Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:17, курсовая работа
Цель работы – на основании анализа маркетинговой деятельности в «Приорбанк» ОАО выработать предложения по совершенствованию этой деятельности банка.
В соответствии с определенной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы банковского маркетинга, его особенности, указать его отличия от маркетинга других товаров и услуг;
2) описать основные маркетинговые стратегии в сфере банковских услуг;
3) провести анализ маркетинговой деятельности «Приорбанк» ОАО;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ…………………………………………………….....….5
1.1 Сущность, цели и задачи банковского маркетинга…………………....…5
1.2 Специфические особенности маркетинга в банковской сфере……….…8
1.3 Маркетинговые стратегии в сфере банковских услуг 10
2 Анализ маркетинговой деятельности "Приорбанк" ОАО………………………………………………………………………………19
2.1 Общая характеристика "Приорбанк" ОАО…………………………..19
2.2 Ассортимент услуг, оказываемых банком………………………………24
2.3 Управление ассортиментом услуг банка………………………………..28
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности банка…………………………………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…...40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....42
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43
Стратегия проникновения на рынок предполагает, что банк проникает на уже сложившийся рынок и предлагает на нем тот же самый продукт (услугу), что и конкуренты. Она предпочтительна в том случае, когда целевой рынок растет или еще не насыщен. Возможны три варианта этой стратегии:
1) увеличение
существующих масштабов
2) переманивание клиентов у конкурентов; 3) привлечение новых клиентов.
Стратегия развития
рынка означает, что банк стремится
расширить рынок сбыта
Стратегия разработки товара осуществляется посредством создания принципиально новых, но чаще — модификации уже имеющихся товаров (услуг) и реализации их на старых рынках. Этот тип стратегии особенно активно используется банками в условиях господства неценовой конкуренции, когда на первый план выходят качественные параметры. Вариантами этой стратегии являются: 1) модификация существующих услуг; 2) дифференциация качества услуг; 3) создание новых услуг.
Стратегия диверсификации означает, что банк стремится выйти на новые для него рынки и для этого вводит в свой ассортимент новые услуги.
Выбор варианта стратегии роста по матрице Ансоффа зависит от степени насыщенности рынка и возможности банка обновлять свой ассортимент.
К числу классических концепций портфельного анализа относится матрица Бостонской консультативной группы (Boston Consulting group).
Таблица 1.3 — Матрица Бостонской группы
Темпы роста отрасли |
Относительная доля на рынке | |
Высокая |
Низкая | |
Высокие |
«Звезда» |
«Трудный ребенок» |
Низкие |
«Дойная корова» |
«Собака» |
Примечание – Источник составлен по: [10, с. 637].
Эта модель делит все товары, продаваемые на рынке, на четыре типа:
Типы продуктов (услуг) определяются в зависимости от темпов роста отрасли (рынка сбыта того или иного продукта) и относительной доли банка в сравнении с ведущими конкурентами на финансовом рынке. Каждому из этих типов соответствует определенная стратегия.
"Звезда" характеризуется
лидирующим положением в
"Дойная корова"
занимает лидирующее положение
в относительно зрелой или
сокращающейся отрасли. Ее
"Трудный
ребенок" ("теленок" или "
"Собака" занимает незначительную долю рынка в малоперспективной отрасли. Стратегия в отношении такого продукта (услуги) может быть только одна — уход с рынка (дезинвестиционная стратегия). Несмотря на достаточно длительное присутствие на рынке, этому продукту не удалось привлечь к себе достаточное количество клиентов, и он существенно отстает от конкурентов по сбыту, имиджу, уровню издержек и т.д.
Поскольку банковский ассортимент достаточно обширен, имеет смысл проанализировать его с использованием Бостонской матрицы и выявить, какие из услуг могут выполнять роль "дойной коровы", а какие из "трудных детей" имеют перспективы стать "звездами". Очевидно, что на первую роль больше всего подходят традиционные банковские услуги, а на вторую — финансовые инновации.
Лишь в рамках принятой банком конкурентной стратегии и определенной им корпоративной миссии возможен выбор коммуникационной стратегии. Коммуникационная политика банка приобретает особую актуальность в банковской сфере и этот процесс связан с целым комплексом причин, как обострением конкурентных отношений, снижением емкости финансового рынка, общим падением имиджа банков [8, с. 292].
Необходимо отметить, что типов коммуникационных стратегий может быть несколько в зависимости от стратегических задач банка и используемого маркетингового инструментария. Исследуя опыт маркетинговых коммуникаций в банке, можно выделить две основные задачи, поставленные в рамках коммуникационной стратегии: формирование и совершенствование имиджа, а также продвижение банковских продуктов и увеличение продаж.
Исходя из обозначенных целей, следует различать три основных типа коммуникационных стратегий банка: стратегию популяризации, стратегию продвижения и интегративную стратегию.
Стратегия популяризации нацелена на формирование и совершенствование имиджа, формирование и продвижение определенного бренда банка и создание в дальнейшем франшизной стоимости банковских продуктов. Продвижение продуктов ставится в зависимость от сложившегося у потребителя имиджа банка, руководство банка исходит из предположения, что клиент готов заплатить брэнд-премию (оплатить франшизную стоимость) за продукт именно данного банка. Такая стратегия предполагает наиболее активное использование методов PR (организации общественного мнения), реклама носит преимущественно имиджевый характер, личная продажа отходит на второй план.
Стратегия продвижения, наоборот, ориентирована, в первую очередь, на продукт. Все коммуникации носят преимущественно информационный характер, т.е. информируют потребителя о качестве, цене и иных характеристиках предлагаемых банком продуктов. Руководство банка исходит из предположения, что покупатель разумен и выберет наиболее выгодное предложение. Основными инструментами такой стратегии являются реклама, ориентированная на продукт, а также личная продажа [13, с. 8].
Интегративная стратегия исходит из того, что руководство банка не отдает предпочтение ни имиджу, ни продвижению продукта. Она является стратегией смешанного типа. Банк использует все инструменты в равной степени и сочетает политику продвижения с брэндингом.
Исходя из того, что ключевым фактором является особенность корпоративной стратегии банка, необходимо провести адаптацию матриц Портера и Ансоффа к выбору коммуникационной стратегии в зависимости от корпоративной.
Таблица 1.4 — Адаптированная матрица М. Портера
Целевой рынок сбыта |
Стратегическое преимущество | |
Низкие издержки |
Дифференциация продукта | |
Широкий |
Стратегия популяризации №1 |
Интегративная стратегия с акцентом на продвижение продукта №2 |
Узкий |
Интегративная стратегия с акцентом на популяризацию №3 |
Стратегия продвижения №4 |
Примечание –Источник составлен по: [16, с. 10]
Из данной таблицы следует, что в случае выбора банком стратегии лидерства в снижении издержек (квадрант №1) при ориентации на широкий рынок сбыта следует придерживаться стратегии популяризации, т.е. активно работать над известностью и имиджем банка. Это связано, прежде всего, с тем, что банк предлагает стандартизированные продукты, и ассортимент мало отличается от ассортимента конкурентов.
Выбирая стратегию дифференциации на широком целевом рынке (квадрант №2), банку необходимо использовать как инструменты паблисити (популяризации), так и инструменты продвижения продуктов. Необходимо информировать потребителей о том, чем отличаются продукты данного банка от продуктов конкурентов. Поэтому здесь предпочтительнее использовать интегративную стратегию с акцентом на продвижение продукта.
При стратегии фокусирования и работе с определенным рыночным сегментом (квадранты №3 и №4) для банка малоэффективно использование инструментов популяризации, так как за счет узости аудитории устанавливаются более тесные доверительные отношения между банком и клиентами, не требующие дополнительного стимулирования. Поэтому, либо банк использует стратегию продвижения (при дифференциации продукта), применяя преимущественно прямой маркетинг, либо интегративную стратегию с акцентом на популяризацию (при акценте на снижение издержек), направленную на подтверждение определенного статуса банка с преимущественным использованием корпоративного PR .
Весьма важным фактором, определяющим выбор стратегии продвижения банковских продуктов, является состояние спроса на банковские услуги и продукты, в связи с чем, можно предложить еще одну модель выбора. В данной модели банк может преследовать две цели — следовать спросу, либо изменять его.
Таблица 1.5 — Матрица коммуникационных стратегий «Цели банка — коммуникационная среда»
Цели банка |
Вид спроса | |||
Нежелательный, сверхспрос |
Скрытый, отрицательный спрос |
Полный спрос |
Нулевой, уменьшающийся спрос | |
Следование спросу |
Стратегия «глухаря» |
Стратегия «глухаря» |
Брэндинг сопричастности |
Стратегия «глухаря» |
Изменение спроса |
Стратегия «контратаки» |
Стратегия «учителя» |
Стратегия «глухаря» |
Стратегия «атаки» |
Примечание – Источник составлен по: [14, с. 12].
Стратегия «глухаря» предполагает, что специальных коммуникационных мероприятий банк не проводит, он лишь отслеживает информацию о себе, поступающую от других источников и при необходимости реагирует на нее. Такая стратегия применяется при задаче — следовать спросу, когда он скрытый, нежелательный, отрицательный, уменьшающийся, нулевой и при сверхспросе. Эта же стратегия применяется при полном спросе в целях изменения его состояния, что позволит разгрузить мощности банка за счет снижения потребительской активности. Однако необходимо быть уверенным, что снижение спроса нужно банку. Грань между полным спросом и сверхспросом весьма тонка, и, не заметив ее, банк может понести существенные убытки и потерять доверие клиентов.
Стратегия брендинга позволяет сохранить спрос на достигнутом уровне за счет удержания и стимулирования клиентуры. Стратегия «контратаки» применяется при нежелательном и сверхспросе. Ее цель — изменить спрос, т.е. переломить ситуацию на рынке. Стратегия носит агрессивный характер, но оправдана лишь тогда, когда есть реальная возможность перевести спрос в состояние полного, но на другие продукты, в противном случае банку следует избегать такой стратегии.
При скрытом и отрицательном спросе банк может использовать для изменения состояния спроса стратегию «учителя». Данная стратегия предполагает обучение и информирование общественности, т.е. активное использование разъясняющих, информационных мероприятий. Основная цель данной стратегии — зародить и увеличить спрос. Стратегия «атаки» применяется при желании увеличить спрос, когда он уменьшающийся или нулевой, поэтому включает в себя различные инструменты продвижения и популяризации банка и банковского продукта [14, с. 12].
Информация о работе Маркетинговая деятельность в банке (на примере «Приорбанк» ОАО)