Маркетинг в сфере авиационных перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ рынка пассажирских авиаперевозок на примере ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии».
Поставленная цель определила следующие основные задачи исследования:
· анализ маркетинговой структуры компании
· анализ перспектив развития рынка пассажирских авиаперевозок

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы маркетинга в сфере услуг
1.1 Маркетинг услуг: самостоятельная сфера или часть маркетинга материально-вещественных товаров……………………………………………5
1.2 Определения услуги………………………………………………………….7
1.3 Классификация услуг………………………………………………………..10
1.4 Особенности использования принципов маркетинга на рынке авиапассажирских перевозок…………………………………………………...12
Глава 2. Характеристика ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
2.1 Профиль компании ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»…………15
2.2 Основные показатели деятельности компании в 2008 году………………17
2.3 Риски и SWOT – анализ……………………………………………………..17
2.4 Организация маркетинга в авиакомпании…………………………………19
Глава 3. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
3.1 Планирование маркетинга и стратегия развития………………………….23
3.2 Потребители услуг ОАО «Аэрофлот»……………………………………..27
3.3 Социальная деятельность компании………………………………………..31
3.4 Аэрофлот - Бонус и Sky Team………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

маркетинг курсовая.docx

— 106.21 Кб (Скачать файл)

В качестве товара, предлагаемого авиакомпаниями на рынке, выступает продукция, создаваемая  ими в процессе воздушной перевозки  пассажиров и грузов. Именно она  является основным предметом купли-продажи. Также авиакомпании предлагают на рынке  широкую гамму услуг, сопутствующих  транспортному процессу. Здесь речь идет не о самом перемещении, а  об удовлетворении дополнительных общественных потребностей, связанных с перемещением, которые, однако, могут представлять большой интерес для потребителя. Объем этих услуг достаточно велик  и должен приниматься в расчет при оценке потенциального спроса на рынке.

Авиакомпании  предлагают на рынке специфический  товар -- перемещение. Потребление этого товара происходит непосредственно в процессе его производства, поэтому оценить размер его предложения на рынке можно лишь косвенным путем.

В силу этого  величина предложения здесь может  быть оценена в виде провозной  способности парка воздушных  судов, эксплуатируемых авиакомпаниями на коммерческой основе, в этом заключается  главная особенность авиатранспорта и связанных с ним различных  сфер экономики.

 

Миссия

 

Компания помогаем Пассажирам осуществлять свои жизненные планы и мечты - эффективно работать, приятно отдыхать, встречаться с родными и близкими, открывать для себя новые страны и города.

 

Аэрофлот делает все, чтобы Пассажиры  чувствовали себя в небе безопасно, надежно и уютно.

 

Видение

 

Стремление построить компанию международного класса, основываясь на лучших традициях  гражданской авиации России.

 

Цель Аэрофлота - обеспечение стабильного  качества продукта авиакомпании на уровне пятерки лидеров европейской  авиаиндустрии.

 

Ценности

 

Пассажир - главный объект заботы компании. Выбирая «Аэрофлот», пассажир дает всем возможность добиваться успеха. Компания работает так, чтобы пассажиры  выбирали «Аэрофлот», оставались довольными услугами и возвращались снова и  снова.

 

Гостеприимство

 

Персонал «Аэрофлота» привержен  традициям российского гостеприимства. Его работа основана на лучших проявлениях  национального характера - искренности, радушии и надежности.

 

Профессиональное развитие и самосовершенствование - непременное условие лидерства  «Аэрофлота» и индивидуального  успеха каждого работника.

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Характеристика ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»

 

2.1 Профиль компании ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»

 

ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» является бесспорным лидером гражданской авиации России, фактическим национальным перевозчиком. В феврале 2008 года отметил 85-летний юбилей. Базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево. Будучи крупнейшим российским авиаперевозчиком, перевозит более 8 млн. человек в год, а вместе с дочерними компаниями - свыше 10 млн., т.е. примерно четвертую часть от общего объема, перевозимого российским воздушным транспортом.

Аэрофлот  осуществляет собственные рейсы  в 96 пунктов 49 стран. Контролирует более 45% российского рынка регулярных международных перевозок. Опережающими темпами наращивает свою долю на внутренних воздушных линиях, которая составляет 12,5%, а с учетом дочерних авиакомпаний - 17%.

Аэрофлот - первая российская авиакомпания, вступившая в глобальный авиационный альянс. Став в апреле 2006 года 10-м полноправным членом международного альянса SkyTeam, Аэрофлот обеспечил своим клиентам доступ к маршрутной сети, которая насчитывает ныне 841 пункт в 162 странах. В рамках код-шеринговых соглашений сотрудничает с 33 иностранными и российскими авиакомпаниями.

Аэрофлот  располагает самолетным парком, который  является одним из самых молодых  в Европе. Это - 85 воздушных судов, из которых более половины - современные  авиалайнеры семейства Airbus А320 и Boeing В767. Парк авиакомпании постоянно пополняется. В конце 2008 года компания готовится принять в свой флот новые дальнемагистральные лайнеры Airbus A330. В планах также получение российских региональных самолетов нового поколения Sukhoi SuperJet-100. Согласно подписанным контактам, с 2014 года начнется процесс поставок Аэрофлоту дальнемагистральных самолетов Airbus А350 и Boeing В787 Dreamliner.

Аэрофлот  делает особую ставку на новые информационные технологии как мощное средство повышения  качества обслуживания клиентов и экономической  эффективности. Перейдя на программное  обеспечение Sabre, компания развивает проект интернет - продаж, ввела веб - бронирование, оплату билета по кредитной карте через систему on-line платежей со своего сайта www.aeroflot.aero. С 2006 года Аэрофлот использует электронный билет.

Аэрофлот  соответствует высшим международным  стандартам обеспечения безопасности (коэффициент безопасности полетов - 99,936%). Один инцидент приходится на 7840 часов налета - этот показатель у  компании вдвое лучше, чем в среднем по отечественной отрасли. По итогам аудита операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA - IATA Operational Safety Audit) первым из российских перевозчиков вошел в реестр операторов IOSA, в 2007 году подтвердил этот сертификат в соответствии с новой, более жесткой редакцией правил. С марта 2008 года - обладатель единого сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям стандарта ISO 9001:2000. Располагает крупнейшим в Восточной Европе современным Центром управления полетами (ЦУП), Центром подготовки авиационного персонала, включающим 8 отечественных и зарубежных тренажеров: 4 комплексных, 3 процедурных и 1 аварийно-спасательный.

Аэрофлот - ведущий работодатель и налогоплательщик отрасли (в 2007 году в бюджеты всех уровней компания уплатила в качестве налогов 10,3 млрд. рублей). В компании занято примерно 14,5 тыс. человек, в том  числе около 2 тыс. летных специалистов. Она проводит социально ответственную  политику в отношении персонала, обеспечивая достойную заработную плату, дополняемую весомым социальным пакетом. Аэрофлот реализует ряд  специальных программ в отношении  социально незащищенных граждан, ветеранов  ВОВ, детей-инвалидов, взаимодействуя с профильными общественными  организациями.

Аэрофлот  планирует ввести в строй весной 2009 года собственный сверхсовременный терминал «Шереметьево-3», куда будут  переведены все рейсы авиакомпании и ее партнеров по альянсу SkyTeam. Новый терминал с пропускной способностью от 9 до 12 млн. пассажиров в год, созданный с использованием новейших технологий, обеспечит обслуживание на уровне ведущих аэропортов мира, удобные пересадки и стыковки рейсов, привлечение транзитных потоков.

ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» (AFLT) работает на высоко конкурентном рынке в интересах  своих акционеров, главным из которых  является государство. Учредитель - Правительство  РФ - владеет 51% акций. 49% принадлежат  юридическим и физическим лицам, в том числе сотрудникам компании. Аэрофлот имеет две дочерние авиакомпании - «Аэрофлот-Дон» (Ростов-на-Дону) и «Аэрофлот-Норд» (Архангельск), реализует проект создания подобной компании на Дальнем Востоке. Грузовые перевозки осуществляет дочерняя компания «Аэрофлот-Карго».

СПРАВКА О СОСТАВЕ АВИАПАРКА (на 31 марта 2008 г.)

 

Ил - 96-300

6

 

Ту - 154

26

 

Airbus А319

11

 

Airbus А320

15

 

Airbus А321

10

 

Boeing B767-36 NER

11

 

Boeing В737-500

6 (взяты в мокрый лизинг у дочерних а/к)

 

Самолетный парк

85 ВС

 
     

 

 

2.2 Основные показатели деятельности компании в 2008 году

 

18 апреля 2008 года, Москва. - ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» подвело  итоги работы за март и три  месяца 2008 года.

В марте 2008 года авиакомпания перевезла 723,7 тыс. пассажиров (в том числе на чартерных  рейсах 1,4 тыс. пассажиров), выполнила 2 млрд 127 млн пассажирокилометров. Процент занятости пассажирских кресел в марте составил 68,8%, процент коммерческой загрузки 54,7%.

По сравнению  с показателями 2007 года объемы работ  в марте увеличились по всем показателям:

· по перевозке  пассажиров 19,7% (+119,1 тыс. пассажиров),

· по пассажирообороту 14,4% (+267,7 млн пассажирокилометров).

· объем  перевозок пассажиров на международных  воздушных линиях увеличился на 10,7% (+42,9 тыс. пасс.),

· на внутренних линиях - на 37,7% (+76,2 тыс. пасс.).

За три  месяца 2008 года Аэрофлот перевез 1 млн 993 тыс. пассажиров, выполнено 5 млрд 879 млн пассажирокилометров. Процент занятости пассажирских кресел составил 66,0%, коммерческая загрузка 52,0%.

По сравнению  с показателями 2007 года объемы работ  за первый квартал увеличились:

· по перевозке  пассажиров на 16,8% (+286,8 тыс. пассажиров),

· по пассажирообороту на 11,3% (+596б7 млн пкм).

Аэрофлот  базируется в Москве, в международном  аэропорту Шереметьево. Будучи крупнейшим российским авиаперевозчиком, перевозит  более 8 млн человек в год, а вместе с дочерними компаниями - свыше 10 млн.

Аэрофлот  осуществляет собственные рейсы  в 96 пунктов 49 стран. Контролирует более 45% российского рынка регулярных международных перевозок. Опережающими темпами наращивает свою долю на внутренних воздушных линиях, которая составляет 12,5%, а с учетом дочерних авиакомпаний - 17%.

 

 

 

2.3 Риски и SWOT - анализ

Важнейшим фактором успешной деятельности компании является умение руководства  чувствовать рынок и ориентироваться  на него. Перед компанией стоят  две основные задачи: позаботиться о себе и видеть окружающую действительность. Позаботиться о себе - это значит навести порядок в технологиях деятельности, процедурах документооборота, организационно-штатной структуре.

Одним из механизмов решения задачи наведения порядка является внедрение управленческого учета, который позволяет дать ответы на вопросы: что, где, когда, как, почему, сколько и в чем причина. Успешная внутренняя жизнь предприятия - это необходимое, но не достаточное условие выживания, а тем более для занятия ведущих позиций на рынке. С целью повышения внешней эффективности специалисты и руководство компании прилагают все усилия, чтобы адаптироваться к требованиям окружающего мира, потребностям рынка.

В целях повышения конкурентоспособности  умение управлять рисками достигает  наибольший эффект в том случае, если будут выделены конкретные риски и проведен анализ сильных и слабых сторон в деятельности компании (табл. 2)

Таблица 2. SWOT - анализ

 

Преимущества

Недостатки

 

Сильная команда управляющих

Возможная потеря права на сборы  за пролет иностранных самолетов  над российской территорией

 

Широко известный бренд

Коэффициент загрузки рейсов ниже среднего по конкурентам, входящим в Международную  ассоциацию воздушного транспорта

 

Членство в Sky Team

Преобладание в самолетном парке  российских машин с низкой топливной  эффективностью

 

Внедрение технологии электронного билета и других IT-услуг для увеличения числа пассажиров и сокращения издержек

Концентрация акционерного капитала в руках нескольких крупных инвесторов, действия которых могут вразрез  с интересами миноритариев

 

Модернизация и повышение топливной  эффективности самолетного парка

Низкая ликвидность акций

 

Приоритетное развитие наиболее прибыльных маршрутов: среднемагистральных внутренних и длижнемагистральных международных

   

Открытие терминала «Шереметьево-3»  в 2009 г.

   

Возможности

Угрозы

 

Благоприятные перспективы российской экономики

Усиление конкуренции

 

Рост спроса на авиаперевозки

Резкое замедление экономического роста

 

Консолидация отрасли

Дефицит квалифицированных кадров, включая летный состав

 

Постепенная отмена квот в российских аэропортах

Рост цен на авиационное топливо

 
 

Высокие ставки пошлин и НДС на импорт авиатехники

 
     

Из проведенного анализа слабых и сильных сторон ярко выделяются следующие риски:

· Устойчиво высокие цены на авиационный  керосин могут вынудить авиакомпании поднять цены на билеты, что приведет к уменьшению спроса на услуги авиаперевозчика.

· Резкое снижение темпов роста экономики  и частного потребления может  замедлить рост спроса физических лиц на услуги авиаперевозчиков

· Усиление конкуренции со стороны  иностранных компаний, способных  предложить потребителям услуги более  высокого качества по умеренным ценам, может привести к сокращению доли российских авиаперевозчиков

· Дефицит квалифицированных кадров, обусловленный сокращением числа  выпускников авиационных ВУЗов  и летных училищ, может затруднить развитие российской авиатранспортной отрасли

· Усиление геополитической напряженности  и террористической угрозы может  стать помехой росту спроса на услуги авиакомпаний.

 

2.4 Организация маркетинга в авиакомпании 

Организационная структура управления международным пассажирским маркетингом в авиакомпании “Аэрофлот - Российские Международные Авиалинии” состоит из следующих отделов и подразделений:

1. Группа планирования.

2. Группа обслуживания автоматических  систем бронирования (АСБ).

3. Группа по изучению развития  рынка.

4. Группа по изучению тарифов.

5. Группа по обслуживанию пассажиров  на борту.

6. Группа маршрутов в Европу.

7. Группа маршрутов в Америку.

8. Группа маршрутов в Юго-Восточную  Азию.

9. Группа маршрутов в Африку.

10. Группа маршрутов на Ближний  Восток.

11. Группа маршрутов на Средний  Восток.

12. Группа транспортного обслуживания.

13. Группа страхования и заключения  договоров.

14. Группа развития системы.

15. Группа информационных услуг.

16. Загранпредставительства и агентства.

17. Административная группа.

18. Группа планирования.

19. Группы резервирования по  направлениям бронирования.

Переход авиакомпаний России к маркетингу вызвал необходимость коренного  изменения или совершенствования  организационных структур управления деятельностью компании. Отделения  маркетинга превратились в мозговые центры авиатранспортных монополий, которые  отвечали за выработку стратегии  и тактики выступления на рынке, проведение единой коммерческой политики, осуществляли координацию всех служб  компаний. Возникла насущная необходимость  в перераспределении ряда функций  в управляющей системе, сокращении одних и создании других новых  служб и подразделений. Стало  проявляться стремление к созданию гибких организационных структур, легко  приспосабливающихся к специфике  стратегических программ и способных  совершенствоваться.

Информация о работе Маркетинг в сфере авиационных перевозок