Маркетинг в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских играх вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и психологической подготовки спортсменов. Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта. Психология спорта проводит общий анализ спортивной деятельности, изучает отдельные виды спорта, общие и специальные качества личности спортсмена, показывает психологические основы его обучения, тренировки, воспитания. Большое внимание уделяется психологической подготовки спортсменов.

Файлы: 1 файл

Маркетинг в спорте.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

3  Способность к управлению своим состоянием, поведением определяется путем выполнения заданий психофункционального теста А. В. Алексеева с регистрацией частоты сердечных сокращений. При выявлении недостаточного (среднего и низкого) уровня сформированности умений психорегуляции со спортсменами проводятся ежедневные занятия (в течение 20 минут) по обучению навыкам психорегуляции.

Предлагается применение психорегулирующей тренировки (ПРТ) во время сеанса восстановительного массажа. Применяя массаж с определенной силой и продолжительностью воздействия, можно изменять функциональное состояние  центральной нервной системы, снижать  или повышать ее возбудимость. Посредством  массажа и ПРТ можно оказывать  воздействие на психические процессы, происходящие в сознании, регулировать эмоционально-чувственные, волевые, мотивационные  проявления человеческой психики. ПРТ (проводимая в сочетании с массажем) достаточно сильное средство воздействия на спортсмена.

4  Экспресс-оценка эмоционального состояния спортсменов осуществляется по методике Ю. Я. Киселева и предусматривает выявление следующих показателей: самочувствия, настроения, желания тренироваться, желания соревноваться, удовлетворенность тренировочным процессом, удовлетворенность соревновательным процессом, отношения с товарищами, отношения с тренером, готовность к соревнованию. Оценка проводится до тренировки и после. Тем самым становится ясным влияние тренировочного занятия на эмоциональное состояние спортсмена, что позволяет вносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Результаты оценки эмоционального состояния каждого спортсмена сравниваются с установленными ранее критериями.

При выявлении существенных отклонений в эмоциональном состоянии  спортсмена проводится следующая работа.

Выявляются причины ухудшения  эмоционального состояния спортсмена, и на этой основе строится соответствующая  работа с ним.

При снижении самочувствия и настроения: пересматривается характер тренировочной нагрузки, ее объем, интенсивность; проводится медицинское обследование; восстановительные мероприятия (массаж, сауна, ПРТ, плавание в бассейне и др.).

При снижении желания тренироваться  и соревноваться: пересмотр содержания тренировочных занятий; совместно  со спортсменом проводится пересмотр  соревновательных целей и сбалансирование  уровня притязаний с возможностями  спортсмена; анализ подготовленности будущих соперников; актуализация соревновательной мотивации.

При снижении удовлетворенности  тренировочным процессом: анализ выполнения заданий и подготовленности (технической, физической, тактической, психологической) достигнутой в процессе тренировок;

При ухудшении отношений  с тренером и товарищами по команде: анализ характера своего отношения  к спортсмену; удовлетворение эмоциональных  контактов со спортсменом; акцентированное  внимание к спортсмену; беседы с  другими спортсменами по налаживанию  благоприятных отношений к спортсмену.

4  Двигательный (сенсомоторный) компонент психологической подготовленности.

При диагностике двигательного  компонента определяются: 1) дозированный теппинг-тест; 2) точность воспроизведения заданного усилия (20 кг) на ручном динамометре.

Теппинг-тест осуществляется следующим образом. Испытуемый ставит карандашом точки в течение 10 секунд в максимально быстром темпе в одном квадрате (max). Затем ставит точки в другом квадрате в половину медленнее, демонстрируя различительную способность восприятия темпа (0,5 max). Определяется коэффициент К = 0,5 max/max.

Оптимальная величина по данному  тесту составляет 0,6±0,05, и характеризует  идеальное чувство темпа, соответствующее  высокому уровню психологической подготовленности.

При снижении коэффициента К менее 0,45 наблюдается психомоторное торможение, установка человека на экономию энергии, утомление. При выявлении такой величины коэффициента у спортсмена осуществляется следующее: пересмотр содержания и объема тренировочных нагрузок; восстановительные процедуры (массаж, ПРТ, сауна, бассейн и др.).

При повышении коэффициента К более 0,65 наблюдается установка человека на скоростное движение, что характерно для спортивной борьбы. Значение коэффициента К = 0,85 и более характеризует чрезмерное психомоторное возбуждение и потерю контроля. При выявлении повышенного коэффициента у спортсмена осуществляется следующее: массаж в сочетании с ПРТ, обучение различению темпа движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)Планирование соотношения видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе.

Данный возрастной период характеризуется интенсивным развитием  физических качеств. В этой связи  развитию физических качеств (силы, быстроты, выносливости) уделяется значительное внимание при подготовке спортсменов  к соревнованиям. Существенное внимание уделяется также психологической  подготовке спортсменов. Этим самым  создаются предпосылки для дальнейшего  спортивного совершенствования  на последующем этапе.

Процентное соотношение  видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе представляется следующим образом:

- физическая подготовка 30 \%,

- техническая подготовка 20 \%,

- тактическая подготовка 20 \%,

- психологическая подготовка 30 \%.

Приведены усредненные нормы  времени. Не исключается изменение  в планировании для каждого отдельного спортсмена в связи с его подготовленностью  в том или ином виде подготовки.

Коррекция направленности тренировочных  нагрузок на основе диагностики состояния  спортсмена. Необходимость решения  этой задачи обусловлена тем, что  при определении направленности тренировочных нагрузок следует  учитывать характер психического состояния  спортсмена, его готовность к выполнению той или иной работы. На основе экспресс анализа преддеятельностного психического состояния спортсмена (перед тренировкой) можно дифференцировать на состояние готовности или неготовности к выполнению конкретных физических упражнений.

Для диагностики преддеятельностного состояния используются следующие методики: САН (самочувствие, активность, настроение); теппинг-тест (за 10 с); динамометрия; биопотенциометрия. При определении направленности тренировочных нагрузок, необходимо исходить из следующего.

При выявлении выраженных сдвигов в сторону повышения  Дин опт/мак; Т-Т-опт/мак; САН; биопотенциала (по биометру) (по отношению к фону) большая часть тренировочной нагрузки должна носить скоростно-силовой характер. При выявлении выраженных сдвигов в сторону понижения большая часть тренировочной нагрузки должна быть направлена на выносливость.

Обеспечение восстановления работоспособности спортсменов  после тренировок и соревнований. Необходимость решения этой задачи обусловлена повышением физических и психических нагрузок на спортсменов.

После тренировочного занятия, соревнования в организме спортсмена конкурируют две системы эрготропная и трофотропная. Как правило, после выполненной физической нагрузки некоторое время (около часа) преобладает эрготропная система. При этом продолжают расходоваться энергетические запасы организма, процесс восстановления отодвигается во времени. В данный период времени может наблюдаться проявление негативных психических состояний утомления, психического пресыщения, ухудшение самочувствия, настроения и др.

В работе со спортсменами решение  этой задачи заключается в снижении активности эрготропной системы и ускорении включения в работу трофотропной системы, которая способствует ускорению восстановительных процессов и проявлению позитивных психических состояний. При этом важную роль играют процессы торможения, которые необходимы для устранения влияния помех на спортсмена. Такой помехой у спортсмена после тренировки и соревнования считается функционирование нежелательной для данной ситуации эрготропной системы. Устранить ее влияние можно при развитии процессов торможения, и их включения в определенный момент (в данном случае после окончании тренировочного занятия). Воспитать такое торможение возможно при одновременном использовании психорегулирующей тренировки (расслабление, успокоение) и восстановительного массажа.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе обучения и тренировки годовых циклов, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных тренировочных и соревновательных нагрузок имеют преимущественное значение. На этапе занятий, групп начальной подготовки основное внимание должно уделяться нормированию интереса  к спорту, правильной спортивной мотивации, нравственных и волевых качеств, а также специфических, необходимых в спорте (трудолюбие  в тренировке, дисциплинированность, чувство ответственности, уважение к тренеру и товарищам по команде, сопернику, требовательность к себе) положительных межличностных отношений в спортивных группах, развитию простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля. На этапе занятий учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, нормировании волевых черт характера,  улучшении взаимодействий в спортивной команде, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к соревнованиям. На этапе занятий групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, способности к саморегуляции, нормированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психическому восстановлению. В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий: в подготовительном периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности. В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойствах внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к соревнованиям. В переходном периоде используются преимущественно средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов. В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера и приемов психической регуляции спортсменов. В ходе учебно-тренировочных занятий также существует определенная тенденция преимущественного применения некоторых постоянно используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия. В вводной части занятий применяются психолого-педагогические методы словесного (смешанного) воздействия, направленные на развитие определенных свойств личности юных спортсменов, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций в подготовительной части занятий используются методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств; в основной - совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции, повышается уровень психической специальной готовности спортсменов. В ходе тренировки особенно при состоянии значительного утомления спортсменов необходима особая корректность поведения тренера. В заключительной части занятий совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению. Разумеется, распределение средств и методов психической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной  подготовки, направленности тренировочных занятий. Важным фактором является выявление и учет при планировании учебно-тренировочного процесса таких личностных характеристик спортсмена, как монотонофильность, сенсомоторная устойчивость и способность переносить монотонную работу.


Информация о работе Маркетинг в спорте