Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ рынка пассажирских авиаперевозок на примере ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии».
Поставленная цель определила следующие основные задачи исследования:
· анализ маркетинговой структуры компании
· анализ перспектив развития рынка пассажирских авиаперевозок
Введение
Глава 1. Теоретические основы маркетинга в сфере услуг
1.1 Маркетинг услуг: самостоятельная сфера или часть маркетинга материально-вещественных товаров……………………………………………5
1.2 Определения услуги………………………………………………………….7
1.3 Классификация услуг………………………………………………………..10
1.4 Особенности использования принципов маркетинга на рынке авиапассажирских перевозок…………………………………………………...12
Глава 2. Характеристика ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
2.1 Профиль компании ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»…………15
2.2 Основные показатели деятельности компании в 2008 году………………17
2.3 Риски и SWOT – анализ……………………………………………………..17
2.4 Организация маркетинга в авиакомпании…………………………………19
Глава 3. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
3.1 Планирование маркетинга и стратегия развития………………………….23
3.2 Потребители услуг ОАО «Аэрофлот»……………………………………..27
3.3 Социальная деятельность компании………………………………………..31
3.4 Аэрофлот - Бонус и Sky Team………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы
Интересно, что некоторые исследователи (например, К. Гренроос и Дж. Бэйтсон) полагают, что описание свойств услуги более продуктивно, чем попытки вывести определение.
Часто исследователи
этой сферы сравнивают ее свойства
со свойствами материально-вещественного
товара. При этом ученые приходят к
одному мнению чаще, чем при попытках
дать определение, однако и здесь
возникают разногласия и
· услуги представляют собой сочетание процесса оказания услуги и потребления результата услуги;
· услуги, в зависимости от объекта и результата, делятся на материальные и нематериальные;
· во многих случаях субъектом (исполнителем) услуги выступает индивидуальный предприниматель или малое предприятие;
· во многих случаях потребитель (человек) является объектом оказания услуги и (или) непосредственно участвует в процесс ее оказания;
· оказание и потребление услуги может быть одновременным;
· как правило, услуга имеет индивидуальный характер оказания и потребления;
· в сфере услуг высока доля ручного труда, качество которого зависит от мастерства персонала;
· исполнитель услуги, как правило, не является собственником результата услуги;
· услуги локальны, нетранспортабельны, могут иметь региональный характер;
· услуги могут быть несохраняемы.
Этот список небезоговорочен и далек от исчерпывающего, однако он хорошо демонстрирует необходимость оговорок при описании свойств услуги. Можно заметить, что в данном случае некоторые свойства сопровождаются замечаниями «как правило», «во многих случаях», «могут быть» и т.п.
Итак, можно подвести некоторые итоги. На сегодняшний день в определениях услуги и ее свойств отсутствует единство, и причин тому можно назвать несколько.
Одна из основных причин заключается в том, что действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же как и объекты, на которые направлены эти действия. Часто приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.
Следующая причина состоит в том, что официальная статистика объединяет эти действия в один класс услуг. Исследователи же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная статистика.
Третья причина сложности поиска определения «услуги» заключается в том, что исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика и/или потребителя услуги. Материальный товар достаточно легко может стать услугой. «Машина, любой физический продукт может быть превращен в сервис, если продавец делает попытки сделать особое решение с учетом потребностей данного клиента», справедливо утверждает К. Гренроос Gronroos C. Service management and marketing. - West Sussex, 2000.. Дж. Бэйтсон также подчеркивал, что граница между товарами и услугами зависит от отношения к этому поставщиков товара и потребителей. Один и тот же объект, содержащий набор физических предметов и ряд действий обслуживающего персонала исполнителя, может рассматриваться потребителем и как материальный товар, и как услуга itner M., Zeithaml V. Services marketing. - Massachusetts, 1996..
Наличие
однозначного исчерпывающего определения
требуется для создания теоретической
конструкции, описывающей процесс
взаимодействия производителя и
покупателя на рынке услуг. Именно определение
лежит в основании
Может ли это определение помочь предприятию, решающему практические задачи, например, задачу разработки и внедрения эффективной маркетинговой стратегии? Безусловно, однако, как уже упоминалось выше, услуги разнообразны. С точки зрения маркетинга, одними из ключевых критериев будут объект услуги, связанность услуги с материально-вещественным продуктом, вовлеченность персонала и использование технологии при оказании услуги. Те процессы, которые относятся к услугам и подходят под данное определение, имеют различные показатели по данным критериям. Так, объектом услуги может быть человек, его материальные и нематериальные активы, его близкие, домашние животные, материальные и нематериальные активы юридических лиц, а также информация, энергия и другое. Данное определение в равной степени справедливо по отношению к услугам, при оказании которых, с одной стороны, основную добавленную стоимость создает персонал, с другой - технология или механизмы. Кроме того, определение объединяет услуги, которые можно назвать чистыми, то есть полностью соответствующими определению, и услуги, которые сопровождают материальный товар. Таким образом, эти важнейшие для маркетинга критерии не находят отражения в определении, выделяющем суть услуг. Процесс определения ключевых факторов с точки зрения маркетинга противоположен процессу выделения общего, который лежит в основе определения услуги. Это процесс поиска специфики того или иного класса услуг, необходимый для создания и реализации маркетинговой стратегии.
1.3 Классификация услуг
Теория и практика экономики сферы услуг сегодня существуют отдельно друг от друга. Прежде всего, это заметит тот, кто попытается выделить общее в тех видах деятельности, которые в соответствии с различными классификациями относятся к услугам.
Например, услугами считаются управление финансовыми активами заказчика, шитье индивидуальной модели платья, подключение стиральной машины и обучение. Объекты и результаты в приведенных случаях существенно различаются. Тем не менее, они с полным правом могут называться услугами в соответствии со сложившейся практикой.
К. Гренроос так описывает процесс появления официальной статистики в сфере услуг: «что не было включено в промышленный или аграрный секторы, было названо услугами» Gronroos C. Service management and marketing. - West Sussex, 2000.. До сегодняшнего дня расчет вклада сферы услуг в национальное хозяйство продолжает вестись подобным образом, который К. Гренроос справедливо называет устаревшим. Наиболее распространенные классификации услуг приведены в табл. 1.
Таблица 1. Наиболее распространенные зарубежные и отечественные классификации услуг
Классификация Всемирной торговой ассоциации |
Международная стандартная промышленная классификация (ISIC) |
Классификация Организации экономического сотрудничества и развития |
Общероссийский классификатор услуг ОК-002 |
|
Бытовые |
||||
Деловые |
Посредничество |
|||
Связь |
Связь |
Связь |
||
Строительство и инжиниринг |
||||
Распределение |
Склады, торговля, рестораны, гостиницы |
Поставка, планирование поставок |
Торговля, общественное питание, рынки, средства размещения |
|
Образование |
Образование |
|||
Финансовые |
Банки, недвижимость, страхование, создание капитала |
Банки, финансовое посредничество, страхование |
||
Здравоохранение и социальные |
Общественные, индивидуальные, социальные |
Медицинские |
||
Туризм и путешествие |
Туристские |
|||
Отдых, культура, спорт |
Культура, физкультура и спорт |
|||
Транспортные |
Транспорт |
Перевозки |
Транспортные |
|
Экология |
||||
Другие |
Другие |
|||
Основные выводы, которые можно сделать из этой таблицы, - это то, что, во-первых, услуги многочисленны, во-вторых, что они очень разнообразны.
Например, Общероссийский классификатор услуг населению содержит 13 высших классификационных группировок услуг, только одна из них - «бытовые услуги» - включает около 800 наименований. Эти услуги очень разнообразны: ремонт техники, жилья; пошив, вязание; скупка; химчистка; изготовление мебели, фото; услуги бань; обрядовые услуги и т.п. Всего же в классификаторе содержится около 1500 наименований, и следует учитывать, что он не включает ряд новых услуг населению, таких как аудиторские, трастовые, хеджирования и прочие Стандартизация и сертификация в сфере услуг / Под ред. А. Ракова - М., 2002..
Действия, которые сегодня согласно статистике относятся к классу услуг, довольно разнообразны. Они направлены на разные объекты, имеют различную целевую аудиторию, чувствительность к продвижению, эластичность спроса по цене, различаются по степени осязаемости, возможности транспортировки и хранения. Исполнение одних услуг зависит в большей степени от использования технологических разработок и изобретений, других - от таланта и мастерства того, кто оказывает услугу, и т.п. Существующие классификации фиксируют услуги по мере их появления, но не предлагают возможности разделения их по типам.
Рассмотрим еще несколько критериев, по которым можно разделять услуги.
Услуги важно различать по мотивам их приобретения. Например, мотивы могут быть личными и деловыми.
Услуги
существенно различаются по ося
Услуги могут оказывать люди с разным уровнем квалификации. Относительно услуг, требующих высокой квалификации, потребители проявляют большую избирательность при выборе. Вот почему специалисты часто добиваются лояльности потребителей. Потребитель услуг, не требующих высокой квалификации, менее разборчив.
Услуги также различаются по степени механизации и автоматизации. Например, автоматизированная и ручная мойка машин или автоматизированные банковские услуги и услуги, оказываемые кассирами. Роль человеческого труда существенно возрастает, когда привлекается высококвалифицированный персонал или когда услуги представляются дома или на рабочем месте потребителя. Некоторые трудоемкие услуги могут выполнять сами потребители, например, ремонт дома.
Также, в завершении, можно отметить еще классификацию по степени контакта с потребителем. В тех случаях, когда он достаточно тесен, необходимо обучать персонал культуре отношений. Многие фирмы, действующие в сфере сервиса, ошибочно игнорируют эту подготовку. Не следует забывать, что люди, ремонтирующие оборудование, автомеханики и другой обслуживающий персонал функционируют также как продавцы и торговые агенты. Они могут быть единственным объектов контакта потребителя с фирмой. Если контакты с потребителем незначительны, наибольшую роль играет техническая квалификация.
1.4 Особенности использования принципов маркетинга на рынке воздушных перевозок
Крупнейшие авиатранспортные компании перешли на концепцию управления с использованием принципов маркетинга сравнительно недавно -- лишь в конце 60-х годов, что привело их к заметному отставанию в этой области от фирм-продуцентов, связанных с производством продукции в вещественном виде. Это отставание объясняется тем, что в послевоенные годы развитие гражданской авиации шло в основном по пути экстенсификации, в направлении резкого наращивания производственно-технического потенциала воздушного транспорта. В условиях повышенного спроса на авиаперевозки и жесткого регулирования авиакомпании могли выступать на рынке, не заботясь о привлечении клиентуры.
В конце
50-х годов внедрение
Особенности
авиатранспортного маркетинга в
значительной степени обусловлены
спецификой рынка. Этот рынок имеет
довольно сложную структуру, где
переплетаются разнообразные