Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:20, курсовая работа
Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских играх вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и психологической подготовки спортсменов. Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта. Психология спорта проводит общий анализ спортивной деятельности, изучает отдельные виды спорта, общие и специальные качества личности спортсмена, показывает психологические основы его обучения, тренировки, воспитания. Большое внимание уделяется психологической подготовки спортсменов.
Введение
Следует отметить, что проводимые в соответствии с научными требованиями соревнования должны быть одним из способов вовлечения народных масс в физическую культуру и выявления достижений в ней как индивидуальных, так и особенно достижений коллективов физкультурных.
Спортивные соревнования - это целая
система мероприятий по физическому
воспитанию, в ходе подготовки и
проведения которых создаются чрезвычайно
благоприятные условия для
Соревновательная подготовка является одновременно и средством и методом форсированной физической, технической, тактической и психологической подготовки спортсменов.
Возросший уровень конкурентной борьбы
на крупнейших турнирах и олимпийских
играх вызывает необходимость
Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта. Психология спорта проводит общий анализ спортивной деятельности, изучает отдельные виды спорта, общие и специальные качества личности спортсмена, показывает психологические основы его обучения, тренировки, воспитания. Большое внимание уделяется психологической подготовки спортсменов.
1)Психологическое
обеспечение подготовки
Психологическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям имеет существенное значение в спортивном совершенствовании в процессе многолетней спортивной тренировки. Его содержание и назначение должно исходить из задач, решаемых в процессе спортивной тренировки. Основное же его назначение будет заключаться в содействии решению задач спортивной тренировки в многолетней подготовке спортсменов.
Цель психологического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям – создание психологических предпосылок для овладения спортсменами оптимальным предстартовым состоянием.
Содержание психологического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованию включает следующие направления: 1) формирование психологической структуры соревновательной деятельности; 2) анализ результативности соревновательной деятельности; 3) удовлетворение актуальных потребностей; 4) выявление доминирующих и актуальных предстартовых состояний у спортсменов; 5) планирование соотношения видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе; 6) обучение спортсменов навыкам психорегуляции; 7) формирование у юных спортсменов когнитивного ресурса для успешного выступления на соревнованиях.
Формирование психологической структуры соревновательной деятельности у юных спортсменов предполагает: 1) обучение спортсменов целеполаганию; 2) обучение спортсменов самоконтролю своего предстартового состояния и формирование адекватной самооценки; 3) актуализацию соревновательной мотивации 4) обучение спортсменов навыкам психорегуляции своего состояния, поведения и деятельности и их дальнейшее совершенствование.
- Обучение юных спортсменов целеполаганию. Данная работа должна осуществляться с первыми участиями спортсменов в соревнованиях. Умение целеполагания, как считает Р. Мартенс (1987), весьма важное умение для спортсмена. По его мнению, цели привлекают сознание к тому, над чем надо работать, мобилизуют энергию спортсмена, способствуют проявлению настойчивости в достижении результатов. Выделяются результативные и процессуальные цели. В соревновательном периоде более эффективны процессуальные цели (продемонстрировать мастерство, в полной мере использовать свою техническую, тактическую, психологическую подготовленность и др.). В случае акцентирования у юных спортсменов результативных целей может возникать неуверенность в себе, тревожность за результат, снижение самооценки в случае не достижения целей. В пользу формирования процессуальных целей говорит тот факт, что процессуальные цели поддаются контролю ситуации, а, следовательно, и создается возможность управления ими. Чувство контроля ситуации придает спортсмену уверенность в себе.
На первоначальном этапе
тренер ставит перед спортсменом
соревновательные цели. По мере накопления
соревновательного опыта тренер
делегирует спортсменам постановку
целей, оставляя за собой контроль и
консультирование. Спортсмена необходимо
научить ранжировать цели по их значимости
и устанавливать
При постановке целей важно соблюдать следующее: 1) чтобы цели не были слишком легкими; 2) цели должны быть реально достижимы; 3) ранжирование целей, подчеркивая их значимость.
Постановка соревновательных
целей спортсменом обусловлена
следующими факторами. Первый фактор –
спортсмену важно знать оценку тренером
его подготовленности к данному
соревнованию и на этой основе формулировать
свои цели. Второй фактор – возможности
самого спортсмена самооценка своей
подготовленности. Третий фактор –
возможности предполагаемых соперников,
их техническая, тактическая, физическая,
психологическая
цели.
Постановка спортсменом соревновательных целей
Для развития у юных спортсменов способностей к целеполаганию, планированию своего поведения и самоанализу своей деятельности рекомендуется «тренинг личностной причинности». В процессе проведения этого мотивационного тренинга решаются следующие задачи:
1) постановка перед спортсменом
реально достижимых
2) выявление своих сильных и слабых сторон;
3) постановка ближайших и перспективных целей;
4) научить спортсменов
понимать, действительно ли его
поведение, выполняемая им
- Обучение спортсменов
самоконтролю и формирование
адекватной самооценки. Действенным
средством обучения
При заниженной самооценке со спортсменами осуществляется преимущественно следующая работа:
постановка реально достижимых целей на ближайший период, соревнование;
чередование партнеров (сильных, слабых);
эмоциональная поддержка при неудачах;
выявление положительных личностных качеств и их реализация на тренировках.
В случае завышенной самооценки акцент в работе со спортсменами делается на следующее:
убеждение в необходимости постановки более высоких целей;
поручение усложненных заданий, требующих проявления воли;
сравнительный анализ результатов самооценки своей подготовленности с оценкой тренеров, спортсменов (экспертов).
Систематическое проведение тренинга личностной причинности также способствует формированию у юных спортсменов адекватной самооценки.
- Актуализация соревновательной
мотивации и мотивации
На предсоревновательном этапе необходима оптимизация соотношения тренировочной и соревновательной мотивации. Чем больше выражена у спортсмена соревновательная мотивация, тем выше результативность соревновательной деятельности спортсмена. В этой связи считается необходимым в процессе подготовки к соревнованию формирование у спортсмена оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации, заключающегося в преобладании соревновательной мотивации над тренировочной.
Выделение в структуре
спортивной мотивации двух составляющих
- тренировочной и
При формировании у спортсменов
мотивации к тренировочной
формирование у юных спортсменов устойчивого интереса к занятиям спортом через формирование положительных эмоций;
формирование у юных спортсменов
личностного смысла при занятиях
спортом через осознание
постановка перед юными спортсменами реально достижимых целей (развитие физических качеств, овладение техникой, тактикой и т. п.);
формирование сплоченного
спортивного коллектива и благоприятных
межличностных отношений в
актуализация сложившихся
(позитивных) мотивационных установок
и создание условий для появления
новых мотивационных установок,
используя психологические
предотвращение возникновения у юных спортсменов неблагоприятных психических состояний.
При формировании соревновательной мотивации у юных спортсменов решаются следующее задачи:
актуализация мотивов участия в соревнованиях;
информирование спортсменов о предстоящих соперниках, вскрывая их недостатки и сильные стороны;
моделирование в тренировочной деятельности предстоящих противников;
планирование соревновательных
целей и задач в соответствии
с подготовленностью
обеспечение психической и технической подготовленности юных спортсменов к соревнованиям.
В качестве средств, способов, методов формирования спортивной мотивации у юных спортсменов рекомендуется использовать широко известные в спортивной практике средства, методы.
- Формирование у спортсменов мотивации достижения успеха.
Соревновательная мотивация включает два аспекта: мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудачи. Выраженная у спортсмена мотивация достижения успеха оказывает положительное влияние на предстартовое состояние спортсмена, его поведение на соревнованиях и на результаты соревновательной деятельности.
Формирование мотивации достижения у юных спортсменов будет осуществляться при соблюдении следующих условий:
1) формирование у юных
спортсменов синдрома
2) самоанализ результатов своей деятельности. О содержании этой работы указывалось выше;
3) выработка оптимальной тактики целеполагания в занятиях спортом;
4) межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе.
Для формирования у юных спортсменов синдрома достижения рекомендуется следующая работа:
1) обучение способам создания
проективных рассказов (по
2) обучение способам поведения, типичным для человека с высоко развитой мотивацией достижения (предпочтение реально достижимых целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела, и избегание случайных ситуаций, а также ситуаций, где цель задается другими людьми; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах деятельности и т. п.);
3) изучение конкретных
примеров из своей
Анализ результативности
соревновательной деятельности спортсменов.
Необходимость анализа
Развитие у спортсменов
результативности (как качества личности)
тренировочной и