оценки деятельности предприятий (как способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке), то теперь он используется и для характеристики территорий. Под конкурентоспособностью территорий подразумеваются и улучшение конкурентоспособности расположенных в регионе компаний, и привлечение в регион новых предприятий, ресурсов, и комплексная реализация трех основных назначений территории – как места жительства, как места отдыха и как места хозяйствования. Можно обозначить и не прямые экономические эффекты, а так называемые социально-культурные, например улучшение степени идентификации граждан с территорией своего проживания. 

 

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что нужно сделать, чтобы продвигать то или иное место, территорию. И  какие цели нужно преследовать, развивая территорию.

Чтобы эффективно продвигать территорию, нужно знать:

Какие люди, организации  вовлечены в процесс принятия решения о выборе территории и  каковы их роли?

Какие критерии используются ими?

Каковы типичные образцы, стереотипы, приемы инициирования, влияния  и принятия решения по выбору территории?

Целями развития территории являются:

- повышение доходов бюджета;

- получение дохода от  продажи земельных участков;

- получение дохода от  деятельности, связанной с созданием  и развитием;

- повышение занятости  населения;

- повышение и максимизация  социального эффекта;

- привлечение успешных  компаний в регион.

 Субъектами, активно осуществляющими  продвижение, выступают территориальные  органы власти и управления, местные  экономические агентства развития, туристические операторы и агентства,  торговые дома, спортивные комитеты  и федерации, любые другие структуры,  локализованные на территории  и проявляющие активность с  целью привлечения внимания к  ней возможных потребителей и  удержания уже присутствующих.

Ведущей целью этих субъектов  маркетинга территорий является создание, поддержание или изменение мнений, намерений и поведения субъектов-потребителей территории, в том числе:

притягательность, престиж  территории, условий жизнедеятельности  и деловой активности на территории;

привлекательность сосредоточенных  на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а  также возможностей реализации и  воспроизводства таких ресурсов.

Для реализации своей целевой  ориентации маркетинг территорий вырабатывает комплексы мер, обеспечивающих:

-формирование и улучшение  имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности; 

-расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ;

-привлечение на территорию  государственных и иных внешних  по отношению к территории  заказов; 

-повышение притягательности  вложения, реализации на территории  внешних по отношению к ней  ресурсов;

-стимулирование приобретения  и использования собственных  ресурсов территории за ее  пределами к ее выгоде и  в ее интересах. 

Что же можно еще сказать?

Каждая территория уникальна  по своим социальным, экономическим, природным, ресурсным свойствам. Территория – это живой организм.

Каждый проект требует  грамотной управленческой команды, менеджера проекта, взвешенных управленческих решений. Важно понимать, что от действий команды проекта зависит судьба территории, ее субъектов: население, предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации, органы местного самоуправления – судьба каждого Человека на территории.

 

Список литературы:

  1. http://marketing.ludidela.ru/services/526025/
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://www.nirsi.ru/print_page/40010/
  4. http://marketing.ludidela.ru/articles/508516/
  5. Березин И. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. Издательство: Вершина, 2010г.
  6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Гном-пресс, 2008
  7. Галумов Э.А., Международный имидж России: стратегия формирования/ Галумов Э.А.. - М.: Известия, 2009.
  8. Гринберг Т.Э.. Образ страны или имидж государства: поиск           конструктивной модели. Электронный ресурс - http://pravo33.wordpress.com/   
  9. Маслова Т.Д. Маркетинг: Учебник. – Спб. и др.: ПИТЕР, 2008. – 400 с.
  10. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. – М.: Издательство РАГС, 2008.
  11. Панкрухин А. П. Маркетинг территории. Электронный учебник/ Электронный ресурс - http://www.marketologi.ru/    

1 Маркетинг / Под ред. Б.Б. Борисова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 212.

2 Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник / ВНТИЦ. - 1999. - № 4. - С.3-13.

3 Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник / ВНТИЦ. - 1999. - № 4. - С.3-13.

 


Информация о работе Маркетинг имиджа территории на примере Северо-западного Федерального Округа