Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 14:39, курсовая работа
В первой главе автором работы была отражена сущность качества продукции, принципы и подходы к его управлению, а также концепция, цели и задачи маркетинга в управлении качеством продукции
Во второй главе была проанализирована экономическая деятельность предприятия ООО “Авекс”, исследованы проблемы маркетинга в управлении качеством продукции и предложены мероприятия по устранению данных проблем и дальнейшего его развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 6
1.1. Качество продукции, принципы и подходы к его управлению 6
1.2. Концепция, цели и задачи маркетинга в управлении качеством продукции 12
1.3. Маркетинг тотального качества - философия управления 17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ООО “АВЕКС ” 22
2.1. Анализ основных показателей деятельности предприятия за период 2010-2011 годы 22
2.2. Характер качества обслуживания клиентов на предприятии 28
2.3. Основные направления совершенствования маркетинга в управлении качеством продукции 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЯ 48
Экономический подход к проблеме качества основывается на чисто экономической точке зрения. Работа по предотвращению образования дефектов проводится примерно также, однако при этом расчетный уровень качества продукции ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат для его достижения.
Лей, вложенный в обеспечение качества, может на каком-то начальном этапе работы принести десятки, а то и сотни леев дохода. По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит снижение соответствующей отдачи на вложенную денежную единицу. Увеличение затрат на обеспечение качества приводит к тому, что на каждый вложенный лей полученный эффект также будет равен одному лею дополнительного дохода. При больших затратах вложения будут давать меньшую отдачу [18, c. 27].
Этот предел при экономическом подходе позволяет выбрать оптимальный уровень качества. Затраты предприятий, связанные с браком и отказами отдельных изделий в процессе производства и эксплуатации, относят к неизбежным потерям.
Исторически раньше возникло административное управление качеством. По мере развития технологий, появление наукоёмких производств затраты на обеспечение качества стали сравнивать с тем эффектом, который от него ожидают. Произошел переход понятия «качество» в экономическую категорию.
МАРКЕТИНГ (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ [19, c.12]. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг [19, c.14]. Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.
Маркетинговая деятельность должна обеспечить [19, c.45]:
надежную, достоверную и своевременную
информацию о рынке, структуре
и динамике конкретного спроса,
вкусах и предпочтениях
создание
такого товара, набора товаров
(ассортимента), который более полно
удовлетворяет требованиям
необходимое
воздействие на потребителя,
В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют рынок, покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю «несогласованную» предварительно с рынком продукцию [20, c.39].
Программа маркетинга - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей организации.
Программа маркетинга включает в себя следующие разделы [19, c.123]:
Концепция
совершенствования производства утверждает,
что потребители будут
Применение
концепции совершенствования
Концепция совершенствования товара - утверждает, что потребители будут благосклонно относиться к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а следовательно - компания должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара. Однако, отрицательным моментом данной концепции является то, что потребители на самом деле удовлетворяют не потребность в конкретном товаре, а свои нужды, которые могут быть удовлетворены товарами другого рода.
Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары компании в достаточных количествах, если компания не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Сфера применения упомянутой концепции - продвижение на рынок товаров так называемого пассивного спроса (страховки, энциклопедические словари...).
Концепция маркетинга - утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективным и более продуктивным, чем у конкурентов способами. Ориентация в данной концепции идет на нужды и потребности клиентов [19, c.245].
Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей компании является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными способами с одновременным укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Данная концепция пытается разрешить противоречия между удовлетворением настоящих потребностей клиентов и их долговременным благополучием.
Цель
маркетинга - это решение проблем
предприятия в результате эффективного
удовлетворения запросов потребителей,
и при этом, повышение прибыльности,
увеличение доли рынка и улучшение
финансового состояния
Объектами маркетинговых исследований являются основные категории и факторы рынка. На примере исследования, проведённого специалистами Консультативного института менеджмента в городе Берлине в отношении развития рынка готовой продукции в Молдове, можно выделить основные объекты исследования маркетинга для товаров на рынке страны с целью определения возможности выхода на него:
положение на рынке (обеспеченность населения готовыми изделиями, соотношение спроса и предложения, тенденции изменения объёма производства, уровень цен и качество продукции и др.);
состояние
спроса на конкретный товарный ассортимент
(уровень удовлетворения спроса на
отдельных территориальных
определение
возможного положения предприятия
на рынке, анализ причин негативного
и “факторов успеха”
анализ системы сбыта, формирования спроса и других обеспечивающих систем управления предприятием;
прогнозные оценки развития рынка и рекомендации по выбору стратегии и тактики работы на нём.
Комплексное
исследование рынка предполагает более
детальное изучение таких его
элементов как товар и
Изучение потребителя предполагает разделение его на группы - типы, определение основных характеристик этих групп (пол, возраст, уровень дохода, отношение к моде и др.), состава и структуры потребностей внутри каждой группы, доли данной группы потребителей на рынке (в общем объёме реализации продукции). Для этого применяются методы топологии (выбор типов) и сегментации (определение доли рынка).
Качество - лучшая гарантия лояльности
потребителя, наша сильнейшая оборонительная
линия в конкуренции с
Джон Уэлч (председатель совета директоров компании General Electric).
Стремление стимулировать
Total Quality Marketing - философия управления
успешно стартовала много лет
назад в Японии и США с
практики присуждения наград, которые
присуждаются компаниям,
Япония. В 1951 году здесь впервые была учреждена национальная премия в области качества имени Э. Деминга, американского специалиста в области статистики, который выдвинул идею о важности улучшения качества и предложил методологию его повышения. Работы Э. Деминга стали основой развития новых методик управления тотальным качеством [25, c.26].
Соединенные Штаты Америки. В середине 1980- х годов была учреждена национальная награда в области качества имени Малкольма Болдриджа (министра торговли правительства США). Критерий, по которым присуждается эта награда, включают в себя семь направлений: нацеленность на потребителя и его удовлетворение, результаты в области качества и производства, управление качеством, развитие человеческих ресурсов и совершенствование управления, стратегическое планирование в области качества, информация и анализ, лидерские возможности высших менеджеров [5, c.241].
Европа. В 1993 году Европейским фондом по контролю качества и Европейской организацией по качеству была учреждена Европейская награда за качество. Она присуждается компаниям, которые достигли высших показателей по определенным критериям: лидерские способности, управление человеческими ресурсами, политика и стратегия, ресурсы, процессы, удовлетворение людей, удовлетворение заказчиков, воздействие на общество, результаты ведения бизнеса [5, c. 141].
Несмотря на то, что Европа немного запоздала с учреждения наград в области качества, она явилась инициатором создания международных, признанных во всем мире стандартов качества ISO 9000, которые регламентируют производство, тестирование продукции, обучение персонала, ведение документации и определение дефектов. Процесс получения сертификата качества ISO 9000 включает в себя проведение аудиторской проверки качества раз в 6 месяцев, которые осуществляется уполномоченным экспертом ISO (Международной организацией стандартов).
Главная идея TQM состоит в том, что
компания должна работать не только над
качеством продукции, но и над
качеством организации в целом,
включая работу персонала. Постоянное
одновременное
TQM включает два механизма: Quality Assurance и Quality Improvements. Первый поддерживает необходимое качество и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в данном товаре или услуге. Второй предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий. Два механизма - обеспечение гарантированного уровня качества (QA) и его повышение (QI) - позволяют <удерживать мяч в игре>, то есть постоянно совершенствовать, развивать бизнес.
Для того чтобы механизмы работали, необходимы некоторые дополнительные условия. В первую очередь, это установление своего рода соглашений с менеджерами компании, персоналом и клиентами. Система TQM действует только тогда, когда в ней участвуют все названные лица. Она нацеливает на совершенствование организации в целом, и именно поэтому вовлекает в процесс всех людей, работающих в компании - от директора до рядового сотрудника [5, c. 119].
В классической структуре компании, иерархической пирамиде, ответственность за качество работы сосредоточено на вершине, то есть на руководителе, а при внедрении TQM ответственность несут все. Причем эта ответственность отнюдь не декларативна, когда <все отвечают за все>, но реальна и конкретна. Каждый отвечает за свою часть, а значит вправе влиять и на принятие стратегических решений. В первую очередь, это выгодно руководителю, так как позволяет разгрузить его рабочее время, освободить от необходимости контролировать всех и вся, переключиться с решения текущих проблем на более значительные цели [20, c.99].
Информация о работе Маркетинг качеством продукции в управлении