Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:17, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении порядка разработки маркетинговой стратегии устойчивого развития предприятий туристско-рекреационного комплекса в регионе на основе сегментационного подхода, анализа состояния и потенциальных возможностей регионального рынка туристских услуг (на примере Республики Адыгея).
Для достижения данной цели, согласно логике исследования, в работе были поставлены и реализованы следующие основные задачи:
– ознакомиться с возможностями использования маркетинговых стратегий предприятий туристско-рекреационного комплекса с использованием сегментационного подхода;
– проанализировать развитие сферы туристских услуг в регионе;
– дать характеристику состояния регионального туристско-рекреационного комплекса;
– исследовать структуру спроса и предложения на туристском рынке Республики Адыгея;
– ознакомиться с основными этапами разработки маркетинговой стратегии устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса в регионе с помощью сегментации рынка.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. Стратегическое управление маркетингом туристских услуг в регионе........................................................................................7
1.1. Специфика управления маркетингом услуг туризма..........................7
1.2. Стратегический подход к региональному планированию развития туризма.........................................................................................................12
ГЛАВА 2. стратегия развития туристского комплекса как способ реализации конкурентной политики региона......................................................................................20
2.1.Маркетинговые исследования развития сферы туристских
услуг в регионе............................................................................................20
2.2. Разработка маркетинговой стратегии устойчивого развития предприятий туристско-рекреационного комплекса РА.........................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................34
Также необходима разработка концепции построения единого информационного пространства; формирование баз данных о природных, бальнеологических и прочих ресурсах региона; потенциале туристско-рекреационных предприятий; комплексном мониторинге; систематизация историко-культурного наследия региона.
Таким образом, создание программно-информационных комплексов будет способствовать разработке маркетинговых стратегий устойчивого развития предприятий на региональном рынке туристско-рекреационных услуг.
Основной целью маркетинговой стратегии развития туристско-рекреационного комплекса в регионе выступает разработка и внедрение эффективной системы мер и механизмов по обеспечению сочетания интересов работников туристско-рекреационных предприятий, региона и государства.
В соответствии с приоритетами федерального развития может быть сформулирована и система конечных социально-экономических целей федеральной целевой комплексной программы развития санаторно-курортных учреждений, учреждений отдыха и туризма на территории Республики Адыгея.
1. Создание нового направления специализации, а на ее основе – стабилизация социально-экономической ситуации в регионе.
2. Формирование
в Республике Адыгея
3. Формирование в Республике Адыгея сбалансированного туристского комплекса.
4. Отработка на примере республики механизма минимизации федерального финансирования выполнения крупных федеральных программ.
5. Отработка принципов и механизмов согласования различных программ по вертикали и горизонтали.
6. Отработка принципов и механизмов бюджетного участия в общей сумме инвестиций.
Для достижения указанных целей, имеющих комплексный характер, необходимо решение системы задач.
Реализация первой цели позволит обеспечить: оздоровление бюджета, поступления дополнительных средств в бюджет республики; создаст дополнительные рабочие места; окажет стимулирующее действие на транспорт и связь, сферу услуг и производство товаров народного потребления; приведет к ликвидации «долгов» прошлого.
Вторая цель включает создание гостиничной сети с необходимой инфраструктурой, строительство частных комфортабельных гостиниц прежде всего в республике, а также мотелей на магистральных автотрассах.
Третья цель может быть конкретизирована через соотношение экстенсивного и интенсивного развития, то есть либо путем вовлечения новых участков под застройку, либо, в первую очередь, более эффективного использования уже освоенных площадок.
При конкретизации четвертой цели могут быть рассмотрены принципы взаимодействия различных источников, схем и механизмов централизованного финансирования целевых программ.
При развертывании пятой цели можно выделить ряд задач:
– согласование программ разного уровня - от межгосударственного до районного по вертикали. Значительный рекреационный потенциал республики требует во взаимосвязи с федеральной разрабатывать региональную программу по обустройству территорий и созданию курортно-туристских комплексов местного значения. В то же время отдельные объекты этих комплексов могут использоваться и отдыхающими. В свою очередь, федеральная целевая программа развития туристско-рекреационного комплекса на территории Республики Адыгея станет составной частью общегосударственной программы развития курортов и туризма в России.
– по горизонтали в настоящее время разрабатывается федеральная целевая программа развития транспортного комплекса. Ясно, что для эффективного развития туризма необходимо значительное развитие транспортной инфраструктуры. Но необходимо не дублирование мероприятий двух программ, а их взаимоувязанная разработка и реализация.
Сложность и взаимосвязь целей и задач программы, ее государственная значимость для накопления опыта при разработке и реализации программ и их комплексов, многообразие форм проявления эффектов и последствий реализации - все это требует целостной системы критериев и показателей для оценки ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий реализации программ. Эффективность функционирования туристско-рекреационного комплекса (Этрк) можно выразить формулой:
Этрк = Ртрк /Зтрк
где, Ртрк – результат функционирования ТРК, выражаемый в экономических, социальных или в условно-экспертных единицах.
Зтрк - затраты, связанные с потреблением одного или всей совокупности ресурсов, участвующих в деятельности ТРК.
Оценка перспектив
развития предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Открытость внутреннего
туристского рынка России делает
не только возможным, но и необходимым
использование в регионах методов
и инструментов стратегического
маркетинга, построение на основе его
принципов всей системы управления
предприятиями туристско-
Республика Адыгея располагает уникальными природными условиями, создающими возможности развития туристско-рекреационной деятельности, а также потребностью преодоления сложившихся структурных деформаций экономики региона.
Региональный рынок туристско-рекреационных услуг находится в тесном взаимодействии с другими рынками региональной воспроизводственной системы, развивается под воздействием демографических, социально-экономических, этнических, научно-технических, природно-климатических факторов. Для данного типа рынка выявлена асимметричность структуры спроса и предложения вследствие недостаточного объема инвестиций, значительного износа материально-технической базы, отсутствие информационной базы о потенциальных потребителях.
В современных условиях региональный рынок туристско-рекреационных услуг Республики Адыгея характеризуется следующими тенденциями: падение темпов роста спроса на туристские услуги и стагнация спроса на высоком уровне, при значительном увеличении потенциального спроса; потребитель туристско-рекреационных услуг стал более избирательным как в отношении качества, так и в отношении цены; спрос на туристско-рекреационные услуги более эластичен по отношению к изменению совокупных доходов, чем к ценам; характер спроса - сезонный; доля организованного туризма при усилении конкурентной борьбы на нем в общем объеме рынка не изменяется; постоянно увеличивается число туроператоров; наблюдается преодоление разделения труда между туроператорами и турагентами; отсутствует действенный механизм государственного регулирования туристской отрасли.
Стратегический маркетинг является фактором экономического развития региона, потому что он создает систему, которая: прислушивается к запросам покупателя; ориентирует инвестиции и производство услуг на прогнозируемые потребности; учитывает разнообразие потребностей через сегментацию рынка; стимулирует инновации и предпринимательскую деятельность.
Отличительной особенностью стратегического маркетинга является то, что, в отличие от распространенной точки зрения, он трактует понятие «ориентированность на рынок» не только как «ориентированность на клиента», но и как ориентированность практически на все группы влияния.
Целесообразность использования региональными туристскими предприятиями методов и инструментов стратегического маркетинга определена стремительным развитием рынка туристско-рекреационных услуг.
Важнейшим направлением стратегического маркетинга считается деятельность по сегментации рынка, осуществляемая по географическому, демографическому, поведенческому, психографическому, социально-экономическому критериям.
Проведение сегментации рынка туристско-рекреационных услуг и позиционирование туристского продукта на выбранных целевых рыночных сегментах является важнейшим направлением предпланового маркетингового анализа, основой формирования маркетинговой стратегии развития туристско-рекреационного комплекса в регионе.
Процесс формирования маркетинговой стратегии развития предприятий туристско-рекреационного комплекса включает в себя последовательное проведение следующих мероприятий: формулировка миссии; определение целей, маркетинговый ситуационный анализ; оценка и выбор эффективной стратегии; оценка опасностей и возможностей; стратегия развития хозяйственного портфеля; стратегические изменения факторов; ожидаемые результаты.
Реализация маркетинговых
стратегий в сфере туристско-
Целенаправленное применение стратегического маркетинга, претворение в жизнь концепции развития туризма, ее краткосрочных и долгосрочных программ позволит существенно изменить ситуацию на туристском рынке Республики Адыгея и создать крупный многопрофильный туристский и курортно-рекреационный центр Юга России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – 62 с.;
2. "Об основах туристской
деятельности в Российской
3. "О государственном
прогнозировании и программах
социально-экономического
Учебники, учебные пособия, коллективные труды, словари:
4. Андреев, А.В., Борисова, Л.М. Основы региональной экономики [Текст]: учебное пособие /А.В. Андреев, Л.М. Борисова. – М.: КНОРУС, 2007. – 334 с;
5. Бикташева, Д.Л., Гиевая, Л.П. Менеджмент в туризме [Текст]: учебное пособие /Д.Л. Бикташева и др. – М.: Альма-М; Инфра-М, 2007. – 272 с.;
6. Джанджугазова, Е.А.
Маркетинг туристских
7. Зайцева, Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: учебное пособие /Н.А. Зайцева. – М.: Академия, 2005. – 234 с.;
8.Репина, Е.А. и др. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие /Е.А. Репина и др. – М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 240 с.;
9. Саак, А.Э. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: учебник для вузов /А.Э. Саак. – СПб.: Питер, 2007. – 480 с.;
10. Севастьянова, С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства [Текст]: учебное пособие для вузов /С.А. Севастьянова. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.;
10. Скобкин, С.С. Стратегия развития предприятий индустрии гостеприимства и туризма [Текст]: учебное пособие /С.С. Скобкин. – М.: Магистр; Инфра-М, 2010.– 432 с.;
11. Тебекин, А.В. Менеджмент организации [Текст]: учебник для вузов /А.В. Тебекин. – М. – КНОРУС. 2007.–407 с.;
12. Шкардун, В.Д. Маркетинговые
основы стратегического
Авторефераты диссертаций:
13. Дунаевская, Е.А. Управление развитием въездного туризма (на материалах Республики Адыгея) [Текст] /Е.А. Дунаевская. Автореферат дисс. канд экон. наук. – Майкоп, 2009. – 29 с.;
14. Писарева, К.С. Разработка
маркетинговой стратегии
Сборники научных статей, материалы научных конференций, статьи в сборниках и периодических изданиях:
15. Бородаев, А. Маркетинговая стратегия российских компаний [Текст] /А.Бородаев. //Человек и труд. – 2009. – №11. – С.69–71;
16. Галинская, Н.И. Маркетинговые исследования сферы туристских услуг в Республике Адыгея [Текст] //Социальные науки и социальные технологии в современной России. – Майкоп: 2010. – Вып. 5. – с. 302–306;
17. Казакова, В. Маркетинг на рынке туристских услуг [Текст] /В.Казакова. //Человек и труд. – 2006. – С. 84 – 86.