Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа
За последние десять лет в России и в сфере здравоохранения произошли настолько большие изменения, что возникает необходимость разработки и принятия новой концепции и соответствующих программ развития, в которых бы отражались и концентрировались все общественно-политические, экономические, социальные и прочие проб¬лемы периода выхода из кризиса, по целому ряду объективных причин оказавшихся более длительными, чем предполагалось. Вместе с тем, существующая в настоящее время негативная ситуация в здравоохранении - это результат многолетней государственной поли¬тики и недооценка сферы здравоохранения для населения страны.
Сфера здравоохранения
переходит в иную стадию своего развития,
объединяя политические, правовые,
экономические и
Сфера здравоохранения представляет собой динамический комплекс взаимозависимых организаций, структур и ресурсов, а также действия, принципиальной целью которых является укрепление, поддержание или восстановление здоровья населения. Сфера здравоохранения не сводится лишь к совокупности больниц и других медицинских служб и не ограничена рамками государственного сектора, а также включает разветвленную сеть учреждений и других структур, как для оказания индивидуальной медицинской помощи, так и для проведения мероприятий на уровне всего населения. Сфера здравоохранения - это не только сумма отдельных составляющих, а комплекс взаимодействующих друг с другом динамических звеньев. Важно уделить внимание тому, чтобы отдельные инициативы по укреплению сферы здравоохранения были скоординированы и учитывали как запланированное, так и потенциальное их воздействие на всю систему здравоохранения. Наряду с этим, следует отметить, что сфера здравоохранения – это и общественный институт и поэтому развитие должно быть ориентировано не только на достижение конечных результатов, но и основываться на общих принципах и ценностях, относящихся к здоровью и имеющих этическую составляющую.
Стратегия реформирования сферы здравоохранения должна основываться не только на необходимости достижения конечной цели, но и на понимании того, как можно преодолеть различные препятствия, сдерживающие процесс преобразований. Выбранный приоритет (или приоритеты) может относиться к одному или нескольким аспектам функционирования системы, например, к тому, как решаются приоритетные вопросы медицинского обслуживания, или может быть связан с комплексными структурными и функциональными изменениями. В любом случае эти изменения являются политическими и должны быть приемлемыми для заинтересованных сторон на национальном уровне, а также соответствовать национальным ценностям и принципам.
В ходе исследования определены ключевые функции сферы здравоохранения в контексте стратегии развития национальных систем здравоохранения и сформированы задачи применительно к функции предоставления медицинских услуг (рис.1, рис.2).
Рисунок 1 - Ключевые функции сферы здравоохранения
Рисунок 2.- Задачи применительно к функции предоставления услуг здравоохранения
Решение этих задач включает достижение максимального охвата населения услугами здравоохранения; обеспечение доступа для неимущих и социально уязвимых групп населения; выяснение характера воздействия различных стратегий медицинского обслуживания на систему здравоохранения в целом; мониторинг качества, безопасности и отзывчивости обслуживания; обеспечение безопасности пациентов; стремление к адекватному управлению службами, ориентированными на нужды и запросы потребителей; укрепление инфраструктуры системы предоставления услуг, а также использование информационных технологий в управлении.
Вместе с тем, необходимо разработать и реализовать ряд проектов, направленных на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с обязательным учетом:
- ориентации на конечный результат с поэтапным переходом учреждений здравоохранения, участвующих в реализации проекта, преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования (преимущества одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования, при котором все источники финансирования объединяются в один финансовый поток, заключаются в возможности оперативного управления ресурсами и объемами медицинских услуг с помощью экономических инструментов);
- обеспечения финансирования стационарной медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи;
- осуществления на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) частичной аккумуляции средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи, на основе финансирования по подушевому нормативу и создание системы внутри- и межучрежденческих взаиморасчетов (реализация направления повышает заинтересованность АПУ в сохранении здоровья пациентов; не возникают стимулы к необоснованному увеличению числа посещений, обследований и консультаций; развивается общая врачебная практика, а также появляются реальные возможности сократить число вызовов скорой медицинской помощи, организуется служба неотложной медицинской помощи при поликлинике);
- реформирования оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечных результатов труда (внедрение отраслевой системы оплаты труда медицинских работников требует разработки системы оценки качества медицинской помощи населению и критериев оценки результативности деятельности медицинских работников, что приведет к повышение ответственности медицинских работников в конечных результатах своего труда и, следовательно, повышению качества оказываемых медицинских услуг);
- обеспечения учета объема оказанной медицинской помощи и оценки ее качества (реализация этого направления заключается во внедрении системы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи на основе внедрения единых региональных программных продуктов, включающих отраслевые сети передачи данных, выработке подходов к созданию единого информационного пространства в сфере здравоохранения).
С позиций особенностей развития и реформирования сферы здравоохранения, в том числе и профессиональных услуг здравоохранения, можно отметить, что эффективное развитие сферы здравоохранения является сложным многоэтапным процессом, ориентированным на получение запрограммированных конечных результатов с заранее определенными вероятностными количественными оценками этих результатов, которые, на наш взгляд, могут варьироваться в установленных границах колебаний и, чем меньше эти колебания, тем эффективнее может осуществляться управление процессом оказания услуг здравоохранения на всей территории Российской Федерации. Улучшить результативность управления сферой здравоохранения, ее лечебно-профилактическими учреждениями, можно, пересмотрев круг вопросов, находящихся в ведении фондов обязательного медицинского страхования учреждений финансово-кредитной направленности, включающего в себя основную функцию аккумулирования денежных средств хозяйствующих субъектов и территориальных администраций. При этом управленческие меры страховых медицинских организаций заключаются в том, что они на основании договоров с медицинскими учреждениями на оказание комплекса медицинских услуг по обязательному и добровольному медицинскому страхованию должны: обеспечивать страхователя (при групповом медицинском страховании) или застрахованного лица страховыми медицинскими полисами; возвращать часть денежных взносов при добровольном страховании; контролировать объем, сроки и качество оказания медицинских услуг в соответствии с условиями договора и государственными стандартами качества.
Рассматривая взаимодействие государства и частного здравоохранения, нельзя оставить в стороне проблему государственно-частного партнерства. В государственно-частном партнерстве основной смысл для государства заключается в привлечении частных инвестиций в государственный сектор здравоохранения; в экономии бюджетных средств, необходимых для ремонта и содержания зданий медицинских учреждений, что обеспечивается посредством реализации инвестиционных проектов. При этом для привлечения частного капитала в сферу здравоохранения с целью его использования для достижения общественных целей государство готово передать некоторые здания, занимаемые медицинскими учреждениями в центральной части городов, в обмен на осуществление частной компанией реконструкционных работ других медицинских учреждений или создание нового учреждения в другом районе города. Реализация таких проектов становится важным этапом в развитии государственно-частного взаимодействия, перехода на более высокий уровень сотрудничества с отказом от традиционного осуществления проектов посредством государственного заказа. К тому же реализация проектов вызывает большой интерес среди частных компаний и способствует реализации подобных проектов. Общая схема реализации проекта представлена на рис.3.
Рисунок 3. - Организационная схема реализации проекта в области здравоохранения (общий случай)
Можно с уверенностью утверждать, что государственно-частное партнерство - это механизм, который позволяет государству получить необходимую инфраструктуру (например, больницу) в настоящее время с оплатой в будущем. При этом государственный сектор формирует частному инвестору техническое задание таким образом, чтобы предоставить возможность применить передовые технологии и улучшенные как технические, так и управленческие решения, на основе которого будет принимать работу по реализованному проекту. Таким образом, государство точно не устанавливает, как услуга должна быть предоставлена населению или как сооружение должно быть сконструировано и построено; вместо этого государство определяет услуги, которые необходимо предоставить и желаемые результаты. При этом частный сектор использует инновационные идеи и технологии для достижения поставленных государством задач. В целом же можно сделать вывод о том, что создание рационального организационного и экономического механизма участия частных медицинских организаций в решении задач общественного здравоохранения - проблема достаточно сложная. Однако имеющийся опыт Москвы, Казани, Санкт-Петербурга свидетельствует о возможности и необходимости усиления государственно-частного сотрудничества в сфере здравоохранения.
Вместе с тем, механизм государственно-частного партнерства в ближайшие годы может стать широко используемым методом осуществления социально значимых проектов. В диссертации сформированы те области сферы здравоохранения, в которых государственно-частное партнерство может быть применено (рис.4).
Рисунок 4. - Области применения государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения
Рассмотренные проблемы взаимодействия государственного и частного здравоохранения позволяют считать, что поддержка частного здравоохранения должна включать такие аспекты, как совершенствование законодательной базы; содействие развитию добровольного медицинского страхования; отказ от политики неявной дискриминации частных медицинских клиник; более гибкая ценовая политика, обеспечивающая при участии частных медицинских организаций в системе ОМС или реализации госзаказа возмещение обоснованных затрат; создание более четкого экономического механизма функционирования бюджетных учреждений, не допускающего использование демпинговых цен при оказании ими платных медицинских услуг. При этом с целью использования более гибких моделей государственно-частного партнерства и тех, которые являются более привлекательными для инвесторов с точки зрения понижения рисков проекта, властным структурам на региональном уровне необходимо разрабатывать собственное законодательство в области государственно-частного партнерства, не противоречащее федеральному законодательству, которое позволит осуществлять проекты государственно-частного партнерства.
В целом деятельность в области развития сферы здравоохранения требует непрерывного анализа и обновления информации. При этом существует также очевидная необходимость в обеспечении связи между проведением научных исследований в области сферы здравоохранения и выработкой стратегических рекомендаций, а также в усилении деятельности по управлению знаниями, обмену и широкому использованию. Необходимо уделять внимание не только конечным результатам работы сферы здравоохранения, но также обеспечению необходимыми ресурсами и услугами адекватного качества и в оптимальном соотношении, а также механизмам и действиям, используемым для преобразования этих ресурсов и услуг в желаемые результаты. Приоритетное внимание должно быть уделено проблемам качества, безопасности и доступности услуг с точки зрения оценки эффективности сферы здравоохранения. Иными словами, необходимо совершенствование сферы здравоохранения посредством поддержки скоординированных действий в отношении основных функций сферы здравоохранения для получения улучшенных результатов в рамках программ здравоохранения.
Автоматизация управленческой деятельности существенно снижает риск принятия необоснованных управленческих решений, связанных с дефектами информации, а также увеличивает возможность своевременной коррекции процесса управления. При этом автоматизация процессов управления ресурсами здравоохранения предполагает внедрение в управленческий процесс математических методов и моделей решения задач, электронно-вычислительной техники, информационных технологий и аналитическо-информационных систем, существенно повышающих эффективность управления.
Практическое применение разработанной модели информационно-аналитической системы в лечебном учреждении «Управление медицинским учреждением» позволило сократить время ведения медицинской документации более чем в 2,5 раза - с 40% общего рабочего времени врача до 15%, время, затрачиваемое врачом на поиск информации, - с 50% его рабочего времени до 15 %, что позволило увеличить время для непосредственного лечения больного в 7 раз - с 10% от общего рабочего времени лечащего врача до 70%. Кроме того, внедрение информационно-аналитической системы позволило за счет автоматизации информационно-управленческих технологий увеличить поток пациентов в амбулаторно-поликлинических отделениях лечебного учреждения на 15%, сократить время установления диагноза на 25%, а время ожидания больным процедур сократить вдвое. Наряду с этим, как свидетельствуют полученные данные, если до внедрения информационно-аналитической системы врач половину своего рабочего времени тратит на поиск информации о пациенте и его заболевании, 40% - на ведение медицинской документации и только 10% - на непосредственное лечение пациента, то с внедрением данной ИАС врач получает возможность уделять пациенту время на его лечение в 7 раз больше, то есть 70% рабочего времени, и только по 15% на поиск информации и ведение медицинской документации. Существенное значение проведенной автоматизации информационно-управленческих технологий в лечебном учреждении в том, что повышение управленческой эффективности функционирования лечебного учреждения, а следовательно, и эффективности функционирования системы в целом возможно в пределах имеющихся финансовых, материальных и кадровых ресурсов системы.