Маркетинговое исследование аптек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 03:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение маркетингового исследования муниципальных и коммерческих аптек фармацевтического рынка Свердловской области и города Лесного и разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Определить исследуемый рынок, представить перспективы его развития;
- Провести сегментацию рынка, выявить целевую аудиторию потребителей и провести анализ конкурентной среды;
-Провести практическое маркетинговое исследование рынка фармацевтических препаратов Свердловской области и города Лесного.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. Исследование существующего рынка…………………………….5
1.1Товар……………………………………………………………………….....5
1.2 Потребители………………………………………………………………....7
1.3 Конкуренты………………………………………………………………...8
1.4 Оценка конкурентоспособности аптек…………………………………...14
1.5 Условия для внедрения на рынок сбыта товаров………………………..16
1.6 Оценка потенциальной ёмкости рынка…………………………………..18
ГЛАВА 2. Анализ рыночной сегментации…………………………………..20
2.1 Разделение рынка на сегменты………..………………………….……...20
2.2 Выбор стратегии охвата рынка………………………..…………..…....23
2.3 Позиционирование товара………………………………………………...26
ГЛАВА 3 Обобщение полученной информации о рынке…………………..31
3.1 Товар……………………………………………………………………...31
3.2 Цена. Ценовая политика…………………………………………………..
3.3 Стимулирование сбыта…………………….……………………………..
3.4 Распространение….………………………………………………………..
3.5 Товародвижение……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………...………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 771.78 Кб (Скачать файл)

Главный акцент в сети аптек  «Ригла» был сделан на открытой форме выкладки, что стало весьма смелым новаторским шагом.

 Генеральный директор - Филиппов Александр Павлович.

         Аптечная сеть «Радуга».

История развития сети началась с Санкт — Петербурга, затем под брендом «Радуга» стали открываться аптеки и в других городах. Сегодня сеть аптек «Радуга» представлена в 19 городах России и насчитывает 502 аптеки (данные 01.01.2011 года, ЦМИ «Фармэксперт»).

В аптеках "Радуга" широкий  ассортимент: лекарственные средства, изделия медицинского назначения, лечебная косметика, товары для детей, медицинские  приборы, предметы личной гигиены.

Группы товаров, представленные в аптеках «РАДУГА»

    • Лекарственные средства
    • Медицинские товары
    • БАДы
    • Предметы ухода и гигиены
    • Медицинская техника
    • Лечебная косметика
    • Товары для детей и будущих мам

 

         МУП «Центральная аптека» – это первая в городе аптека, зарегистрированная  27 января 1994 г.

Директор организации - Пунина Надежда Ивановна.

 «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АПТЕКА»,  осуществляет следующие виды деятельности: розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами.

Центральная аптека открылась  более 20 лет назад. Аптека сохранила производственный отдел: многие виды растворов, мазей, капель, лекарственные формы для детей, дозировка которых индивидуальна, могут приготавливаться только в аптеке. В аптеке существует программа контроля за фальсифицированной продукцией, организация современных форм обслуживания, наличие большого и    разнообразного ассортимента (около 4 тысяч наименований), квалифицированные кадры( 55% фармацевтов имеют квалификационную категорию), значительные социальные гарантии, участие в благотворительных акциях

Сегодня в структуре предприятия  – 4 аптеки, 4 аптечных пункта, работает отдел оптики. Работа коллектива, а трудится здесь более 80 человек, не раз отмечалась на городском и областном уровнях.

Центральная аптека на протяжении многих лет активно участвует  в реализации федеральной и областной  программ по льготному лекарственному обеспечению. Кроме того, предприятием проводятся социальные акции для  населения нашего городского округа.

Адрес: Свердловская область, город Лесной, улица Ленина, дом 88. Аптека осуществляет льготный отпуск лекарств по областной программе. Подразделения МУП «Центральная аптека»: Аптека №4, ул. Сиротина,11; Аптечный пункт №2(заводская поликлиника); Аптечный пункт №3,ул. Кирова,62; Аптечный пункт № 7(магазин «Рынок»), Аптечный пункт                     №6 (городская поликлиника).

 

Аптека ЦМСЧ №91 (межбольничная).

Фармацевты больничной аптеки и медики ЦМСЧ №91, как и много лет назад (аптека была открыта в 1949 году), совместными усилиями проводят все мероприятия по предотвращению распространения внутрибольничных инфекций, обеспечение фармакологической безопасности во всех подразделениях лечебного заведения. Аптека ЦМСЧ -91- 4Б уровня, производственная, в полном объёме обеспечивает лечебный процесс препаратами, как заводского производства, так и собственного изготовления. Большое внимание уделяется транспортировке, хранению, сертификации иммунопрепаратов, хранению всех термолабильных и светочувствительных препаратов. Основными задачами МБА являются приготовление лекарств по требованиям прикрепленных ЛПУ и обеспечения их лекарственными средствами промышленного производства, перевязочными материалами, предметами ухода за больными и другими изделиями медицинского назначения.

В Свердловской области в  Полевском, Красноуральске, Серове, Тавде, Березовском, Заречном, поселках Рефтинском и Малышева вся аптечная сеть — частная.

      

  

1.4 Оценка конкурентоспособности аптек

Проблема конкурентоспособности  товаров/услуг в настоящее время  является актуальной, вследствие того, что конкуренция становится более  жёсткой, а запросы клиентов более  высокими. Фактор конкурентоспособности  носит принудительный характер, заставляя  заниматься системой качества и конкурентоспособности  своих товаров.

Рассмотрим конкурентоспособность  аптек Свердловской области.  Для определения конкурентоспособности была разработана следующая таблица показателей конкурентоспособности, представленных в таблице №1. Также в таблице представлены экспертные оценки важности показателей, полученные на основе анкетирования.

Таблица 1.

№ п/п

Показатели

a

1

Цена

0,26

2

Качество

0,19

3

Ассортимент

0,15

4

Удобство расположения

0,08

5

Обслуживание

0,12

6

График работы

0,06

7

Наличие акций и скидок

0,10

8

Возможность заказа медикаментов

0,04


 

Из данных таблицы видно, что наиболее важным показателем, для потребителей являются цена (α=0,26), за ними следует качество (α=0,19), третье место у разнообразия ассортимента (α=0,22).

Рассчитаем оценку конкурентоспособности  по исследуемым товарам.

Таблица 2.

Показатели

Коэффициент значимости

Оценки (по 5-и бальной  шкале)

 

 

«МУП Центральная аптека»

«Ригла»

 

 

«Живика»

«36,6»

«Радуга»

Цена

0,26

4,5

3,9

4,8

3,6

4,1

Качество

0,19

4,2

4

4,6

4,4

4,1

Ассортимент

0,15

4,1

3,5

4,8

4,3

3,4

Удобство расположения

0,08

3,8

3

4,3

3,7

3

Обслуживание

0,12

4,6

4

4,2

4,1

4,5

График работы

0,06

4,3

3,8

4,3

3,4

3,5

Наличие акций и скидок

0,10

4,2

4

4,8

4,1

3,3

Возможность заказа медикаментов

0,04

4,6

3

3,9

3,5

3

Итого:

1

4,29

3,65

4,46

3,89

3,61


Расчет показателей конкурентоспособности  по исследуемым товарам показал, что наиболее конкурентоспособной является аптечная сеть «Живика», именно этой аптеке большинство респондентов поставили наивысшие оценки.

Однако, ввиду того, что  итоговые оценки находятся в пределах статистической погрешности, необходимо взвесить их, т.е. рассчитать с учетом коэффициента важности.

Таблица 3.

Итоговые значения конкурентоспособности

Показатели

«МУП Центральная аптека»

«Ригла»

 

 

«Живика»

«36,6»

«Радуга»

Цена

1,12

0,95

1,16

1,01

0,94

Качество

0,82

0,69

0,85

0,74

0,69

Ассортимент

0,64

0,55

0,67

0,58

0,54

Удобство расположения

0,34

0,29

0,36

0,31

0,29

Обслуживание

0,51

0,44

0,54

    0,47

0,43

График работы

0,26

0,22

0,27

0,23

0,22

Наличие акций и скидок

0,43

0,36

0,45

0,39

0,36

Возможность заказа медикаментов

0,17

0,15

     0,18

0,16

0,14

Итого:

4,29

3,65

4,48

3,89

3,61


 

После расчета интегрально  взвешенной оценки конкурентоспособности  наиболее привлекательной, по многим показателям, оказалась аптечная сеть Живика. Средняя оценка по всем показателям у этих аптек 4,48. В то время как у остальных в пределах 4.

Так же среди жителей города Лесного популярна и МУП Центральная  аптека. Но в общей доле муниципальные аптеки проигрывают в конкурентной борьбе- коммерческим. В основном это происходит из- за того, что:

• Муниципальные аптеки занимают всего 10% рынка

• В финансовом смысле у коммерческих аптек больше возможностей.

 

 

1.5 Условия для внедрения на рынок и сбыта товаров

В начале 2012 года на фармацевтическом рынке отмечалась заметная активность со стороны аптечных сетей (открывались новые точки, а том числе в формате популярных сейчас дискаунтеров, появлялись сообщения о сделках по продажи аптечных сетей) и компаний-участников фармкластеров.

              1. Аптечная сеть «36,6» вслед за конкурентами запускает формат аптек низких цен, носящих имя ЛЕКО. В представлении покупателей в аптеках «36,6» все слишком дорого, а сети необходимо наращивать трафик и продажи, считают эксперты. Практически все крупные аптечные сети поняли, что работать в моноформатном режиме стало сложно, и пробуют себя в формате дискаунтеров. «Ригла» развивает сеть «Будь здоров», А5 — «Норма», «Фармакор» — «Экономь!».

2. Аптечная сеть «Ригла», один из ведущих фармритейлеров в России, к концу 2012 года расширило линейку товаров под собственными торговыми марками (СТМ) в два раза - до 700 наименований.  Продукция «Риглы» востребована, и 25% СТМ продается в других аптеках, не входящих в сеть. 

 Сеть открыла 100 новых точек, 50 из которых - под вывеской «Ригла», 50 – в формате дискаунтера «Будь здоров!».  Инвестиции в одну аптеку, в зависимости от формата и места расположения составляют от 1 миллиона до 2 миллионов.

Входными барьерами для фармацевтической отрасли являются:

а) государственное регулирование (Ограничивают возможность вхождения на рынок с помощью необходимой агрессивной рекламной кампанией для новых участников и законы "О рекламе", "О лекарственных средствах");

б) доступ к каналам распределения (с вступлением в силу новых  законов усиливается роль врачей и медицинских консультантов  как каналов распределения, которые  в силу субъективного мышления привержены определенным поставщикам, и новым  участникам рынка придется потратить  не малые усилия на презентацию своей  продукции);

в) потребности в капитале (дорогостоящий процесс создания новых структур фармацевтического  бизнеса может стоить сотни миллионов  долларов и может растянуться  по времени на несколько лет).

Факторы, влияющие на ситуацию на фармацевтическом рынке.

Определенным образом  корректируют ситуацию на фармацевтическом рынке следующие факторы:

Административный  фактор. Екатеринбург потребляет 60% областного оборота лекарственных препаратов. Если исходить из численности населения Екатеринбурга (1 429тысячи человек) по сравнению с численностью населения области (4 307 тысяч человек) - то эта цифра весьма показательна.

Во-первых, платежеспособность населения областного центра на порядок  выше платежеспособности населения  области. Во-вторых, в Екатеринбурге  находятся областные медицинские  центры, в которых лечатся пациенты со всей области. Учитывая вышеописанную  ситуацию с закупом препаратов медицинскими учреждениями, надо отдавать себе отчет, что и эти пациенты закупают препараты для лечения в Екатеринбурге.

Географический  фактор. В результате анализа можно сделать следующий вывод - закуп, а следовательно, и обороты оптовых потребителей (аптек), находящихся в непосредственной близости транспортных узлов намного выше закупа среднестатистической аптеки в тех же административных районах города. Кроме того, весьма существенно отличаются суммы закупа центральных районных аптек.

Информация о работе Маркетинговое исследование аптек