Маркетинг в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских играх вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и психологической подготовки спортсменов. Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта. Психология спорта проводит общий анализ спортивной деятельности, изучает отдельные виды спорта, общие и специальные качества личности спортсмена, показывает психологические основы его обучения, тренировки, воспитания. Большое внимание уделяется психологической подготовки спортсменов.

Файлы: 1 файл

Маркетинг в спорте.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

1  Перед началом любого дела (обучение упражнению, приему, отработка тактики и т. п.) важно сформулировать спортсмену будущий результат. Спортсмен должен четко представить в своем сознании его образ.

2  Формирование сильной мотивации достижения этого результата, который должен вызывать у спортсмена интенсивные положительные переживания. Это становится возможным в случае, если спортсмен сумеет (в этом требуется помощь со стороны тренера) связать цель, к которой он стремится, с какой-либо из своих личностных ценностей. Характерно, что чем более значима эта цель, чем сильнее она эмоционально насыщена, тем интенсивнее будет соответствующий мотив.

3  Учитывая, что для подростков не характерно выполнение продолжительной по времени деятельности для достижения цели, целесообразно будет следующее. Процесс достижения цели следует разделить на шаги (этапы). Деление это целесообразно довести до такой величины шага, который может быть осуществлен (а цель достигнута) в кратчайший срок (день, два, три). Такое деление позволяет: 1) начинать действовать незамедлительно; 2) определить необходимые ежедневные усилия; 3) определить ритм деятельности. Поддержание такого ритма начинает выступать в качестве самостоятельной мотивирующей силы к продолжению деятельности и способно выполнять роль своеобразной «инерции» в работе, побуждая к действию в условиях ослабления мотивации.

4  Обеспечение качественной обратной связи, в процессе которой спортсмен воспринимает результаты своей деятельности. При этом осуществляется контроль за проявлением результативности на пути к намеченной цели.

5  Оценивая результаты своей деятельности, спортсмен должен ориентироваться на темпы прироста, сравнивая сегодняшние результаты со вчерашними. Это позволяет подчеркнуть продвижение спортсмена к планируемой цели. При этом важным со стороны тренера является следующее: актуализация и усиление позитивных переживаний спортсмена.

6  Научить спортсмена поощрять себя (хвалить) за каждый выполненный шаг. Это создает позитивный эмоциональный фон, на котором более успешно развивается последующая деятельность.

Выявление и удовлетворение актуальных потребностей юных спортсменов. Анализ учетной документации спортивных школ позволяет говорить о существовании  проблемы – отсева учащихся ДЮСШ, особенно на этапе начальной спортивной специализации. Так, число учащихся, прекративших заниматься на первом году обучения, по результатам анализа учебной документации ДЮСШ по боксу и дзюдо, составляет до 80 \%, на втором году – 45 \%. В дальнейшем на 3-м и 4-м годах обучения отсев учащихся продолжается.

Одной из причин подобного  отсева учащихся ДЮСШ является неудовлетворение актуальных для них потребностей (по А. Маслоу).

Первая группа – физиологические  потребности (в движении, в отдыхе, в питании, в воде).

Вторая группа – потребности  в безопасности (в защите от физических опасностей, в защите от психологических  опасностей).

Третья группа – потребности  в социальных связях.

Четвертая группа – потребности  в уважении, признании, одобрении.

Пятая группа – потребности  в самоактуализации, самоутверждении, самовыражении.

Неудовлетворение той  или иной потребности сказывается  на отношении к тренеру, к занятиям, на ослаблении спортивной мотивации  вплоть до ухода из группы, спорта. Работа с юными спортсменами по данному направлению строится следующим образом: 1) с помощью опроса выявляются актуальные потребности у каждого спортсмена; 2) разрабатываются индивидуальные программы удовлетворения актуальных потребностей; 3) практическая работа по удовлетворению актуальных потребностей юных спортсменов; 4) работа с родителями (относительно питания, режима дня); 5) проведение со спортсменами индивидуальных бесед по удовлетворению потребностей.

Выявление доминирующих и  актуальных предстартовых состояний  у спортсменов. Решение данной задачи осуществляется путем диагностики  предстартового состояния спортсмена на протяжении нескольких соревнований. С этой целью предлагается комплексная  психодиагностическая методика, предложенная Г. Д. Бабушкиным и В. Н. Смоленцевой.

Предметом психодиагностики являются составные компоненты предстартовой  психической готовности, их сформированность и устойчивость. Главной задачей психодиагностики предстартовой психической готовности спортсмена является определение степени соответствия характеристик этого состояния условиям, целям и задачам выступления спортсмена на предстоящем соревновании. Критерии проявления и значимость компонентов психической готовности будут различными как у спортсменов различных видов спорта, так и у одного и того же спортсмена в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, подготовленности к соревнованию, значимости предстоящего соревнования и других факторов. Выявляется сформированность следующих составных компонентов состояния спортсмена.

- Потребностно-мотивационный компонент, «запускающий» активность спортсмена, и являющийся его «движителем». Он выступает центральным звеном предстартовой психической готовности и включает потребности, мотивы, установки, цели, уровень притязаний, лежащие в основе процесса регуляции состояния, поведения и деятельности спортсмена. Для оперативной диагностики потребностно-мотивационного компонента перед соревнованием используются следующие показатели: соревновательная мотивация - мотивация достижения успеха; потребность в стремлении спортсмена к достижению высоких спортивных результатов; направленность спортивной мотивации на соревнование и на тренировочный процесс; состояние мотивации по цветовой методике М. Люшера.

- Рефлексивный компонент являющийся осознаваемым компонентом регуляции деятельности. Он включает интеллектуальную переработку спортсменом собственного опыта, фактов с точки зрения их личностной значимости. Рефлексия проявляется в совокупности оценок и самооценок спортсмена, содержащих информацию о свойствах субъекта предстоящей деятельности, его социальном окружении и его влиянии, условиях деятельности, о ценности данных свойств и условий. Оценки и самооценка становятся инструментами самоуправления для спортсмена и регуляции деятельности. Они выполняют ответственную роль в организации поведения и текущей деятельности спортсмена.

Организующая роль выявленных показателей оценки и самооценки зависит от их соответствия реальности. Поэтому, при психодиагностике предстартовой  психической готовности нужны данные о соответствии оценок и самооценки спортсмена объекту отражения и  об отступлениях от адекватности. Объективными сведениями о возможностях и состояниях спортсмена являются оценки тренера  и других руководителей команды, имеющих опыт наблюдения выступления  спортсмена на соревнованиях.

Для диагностики рефлексивного  компонента выявляются отношение к  предстоящему соревнованию и значимость для спортсмена выступления на соревновании. Определяются следующие показатели: уверенность в успешном предстоящем  выступлении, восприятие возможностей соперников, желание участвовать  в соревновании, субъективное восприятие оценки возможности спортсмена другими  людьми; личностная значимость выступления  и результатов предстоящих соревнований для спортсмена.

- Эмоциональный компонент  предстартовой психической готовности  спортсмена проявляется в отношении  к предстоящему соревнованию  и самому себе в форме переживания.  В эмоциях проявляется результат соответствия знаний спортсмена о благоприятных или нежелательных раздражителях тому, что воздействует на него в период подготовки к соревнованию и участию в нем. Переживаемые эмоции проявляются в психических состояниях: тревоги, уверенности-неуверенности, стресса, напряженности, внутриличностного конфликта, предстартовой лихорадки, апатии и др. При диагностике эмоционального компонента перед соревнованием важно выявлять физиологические и психологические аспекты эмоций, проявляющиеся в следующих показателях: тревожность как состояние; коэффициент вегетатики с помощью цветового теста М. Люшера; способность к саморегуляции с помощью психофункционального теста А. В. Алексеева.

- Сенсомоторный (двигательный) компонент предстартовой психической  готовности спортсмена включает  показатели сенсорной устойчивости  и моторной устойчивости и  обусловливает эффективность исполнения  движений. При диагностике сенсомоторного  компонента определяются: быстрота  саморегуляции (скорость простой двигательной реакции), точность саморегуляции (реакция на движущийся объект, воспроизведение дозированного мышечного усилия), активность саморегуляции (направление ошибок при РДО и при воспроизведении усилий, направление ошибки про оценке 10 секундного интервала).

Параллельно с психодиагностикой  предстартовой психической готовности спортсмена, определяется результативность его соревновательной деятельности. На основе сравнения полученных результатов  выявляются характеристики оптимального предстартового состояния каждого  отдельного спортсмена.

Результаты психодиагностики предстартовой психической готовности спортсмена дают срочную информацию, которая используется в следующих  направлениях:

- для экстренной коррекции  тренировочной нагрузки (объема  и характера физических упражнений) в период подготовки к предстоящему  соревнованию;

- при воздействии на  предстартовое состояние спортсмена  с целью приведения его в  состояние полной психической  готовности, составляющей ядро оптимального  боевого состояния;

- для прогнозирования  результатов участия спортсмена  в предстоящем соревновании;

- при отборе спортсменов  для участия в конкретном соревновании;

актуализации мотивов  участия в предстоящем соревновании.

Планирование соотношения  видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе.

Решение данной педагогической задачи психологического обеспечения  подготовки юных спортсменов к соревнованиям  осуществляется в соответствии с  основными положениями теории спортивной тренировки.

Процентное соотношение  видов подготовки юных спортсменов  на предсоревновательном этапе представляется следующим образом:

- физическая подготовка 30 \%,

- техническая подготовка 40 \%,

- тактическая подготовка 10 \%,

- психологическая подготовка 20 \%.

При этом не исключается  изменение в планировании для  каждого отдельного спортсмена в  связи с его подготовленностью  в том или ином виде подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Обучение спортсменов навыкам психорегуляции.

Решение данной задачи на этапе  начальной спортивной специализации  обусловлено включением юных спортсменов  в соревновательную деятельность. Своевременное  обучение навыкам психической саморегуляции позволит юным спортсменам управлять своим предстартовым состоянием и обеспечить оптимальное боевое состояние к началу соревнования. Такая необходимость обусловлена также тем, что, как показали исследования В. Н. Смоленцевой (2003), среди высококвалифицированных спортсменов различных видов спорта всего от 5 до 37 \% с высоким уровнем развития навыков психорегуляции. Самый низкий процент выявлен у единоборцев (5 \%).

На этапе начальной  спортивной специализации закладывается  техника спортивных упражнений, формируются  стереотипы поведения и состояния  спортсменов на соревнованиях. Регулярные выступления на соревнованиях предъявляют  высокие требования к самостоятельному созданию необходимого предстартового состояния. В этой связи с юными  спортсменами необходима специальная  работа по формированию у них навыков  саморегуляции, позволяющие использовать их на тренировках и соревнованиях.

Естественно, что фундаментальное  начальное обучение навыкам психорегуляции должно осуществляться в подготовительном и переходном периоде. В соревновательном же периоде осуществляется совершенствование навыков психорегуляции и использование спортсменом их по назначению.

В соревновательном периоде  назначение психорегуляции сводится к следующему: 1) регуляция предстартового и стартового состояния спортсмена с целью приведения его в оптимальное боевое состояние; 2) содействие реализации накопленного на тренировках потенциала; 3) обеспечение восстановления работоспособности после соревнования.

При обучении навыков психической  саморегуляции рекомендуется методика В. Н. Смоленцевой, описанная в отдельной главе – «Психорегуляция в спорте».

Формирование у юных спортсменов  когнитивного ресурса для успешного  выступления на соревнованиях.

Актуальность ресурсного подхода к решению проблемы психолого-педагогического  обеспечения подготовки спортсменов  к соревнованиям обусловлена  сформировавшейся тенденцией детерминации стрессовых состояний, возникающих  на соревнованиях, когнитивными факторами  личности.

Когнитивный ресурс спортсмена представляет собой совокупность психолого-педагогических знаний, необходимых для правильного  оценивания различных соревновательных ситуаций, поиска способов реагирования в них. Формирование когнитивного ресурса  юных спортсменов осуществляется в  рамках теоретической части психологической  подготовки, а также в процессе самостоятельной работы спортсменов  под руководством тренера. Юным спортсменам  предлагается усвоить основные положения  спортивной психологии для повышения  личностной компетентности с целью  обеспечения успешного выступления  на соревнованиях. Юные спортсмены, принимающие  участие в спортивных соревнованиях, должны знать следующее: какие могут  возникнуть состояния перед стартом; каково их влияние на результативность соревновательной деятельности; каковы причины возникновения того или  иного состояния; как предотвратить  возникновение неблагоприятного состояния; характер влияния стресс-факторов на состояние спортсмена; как регулировать (оптимизировать) неблагоприятное состояние. Такая информация должна даваться юным спортсменам, чтобы они могли  ее использовать на соревнованиях. 

Информация о работе Маркетинг в спорте