Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ рынка пассажирских авиаперевозок на примере ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии».
Поставленная цель определила следующие основные задачи исследования:
· анализ маркетинговой структуры компании
· анализ перспектив развития рынка пассажирских авиаперевозок
Введение
Глава 1. Теоретические основы маркетинга в сфере услуг
1.1 Маркетинг услуг: самостоятельная сфера или часть маркетинга материально-вещественных товаров……………………………………………5
1.2 Определения услуги………………………………………………………….7
1.3 Классификация услуг………………………………………………………..10
1.4 Особенности использования принципов маркетинга на рынке авиапассажирских перевозок…………………………………………………...12
Глава 2. Характеристика ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
2.1 Профиль компании ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»…………15
2.2 Основные показатели деятельности компании в 2008 году………………17
2.3 Риски и SWOT – анализ……………………………………………………..17
2.4 Организация маркетинга в авиакомпании…………………………………19
Глава 3. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
3.1 Планирование маркетинга и стратегия развития………………………….23
3.2 Потребители услуг ОАО «Аэрофлот»……………………………………..27
3.3 Социальная деятельность компании………………………………………..31
3.4 Аэрофлот - Бонус и Sky Team………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы
В качестве
товара, предлагаемого авиакомпаниями
на рынке, выступает продукция, создаваемая
ими в процессе воздушной перевозки
пассажиров и грузов. Именно она
является основным предметом купли-продажи.
Также авиакомпании предлагают на рынке
широкую гамму услуг, сопутствующих
транспортному процессу. Здесь речь
идет не о самом перемещении, а
об удовлетворении дополнительных общественных
потребностей, связанных с перемещением,
которые, однако, могут представлять
большой интерес для
Авиакомпании предлагают на рынке специфический товар -- перемещение. Потребление этого товара происходит непосредственно в процессе его производства, поэтому оценить размер его предложения на рынке можно лишь косвенным путем.
В силу этого
величина предложения здесь может
быть оценена в виде провозной
способности парка воздушных
судов, эксплуатируемых авиакомпаниями
на коммерческой основе, в этом заключается
главная особенность
Миссия |
|
Компания помогаем Пассажирам осуществлять
свои жизненные планы и мечты
- эффективно работать, приятно отдыхать,
встречаться с родными и |
|
Аэрофлот делает все, чтобы Пассажиры чувствовали себя в небе безопасно, надежно и уютно. |
|
Видение |
|
Стремление построить компанию международного класса, основываясь на лучших традициях гражданской авиации России. |
|
Цель Аэрофлота - обеспечение стабильного качества продукта авиакомпании на уровне пятерки лидеров европейской авиаиндустрии. |
|
Ценности |
|
Пассажир - главный объект заботы компании. Выбирая «Аэрофлот», пассажир дает всем возможность добиваться успеха. Компания работает так, чтобы пассажиры выбирали «Аэрофлот», оставались довольными услугами и возвращались снова и снова. |
|
Гостеприимство |
|
Персонал «Аэрофлота» |
|
Профессиональное развитие и самосовершенствование - непременное условие лидерства «Аэрофлота» и индивидуального успеха каждого работника. |
|
ГЛАВА 2. Характеристика ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
2.1 Профиль компании ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» является бесспорным лидером гражданской авиации России, фактическим национальным перевозчиком. В феврале 2008 года отметил 85-летний юбилей. Базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево. Будучи крупнейшим российским авиаперевозчиком, перевозит более 8 млн. человек в год, а вместе с дочерними компаниями - свыше 10 млн., т.е. примерно четвертую часть от общего объема, перевозимого российским воздушным транспортом.
Аэрофлот осуществляет собственные рейсы в 96 пунктов 49 стран. Контролирует более 45% российского рынка регулярных международных перевозок. Опережающими темпами наращивает свою долю на внутренних воздушных линиях, которая составляет 12,5%, а с учетом дочерних авиакомпаний - 17%.
Аэрофлот - первая российская авиакомпания, вступившая в глобальный авиационный альянс. Став в апреле 2006 года 10-м полноправным членом международного альянса SkyTeam, Аэрофлот обеспечил своим клиентам доступ к маршрутной сети, которая насчитывает ныне 841 пункт в 162 странах. В рамках код-шеринговых соглашений сотрудничает с 33 иностранными и российскими авиакомпаниями.
Аэрофлот располагает самолетным парком, который является одним из самых молодых в Европе. Это - 85 воздушных судов, из которых более половины - современные авиалайнеры семейства Airbus А320 и Boeing В767. Парк авиакомпании постоянно пополняется. В конце 2008 года компания готовится принять в свой флот новые дальнемагистральные лайнеры Airbus A330. В планах также получение российских региональных самолетов нового поколения Sukhoi SuperJet-100. Согласно подписанным контактам, с 2014 года начнется процесс поставок Аэрофлоту дальнемагистральных самолетов Airbus А350 и Boeing В787 Dreamliner.
Аэрофлот делает особую ставку на новые информационные технологии как мощное средство повышения качества обслуживания клиентов и экономической эффективности. Перейдя на программное обеспечение Sabre, компания развивает проект интернет - продаж, ввела веб - бронирование, оплату билета по кредитной карте через систему on-line платежей со своего сайта www.aeroflot.aero. С 2006 года Аэрофлот использует электронный билет.
Аэрофлот соответствует высшим международным стандартам обеспечения безопасности (коэффициент безопасности полетов - 99,936%). Один инцидент приходится на 7840 часов налета - этот показатель у компании вдвое лучше, чем в среднем по отечественной отрасли. По итогам аудита операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA - IATA Operational Safety Audit) первым из российских перевозчиков вошел в реестр операторов IOSA, в 2007 году подтвердил этот сертификат в соответствии с новой, более жесткой редакцией правил. С марта 2008 года - обладатель единого сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям стандарта ISO 9001:2000. Располагает крупнейшим в Восточной Европе современным Центром управления полетами (ЦУП), Центром подготовки авиационного персонала, включающим 8 отечественных и зарубежных тренажеров: 4 комплексных, 3 процедурных и 1 аварийно-спасательный.
Аэрофлот
- ведущий работодатель и налогоплательщик
отрасли (в 2007 году в бюджеты всех
уровней компания уплатила в качестве
налогов 10,3 млрд. рублей). В компании
занято примерно 14,5 тыс. человек, в том
числе около 2 тыс. летных специалистов.
Она проводит социально ответственную
политику в отношении персонала,
обеспечивая достойную
Аэрофлот планирует ввести в строй весной 2009 года собственный сверхсовременный терминал «Шереметьево-3», куда будут переведены все рейсы авиакомпании и ее партнеров по альянсу SkyTeam. Новый терминал с пропускной способностью от 9 до 12 млн. пассажиров в год, созданный с использованием новейших технологий, обеспечит обслуживание на уровне ведущих аэропортов мира, удобные пересадки и стыковки рейсов, привлечение транзитных потоков.
ОАО «Аэрофлот
- российские авиалинии» (AFLT) работает
на высоко конкурентном рынке в интересах
своих акционеров, главным из которых
является государство. Учредитель - Правительство
РФ - владеет 51% акций. 49% принадлежат
юридическим и физическим лицам,
в том числе сотрудникам
СПРАВКА О СОСТАВЕ АВИАПАРКА (на 31 марта 2008 г.)
Ил - 96-300 |
6 |
|
Ту - 154 |
26 |
|
Airbus А319 |
11 |
|
Airbus А320 |
15 |
|
Airbus А321 |
10 |
|
Boeing B767-36 NER |
11 |
|
Boeing В737-500 |
6 (взяты в мокрый лизинг у дочер |
|
Самолетный парк |
85 ВС |
|
2.2 Основные показатели деятельности компании в 2008 году
18 апреля 2008 года, Москва. - ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» подвело итоги работы за март и три месяца 2008 года.
В марте 2008 года авиакомпания перевезла 723,7 тыс. пассажиров (в том числе на чартерных рейсах 1,4 тыс. пассажиров), выполнила 2 млрд 127 млн пассажирокилометров. Процент занятости пассажирских кресел в марте составил 68,8%, процент коммерческой загрузки 54,7%.
По сравнению с показателями 2007 года объемы работ в марте увеличились по всем показателям:
· по перевозке пассажиров 19,7% (+119,1 тыс. пассажиров),
· по пассажирообороту 14,4% (+267,7 млн пассажирокилометров).
· объем перевозок пассажиров на международных воздушных линиях увеличился на 10,7% (+42,9 тыс. пасс.),
· на внутренних линиях - на 37,7% (+76,2 тыс. пасс.).
За три месяца 2008 года Аэрофлот перевез 1 млн 993 тыс. пассажиров, выполнено 5 млрд 879 млн пассажирокилометров. Процент занятости пассажирских кресел составил 66,0%, коммерческая загрузка 52,0%.
По сравнению с показателями 2007 года объемы работ за первый квартал увеличились:
· по перевозке пассажиров на 16,8% (+286,8 тыс. пассажиров),
· по пассажирообороту на 11,3% (+596б7 млн пкм).
Аэрофлот базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево. Будучи крупнейшим российским авиаперевозчиком, перевозит более 8 млн человек в год, а вместе с дочерними компаниями - свыше 10 млн.
Аэрофлот осуществляет собственные рейсы в 96 пунктов 49 стран. Контролирует более 45% российского рынка регулярных международных перевозок. Опережающими темпами наращивает свою долю на внутренних воздушных линиях, которая составляет 12,5%, а с учетом дочерних авиакомпаний - 17%.
2.3 Риски и SWOT - анализ
Важнейшим фактором успешной деятельности
компании является умение руководства
чувствовать рынок и
Одним из механизмов решения задачи наведения порядка является внедрение управленческого учета, который позволяет дать ответы на вопросы: что, где, когда, как, почему, сколько и в чем причина. Успешная внутренняя жизнь предприятия - это необходимое, но не достаточное условие выживания, а тем более для занятия ведущих позиций на рынке. С целью повышения внешней эффективности специалисты и руководство компании прилагают все усилия, чтобы адаптироваться к требованиям окружающего мира, потребностям рынка.
В целях повышения
Таблица 2. SWOT - анализ
Преимущества |
Недостатки |
|
Сильная команда управляющих |
Возможная потеря права на сборы за пролет иностранных самолетов над российской территорией |
|
Широко известный бренд |
Коэффициент загрузки рейсов ниже среднего по конкурентам, входящим в Международную ассоциацию воздушного транспорта |
|
Членство в Sky Team |
Преобладание в самолетном парке российских машин с низкой топливной эффективностью |
|
Внедрение технологии электронного билета и других IT-услуг для увеличения числа пассажиров и сокращения издержек |
Концентрация акционерного капитала в руках нескольких крупных инвесторов, действия которых могут вразрез с интересами миноритариев |
|
Модернизация и повышение |
Низкая ликвидность акций |
|
Приоритетное развитие наиболее прибыльных маршрутов: среднемагистральных внутренних и длижнемагистральных международных |
||
Открытие терминала « |
||
Возможности |
Угрозы |
|
Благоприятные перспективы российской экономики |
Усиление конкуренции |
|
Рост спроса на авиаперевозки |
Резкое замедление экономического роста |
|
Консолидация отрасли |
Дефицит квалифицированных кадров, включая летный состав |
|
Постепенная отмена квот в российских аэропортах |
Рост цен на авиационное топливо |
|
Высокие ставки пошлин и НДС на импорт авиатехники |
||
Из проведенного анализа слабых и сильных сторон ярко выделяются следующие риски:
· Устойчиво высокие цены на авиационный керосин могут вынудить авиакомпании поднять цены на билеты, что приведет к уменьшению спроса на услуги авиаперевозчика.
· Резкое снижение темпов роста экономики и частного потребления может замедлить рост спроса физических лиц на услуги авиаперевозчиков
· Усиление конкуренции со стороны иностранных компаний, способных предложить потребителям услуги более высокого качества по умеренным ценам, может привести к сокращению доли российских авиаперевозчиков
· Дефицит квалифицированных
· Усиление геополитической напряженности и террористической угрозы может стать помехой росту спроса на услуги авиакомпаний.
2.4 Организация маркетинга в авиакомпании
Организационная структура управления международным пассажирским маркетингом в авиакомпании “Аэрофлот - Российские Международные Авиалинии” состоит из следующих отделов и подразделений:
1. Группа планирования.
2. Группа обслуживания
3. Группа по изучению развития рынка.
4. Группа по изучению тарифов.
5. Группа по обслуживанию
6. Группа маршрутов в Европу.
7. Группа маршрутов в Америку.
8. Группа маршрутов в Юго-
9. Группа маршрутов в Африку.
10. Группа маршрутов на Ближний Восток.
11. Группа маршрутов на Средний Восток.
12. Группа транспортного
13. Группа страхования и
14. Группа развития системы.
15. Группа информационных услуг.
16. Загранпредставительства и
17. Административная группа.
18. Группа планирования.
19. Группы резервирования по направлениям бронирования.
Переход авиакомпаний России к маркетингу
вызвал необходимость коренного
изменения или