Маркетинг услуг здравоохранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

За последние десять лет в России и в сфере здравоохранения произошли настолько большие изменения, что возникает необходимость разработки и принятия новой концепции и соответствующих программ развития, в которых бы отражались и концентрировались все общественно-политические, экономические, социальные и прочие проб¬лемы периода выхода из кризиса, по целому ряду объективных причин оказавшихся более длительными, чем предполагалось. Вместе с тем, существующая в настоящее время негативная ситуация в здравоохранении - это результат многолетней государственной поли¬тики и недооценка сферы здравоохранения для населения страны.

Файлы: 1 файл

ZozulyaUV.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

 

Разработанность темы исследования

По проблеме управления развитием сферы здравоохранения  в литературе, как отечественной, так и зарубежной, имеется значительное количество научных исследований, раскрывающих различные аспекты теоретико-методологического подхода к анализу условий развития сферы услуг здравоохранения. Однако в них недостаточно четко представлены конкретные механизмы повышения эффективности управления сферой услуг здравоохранения в условиях рыночной экономики. Кроме того, сложность исследуемой проблемы, наличие большого числа дискуссионных вопросов, необходимость их объективного научного анализа свидетельствуют о необходимости активизации научных изысканий по данному актуальному для России направлению исследований, так как системным исследованиям в области управления процессом оказания услуг российским здравоохранением на этапе его реформирования должного внимания не уделено.

В настоящее время остаются нерешенными различные методологические вопросы, касающиеся измерения качества, затрат и конечного результата; согласования содержания связей систем управления качеством услуг на уровне учреждений здравоохранения с социальной и экономической политикой на федеральном и региональном уровнях

Автор использовал работы ведущих специалистов в области экономики, развития и организации социальной сферы, деятельности в области социального обеспечения таких как С.И.Долгов, В.Т.Кондрашов, Д.С.Львов, А.Н.Петров, А.А.Румянцев, С.В.Соловьев, Л.В.Топчий, Л.П.Якушев, К.Маркс, М.Вебер, Й.Шумпетер, Л.Эрхард, О.Шлехт.

Проблемы регулирования  процесса развития сферы услуг нашли  широкое освещение в научной  литературе. Разработкой теории регулирования  и изучением проблем в области экономики сферы услуг, маркетинга, государственного управления занимались многие ученые, такие как:             Э.М. Агабабьян, В. А. Агафонов, З.Г. Булатова, Э.К. Васерманис, В.И. Дмитриев, В.Е. Комаров, Т.И. Корягина, Е.В. Песоцкая, М.Г. Розе, М. Росс,            М.В. Солодков, В. Л. Тамбовцев, В.Д. Улановская, В.В. Юхименко и другие ученые.

Практическую значимость для разработки методологии совершенствования  управления здравоохранением на уровне региона в условиях рыночных отношений, продолжения реформ системы здравоохранения, становления и развития методологии медицинской информатики, формирования оптимальных решений экономических проблем в сфере здравоохранения представляют работы А.С.Акопяна, Л.А. Бокерия,    А.И. Вялкова., В.Ф. Мартыненко Б.А Райзберга, Р.Б Салтмана,  Ю.В. Шиленко Дж.Фигейраса

Следует учитывать, что  к настоящему времени существенно  расширился ассортимент услуг сферы  здравоохранения, развиваются новые  технологии. К тому же и структура  потребностей населения, факторов, формирующих  спрос на услуги, также качественно  изменились. Все это требует научного анализа и совершенствования понятийного аппарата, уточнения существующих общепринятых классификаций и введения новых, рационализации процесса  развития рынка услуг сферы здравоохранения.

 

Цель  исследования

Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе исследования теоретических проблем и обобщения практического опыта управления системой здравоохранения разработать и обосновать организационно-экономический механизм управления развитием сферы услуг здравоохранения с учетом современных тенденций развития российской экономики, предназначенного для формирования рациональных и оптимальных решений при управлении сферой услуг здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

 

Задачи  исследования

В соответствии с определенной целью в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

- раскрыть и научно обосновать сущность и роль структурных преобразований в сфере здравоохранения в России, а также основные теоретические положения рационального управления процессом развития системы здравоохранения в современных условиях;

- выявить особенности стратегий совершенствования национальных систем здравоохранения;

- дать оценку состоянию и тенденциям законодательного обеспечения развития сферы здравоохранения в России;

- исследовать современные направления и возможности модернизации сферы услуг здравоохранения в России и за рубежом;

- разработать концептуальные положения создания новых финансовых  механизмов управления деятельностью учреждений сферы услуг здравоохранения

- сформировать направления совершенствования процессов взаимодействия государства и частного сектора в сфере услуг здравоохранения;

- на основании результатов исследования современных тенденций инновационного развития сферы услуг здравоохранения, предложить новые методы и способы совершенствования работы по созданию и внедрению медицинских инноваций;

- сформировать комплекс мероприятий по техническому обеспечению процессов оказания медицинской помощи и услуг;

- предложить комплекс мер, обеспечивающих применение информационно-аналитических систем управления в сфере услуг здравоохранения;

- сформировать направления повышения конкурентоспособности и реализации рыночного потенциала учреждений сферы услуг здравоохранения;

- разработать принципы и методические подходы к реализации стратегии непрерывного улучшения качества услуг здравоохранения;

- разработать социально-экономические критерии и показатели эффективности деятельности учреждений здравоохранения.

 

Объект  исследования

Объектом исследования является система здравоохранения федерального, регионального и муниципального секторов экономики РФ, государственная политика управления развитием здравоохранения, а также организационная структура лечебно-профилактического комплекса на современном этапе развития российской экономики. Объектами исследования являются также лечебно-оздоровительные объединения, страховые компании, предприятия и учреждения здравоохранения, участвующие в процессе оказания услуг.

 

Предмет исследования

Предметом исследования являются проблемы развития здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, совокупность управляющих воздействий по повышению эффективности развития сферы услуг здравоохранения, оказываемых населению лечебно-профилактическими учреждениями.

 

Теоретическая, методологическая и информационная основа исследования

В качестве методологической основы исследования выступают системный  подход, различные методы и приемы экономических исследований: теоретико-эмпирические, формализованные (экономико-статистические, экономико-математические, графические), логико-интуитивные (экспертные).

Диссертационное исследование опиралось на законодательство РФ в области развития сферы здравоохранения, Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»,  Федеральный закон «Об охране здоровья граждан», Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, Всемирную декларацию о проблемах развития здравоохранения в XXI веке, а также законодательные и нормативные акты, регулирующие функционирование сферы здравоохранения и механизмы ее финансирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления, процессы стандартизации и нормирования на всех уровнях управления национальной системой здравоохранения, официальные материалы статистических органов.

В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные экономического, демографического, социального, финансового, правового, организационного характера, полученные автором в ряде региональных и муниципальных комитетов здравоохранения, социального обеспечения, данные, характеризующие административное и институциональное окружение, в котором взаимодействуют поставщики и потребители услуг сферы здравоохранения.

Структура работы

Диссертация сформирована с учетом соблюдения логической последовательности изложения материала, установления причинно-следственной взаимосвязи и взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем и объектов.

Диссертация включает введение, четыре главы, выводы и рекомендации, библиографию.

В первой главе раскрыта и научно обоснована сущность и роль структурных преобразований в сфере здравоохранения в России, а также исследованы теоретические положения рационального управления процессом развития системы здравоохранения в современных условиях; выявлены особенности стратегий совершенствования национальных систем здравоохранения; дана оценка состоянию и тенденциям законодательного обеспечения развития сферы здравоохранения в России;

Вторая глава посвящена финансово- экономическому анализу процессов развития и модернизации сферы услуг здравоохранения в России и за рубежом;  разработке концептуальных положений создания новых финансовых  механизмов управления деятельностью учреждений сферы услуг здравоохранения, а также совершенствованию процессов взаимодействия государства и частного сектора в сфере услуг здравоохранения.

В третьей главе на основании  результатов исследования современных  тенденций инновационного развития сферы услуг здравоохранения,  предложены новые методы и способы совершенствования работы по созданию и внедрению медицинских инноваций; сформирован комплекс мероприятий по техническому обеспечению процессов оказания медицинской помощи и услуг и предложен комплекс мер, обеспечивающих применение информационно-аналитических систем управления в сфере услуг здравоохранения;

В четвертой главе сформированы направления повышения конкурентоспособности и реализации рыночного потенциала учреждений сферы услуг здравоохранения; разработаны принципы и методические подходы к реализации стратегии непрерывного улучшения качества услуг здравоохранения, а также социально-экономические критерии и показатели эффективности деятельности учреждений здравоохранения.

II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

 

Реформы в сфере здравоохранения  не были системными, не имели четкой стратегической цели, не опирались на российский опыт и опыт зарубежных стран и, как правило, представляли собой лишь корректировку текущей ситуации. При этом реформы в большей степени сводились к модификации схемы распределения ресурсов (формированию новых источников финансирования; перераспределению финансовых потоков через систему коммерческого страхового посредничества; либерализации рынка медицинских услуг и медикаментов), но не к оптимизации здравоохранительной деятельности. Кроме того, система здравоохранения была представлена как три системы, а не единая национальная система, в которой отсутствуют программно-целевое планирование и конкретные целевые показатели, а присутствует четкая нацеленность на коммерциализацию отрасли. Наиболее важным и неудовлетворительно реализованным направлением является отсутствие динамики в принятии законодательных документов,  кардинальных решений, связанных с формированием механизмов реализации. В результате не увеличена доля здравоохранения в ВВП до 6-7 % (показатель 
финансирования на душу населения в разы меньше аналогичного показателя в развитых зарубежных странах); система ОМС не обеспечила в России потребность в финансировании оказания населению медицинской помощи; качество и доступность медицинской помощи не повысились и продолжают находиться в целом на низком уровне (имеет место недостаточное качество диспансеризации, профилактического направления, реабилитации); показатели смертности, особенно от управляемых причин, продолжают находиться на очень высоком уровне; не достигнуто существенного снижения заболеваемостью социально-значимыми заболеваниями; в связи с общим неприятием, необоснованностью при принятии решения, не реализована программа всеобщего внедрения врачей общей практики в поликлиниках; не произошло существенной активизации личного участия граждан в сохранении и укреплении собственного здоровья, не создана новая модель взаимодействия здравоохранения и населения для организации совместной деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Единственно, что реализовано с успехом - это коммерциализация сферы здравоохранения. Так, объем медицинских услуг в платном секторе в 2007 г. превысил 200 млрд. руб., при том, что объем теневого сектора составляет 375 млрд. руб. Причем прогнозируется, что к 2010 г. объем медицинских услуг в платном секторе увеличится в 1,6 раза (до 325 млрд. руб.). Вместе с тем, рост платных услуг - это индикатор неэффективности бесплатного здравоохранения и недоступности большинства услуг для населения страны. Необходима систематизация видов услуг, а также экономически и социально обоснованные расчеты на перспективу.

При разработке новой  концепции здравоохранения важны  концептуальные посылы и предложения, обсуждение и оценка предложенного. В новой концепции должно предусматриваться расширение полномочий, прав, свобод и ответственности медицинских организаций. В рамках определенного аккредитацией профиля деятельности, в соответствии с лицензиями состоящих в штате врачей, на основе принятых коллективом и согласованных с профессионально-общественным объединением философии, стратегии и миссии медицинская организация (учреждение) самостоятельно определяет все аспекты своей деятельности и несет полную ответственность за ее результаты. При этом государство через федеральное министерство здравоохранения полностью страхует профессиональные риски врачей, работающих в бюджетных медицинских учреждениях (организациях), и осуществляет надзор за обязательным страхованием профессиональных рисков в медицинских негосударственных организациях. В концепции необходимо предусмотреть раздел о предоставлении гражданам на всей территории страны гарантированного и обеспеченного государством права свободно выбирать медицинскую организацию (учреждение) и врача для получения медицинской помощи и услуг, что явится стимулом реального повышения качества за счет экономического механизма. Контроль качества должны осуществлять профессионально-общественные объединения (ассоциации), а соответствие ее по всем показателям условиям аккредитации - федеральные, региональные и муниципальные органы управления здравоохранением. Все остальные вопросы организации оказания медицинской помощи и услуг, взаимодействия врачей и пациентов решаются медицинскими учреждениями (организациями) без вмешательства государства.

Важным элементом преобразований должна стать и модернизация государственной  статистики в области здравоохранения. Статистическая база слишком громоздкая, в ней много показателей, не дающих конкретного представления об изучаемом явлении (например, в отличии от России, в мире не считают показатель общей заболеваемости). Официальная статистика заболеваемости отстает от данных научных исследований, многие показатели невозможно проверить. Кроме того, услуги сферы здравоохранения должны быть доступны населению, а оплата стоимости оказанных услуг должна осуществляться третьей стороной (за счет средств бюджета, средств медицинского страхования, личных средств получившего услуги, в тех или иных сочетаниях и пропорциях, сообразно уровню доходов и видов услуг). Денежные средства, предусмотренные на гарантированный государством объем медицинской помощи; средства обязательного медицинского страхования; дополнительные отчисления работодателей на охрану здоровья и нарастающие проценты должны размещаться и аккумулироваться на индивидуальном «карточном» счете каждого гражданина страны (от новорожденного до пенсионера). Данные средства могут быть потрачены только на оплату медицинской помощи и услуг. При недостатке средств на специальной пластиковой карточке разница должна погашаться за счет средств Фонда социального страхования, но без участия в этом пациента; состоятельным гражданам выставляют счет на совместную оплату. При этом очевидны преимущества, состоящие в отсутствии посредников и потерь средств на содержание; простоте, немедленном поступлении средств в медицинскую организацию, оказавшую помощь, независимо от формы собственности и географического местоположения; обеспечении пациенту свободы выбора, а медицинским организациям - равных условий конкуренции.

Информация о работе Маркетинг услуг здравоохранение