Маркетинг в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении порядка разработки маркетинговой стратегии устойчивого развития предприятий туристско-рекреационного комплекса в регионе на основе сегментационного подхода, анализа состояния и потенциальных возможностей регионального рынка туристских услуг (на примере Республики Адыгея).
Для достижения данной цели, согласно логике исследования, в работе были поставлены и реализованы следующие основные задачи:
– ознакомиться с возможностями использования маркетинговых стратегий предприятий туристско-рекреационного комплекса с использованием сегментационного подхода;
– проанализировать развитие сферы туристских услуг в регионе;
– дать характеристику состояния регионального туристско-рекреационного комплекса;
– исследовать структуру спроса и предложения на туристском рынке Республики Адыгея;
– ознакомиться с основными этапами разработки маркетинговой стратегии устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса в регионе с помощью сегментации рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. Стратегическое управление маркетингом туристских услуг в регионе........................................................................................7
1.1. Специфика управления маркетингом услуг туризма..........................7
1.2. Стратегический подход к региональному планированию развития туризма.........................................................................................................12
ГЛАВА 2. стратегия развития туристского комплекса как способ реализации конкурентной политики региона......................................................................................20
2.1.Маркетинговые исследования развития сферы туристских
услуг в регионе............................................................................................20
2.2. Разработка маркетинговой стратегии устойчивого развития предприятий туристско-рекреационного комплекса РА.........................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................34

Файлы: 1 файл

Маркетинг в туризме.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Также необходима разработка концепции построения единого информационного пространства; формирование баз данных о природных, бальнеологических и прочих ресурсах региона; потенциале туристско-рекреационных предприятий; комплексном мониторинге; систематизация            историко-культурного наследия региона.

Таким образом, создание программно-информационных комплексов будет способствовать разработке маркетинговых стратегий устойчивого развития предприятий на региональном рынке туристско-рекреационных услуг.

Основной целью маркетинговой  стратегии развития туристско-рекреационного комплекса в регионе выступает  разработка и внедрение эффективной системы мер и механизмов по обеспечению сочетания интересов работников туристско-рекреационных предприятий, региона и государства.

В соответствии с приоритетами федерального развития может быть сформулирована и система конечных социально-экономических целей федеральной целевой комплексной программы развития санаторно-курортных учреждений, учреждений отдыха и туризма на территории Республики Адыгея.

1.   Создание нового  направления специализации, а на ее основе – стабилизация социально-экономической ситуации в регионе.

2.   Формирование  в Республике Адыгея сбалансированного  санаторно-лечебного комплекса,  играющего ведущую роль в оздоровлении  населения в первую очередь  республики, прилегающих территорий  Краснодарского края, средней полосы  России, а также иностранных граждан.

3. Формирование в Республике Адыгея сбалансированного туристского комплекса.

4. Отработка на примере республики механизма минимизации федерального финансирования выполнения крупных федеральных программ.

5. Отработка принципов и механизмов согласования различных программ по вертикали и горизонтали.

6. Отработка принципов и механизмов бюджетного участия в общей сумме инвестиций.

Для достижения указанных  целей, имеющих комплексный характер, необходимо решение системы задач.

Реализация первой цели позволит обеспечить: оздоровление бюджета, поступления дополнительных средств в бюджет республики; создаст дополнительные рабочие места; окажет стимулирующее действие на транспорт и связь, сферу услуг и производство товаров народного потребления; приведет к ликвидации «долгов» прошлого.

Вторая цель включает создание гостиничной сети с необходимой инфраструктурой, строительство частных комфортабельных гостиниц прежде всего в республике, а также мотелей на магистральных автотрассах.

Третья цель может быть конкретизирована через соотношение экстенсивного и интенсивного развития, то есть либо путем вовлечения новых участков под застройку, либо, в первую очередь, более эффективного использования уже освоенных площадок.

При конкретизации четвертой цели могут быть рассмотрены принципы взаимодействия различных источников, схем и механизмов централизованного финансирования целевых программ.

При развертывании пятой  цели можно выделить ряд задач:

– согласование программ разного уровня - от межгосударственного до районного по вертикали. Значительный рекреационный потенциал республики требует во взаимосвязи с федеральной разрабатывать региональную программу по обустройству территорий и созданию курортно-туристских комплексов местного значения. В то же время отдельные объекты этих комплексов могут использоваться и отдыхающими. В свою очередь, федеральная целевая программа развития туристско-рекреационного комплекса на территории Республики Адыгея станет составной частью общегосударственной программы развития курортов и туризма в России.

– по горизонтали в настоящее время разрабатывается федеральная целевая программа развития транспортного комплекса. Ясно, что для эффективного развития туризма необходимо значительное развитие транспортной инфраструктуры. Но необходимо не дублирование мероприятий двух программ, а их взаимоувязанная разработка и реализация.

Сложность и взаимосвязь  целей и задач программы, ее государственная  значимость для накопления опыта  при разработке и реализации программ и их комплексов, многообразие форм проявления эффектов и последствий реализации - все это требует целостной системы критериев и показателей для оценки ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий реализации программ. Эффективность функционирования туристско-рекреационного комплекса (Этрк) можно выразить формулой:

Этрк = Ртрктрк

где,  Ртрк – результат функционирования ТРК, выражаемый в экономических, социальных или в условно-экспертных единицах.

 Зтрк - затраты, связанные с потреблением одного или всей совокупности ресурсов, участвующих в деятельности ТРК.

 Оценка перспектив  развития предприятий туристско-рекреационного  комплекса в Республике Адыгея  свидетельствует о возможности значительного экономического роста в Адыгее в среднесрочной перспективе и дает возможность разрабатывать и проводить политику по его стимулированию и поддержке (14, с. 17-20).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Открытость внутреннего  туристского рынка России делает не только возможным, но и необходимым  использование в регионах методов  и инструментов стратегического  маркетинга, построение на основе его  принципов всей системы управления предприятиями туристско-рекреационного комплекса.

Республика Адыгея располагает  уникальными природными условиями, создающими возможности развития туристско-рекреационной деятельности, а также потребностью преодоления сложившихся структурных деформаций экономики региона.

Региональный рынок  туристско-рекреационных услуг находится в тесном взаимодействии с другими рынками региональной воспроизводственной системы, развивается под воздействием демографических, социально-экономических, этнических, научно-технических, природно-климатических факторов. Для данного типа рынка выявлена асимметричность структуры спроса и предложения вследствие недостаточного объема инвестиций, значительного износа материально-технической базы, отсутствие информационной базы о потенциальных потребителях.

В современных условиях региональный рынок туристско-рекреационных  услуг Республики Адыгея характеризуется  следующими тенденциями: падение темпов роста спроса на туристские услуги и стагнация спроса на высоком уровне, при значительном увеличении потенциального спроса; потребитель туристско-рекреационных услуг стал более избирательным как в отношении качества, так и в отношении цены; спрос на туристско-рекреационные услуги более эластичен по отношению к изменению совокупных доходов, чем к ценам; характер спроса - сезонный; доля организованного туризма при усилении конкурентной борьбы на нем в общем объеме рынка не изменяется; постоянно увеличивается число туроператоров; наблюдается преодоление разделения труда между туроператорами и турагентами; отсутствует действенный механизм государственного регулирования туристской отрасли.

Стратегический маркетинг является фактором экономического развития региона, потому что он создает систему, которая: прислушивается к запросам покупателя; ориентирует инвестиции и производство услуг на прогнозируемые потребности; учитывает разнообразие потребностей через сегментацию рынка; стимулирует инновации и предпринимательскую деятельность.

Отличительной особенностью стратегического маркетинга является то, что, в отличие от распространенной точки зрения, он трактует понятие «ориентированность на рынок» не только как «ориентированность на клиента», но и как ориентированность практически на все группы влияния.

Целесообразность использования региональными туристскими предприятиями методов и инструментов стратегического маркетинга определена стремительным развитием рынка туристско-рекреационных услуг.

Важнейшим направлением стратегического маркетинга считается деятельность по сегментации рынка, осуществляемая по географическому, демографическому, поведенческому, психографическому, социально-экономическому критериям.

Проведение сегментации  рынка туристско-рекреационных услуг и позиционирование туристского продукта на выбранных целевых рыночных сегментах является важнейшим направлением предпланового маркетингового анализа, основой формирования маркетинговой стратегии развития туристско-рекреационного комплекса в регионе.

Процесс формирования маркетинговой  стратегии развития предприятий туристско-рекреационного комплекса включает в себя последовательное проведение следующих мероприятий: формулировка миссии; определение целей, маркетинговый ситуационный анализ; оценка и выбор эффективной стратегии; оценка опасностей и возможностей; стратегия развития хозяйственного портфеля; стратегические изменения факторов; ожидаемые результаты.

Реализация маркетинговых  стратегий в сфере туристско-рекреационных  услуг  связана с оздоровлением  общей социально-экономической ситуации в Республике Адыгея, заключающейся в стабилизации и повышении уровня занятости населения, сохранении природной богатства и историко-культурного наследия, оздоровления экологической обстановки, привлечения дополнительных средств в бюджет республики, развитии смежных отраслей экономики региона.

Целенаправленное применение стратегического маркетинга, претворение в жизнь концепции развития туризма, ее краткосрочных и долгосрочных программ позволит существенно изменить ситуацию на туристском рынке Республики Адыгея и создать крупный многопрофильный туристский и курортно-рекреационный центр Юга России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской  Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – 62 с.;

2. "Об основах туристской  деятельности в Российской Федерации" [Текст]: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132 – ФЗ;

3. "О государственном  прогнозировании и программах  социально-экономического развития  Российской Федерации" [Текст]: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115 – ФЗ;

Учебники, учебные  пособия, коллективные труды, словари:

4. Андреев, А.В., Борисова, Л.М. Основы региональной экономики [Текст]: учебное пособие /А.В. Андреев, Л.М. Борисова. – М.: КНОРУС, 2007. – 334 с;

5. Бикташева, Д.Л., Гиевая, Л.П. Менеджмент в туризме [Текст]: учебное пособие /Д.Л. Бикташева и др. – М.: Альма-М; Инфра-М, 2007. –  272 с.;

6. Джанджугазова, Е.А.  Маркетинг туристских территорий [Текст]: учебное пособие /Е.А. Джанджугазова. – М.: Академия, 2008. – 224 с.;

7. Зайцева, Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: учебное пособие /Н.А. Зайцева. – М.: Академия, 2005. – 234 с.;

8.Репина, Е.А. и др. Основы  менеджмента [Текст]: учебное пособие /Е.А. Репина и др. – М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 240 с.;

9. Саак, А.Э. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: учебник для вузов /А.Э. Саак. – СПб.: Питер, 2007. – 480 с.;

10. Севастьянова, С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства [Текст]: учебное пособие для вузов /С.А. Севастьянова. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.;

10. Скобкин, С.С. Стратегия развития предприятий индустрии гостеприимства и туризма [Текст]: учебное пособие /С.С. Скобкин. – М.: Магистр; Инфра-М, 2010.– 432 с.;

11. Тебекин, А.В. Менеджмент организации [Текст]: учебник для вузов /А.В. Тебекин. – М. – КНОРУС. 2007.–407 с.;

12. Шкардун, В.Д. Маркетинговые  основы стратегического планирования: теория, методология, практика [Текст]: учебное пособие /В.Д. Шкардун. – М.: Дело, 2007. – 374 с.;

Авторефераты  диссертаций:

13. Дунаевская, Е.А. Управление развитием въездного туризма (на материалах Республики Адыгея) [Текст] /Е.А. Дунаевская. Автореферат дисс. канд экон. наук. – Майкоп, 2009. – 29 с.;

14. Писарева, К.С. Разработка  маркетинговой стратегии устойчивого  развития предприятий туристско-рекреационного комплекса региона (на примере Республики Адыгея) [Текст] /К.С. Писарева. Автореферат дисс. канд. экон. наук. – Ростов н/Д, 2002. – 21 с.;

Сборники научных  статей, материалы научных конференций, статьи в сборниках и периодических изданиях:

15. Бородаев, А. Маркетинговая стратегия российских компаний [Текст] /А.Бородаев. //Человек и труд. – 2009. – №11. – С.69–71;

16. Галинская, Н.И. Маркетинговые  исследования сферы туристских  услуг в Республике Адыгея [Текст] //Социальные науки и социальные технологии в современной России. – Майкоп: 2010. – Вып. 5. – с. 302–306;

17. Казакова, В. Маркетинг на рынке туристских услуг [Текст] /В.Казакова. //Человек и труд. – 2006. – С. 84 – 86.


Информация о работе Маркетинг в туризме