Маркетинг в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских играх вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и психологической подготовки спортсменов. Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта. Психология спорта проводит общий анализ спортивной деятельности, изучает отдельные виды спорта, общие и специальные качества личности спортсмена, показывает психологические основы его обучения, тренировки, воспитания. Большое внимание уделяется психологической подготовки спортсменов.

Файлы: 1 файл

Маркетинг в спорте.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

Средства, используемые для  формирования и совершенствования  умений психорегуляции должны носить индивидуальный характер и приобретать специализированное содержание применительно к конкретному виду спорта. Данный возрастной этап характеризуется тем, что приобретение знаний, формирование умений и навыков у человека осуществляется в результате его собственной деятельности, проявлении психической активности, активного взаимодействия между обучающимися и обучающим. В этой связи можно считать, что стержневым принципом обучения психорегуляции спортсменов на этапе углубленной специализации должен быть общепедагогический принцип активности, предусматривающий: формирование положительной учебной мотивации, создание стимулирующих ситуаций, заинтересованность обучающихся в выполнении даваемых заданий, мобилизацию психических ресурсов.

При совершенствовании у юных спортсменов навыков психорегуляции важным является получение обратной информации с целью коррекции содержания занятий, объема упражнений и т. п. Знание степени усвоения спортсменами заданий (упражнений), позволяет управлять этим процессом. Поэтому, процесс совершенствования умений психорегуляции необходимо строить на основе реализации принципа обратной связи.

На этапе углубленной  спортивной специализации развитие и совершенствование умений психорегуляции включает базовую часть и индивидуально-специализированную. Индивидуально-специализированная часть психорегуляции осуществляется по индивидуальным вариантам, разработанным с учетом вида спорта, индивидуально-психологических особенностей, а также особенностей поведения и психического состояния спортсменов на соревнованиях. Базовая часть обучения психорегуляции спортсменов по В. Н. Смоленцевой, используемая на занятиях, описана в предыдущем параграфе.

При совершенствовании умений психорегуляции важным моментом является учет индивидуально-психологических особенностей личности и реализация на этой основе индивидуального подхода к обучающимся спортсменам, осуществляемого в следующих формах:

- дозировка выполняемых  упражнений;

- составление дополнительных  заданий в связи с недостаточным  развитием умений психорегуляции;

- индивидуальные беседы  и занятия;

- контроль за развитием психических функций (внимания, представления, воображения, дифференцировки мышечных усилий);

- описание спортсменами  индивидуальных характеристик своего  предстартового состояния.

Разработка индивидуализированных  программ психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

Разработка индивидуализированных  программ психологический подготовки спортсменов осуществляется на основе результатов диагностики состояния психологической подготовленности на предсоревновательном этапе, индивидуально-психологических особенностей, характера доминирующего предстартового состояния и поведения спортсменов на соревнованиях.

При организации психологической  подготовки спортсменов к соревнованию учитывается динамика состояния  предстартовой психологической  подготовленности спортсмена. Психологическая  подготовка каждого спортсмена к  соревнованию строится на основе отклонения предстартовой психологической  готовности от установленных ранее  параметров. Важно знать факторы, влияющие на динамику психологической  готовности конкретного спортсмена. При психологической подготовке спортсменов необходимо знать индивидуальные проявления этого состояния в  каждом микроцикле на этапе непосредственной подготовки к конкретному соревнованию.

Ниже представлено содержание психологической подготовки спортсменов  к соревнованию при отклонении от заданных параметров в каждом структурном  компоненте психологической готовности.

Уровень сформированности компонентов психологической подготовленности определяется на следующих этапах подготовки спортсменов к соревнованию: вначале этапа предсоревновательной подготовки; после втягивающего микроцикла; после ударного микроцикла; после восстановительного микроцикла за день до соревнования. Методики диагностики сформированности компонентов психологической подготовленности представлены в предыдущем параграфе. Полученные результаты по каждому спортсмену служат исходными данными для разработки индивидуализированных программ психологической подготовки и организации работы по коррекции психологической подготовленности каждого спортсмена после каждого обследования.

1  Потребностно-мотивационный компонент.

В случае выявления у спортсмена вначале предсоревновательного этапа отклонений составляющих этого компонента от заданных параметров работа со спортсменами строится по следующим основным направлениям:

1  Анализ выступлений спортсменов на предыдущих соревнованиях.

2  Развитие у спортсменов качества результативности спортивной деятельности.

3  Формирование у спортсменов адекватной самооценки своей психологической подготовленности и планирование соревновательных целей в связи с возможностями спортсмена.

4  Ориентация на повышение соревновательной мотивации.

5  Актуализация у спортсменов мотивации на достижение успеха.

6  Создание положительного эмоционального фона на занятиях.

7  Обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами.

8  Удовлетворение актуальных потребностей спортсменов.

Анализ выступления спортсменов  на прошедших соревнованиях и  объяснение его результатов проявлением  усилий на тренировках и соревнованиях. Для этого используется мотивационный  тренинг «причинных схем».

Совершенствование у спортсменов  результативности (как качества личности) тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов. Содержание работы по данному направлению представлено в предыдущем параграфе.

Формирование у спортсменов  адекватной самооценки своей психологической  подготовленности и планирование на этой основе содержания психологической  подготовки. Поскольку самооценка определяет устойчивость спортивной мотивации, то считается необходимым при управлении формированием мотивации решение  следующих задач: 1) формирование адекватной самооценки у спортсменов; 2) учет характера  самооценки при постановке соревновательных целей. Содержание работы по этому направлению  представлено в предыдущем параграфе.

При развитии у спортсменов  способностей к адекватному целеполаганию, планированию своего поведения и самоанализу своей деятельности рекомендуется «тренинг личностной причинности». Укрепление спортивной мотивации рассматривается как развитие у спортсмена ощущения того, что он сам является причиной своего поведения и всех его последствий. При проведении этого мотивационного тренинга решаются следующие задачи: 1) постановка перед спортсменом реально достижимых перспективных целей на основе сопоставления целей со своими возможностями; 2) выявление в психологической подготовленности своих сильных и слабых сторон; 3) постановка ближайших целей; 4) научить спортсменов понимать, действительно ли его поведение, выполняемая им деятельность приближают его к цели.

Ориентация на повышение  соревновательной мотивации. Исследования характера спортивной мотивации  позволили выявить соотношение  у спортсменов тренировочной  и соревновательной мотивации и  представить содержание этой работы со спортсменами (см. предыдущий параграф).

Анализ специальной литературы по проблеме мотивации и результаты психологических исследований позволяют  определить задачи по формированию спортивной мотивации у спортсменов на этапе  углубленной спортивной специализации  и подобрать соответствующие  для этого возраста и квалификации средства.

Актуализация у спортсменов  мотивации достижения успеха. Содержание работы по решению этой задачи представлено в предыдущем параграфе.

Создание положительного эмоционального фона на занятиях.

Между мотивацией и эмоциями человека имеется определенная взаимосвязь  – положительные эмоции при выполнении деятельности способствуют укреплению мотивации. В этой связи на тренировочных  занятиях создается положительный  эмоциональный фон. Это достигается  путем создания условий для занятий; управления общением с занимающимися; использования психорегулирующей тренировки при настройке на занятия, а также использования других средств.

Обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества. Важно  понять, что на данном этапе тренер и спортсмен – равноправные союзники в достижении спортсменом высшего  спортивного мастерства. Тренер должен дать понять это спортсмену и добиться от него сотрудничества. Требования тренера  должны быть приняты спортсменом  как его собственные. Сотрудничество, сотворчество тренера и спортсмена – это залог их успешной плодотворной работы в достижении высоких спортивных результатов.

Удовлетворение актуальных потребностей спортсменов. В процессе подготовки спортсменов к соревнованию выявляются у них актуальные потребности, что служит отправным моментом для  их удовлетворения. Выявляются следующие  потребности: физиологические, в безопасности, в уважении, в одобрении, в общении, в самоутверждении, в самовыражении, в стремлении спортсмена к достижению высоких результатов. Подробно решение  этой задачи описано в предыдущем параграфе. 

 

2  Рефлексивный компонент психологической подготовленности.

На основании результатов  опроса со спортсменами, у которых  выявлены недостатки в сформированности отдельных составляющих рефлексивного компонента, проводится следующая работа:

1  Планирование соревновательных целей осуществляется в соответствии собственной подготовленности (технической, физической, психологической) с подготовленностью соперников. Этим предусматривается сбалансирование уровня притязаний с возможностями спортсмена, что, в свою очередь, вселяет в спортсмена уверенность в своих силах.

2  Восприятие возможностей соперников. Спортсменам сообщаются данные технической, физической, психологической подготовленности будущих соперников, если они впервые встречались с ними, и они этого не знали. Далее осуществляется сопоставление возможностей соперников со своими возможностями. Оптимальным при этом будет такое соотношение, когда возможности соперника оценены также как и собственные возможности. На основе этого перед спортсменом ставится соревновательная цель во встрече с каждым соперником.

3  Желание участвовать в соревновании («хочу ли я?»). При низком показателе выяснялись причины ослабления желания. На основе выявленных причин строится соответствующая работа со спортсменом.

4  Субъективное восприятие оценки возможности спортсмена другими людьми (тренером, товарищами по команде) – «смогу ли я с точки зрения других?». Низкая оценка по этому показателю готовности является следствием оценки тренера и переноса этой оценки на собственную оценку своей подготовленности. Это является указанием тренеру и спортсмену для постановки реально достижимых целей в предстоящем соревновании, снижением уровня притязаний, повышения уверенности в своих силах.

5  Личностная значимость выступления в предстоящем соревновании.

От того насколько значимо  выступление спортсмена в предстоящем  соревновании, будет зависеть его  соревновательная мотивация, желание  выступать в соревновании, его  предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности. Спортсмену предлагается ответить на ряд вопросов одним из ответов: «очень важно», «скорее  важно, чем не важно», «не очень  важно», «скорее не важно, чем важно», «не важно».

На основе анализа результатов  ответов спортсмена осуществляется работа по повышению личностной значимости предстоящего выступления в соревновании.  

 

3  Эмоциональный компонент психологической подготовленности.

1  При выявлении у спортсмена повышенной тревожности проводится следующая работа. Посредством беседы выявляются причины повышенной тревожности, и на этой основе строится последующая работа, заключающаяся в следующем: обеспечение спортсмена необходимой информацией о предстоящем соревновании; формирование у спортсмена адекватной самооценки своей подготовленности; постановка реально достижимых соревновательных целей; снижение уровня эмоционального возбуждения; тренинг уверенности.

2  Коэффициент вегетатики КВ = 1,2±0,6 свидетельствует об оптимальной предстартовой психологической подготовленности спортсмена.

При выявлении высокого показателя вегетатики (КВ = 1,8 и более) имеет место затруднения в переносимости нагрузок, спортсмен прилагает волевые усилия для преодоления неблагоприятного состояния. Путем анализа тренировочных нагрузок и беседы со спортсменом необходимо выяснить причины подобного состояния, и на основе этого строить тренировочный процесс. В данном случае спортсмену рекомендуется снизить тренировочную нагрузку, не рекомендовать упражнения, связанные с проявлением выносливости.

Коэффициент вегетатики КВ = 0,6 и менее свидетельствует о парасимпатикотонии, не довосстановлении, болезненном состоянии. Выяснив причины проявления такого состояния, необходимо пересмотреть: тренировочные нагрузки; обратить внимание на питание спортсмена; рекомендовать восстановительные процедуры (массаж, водные процедуры, ПРТ и др.), в лабораторных условиях использовать прибор ПЭЛАНА (прибор электроанальгезии с генерацией импульсов от 500 до 1200 герц), ЛЭНАР (лечебный электронаркоз с генерацией импульсов от 500 до 2000 герц.

Информация о работе Маркетинг в спорте