Маркетинг в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских играх вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и психологической подготовки спортсменов. Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта. Психология спорта проводит общий анализ спортивной деятельности, изучает отдельные виды спорта, общие и специальные качества личности спортсмена, показывает психологические основы его обучения, тренировки, воспитания. Большое внимание уделяется психологической подготовки спортсменов.

Файлы: 1 файл

Маркетинг в спорте.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

 

 Введение

Следует отметить, что проводимые в соответствии с научными требованиями соревнования должны быть одним из способов вовлечения народных масс в  физическую культуру и выявления  достижений в ней как индивидуальных, так и особенно достижений коллективов  физкультурных.

Спортивные соревнования - это целая  система мероприятий по физическому  воспитанию, в ходе подготовки и  проведения которых создаются чрезвычайно  благоприятные условия для воспитательной работы со студентами в целях развития у них чувства коллективизма, дисциплин, честности, ответственности, самообладания, воли к победе и других важных морально-волевых и нравственных человеческих черт.

Соревновательная подготовка является одновременно и средством и методом  форсированной физической, технической, тактической и психологической  подготовки спортсменов.

Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских  играх вызывает необходимость совершенствования  средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и  психологической подготовки спортсменов.

Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта. Психология спорта проводит общий  анализ спортивной деятельности, изучает  отдельные виды спорта, общие и  специальные качества личности спортсмена, показывает психологические основы его обучения, тренировки, воспитания. Большое внимание уделяется психологической  подготовки спортсменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Психологическое  обеспечение подготовки спортсменов  к соревнованиям на этапе начальной  спортивной специализации 

 

Психологическое обеспечение  подготовки спортсменов к соревнованиям  имеет существенное значение в спортивном совершенствовании в процессе многолетней  спортивной тренировки. Его содержание и назначение должно исходить из задач, решаемых в процессе спортивной тренировки. Основное же его назначение будет  заключаться в содействии решению  задач спортивной тренировки в многолетней  подготовке спортсменов.

Цель психологического обеспечения  подготовки спортсменов к соревнованиям  – создание психологических предпосылок  для овладения спортсменами оптимальным  предстартовым состоянием.

Содержание психологического обеспечения подготовки спортсменов  к соревнованию включает следующие  направления: 1) формирование психологической  структуры соревновательной деятельности; 2) анализ результативности соревновательной деятельности; 3) удовлетворение актуальных потребностей; 4) выявление доминирующих и актуальных предстартовых состояний  у спортсменов; 5) планирование соотношения  видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе; 6) обучение спортсменов навыкам психорегуляции; 7) формирование у юных спортсменов когнитивного ресурса для успешного выступления на соревнованиях.

Формирование психологической  структуры соревновательной деятельности у юных спортсменов предполагает: 1) обучение спортсменов целеполаганию; 2) обучение спортсменов самоконтролю своего предстартового состояния и формирование адекватной самооценки; 3) актуализацию соревновательной мотивации 4) обучение спортсменов навыкам психорегуляции своего состояния, поведения и деятельности и их дальнейшее совершенствование.

- Обучение юных спортсменов  целеполаганию. Данная работа должна осуществляться с первыми участиями спортсменов в соревнованиях. Умение целеполагания, как считает Р. Мартенс (1987), весьма важное умение для спортсмена. По его мнению, цели привлекают сознание к тому, над чем надо работать, мобилизуют энергию спортсмена, способствуют проявлению настойчивости в достижении результатов. Выделяются результативные и процессуальные цели. В соревновательном периоде более эффективны процессуальные цели (продемонстрировать мастерство, в полной мере использовать свою техническую, тактическую, психологическую подготовленность и др.). В случае акцентирования у юных спортсменов результативных целей может возникать неуверенность в себе, тревожность за результат, снижение самооценки в случае не достижения целей. В пользу формирования процессуальных целей говорит тот факт, что процессуальные цели поддаются контролю ситуации, а, следовательно, и создается возможность управления ими. Чувство контроля ситуации придает спортсмену уверенность в себе.

На первоначальном этапе  тренер ставит перед спортсменом  соревновательные цели. По мере накопления соревновательного опыта тренер делегирует спортсменам постановку целей, оставляя за собой контроль и  консультирование. Спортсмена необходимо научить ранжировать цели по их значимости и устанавливать последовательность их достижения.

При постановке целей важно  соблюдать следующее: 1) чтобы цели не были слишком легкими; 2) цели должны быть реально достижимы; 3) ранжирование целей, подчеркивая их значимость.

Постановка соревновательных целей спортсменом обусловлена  следующими факторами. Первый фактор –  спортсмену важно знать оценку тренером его подготовленности к данному  соревнованию и на этой основе формулировать  свои цели. Второй фактор – возможности  самого спортсмена самооценка своей  подготовленности. Третий фактор –  возможности предполагаемых соперников, их техническая, тактическая, физическая, психологическая подготовленность, их индивидуально-психологические  особенности, манера ведения борьбы. Четвертый фактор – результаты участия  спортсмена в предыдущих соревнованиях, результаты борьбы с предполагаемыми  соперниками на предыдущих соревнованиях. Учет этих основных факторов позволит сформулировать реально достижимые соревновательные

 цели.

Постановка спортсменом  соревновательных целей 

 

Для развития у юных спортсменов  способностей к целеполаганию, планированию своего поведения и самоанализу своей деятельности рекомендуется «тренинг личностной причинности». В процессе проведения этого мотивационного тренинга решаются следующие задачи:

1) постановка перед спортсменом  реально достижимых перспективных  целей на основе сопоставления  целей со своими возможностями;

2) выявление своих сильных  и слабых сторон;

3) постановка ближайших  и перспективных целей;

4) научить спортсменов  понимать, действительно ли его  поведение, выполняемая им деятельность  приближают его к цели.

- Обучение спортсменов  самоконтролю и формирование  адекватной самооценки. Действенным  средством обучения самоконтролю  и формированию самооценки является  работа в парах с взаимным  контролем и взаимной оценкой.  Не менее важным является ведение  юным спортсменом дневника как  обязательного для будущих чемпионов.  В дневнике спортсмены сами  выставляют себе оценки за  проведенную тренировку, за участие  в соревновании. Тренер систематически  проверяет дневники и выставляет  свои оценки. Сравнение спортсменом  самооценки и оценки тренера  способствует формированию адекватной  самооценки и повышению активности  в работе. Успешность обучения  самоконтролю и развитие адекватной  самооценки обусловлено систематическим  обеспечением тренером оценочной  информации юных спортсменов  и придание важности этой работе.

При заниженной самооценке со спортсменами осуществляется преимущественно  следующая работа:

постановка реально достижимых целей на ближайший период, соревнование;

чередование партнеров (сильных, слабых);

эмоциональная поддержка  при неудачах;

выявление положительных  личностных качеств и их реализация на тренировках.

В случае завышенной самооценки акцент в работе со спортсменами делается на следующее:

убеждение в необходимости  постановки более высоких целей;

поручение усложненных заданий, требующих проявления воли;

сравнительный анализ результатов  самооценки своей подготовленности с оценкой тренеров, спортсменов (экспертов).

Систематическое проведение тренинга личностной причинности также  способствует формированию у юных спортсменов  адекватной самооценки.

- Актуализация соревновательной  мотивации и мотивации достижения  успеха.

На предсоревновательном этапе необходима оптимизация соотношения тренировочной и соревновательной мотивации. Чем больше выражена у спортсмена соревновательная мотивация, тем выше результативность соревновательной деятельности спортсмена. В этой связи считается необходимым в процессе подготовки к соревнованию формирование у спортсмена оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации, заключающегося в преобладании соревновательной мотивации над тренировочной.

Выделение в структуре  спортивной мотивации двух составляющих - тренировочной и соревновательной, имеющих существенное различие по содержанию, целям, результатам, – позволяет  говорить о различии содержания мотивации  занимающихся в каждой из этих составляющих, а также и о задачах по ее формированию у юных спортсменов.

При формировании у спортсменов  мотивации к тренировочной деятельности решаются следующие задачи:

формирование у юных спортсменов  устойчивого интереса к занятиям спортом через формирование положительных  эмоций;

формирование у юных спортсменов  личностного смысла при занятиях спортом через осознание значимости занятий спортом в личной жизни;

постановка перед юными  спортсменами реально достижимых целей (развитие физических качеств, овладение  техникой, тактикой и т. п.);

формирование сплоченного  спортивного коллектива и благоприятных  межличностных отношений в группе;

актуализация сложившихся (позитивных) мотивационных установок  и создание условий для появления  новых мотивационных установок, используя психологические механизмы  формирования мотиваций «сверху  вниз» и «снизу вверх»;

предотвращение возникновения  у юных спортсменов неблагоприятных  психических состояний.

При формировании соревновательной мотивации у юных спортсменов решаются следующее задачи:

актуализация мотивов  участия в соревнованиях;

информирование спортсменов  о предстоящих соперниках, вскрывая их недостатки и сильные стороны;

моделирование в тренировочной  деятельности предстоящих противников;

планирование соревновательных целей и задач в соответствии с подготовленностью спортсмена;

обеспечение психической  и технической подготовленности юных спортсменов к соревнованиям.

В качестве средств, способов, методов формирования спортивной мотивации у юных спортсменов рекомендуется использовать широко известные в спортивной практике средства, методы.

- Формирование у спортсменов  мотивации достижения успеха.

Соревновательная мотивация  включает два аспекта: мотивацию  достижения успеха и мотивацию избегания  неудачи. Выраженная у спортсмена мотивация  достижения успеха оказывает положительное  влияние на предстартовое состояние  спортсмена, его поведение на соревнованиях  и на результаты соревновательной деятельности.

Формирование мотивации  достижения у юных спортсменов будет  осуществляться при соблюдении следующих  условий:

1) формирование у юных  спортсменов синдрома достижения, т. е. преобладания стремления  к успеху над стремлением избегания  неудачи;

2) самоанализ результатов  своей деятельности. О содержании  этой работы указывалось выше;

3) выработка оптимальной  тактики целеполагания в занятиях спортом;

4) межличностная поддержка  со стороны тренера, товарищей  по группе.

Для формирования у юных спортсменов синдрома достижения рекомендуется  следующая работа:

1) обучение способам создания  проективных рассказов (по картинкам  теста TAT) с ярко выраженной  темой достижения в спортивной  деятельности;

2) обучение способам поведения,  типичным для человека с высоко развитой мотивацией достижения (предпочтение реально достижимых целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела, и избегание случайных ситуаций, а также ситуаций, где цель задается другими людьми; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах деятельности и т. п.);

3) изучение конкретных  примеров из своей повседневной  жизни, а также из жизни людей,  обладающих высокоразвитой мотивацией  достижения.

Анализ результативности соревновательной деятельности спортсменов. Необходимость анализа результатов  выступления юных спортсменов на соревнованиях объясняется поиском  причин успехов и неудач с целью  закрепления в дальнейшем успеха и предотвращения неудач. При анализе  результативности соревновательной деятельности рекомендуется мотивационный тренинг  «причинных схем». Тренинг причинных  схем рекомендуется проводить после  каждого соревнования в индивидуальной форме.

Развитие у спортсменов  результативности (как качества личности) тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов осуществляется следующим образом. Мотивация личности связана с успешностью выполняемой  деятельности. Такая тенденция была выявлена в ряде исследований. Показано, что чем выше результативность соревновательной деятельности спортсменов, тем более  устойчива и ярче выражена спортивная мотивация. В этой связи, при развитии результативности соревновательной деятельности у юных спортсменов, тем самым  будет укрепляться спортивная мотивация. Для развития результативности как  качества личности предлагается следующая  стратегия действий:

Информация о работе Маркетинг в спорте