Маркетинговая среда авиапредприятия. Особенности рынка авиаперевозок в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

С момента своего появления, гражданская авиация была стратегически важной отраслью в любой стране, поэтому либо подавляющее большинство авиакомпаний были полностью в собственности государства, либо государство владело контрольным пакетом акций. Но в том и другом случае авиакомпании в своей деятельности руководствовались не только экономическими, но и политическими соображениями. Государство регламентировало и деятельность более мелких авиакомпаний, которые находились в руках частных собственников. Инструментами регулирования являлись назначение перевозчика для выполнения полетов по тому или иному маршруту и установление тарифов на авиаперевозки. Новаторами в области либерализации гражданской авиации были США, принявшие в 1976 году Акт о дерегулировании воздушного транспорта, согласно которому авиакомпании смогли сами устанавливать тарифы.

Содержание работы

Введение 3
1.Факторы макро- и микросреды авиапредприятий. 5
Методы исследования рынка 10
Сегментация рынка 12
Методы исследования рынка 16
Особенности использования принципов маркетинга на рынке воздушных перевозок 24
Анализ рынка пассажирских авиаперевозок в РФ 26
Заключение 31

Файлы: 1 файл

111.docx

— 218.68 Кб (Скачать файл)

-простота - в исследовании должна отсутствовать лишняя информация;

-однозначность в понимании сущности вопросов исследования;

-наглядность - данные представляются в виде таблиц, схем, графиков;

-достоверность источников информации, материалов для маркетинговых исследований и обработки полученных данных;

-преемственность - анализ вторичных данных;

-актуальность данных (возраст маркетинговой информации должен быть до 1 года);

-целенаправленность.

Для сбора информации используются группы методов:

1) методы кабинетного  исследования: предполагается сбор  информации из вторичных источников (отчеты, периодика);

2) методы внекабинетные:  опрос, наблюдение, эксперимент,  имитация.

Опрос в свою очередь может  проводиться по телефону, по почте  и при личной встрече. Достоинство  опроса по телефону - высокая оперативность. Недостатки - высокая вероятность  отказа, вынужденная краткость беседы. Опрос по почте позволяет устранить  влияние на опрашиваемого, получить продуманные ответы. Недостатки - низкая оперативность, частичное невозвращение  ответов, отсутствие возможности разъяснить вопрос. Достоинства личного интервью - относительно небольшая доля отказа, высокая точность исследования. Недостатки - большие организационные усилия, высокие материальные затраты, возможность  повлиять на опрашиваемого. Наблюдение предполагает сбор информации о потребителе  и его реакции на совершение покупки. Эксперимент - реализация рыночной ситуации на практике. Имитация - эксперимент  в лабораторных условиях.

Сегментация рынка

 

Для значительного упрощения  целевой аудитории потенциальных  покупателей товара или пользователей  услуги, маркетологи используют сегментирование - выделение потребителей в различные  группы.

Углубленное деление рынка  на сегменты позволяет компании выделить круг заинтересованных лиц и целенаправленно  с ними работать. Как правило, такой  подход включает в себя:

первичная сегментация (учитываются  технологическая база и размер компании);

создание баз данных по выделенным сегментам, в которых  потребители ранжируются по статусу, темпам потребления, поведенческим  различиям;

анализ баз сегментации, отбор наиболее привлекательных, классификация  и определение сегментов;

выделение и ранжирование лучших сегментов, разработка плана  маркетинговой кампании.

Преимущества сегментации:

1) легче планировать работу;

2) сокращаются расходы  на программы по продвижению  товаров или услуг на рынках;

3) создается более ясное  и полное представление о нуждах  потребителя;

4) возможность повысить  эффективность рыночных проектов;

5) концентрация ресурсов  на прибыльных направлениях работы;

6) осуществляется вскрытие  потенциальных неблагоприятных  возможностей на основе тщательного  изучения потребителя

На сегодняшний день, сегментация  рынка является необходимым направлением в системе маркетинговых исследований. Однако, сегментация - это не более  чем попытка "прочитать" рынок  и понять покупателя и его запросы. Она всегда сопряжена с риском. Каждый может сегментировать рынок  по-своему, и нет гарантии, что  именно это видение является лучшим и оптимальным. Трудно также сегментировать рынок под новым углом зрения, пытаясь увидеть в нем нечто такое, чего еще никто раньше не разглядел. В этом случае необходимо творческое мышление и воображение.

Для проведения сегментации  полезно применять правило Парето. Дело в том, что существует некий  верхний предел общего потенциала спроса на любой товар, и по мере приближения  к этой верхней планке привлечение  потребителей обходится все дороже. В этом плане смещение баланса  в сторону больших расходов для  утоления нужд потребителя при ограниченности финансовых ресурсов никак не способствует достижению оптимального результата. Вильфредо Парето при изучении закономерностей  накопления распределения материальных благ обнаружил, что 80% всех доходов  приходится на 20% населения. Это правило  называется "20/80". Основным выводом  из правила Парето является реальная возможность экономии времени и  ресурсов. Не всегда оправдано стремиться к сосредоточению усилий на 100% покупателей. Достаточно 80% усилий направить на 20% населения.

Выделяют несколько видов  сегментации:

-географическая;

-демографическая;

-социально-экономическая (профессия, доход, уровень образования, финансовый статус, занятость);

-психографическая (в зависимости от социального слоя, жизненного стиля, личностных характеристик);

-поведенческая (уровень знания продукции, отношение к продукту).

Кроме того, можно отметить, что поведение потребителей различных  социальных групп связано с их полом. Женщины, как правило, при  покупке товара стремятся получить двуединую выгоду "качество + цена" и готовы обойти множество торговых точек в поисках товара, соответствующего данным требованиям. Мужчины, напротив, ищут качественный товар, стремясь минимизировать время, расходуемое на покупку, поэтому  одним из важнейших факторов для  них является удобное расположение торговой точки.

Данные утверждения приобретают  особое значение, если учесть, что, согласно проведенным исследованиям, покупкой продуктов питания в семьях в 75% случаев занимаются женщины и  только в 25% - мужчины.

При выборе целевого рынка  учитываются:

размер рыночного сегмента и скорость его изменения;

структурная привлекательность, размер фирм;

цели и ресурсы организации, осваивающей данный рыночный сегмент. Выбирая целевой рынок, производитель  может:

1) концентрировать усилия  на одном продукте в одном  рыночном сегменте;

2) предложить один продукт  всем рыночным сегментам;

3) предложить все продукты  одному рыночному сегменту;

4) предложить различные  продукты некоторым рыночным  сегментам;

5) запустить на весь  рынок всю продукцию.

После проведения сегментации, необходимо определить позиции продукта или услуги на отдельных рыночных сегментах. Позиция продукта - мнение определенной группы потребителей относительно важнейших характеристик продукта.

Процесс определения позиций  продукта называется позиционированием  и заключается в определении  особенностей продукта, отличающих его  от аналогичных товаров конкурентов. Позицию продукта можно определить с помощью анкетирования, либо опросов. В России стала развиваться определенная схема маркетинговых исследований с помощью анкетирования. Эта  схема уже давно применяется  в Америке и Европе, и заключается  в том, что любой человек, умеющий  пользоваться компьютером и имеющий  доступ в Интернет, может зарегистрироваться на сайте какой-либо маркетинговой  компании и получать анкеты, приходящие на электронный ящик. Человек должен ответить на вопросы, данные в анкете и отослать заполненный файл обратно  на сайт компании, за что компания, в  свою очередь, платит ему или ей определенную сумму денег. Вся информация, которую  потенциальный потребитель вводит в анкету, строго конфиденциальна, и  не разглашается. Таким образом, любой  человек может зарабатывать деньги, не выходя из дома.

К сожалению, в России такая  система используется очень редко, и за ответы на присланные анкеты участникам платят очень мало, а для участия  в маркетинговых исследованиях  компаний других государств нужно, во-первых знать иностранные языки, для  ответа на вопросы, а, во-вторых, зарубежные маркетинговые компании очень редко  отсылают такие анкеты гражданам  иностранных государств.

В целом, в важности и необходимости  маркетинговых исследований сомневаться  не приходится, так как с помощью  них формируются процессы сбыта  продукции, реализации товарной политики, стимулируется спрос, образуется обратная связь с потребителем и повышается эффективность работы предприятия.

Методы исследования рынка

 

Все возможные модели и  методы рыночных исследований рынка  пассажирских авиаперевозок можно  условно разделить на две основные категории: анализ рынка и прогнозирование  рынка. Вопросы прогнозирования  различных экономических показателей  хорошо изучены, и существует достаточно большое количество моделей, которые  вполне применимы к рынку авиаперевозок. Для прогнозирования рынка в  национальном и мировом масштабах  существуют специально разработанные  модели, учитывающие такой основной показатель, как ВВП страны, но прогнозирование  в рамках отдельно взятой линии, между  двумя городами, в литературе представлено крайне поверхностно, однако именно такие  прогнозы часто интересуют авиакомпании.

Для прогнозирования авиаперевозок  в зависимости от характеристик  отдельных рынков можно применять  несколько методов. Метод линейной экстраполяции применяется в  тех случаях, когда необходимо определить показатель перспективного периода  и при этом не предвидятся кардинальные изменения в характере и условиях действия факторов, влияющих на пассажирские перевозки. Сущность этого метода заключается  в том, что перспективные величины определяются методом линейной экстраполяции  на основе среднего прироста (или снижения) искомого показателя на протяжении определенного  предшествующего промежутка времени.

В случаях, когда известны показатели базисного и конечного  перспективного периодов и требуется  определить годовые промежуточные  показатели, может быть использован  метод линейной интерполяции, который  в принципе аналогичен предыдущему, но предназначен для определения  показателей внутри рассматриваемого интервала времени.

Упомянутые выше методы исследования рынков могут успешно применяться  к тем маршрутам, где работает один перевозчик или несколько, но они  согласовывают свою тарифную политику. Кроме того, при применении метода должно учитываться отсутствие альтернативного  транспорта или значительный его  проигрыш авиационному во времени, за которое осуществляется транспортировка (например, направления из Москвы на Дальний Восток). Другими словами, спрос на авиаперевозки малоэластичен. Однако на большинстве направлений  между городами действует более  одной авиакомпании, на наиболее прибыльных направлениях действует по три-четыре перевозчика, а в условиях такой ситуации всем им сложно договориться о единой тарифной политике, поэтому модели, учитывающие только пассажиропоток без привязки к тарифам, на многих направлениях не работают. В этом случае следует использовать подход к построению моделей рынка авиаперевозок, который учитывает такие факторы как уровни тарифов, причем не только на воздушном, но и на других видах транспорта, и состояние экономики государства или региона внутри государства, которое через уровень благосостояния населения влияет на объемы перевозок.

Долгосрочное прогнозирование  в условиях рынка затруднительно, поскольку продукт производится большим количеством производителей, каждый из которых действует в  своих интересах в зависимости  от окружающей его действительности. Как правило, на практике строятся краткосрочные  и среднесрочные прогнозы.

Методы краткосрочных  или среднесрочных прогнозов  авиаперевозок в значительной степени  зависят от точности анализа последних  тенденций в авиационной отрасли  и от условий эксплуатации, а также  от экономических и демографических  факторов, влияющих на воздушные перевозки  и непосредственно на их стоимость.

Прогнозирование объемов  авиаперевозок производится на макроуровне  с применением экономико-математических моделей.

При прогнозировании применяются:

-качественные методы (анкетирование, опросы, экспертные оценки);

-количественные методы (корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный статистический анализ, экономико-математическое моделирование и др.);

-методы принятия оптимальных решений (теория игр, теория массового обслуживания).

Итак, по мере того как мир  идет в будущее, люди размышляют о  том, что ждет их впереди. И дело не столько в переменах, сколько  в увеличении их скорости. В гражданской  авиации тоже активно идут процессы, направленные на либерализацию этого  сектора экономики, и с каждым годом эти процессы развиваются  все более стремительно. Отрасль, отличающаяся высокой капиталоемкостью и некогда по большей части принадлежавшая государству, переходит в частные руки. Крупные пакеты акций государственных авиакомпаний приватизируются, и это наблюдается во многих странах. Отказ от государственной монополии на авиаперевозки приводит к смещению акцентов с перевозок на получение прибыли. Если на Западе и раньше авиакомпании учитывали финансовые результаты работы, хотя и существовали рейсы, которые выполнялись исключительно по политическим мотивам, в Советском Союзе многие рейсы никогда не были рентабельными.

Авиаперевозки - это особый рынок. Он является одним из самых переменчивых и самых подверженных воздействию внешних факторов. Это достаточно хорошо продемонстрировали события 11 сентября 2001 г., в результате которых достаточно крупные и успешные авиакомпании разорились за считанные месяцы. В то же время работа "дешевых" перевозчиков, идея которых появилась в середине восьмидесятых, а активная работа началась во второй половине девяностых, показала ошеломительный успех этой модели, что говорит о большом потенциале работы по организации гражданских авиаперевозок.

Сейчас, как было в прошлом, и как будет в будущем, перед  авиакомпаниями стоят различные  проблемы, связанные с предоставлением  услуг высокого качества, и эти  проблемы требуют решения. Решение  любой проблемы, в том числе  и проблемы маркетинговых исследований рынка авиаперевозок, определяется как деятельность, которая сохраняет  или улучшает, или, как минимум, сохраняет  неопределенность рынка при принятии управленческих решений менеджментом. Таким образом, каждая авиакомпания производит комплекс мероприятий по улучшению своих показателей. Но основная проблема заключается в  том, что подходы к анализу  и методы решения проблем и  модели исследований рынка, которые  использовались всего несколько  лет назад, могут быть совершенно неприменимы сегодня. Кроме этого, на разных маршрутах у пассажиров разные потребности, что заставляет подходить к каждой линии как  к отдельному рынку, а авиаперевозки  на этом рынке рассматривать как  отдельный продукт. В свете этого, перевозки на разных рынках можно  назвать разными продуктами, у  которых есть общие черты, но и  много различий.

Информация о работе Маркетинговая среда авиапредприятия. Особенности рынка авиаперевозок в России