Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:20, курсовая работа
Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских играх вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и психологической подготовки спортсменов. Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта. Психология спорта проводит общий анализ спортивной деятельности, изучает отдельные виды спорта, общие и специальные качества личности спортсмена, показывает психологические основы его обучения, тренировки, воспитания. Большое внимание уделяется психологической подготовки спортсменов.
3 Способность к управлению своим состоянием, поведением определяется путем выполнения заданий психофункционального теста А. В. Алексеева с регистрацией частоты сердечных сокращений. При выявлении недостаточного (среднего и низкого) уровня сформированности умений психорегуляции со спортсменами проводятся ежедневные занятия (в течение 20 минут) по обучению навыкам психорегуляции.
Предлагается применение психорегулирующей тренировки (ПРТ) во время сеанса восстановительного массажа. Применяя массаж с определенной силой и продолжительностью воздействия, можно изменять функциональное состояние центральной нервной системы, снижать или повышать ее возбудимость. Посредством массажа и ПРТ можно оказывать воздействие на психические процессы, происходящие в сознании, регулировать эмоционально-чувственные, волевые, мотивационные проявления человеческой психики. ПРТ (проводимая в сочетании с массажем) достаточно сильное средство воздействия на спортсмена.
4 Экспресс-оценка эмоционального состояния спортсменов осуществляется по методике Ю. Я. Киселева и предусматривает выявление следующих показателей: самочувствия, настроения, желания тренироваться, желания соревноваться, удовлетворенность тренировочным процессом, удовлетворенность соревновательным процессом, отношения с товарищами, отношения с тренером, готовность к соревнованию. Оценка проводится до тренировки и после. Тем самым становится ясным влияние тренировочного занятия на эмоциональное состояние спортсмена, что позволяет вносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Результаты оценки эмоционального состояния каждого спортсмена сравниваются с установленными ранее критериями.
При выявлении существенных отклонений в эмоциональном состоянии спортсмена проводится следующая работа.
Выявляются причины ухудшения эмоционального состояния спортсмена, и на этой основе строится соответствующая работа с ним.
При снижении самочувствия и настроения: пересматривается характер тренировочной нагрузки, ее объем, интенсивность; проводится медицинское обследование; восстановительные мероприятия (массаж, сауна, ПРТ, плавание в бассейне и др.).
При снижении желания тренироваться и соревноваться: пересмотр содержания тренировочных занятий; совместно со спортсменом проводится пересмотр соревновательных целей и сбалансирование уровня притязаний с возможностями спортсмена; анализ подготовленности будущих соперников; актуализация соревновательной мотивации.
При снижении удовлетворенности тренировочным процессом: анализ выполнения заданий и подготовленности (технической, физической, тактической, психологической) достигнутой в процессе тренировок;
При ухудшении отношений
с тренером и товарищами по команде:
анализ характера своего отношения
к спортсмену; удовлетворение эмоциональных
контактов со спортсменом; акцентированное
внимание к спортсмену; беседы с
другими спортсменами по налаживанию
благоприятных отношений к
4 Двигательный (сенсомоторный) компонент психологической подготовленности.
При диагностике двигательного компонента определяются: 1) дозированный теппинг-тест; 2) точность воспроизведения заданного усилия (20 кг) на ручном динамометре.
Теппинг-тест осуществляется следующим образом. Испытуемый ставит карандашом точки в течение 10 секунд в максимально быстром темпе в одном квадрате (max). Затем ставит точки в другом квадрате в половину медленнее, демонстрируя различительную способность восприятия темпа (0,5 max). Определяется коэффициент К = 0,5 max/max.
Оптимальная величина по данному
тесту составляет 0,6±0,05, и характеризует
идеальное чувство темпа, соответствующее
высокому уровню психологической
При снижении коэффициента К менее 0,45 наблюдается психомоторное торможение, установка человека на экономию энергии, утомление. При выявлении такой величины коэффициента у спортсмена осуществляется следующее: пересмотр содержания и объема тренировочных нагрузок; восстановительные процедуры (массаж, ПРТ, сауна, бассейн и др.).
При повышении коэффициента К более 0,65 наблюдается установка человека на скоростное движение, что характерно для спортивной борьбы. Значение коэффициента К = 0,85 и более характеризует чрезмерное психомоторное возбуждение и потерю контроля. При выявлении повышенного коэффициента у спортсмена осуществляется следующее: массаж в сочетании с ПРТ, обучение различению темпа движений.
4)Планирование соотношения видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе.
Данный возрастной период
характеризуется интенсивным
Процентное соотношение видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе представляется следующим образом:
- физическая подготовка 30 \%,
- техническая подготовка 20 \%,
- тактическая подготовка 20 \%,
- психологическая подготовка 30 \%.
Приведены усредненные нормы
времени. Не исключается изменение
в планировании для каждого отдельного
спортсмена в связи с его
Коррекция направленности тренировочных нагрузок на основе диагностики состояния спортсмена. Необходимость решения этой задачи обусловлена тем, что при определении направленности тренировочных нагрузок следует учитывать характер психического состояния спортсмена, его готовность к выполнению той или иной работы. На основе экспресс анализа преддеятельностного психического состояния спортсмена (перед тренировкой) можно дифференцировать на состояние готовности или неготовности к выполнению конкретных физических упражнений.
Для диагностики
При выявлении выраженных сдвигов в сторону повышения Дин опт/мак; Т-Т-опт/мак; САН; биопотенциала (по биометру) (по отношению к фону) большая часть тренировочной нагрузки должна носить скоростно-силовой характер. При выявлении выраженных сдвигов в сторону понижения большая часть тренировочной нагрузки должна быть направлена на выносливость.
Обеспечение восстановления работоспособности спортсменов после тренировок и соревнований. Необходимость решения этой задачи обусловлена повышением физических и психических нагрузок на спортсменов.
После тренировочного занятия,
соревнования в организме спортсмена
конкурируют две системы
В работе со спортсменами решение этой задачи заключается в снижении активности эрготропной системы и ускорении включения в работу трофотропной системы, которая способствует ускорению восстановительных процессов и проявлению позитивных психических состояний. При этом важную роль играют процессы торможения, которые необходимы для устранения влияния помех на спортсмена. Такой помехой у спортсмена после тренировки и соревнования считается функционирование нежелательной для данной ситуации эрготропной системы. Устранить ее влияние можно при развитии процессов торможения, и их включения в определенный момент (в данном случае после окончании тренировочного занятия). Воспитать такое торможение возможно при одновременном использовании психорегулирующей тренировки (расслабление, успокоение) и восстановительного массажа.
Заключение
Средства и методы психолого-педагогических
воздействий должны быть включены во все
этапы и периоды круглогодичной подготовки,
постоянно повторяться и совершенствоваться.
Некоторые из них на том или ином этапе
обучения и тренировки годовых циклов,
особенно в связи с подготовкой к соревнованиям,
участием в них и восстановлением после
значительных тренировочных и соревновательных
нагрузок имеют преимущественное значение.
На этапе занятий, групп начальной подготовки
основное внимание должно уделяться нормированию
интереса к спорту, правильной спортивной
мотивации, нравственных и волевых качеств,
а также специфических, необходимых в
спорте (трудолюбие в тренировке, дисциплинированность,
чувство ответственности, уважение к тренеру
и товарищам по команде, сопернику, требовательность
к себе) положительных межличностных отношений
в спортивных группах, развитию простейших
сенсомоторных реакций, внимания, навыков
самоконтроля. На этапе занятий учебно-тренировочных
групп акцент делается на развитие спортивного
интеллекта, способности к саморегуляции,
нормировании волевых черт характера,
улучшении взаимодействий в спортивной
команде, развитии оперативного мышления
и памяти, специализированных восприятий,
создании общей психической подготовленности
к соревнованиям. На этапе занятий групп
спортивного совершенствования и высшего
спортивного мастерства основное внимание
в подготовке уделяется совершенствованию
волевых черт характера, специализированных
восприятий, сложных сенсомоторных реакций
и оперативного мышления, способности
к саморегуляции, нормированию специальной
предсоревновательной и мобилизационной
готовности, способности к нервно-психическому
восстановлению. В круглогодичном цикле
подготовки должен быть сделан следующий
акцент при распределении объектов психолого-педагогических
воздействий: в подготовительном периоде
выделяются средства и методы психолого-педагогических
воздействий, связанные с морально-психологическим
просвещением спортсменов, развитием
их спортивного интеллекта, разъяснением
цели и задач участия в соревнованиях,
содержания общей психологической подготовки
к соревнованиям, развитием волевых качеств
и специализированных восприятий, оптимизацией
межличностных отношений и сенсомоторным
совершенствованием общей психологической
подготовленности. В соревновательном
периоде подготовки упор делается на совершенствование
эмоциональной устойчивости, свойствах
внимания, достижении специальной психической
готовности к выступлению и мобилизационной
готовности к соревнованиям. В переходном
периоде используются преимущественно
средства и методы нервно-психического
восстановления спортсменов. В течение
всех периодов подготовки применяются
методы, способствующие совершенствованию
моральных черт характера и приемов психической
регуляции спортсменов. В ходе учебно-тренировочных
занятий также существует определенная
тенденция преимущественного применения
некоторых постоянно используемых средств
и методов психолого-педагогического
воздействия. В вводной части занятий
применяются психолого-педагогические
методы словесного (смешанного) воздействия,
направленные на развитие определенных
свойств личности юных спортсменов, сообщается
информация, способствующая развитию
интеллекта и психических функций в подготовительной
части занятий используются методы развития
внимания, сенсомоторики и волевых качеств;
в основной - совершенствуются специализированные
психические функции и психомоторные
качества, эмоциональная устойчивость,
способность к самоконтролю и саморегуляции,
повышается уровень психической специальной
готовности спортсменов. В ходе тренировки
особенно при состоянии значительного
утомления спортсменов необходима особая
корректность поведения тренера. В заключительной
части занятий совершенствуется способность
к саморегуляции и нервно-психическому
восстановлению. Разумеется, распределение
средств и методов психической подготовки
в решающей степени зависит от психических
особенностей спортсменов, задач их индивидуальной
подготовки, направленности тренировочных
занятий. Важным фактором является выявление
и учет при планировании учебно-тренировочного
процесса таких личностных характеристик
спортсмена, как монотонофильность, сенсомоторная
устойчивость и способность переносить
монотонную работу.