Маркетинг как технология ведения туристского бизнеса в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ состояния и перспектив развития рынка гостиничных услуг Приморского края.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы изучения гостиничного бизнеса;
- дать характеристику современному состоянию российского рынка гостиничных услуг;
- выявить современные тенденции развития отечественной гостиничной индустрии;
-выявить особенности и перспективы развития рынка гостиничных услуг Приморского края.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы изучения гостиничного бизнеса
1.1Основные понятия в области гостиничного хозяйства и
классификация средств размещения
1.2Нормативно-правовое регулирование в гостиничной индустрии
1.3Внедрение в сферу гостиничного обслуживания
международных стандартов качества
2 Тенденции развития российского рынка гостиничных услуг
2.1 Функционирование мировых гостиничных цепей в России
2.2 Формирования национальных гостиничных цепей
2.3 Пути совершенствования национального рынка гостиничных услуг
3 Анализ рынка гостиничных услуг Приморского края
3.1 Общая характеристика состояния гостиничного фонда
Приморского края
3.2 Анализ рынка гостиничных услуг г. Владивостока
3.3 Анализ рынка гостиничных услуг г. Уссурийска
3.4 Анализ рынка гостиничных услуг г. Находка
4 Перспективы развития гостиничного бизнеса в Приморском крае
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовой Маркетинг в туризме.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

2.3 Пути совершенствования национального рынка гостиничных услуг

Российский гостиничный рынок, несмотря на имеющиеся сложности, динамично развивается. Создаются гостиничные цепи, строятся новые объекты. По мере развития экономики в различных регионах страны несомненно будут реконструироваться старые гостиницы и создаваться новые.

Выделим основные глобальные направления  развития гостиничного бизнеса в  России:

- Во-первых, создание гостиниц среднего  ценового сегмента, с приемлемыми  ценами и качественным обслуживанием,  которых пока недостаточно. Значительная  часть существующих гостиниц находится в ветхом состоянии. Возведение новых объектов – это очень затратный бизнес, однако это стабильное и перспективное направление деятельности. В настоящее время на российском рынке увеличилась доля иностранных инвесторов, что связано с положительной динамикой развития страны. 

- Во-вторых, необходимо развивать  новые модели в гостиничном  управлении. Например, строить гостиницы  – кондоминимумы. Суть в том,  что часть квартир продается  отдельным собственникам, что  позволяет экономить на отдыхе  и даже вернуть часть вложенных средств. Эта схема хороша в курортных районах. 

- В-третьих, остро стоит проблема  подготовки квалифицированных кадров. Специалистов в области проектирования  гостиниц не хватает, так же, как и в области управления.

- В-четвертых, необходимо дальнейшее развитие международных гостиничных цепей в регионах, где их доля очень мала. Международные гостиничные цепи играют огромную роль в разработке и продвижении высоких стандартов обслуживания, что окажет положительную роль на развитие уровня сервиса. Все сетевые отели привносят в новые объекты свои, уже многократно проверенные на других отелях стандарты.

Таким образом, к основным тенденциям развития национальной отечественной  индустрии можно отнести: дефицит  гостиниц среднего класса, увеличение доли иностранных инвесторов, дальнейшее развитие международных гостиничных цепей, развитие национальных гостиничных брендов, развитие обучения специалистов в области гостинично-ресторанного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ рынка гостиничных услуг Приморского края

3.1   Общая характеристика состояния гостиничного фонда Приморского края

Анализ общеотраслевых тенденций  показал, что в Приморском крае на тысячу жителей приходится 4,8 гостиничных места (для сравнения, в Москве этот показатель равен 10, в Санкт-Петербурге - 5). Гостиницы концентрируются преимущественно в городах: Владивосток (32,4%), Уссурийск (14,7%), Находка (11,8%), Арсеньев (11,8%). По итогам Дальневосточной научно-практической конференции «Гостиничный бизнес Дальнего Востока: региональные особенности и перспективы развития» было определено, что в Приморском крае уровню «четыре звезды» отвечает одно предприятие - отель «Хендэ». [ 9 ]

Для гостиничного фонда Приморского  края, как и для России в целом, характерно преобладание ветхих сооружений, построенных еще в советское время. Всего в Приморье располагается около 110 гостиниц, в распоряжении которых находятся свыше 7 тыс. номеров. Данные по гостиницам представлены в Таблице 1. [34]

Таблица 1 – Динамика развития гостиничного хозяйства в Приморском крае по основным   показателям за 1998—2005 гг.

 

Показатель

                                                  Год

2005 к 1999гг.,  %

1999

2002

2003

2004

2005*

Количество гостиничных  предприятий, ед.

81

74

84

84

110

154,9

Число номеров, ед.

-

3797

4180

4003

4000

104,8

Число мест в гостиничных  предприятиях

6876

7485

7964

8656

7600

110,5

Число ночевок тыс.

892

1178,7

995,2

1025,8

1200

134,5

Коэффициент использования  гостиничного фонда, в ед.

0,37

0,43

0,34

0,34

0,45

125,0

Коэффициент обеспеченности номерного фонда трудовыми ресурсами, ед.

-

0,63

0,74

0,65

0,74

117,5

Доходы от эксплуатации гостиничных предприятий, млн. руб.**

127,1

274,3

313,9

373,2

522,4

311,0

Доходы с 1 предоставленного места, тыс. руб.

18,5

36,6

39,4

41,9

68,7

271,2

Средняя цена 1 ночевки, руб.

142,4

232,7

315,4

362,7

435,7

205,7

Продолжение таблицы 1

           

Среднесписочная численность  работников, чел.

1809

2351

2445

2620

2950

122,8

Специализированные места  размещения, ед. В том числе:

- туристские базы и  пансионаты;

 
       

ок. 140

 

- санатории;

       

15

 

- дома отдыха;

       

10

 

- санатории-профилактории.

       

15

 

 

Основная часть средств размещения Приморского края (около 40%) были возведены в период с 1960 до 1990 г.г., около 12% - до 1960 г., а в период с 1990 до 2004 гг. начали функционировать еще 23% гостиничных предприятий. Так, в 1993 г. был построен единственный в Приморье отель североамериканского типа «Влад Мотор Инн», в 2004 г. – отель «Стори». Большая часть всех средств размещения (65%) расположены на юге и юго-востоке региона (Владивосток, Находка, Артем).

В общей доле гостиничного хозяйства  Дальнего Востока доля гостиниц Приморского  края составляет 19%.

Однако общий уровень гостиничного фонда крайне низок. Только 17 гостиниц края могут принимать иностранных гостей, постольку ранжируются по классам согласно Международной гостиничной ассоциации (IHA); 13 гостиниц соответствуют международным требованиям и классифицируются по принятой в России звездной классификации; 53 гостиницы вообще не имеют категории. [ 33 ]

Во многом это определяется тем, что основными потребителями  гостиничных услуг являются китайские  граждане (до 90 % въезжающих туристов), для которых доступны только самые  недорогие средства размещения и  которые не требовательны к условиям проживания.

Из представленной таблицы видно, что загрузка номерного фонда  довольно невысока, не превышает 50%. В  межсезонье заполняемость гостиниц составляет около 30%. В крае есть гостиницы, работающие только в летний сезон (с  мая по октябрь). Приток постояльцев зависит от проведения в городах событийных мероприятий. Например, традиционный всплеск отмечается во время кинофестиваля «Пасифик-Меридиан», проведения деловых мероприятий и выставок, спортивных соревнований. Влияние финансового кризиса на гостиничную отрасль было отмечено, прежде всего, изменением структуры гостей. Туристический сегмент сократился, изменилась структура деловых гостей. Отмечено появление жителей города Хабаровска - туры выходного дня и множества организованных детских групп.

Наибольшую загруженность номерного, по данным исследований, имеют гостиницы разряда «три звезды» - 75% , «четыре звезды» - 70%. Износ основных фондов нектегорийных гостиниц достигает 70%.

Средняя стоимость номера (ADR) в  отелях верхней ценовой категории  составляет 5000-7000 рублей в сутки, средней ценовой категории – 1400-3000 рублей в сутки, эконом – от 350 рублей. Анализируя стоимость размещения в гостиницах и прочих средствах размещения края, можно говорить о значительном разбросе цен. 

Продолжительность размещения в гостиницах края составляет: 2-3 дня – 55%, на 7-10 дней – 45%.[18]

В гостиницах объективно снизился средний  чек оплаты на посещение ресторанов и баров. Постояльцы предпочитают более  дешевые продукты и напитки. Это  же касается и так называемого  банкетного обслуживания.

Анализ потребителей гостиничных услуг выявил, что клиентов гостиничных комплексов Приморского края можно классифицировать по группам:

- гости отеля;

- посетители ресторана;

- компании – арендаторы помещений.     

К сегменту «гости отеля» относятся:

- корпоративные  потребители – российские и иностранные коммерческие фирмы, представители которых посещают города Приморья с коммерческой целью;

- туристические – российские и иностранные туристические агентства, 
которые занимаются  организацией туристических путешествий; индивидуальные – гости, лично или через других физических лиц, зарезервировавшие номер, или приезжающие без брони; постоянные – гости, имеющие платиновую дисконтную карточку или личную скидку.

Гостиничные цепи, занимающие лидирующее место в современном гостиничном  бизнесе во всем мире, в Приморском крае, к сожалению, почти не представлены. Исключением является «Azimut Отель Владивосток», представляющий российскую гостиничную сеть «Azimut Hotels».

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что гостиничному хозяйству Приморского края есть к чему стремиться и куда расти. Верхний сегмент гостиничного рынка края практически свободен. Более того, практически свободна ниша гостиниц средневысокого, «бизнес» класса, ориентированных на обслуживание корпоративного спроса и сегмента MICE (деловой туризм). Также необходимо реконструировать старые гостиницы, привлекать в край иностранных и российских инвесторов, способствовать появлению отелей – представителей международный сетей.

3.2 Анализ рынка  гостиничных услуг г. Владивостока

Сегодняшний гостиничный фонд г.Владивостока, как и Приморского края,  складывается из предприятий доперестроечной постройки и зданий, возведенных в условиях российского рынка. Во времена Советского Союза в краевом центре построили только одно здание, изначально задуманное как гостиничное предприятие. Так, в 1972 г. в городе появилась гостиница "Владивосток". Все остальные ныне действующие гостиничные предприятия - бывшие общежития, базы отдыха, профилактории, пансионаты и т.д.

Другую условную группу предприятий  владивостокской гостиничной отрасли  представляют средства размещения, построенные "с нуля". Большинство из них  возникли полностью или частично на средства иностранных инвесторов. Первой была гостиница «Vlad Motor Inn», появившаяся в пригороде Владивостока силами канадского бизнесмена. Следом на средства южнокорейских представителей возвели отель «Хендэ», который на сегодняшний день является крупнейшим в крае. Еще позже открылась гостиница «Акфес-Сейо», строительство которой профинансировали японцы. Впрочем, в последнее время тенденцию по строительству новых гостиниц различного масштаба подхватили и отечественные инвесторы.

Обособленно от всех групп предприятий  стоит гостиница «Версаль», построенная еще до революции, в 1909 г., и носившая советское название «Челюскин». Сегодня, восстановленная после пожара силами Дальневосточного морского пароходства и японских бизнесменов, она, по мнению специалистов в области туризма, являет собой не столько средство размещения, сколько памятник истории и архитектуры.

В г. Владивостоке официально располагается 39 предприятий гостиничного типа  с общим номерным фондом 4400. Из них только семь гостиниц имеют сертификаты на категорию в ситеме ГОСТ Р (Таблица 2). [ 4 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 – Добровольная сертификация на категорию гостиниц г. Владивостока

Название

Адрес

Год открытия

Год

реконструкции

Категория

Количество номеров

«Хендэ»

ул. Семеновская, 29

1997

 

****

155

«Акфес-Сейо»

проспект 100 лет Владивостоку, 103

1993

 

***

35

«Версаль»

ул. Светланская, 10

1909

1993

***

42

«Гавань»

ул. Крыгина, 3

1993

 

***

58

«Азимут отель Владивосток»

ул. Набережная 9, 10

1972

2006

**

607

«Гранит»

ул. Котельникова, 13

1988

1994

**

87

«Приморье»

ул. Посьетская, 20

1964

2001

**

148


 

Между тем, в последнее время  в России активно развиваются  региональные системы добровольной сертификации. Дальневосточная региональная система добровольной сертификации средств размещения на безопасность и уровень комфортности проживания (ДВР-тест) прошла экспертизу в Федеральном агентстве "Ростехрегулирование" и зарегистрирована в едином госреестре. Сертификат этой системы действует на всей территории России.

К 1 сентября 2009 года во Владивостоке 6 гостиниц прошли сертификацию в системе ДВР-тест и подтвердили соответствие категории «три звезды». Это гостиницы "Версаль",  "Приморье", "Славянская", "Персона", "ВладМоторИнн" и пансионат "Русь". [ 8 ]

Информация о работе Маркетинг как технология ведения туристского бизнеса в современных условиях