Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа
За последние десять лет в России и в сфере здравоохранения произошли настолько большие изменения, что возникает необходимость разработки и принятия новой концепции и соответствующих программ развития, в которых бы отражались и концентрировались все общественно-политические, экономические, социальные и прочие проб¬лемы периода выхода из кризиса, по целому ряду объективных причин оказавшихся более длительными, чем предполагалось. Вместе с тем, существующая в настоящее время негативная ситуация в здравоохранении - это результат многолетней государственной поли¬тики и недооценка сферы здравоохранения для населения страны.
Разработанность темы исследования
По проблеме управления
развитием сферы
В настоящее время остаются
нерешенными различные
Автор использовал работы ведущих специалистов в области экономики, развития и организации социальной сферы, деятельности в области социального обеспечения таких как С.И.Долгов, В.Т.Кондрашов, Д.С.Львов, А.Н.Петров, А.А.Румянцев, С.В.Соловьев, Л.В.Топчий, Л.П.Якушев, К.Маркс, М.Вебер, Й.Шумпетер, Л.Эрхард, О.Шлехт.
Проблемы регулирования процесса развития сферы услуг нашли широкое освещение в научной литературе. Разработкой теории регулирования и изучением проблем в области экономики сферы услуг, маркетинга, государственного управления занимались многие ученые, такие как: Э.М. Агабабьян, В. А. Агафонов, З.Г. Булатова, Э.К. Васерманис, В.И. Дмитриев, В.Е. Комаров, Т.И. Корягина, Е.В. Песоцкая, М.Г. Розе, М. Росс, М.В. Солодков, В. Л. Тамбовцев, В.Д. Улановская, В.В. Юхименко и другие ученые.
Практическую значимость для разработки методологии совершенствования управления здравоохранением на уровне региона в условиях рыночных отношений, продолжения реформ системы здравоохранения, становления и развития методологии медицинской информатики, формирования оптимальных решений экономических проблем в сфере здравоохранения представляют работы А.С.Акопяна, Л.А. Бокерия, А.И. Вялкова., В.Ф. Мартыненко Б.А Райзберга, Р.Б Салтмана, Ю.В. Шиленко Дж.Фигейраса
Следует учитывать, что к настоящему времени существенно расширился ассортимент услуг сферы здравоохранения, развиваются новые технологии. К тому же и структура потребностей населения, факторов, формирующих спрос на услуги, также качественно изменились. Все это требует научного анализа и совершенствования понятийного аппарата, уточнения существующих общепринятых классификаций и введения новых, рационализации процесса развития рынка услуг сферы здравоохранения.
Цель исследования
Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе исследования теоретических проблем и обобщения практического опыта управления системой здравоохранения разработать и обосновать организационно-экономический механизм управления развитием сферы услуг здравоохранения с учетом современных тенденций развития российской экономики, предназначенного для формирования рациональных и оптимальных решений при управлении сферой услуг здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Задачи исследования
В соответствии с определенной целью в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:
- раскрыть и научно обосновать сущность и роль структурных преобразований в сфере здравоохранения в России, а также основные теоретические положения рационального управления процессом развития системы здравоохранения в современных условиях;
- выявить особенности стратегий совершенствования национальных систем здравоохранения;
- дать оценку состоянию и тенденциям законодательного обеспечения развития сферы здравоохранения в России;
- исследовать современные направления и возможности модернизации сферы услуг здравоохранения в России и за рубежом;
- разработать концептуальные положения создания новых финансовых механизмов управления деятельностью учреждений сферы услуг здравоохранения
- сформировать направления совершенствования процессов взаимодействия государства и частного сектора в сфере услуг здравоохранения;
- на основании результатов исследования современных тенденций инновационного развития сферы услуг здравоохранения, предложить новые методы и способы совершенствования работы по созданию и внедрению медицинских инноваций;
- сформировать комплекс мероприятий по техническому обеспечению процессов оказания медицинской помощи и услуг;
- предложить комплекс мер, обеспечивающих применение информационно-аналитических систем управления в сфере услуг здравоохранения;
- сформировать направления повышения конкурентоспособности и реализации рыночного потенциала учреждений сферы услуг здравоохранения;
- разработать принципы и методические подходы к реализации стратегии непрерывного улучшения качества услуг здравоохранения;
- разработать социально-экономические критерии и показатели эффективности деятельности учреждений здравоохранения.
Объект исследования
Объектом исследования является система здравоохранения федерального, регионального и муниципального секторов экономики РФ, государственная политика управления развитием здравоохранения, а также организационная структура лечебно-профилактического комплекса на современном этапе развития российской экономики. Объектами исследования являются также лечебно-оздоровительные объединения, страховые компании, предприятия и учреждения здравоохранения, участвующие в процессе оказания услуг.
Предмет исследования
Предметом исследования являются проблемы развития здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, совокупность управляющих воздействий по повышению эффективности развития сферы услуг здравоохранения, оказываемых населению лечебно-профилактическими учреждениями.
Теоретическая, методологическая и информационная основа исследования
В качестве методологической основы исследования выступают системный подход, различные методы и приемы экономических исследований: теоретико-эмпирические, формализованные (экономико-статистические, экономико-математические, графические), логико-интуитивные (экспертные).
Диссертационное исследование опиралось на законодательство РФ в области развития сферы здравоохранения, Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Федеральный закон «Об охране здоровья граждан», Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, Всемирную декларацию о проблемах развития здравоохранения в XXI веке, а также законодательные и нормативные акты, регулирующие функционирование сферы здравоохранения и механизмы ее финансирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления, процессы стандартизации и нормирования на всех уровнях управления национальной системой здравоохранения, официальные материалы статистических органов.
В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные экономического, демографического, социального, финансового, правового, организационного характера, полученные автором в ряде региональных и муниципальных комитетов здравоохранения, социального обеспечения, данные, характеризующие административное и институциональное окружение, в котором взаимодействуют поставщики и потребители услуг сферы здравоохранения.
Структура работы
Диссертация сформирована с учетом соблюдения логической последовательности изложения материала, установления причинно-следственной взаимосвязи и взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем и объектов.
Диссертация включает введение, четыре главы, выводы и рекомендации, библиографию.
В первой главе раскрыта и научно обоснована сущность и роль структурных преобразований в сфере здравоохранения в России, а также исследованы теоретические положения рационального управления процессом развития системы здравоохранения в современных условиях; выявлены особенности стратегий совершенствования национальных систем здравоохранения; дана оценка состоянию и тенденциям законодательного обеспечения развития сферы здравоохранения в России;
Вторая глава посвящена финансово- экономическому анализу процессов развития и модернизации сферы услуг здравоохранения в России и за рубежом; разработке концептуальных положений создания новых финансовых механизмов управления деятельностью учреждений сферы услуг здравоохранения, а также совершенствованию процессов взаимодействия государства и частного сектора в сфере услуг здравоохранения.
В четвертой главе сформированы направления повышения конкурентоспособности и реализации рыночного потенциала учреждений сферы услуг здравоохранения; разработаны принципы и методические подходы к реализации стратегии непрерывного улучшения качества услуг здравоохранения, а также социально-экономические критерии и показатели эффективности деятельности учреждений здравоохранения.
II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ
Реформы в сфере здравоохранения
не были системными, не имели четкой стратегической
цели, не опирались на российский опыт
и опыт зарубежных стран и, как правило,
представляли собой лишь корректировку
текущей ситуации. При этом реформы в большей
степени сводились к модификации схемы
распределения ресурсов (формированию
новых источников финансирования; перераспределению
финансовых потоков через систему коммерческого
страхового посредничества; либерализации
рынка медицинских услуг и медикаментов),
но не к оптимизации здравоохранительной
деятельности. Кроме того, система здравоохранения
была представлена как три системы, а не
единая национальная система, в которой
отсутствуют программно-целевое планирование
и конкретные целевые показатели, а присутствует
четкая нацеленность на коммерциализацию
отрасли. Наиболее важным и неудовлетворительно
реализованным направлением является
отсутствие динамики в принятии законодательных
документов, кардинальных решений,
связанных с формированием механизмов
реализации. В результате не увеличена
доля здравоохранения в ВВП до 6-7 % (показатель
финансирования на душу населения в разы
меньше аналогичного показателя в развитых
зарубежных странах); система ОМС не обеспечила
в России потребность в финансировании
оказания населению медицинской помощи;
качество и доступность медицинской помощи
не повысились и продолжают находиться
в целом на низком уровне (имеет место
недостаточное качество диспансеризации,
профилактического направления, реабилитации);
показатели смертности, особенно от управляемых
причин, продолжают находиться на очень
высоком уровне; не достигнуто существенного
снижения заболеваемостью социально-значимыми
заболеваниями; в связи с общим неприятием,
необоснованностью при принятии решения,
не реализована программа всеобщего внедрения
врачей общей практики в поликлиниках;
не произошло существенной активизации
личного участия граждан в сохранении
и укреплении собственного здоровья, не
создана новая модель взаимодействия
здравоохранения и населения для организации
совместной деятельности по сохранению
и укреплению здоровья. Единственно, что
реализовано с успехом - это коммерциализация
сферы здравоохранения. Так, объем медицинских
услуг в платном секторе в 2007 г. превысил
200 млрд. руб., при том, что объем теневого
сектора составляет 375 млрд. руб. Причем
прогнозируется, что к 2010 г. объем медицинских
услуг в платном секторе увеличится в
1,6 раза (до 325 млрд. руб.). Вместе с тем, рост
платных услуг - это индикатор неэффективности
бесплатного здравоохранения и недоступности
большинства услуг для населения страны.
Необходима систематизация видов услуг,
а также экономически и социально обоснованные
расчеты на перспективу.
При разработке новой
концепции здравоохранения
Важным элементом