Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:20, курсовая работа
Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских играх вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и психологической подготовки спортсменов. Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта. Психология спорта проводит общий анализ спортивной деятельности, изучает отдельные виды спорта, общие и специальные качества личности спортсмена, показывает психологические основы его обучения, тренировки, воспитания. Большое внимание уделяется психологической подготовки спортсменов.
3) Психологическое обеспечение подготовки спортсменов
к соревнованиям на этапе углубленной спортивной специализации
Цель психологического обеспечения
на данном этапе – создание психологических
предпосылок к успешному
Психологическое обеспечение
подготовки спортсменов к соревнованиям
на данном этапе осуществляется по
следующим направлениям: 1) развитие
и совершенствование
Развитие и совершенствование
психологической структуры
Совершенствование психологической структуры соревновательной деятельности предусматривает: 1) обучение спортсменов целеполаганию перед каждым соревнованием; 2) совершенствование самоконтроля своего состояния и поведения на соревнованиях; 3) формирование адекватной самооценки своей подготовленности; 4) актуализацию соревновательной мотивации.
Решение первой, второй и третьей задач осуществляется по методике, описанной в предыдущем параграфе.
Решение четвертой задачи – актуализация соревновательной мотивации спортсменов на данном этапе добавляется следующим содержанием. Существенное внимание уделяется внешнему управлению соревновательной мотивацией.
Под внешним управлением
формированием спортивной мотивации
понимается воздействие со стороны
тренера, психолога на процесс мотивации
спортсмена. При этом в процессе
управления решаются задачи: инициация
мотивационных процессов; вмешательство
в уже начатый процесс
Внешние воздействия, влияния представляют собой просьбу, требование, совет, внушение, намек и т. д. Все они принимают характер информирования, инструктирования, стимулирования, запрета. Управление формированием спортивной мотивации у спортсменов протекает в форме диалога и реже – монолога. При этом следует исходить из известных в психологии общения принципов и методов, которые могут быть использованы в работе со спортсменами.
Убеждение является наиболее
действенным методом при
Сила убеждения основана
на том, что доводы, приводимые тренером,
убеждают спортсмена сильнее, чем аналогичные
доводы, приводимые спортсменом самому
себе. Убеждение желательно проводить
диадическим (сократическим) методом,
при котором спортсмен
В психологии выделяются несколько методов убеждения, которые можно использовать при управлении формированием спортивной мотивации. К ним относятся:
- фундаментальный метод
– представляет собой прямое
обращение к спортсмену, при котором
ему сообщается вся информация,
составляющая основу
- метод противоречия, основанный
на выявлении противоречий в
доводах спортсмена и на
- метод «извлечения выводов»
основан на том, что аргументы
излагаются не все сразу, а
шаг за шагом, добиваясь
- метод акцентирования
используется при расстановке
акцентов на приводимых
- метод кажущейся поддержки.
При этом методе доводы
При использовании метода
убеждения в процессе формирования
у спортсменов мотивации
- на фоне малой интенсивности эмоций спортсменов;
- когда речь не идет о переориентации потребностей;
- когда тренер сам уверен в правильности предлагаемого спортсмену решения;
- когда предлагается
- когда аргументация начинается
с обсуждения тех доводов, по
которым легче добиться
- когда разработан план аргументации, учитывающий контраргументы со стороны спортсмена.
При использовании метода
убеждения целесообразно
- показать спортсмену
важность предложения,
- представить различные точки зрения и сделать разбор прогнозов;
- увеличить значимость достоинств предложенного и уменьшить величину его недостатков;
- учитывать индивидуальные особенности спортсмена, его образовательный и культурный уровень;
- не парировать доводы спортсмена тотчас же, ибо он воспримет это как неуважение;
- аргументировать максимально
ясно, проверяя, правильно ли понимает
собеседник посланное ему
- включить спортсмена
в обсуждение и принятие
Следующим методом, который может с успехом использоваться при формировании мотивации, является внушение, воздействующее на эмоции спортсмена, а не на логику. При внушении спортсмен верит в доводы тренера, высказываемые без доказательств. В этом случае он ориентируется не столько на содержание внушения, сколько на его форму и источник. Принимаемое внушение становится его внутренней установкой, которая направляет и стимулирует активность спортсмена при формировании намерений.
Выделяются три вида внушения: сильное уговаривание, давление, эмоционально-волевое воздействие.
По способу воздействия внушение делится на прямое (открытое) и косвенное (скрытое). Прямое внушение характеризуется открытостью (ясностью) цели внушения, императивностью, прямой направленностью. При этом используются фразы предельно краткие, произносимые твердо, настойчиво, не допуская сомнений. Для усиления воздействия рекомендуется использовать невербальные средства общения: немигающий взгляд прямо в глаза, наклон вперед и др. При косвенном (опосредованном) внушении используются более мягкие формулировки, меньшая категоричность в суждениях. Этот способ внушения более эффективен в случае активного сопротивления спортсмена. Характерной особенностью этого способа внушения является то, что спортсмен сам приходит к принятию решения.
При косвенном внушении используются следующие приемы:
- спортсмену рассказывают
о других спортсменах или
- в присутствии спортсмена
обращаются к другим
- высказывание в форме: «если … (совершить какое-то действие), то … (результаты будут такие)»;
- использование неоконченных фраз: заканчивает ее сам спортсмен;
- произнесение ключевой
фразы, а за ней следует
Наиболее эффективно внушение осуществляется при следующих условиях: 1) характер сложившихся отношений между тренером и спортсменом; 2) содержание внушения, способ его конструирования и подачи спортсмену; 3) обстоятельства, при которых происходит процесс внушения; 4) особенности личности тренера (авторитет, статус и т. п.); 5) особенности личности спортсмена (внушаемость, конформность, негативизм). Первые два свойства личности способствуют внушению, третье (негативизм) затрудняет, противодействует внушению.
В практике спорта нередко используется метод манипуляции, под которым понимается скрытое от спортсмена побуждение его к изменению отношения к занятиям спортом, участию в соревновании, к выполнению тренировочных заданий и т. п. При использовании этого метода важным является то, чтобы спортсмен считал выдаваемые ему мысли собственными, так же, как решения и действия. При манипуляции используются следующие приемы:
- подзадоривание: «Вряд ли ты можешь на это решиться»;
- «невинный» обман, введение в заблуждение;
- поддразнивающие высказывания: «Неужели ты ему проиграешь»;
- замаскированные под
малозначительные и случайные
высказывания оговор или
- «невинный» шантаж (намеки на промахи, ошибки, допущенные в прошлом спортсменом);
- преувеличенная демонстрация
слабости противников или
Следует помнить, что манипуляцией нужно пользоваться осторожно, предвидя при этом поведение и действия спортсмена.
При использовании выше перечисленных методов при управлении процессом формирования спортивной мотивации важным моментом является учет индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена. То, что является эффективным при работе с флегматиками, может давать отрицательный эффект при работе с холериками. То, что может использоваться при работе с экстерналами, может не дать эффекта при работе с интерналами. В этом и заключается индивидуальный подход при работе со спортсменами.
Кроме вышеописанных методов, предлагаются и другие методы, предложенные А. П. Шумилиным применительно к борьбе дзюдо:
учет в работе со спортсменами (особенно на соревнованиях) особенностей подросткового возраста (дружба, любовь, чувство взрослости, самостоятельности и др.);
разъяснение по поводу возникновения проблемы на тренировках, соревнованиях: от проблемы не надо уходить, а надо ее признать и пытаться разрешить;
программирование предстоящей схватки самим спортсменов в случаях наличия информации о сопернике и при отсутствии таковой;
использование релаксационных моментов до и после поединков (на тренировках и соревнованиях) с целью восстановления энергетического потенциала. В качестве упражнений рекомендуется подражание животным и птицам: расслабленная ходьба по татами, имитируя тигра; взмахи при ходьбе ,имитируя птицу; ходьба в позе медведя и т. п.;
5) посвящение предстоящего
выигрыша в схватке другу,
6) использование системы
поощрений за участие в
7) стимулирование спортивного роста спортсмена (в средствах массовой информации, поездкой на соревнования, награждение спортивной формой и т. п.);
использование системы разрядных нормативов и присвоение поясов;
проведение анализа прошедшего соревнования с демонстрацией по видео;
10) использование системы
наставничества (юный спортсмен
прикрепляется к опытному
11) ведение спортсменом
спортивного дневника с
12) информирование юных
спортсменов о достижениях
Использование вышеописанных
приемов в работе с юными спортсменами
в соревновательном периоде позволяет
укреплять у них уверенность,
коллективизм, чувство собственного
достоинства, положительное отношение
к занятиям и тренеру, готовность
к дальнейшему
Выявление доминирующих и актуальных состояний спортсменов на предсоревновательном этапе и факторов, их обусловливающих. Решение данной задачи описано в предыдущем параграфе. Факторы, обусловливающие характер состояния, определяются путем опроса, беседы.
Совершенствование умений психической саморегуляции осуществляется следующим образом.