Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 03:01, курсовая работа
Целью исследования является проведение маркетингового исследования муниципальных и коммерческих аптек фармацевтического рынка Свердловской области и города Лесного и разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Определить исследуемый рынок, представить перспективы его развития;
- Провести сегментацию рынка, выявить целевую аудиторию потребителей и провести анализ конкурентной среды;
-Провести практическое маркетинговое исследование рынка фармацевтических препаратов Свердловской области и города Лесного.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. Исследование существующего рынка…………………………….5
1.1Товар……………………………………………………………………….....5
1.2 Потребители………………………………………………………………....7
1.3 Конкуренты………………………………………………………………...8
1.4 Оценка конкурентоспособности аптек…………………………………...14
1.5 Условия для внедрения на рынок сбыта товаров………………………..16
1.6 Оценка потенциальной ёмкости рынка…………………………………..18
ГЛАВА 2. Анализ рыночной сегментации…………………………………..20
2.1 Разделение рынка на сегменты………..………………………….……...20
2.2 Выбор стратегии охвата рынка………………………..…………..…....23
2.3 Позиционирование товара………………………………………………...26
ГЛАВА 3 Обобщение полученной информации о рынке…………………..31
3.1 Товар……………………………………………………………………...31
3.2 Цена. Ценовая политика…………………………………………………..
3.3 Стимулирование сбыта…………………….……………………………..
3.4 Распространение….………………………………………………………..
3.5 Товародвижение……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………...………………….
Услуги:
Доставка лекарств — услуга, позволяющая не выходя из дома, по телефону или с сайта заказать курьерскую доставку лекарств на дом.
Бронирование лекарств — услуга, позволяющая как по телефону, так и с сайта аптеки «Живика» забронировать необходимые лекарства в любой из аптек нашей сети.
Горячая линия — консультанты, опытные фармацевты, всегда готовы проконсультировать Вас. Вы можете спросить о применении тех или иных лекарственных препаратов, их наличии в нашей аптечной сети и ценах
Анонимный товар — услуга, позволяющая приобретать товары и средства гигиены деликатного свойства конфиденциально, в непрозрачной упаковке.
Отпуск лекарств по льготным и бесплатным рецептам — некоторые аптеки осуществляют отпуск лекарств по льготным рецептам.
Бесплатные издания — здесь можно ознакомиться с изданиями, которые распространяются в аптечной сети «Живика».
Логотип аптечной сети «Радуга»
В аптеках «РАДУГА» широкий ассортимент: лекарственные средства, изделия медицинского назначения, лечебная косметика, товары для детей, медицинские приборы, предметы личной гигиены.
Аптеки «РАДУГА» расположены в жилых районах, в торговых центрах, в больничных учреждениях.
Сетью аптек «РАДУГА» поддерживается единый стандарт обслуживания, основанный на индивидуальном подходе к каждому покупателю. Сотрудники аптек: провизоры и фармацевты – будут рады дать квалифицированный совет и рассказать об особенностях того или иного препарата.
«РАДУГА» – это
не только сеть аптек, это
также детские магазины, отделы
медицинской техники и
В аптеках сети «РАДУГА» регулярно проводят специальные программы для клиентов, особые скидки предоставляются пенсионерам. Действует система дисконтных карт.
Специальные предложения в аптечной сети «Радуга»:
МУП Центральная Аптека.
Одним из приоритетных
направлений МУП « Центральная
аптека» стала ценовая
ЦРА предлагает различные дополнительные услуги, среди которых наличие пунктов проката ИМН, организация приема заказов на экстемпоральные ЛС, бесплатные услуги по приему лекарств (пациентам выдаются одноразовые стаканы с дистиллированной водой).
При выборе поставщиков
ЛС учитываются следующие
Большое внимание
ЦРА уделяет формированию
В таблице, приведённой ниже, рассмотрены наиболее популярные лекарственные препараты и цены на них в пяти основных аптеках.
Лекарственное средство |
МУП «Центральная аптека» |
«Ригла» |
" Живика" |
«36,6» |
«Радуга» |
Препараты повышающие иммунитет | |||||
Иммунал |
192 |
269 |
208,7 |
190 |
197 |
Афлубин |
280 |
408 |
270,5 |
361 |
375 |
анаферон |
160 |
168 |
133,7 |
156 |
166 |
виферон |
135 |
180 |
136,9 |
143 |
171 |
арбидол |
350 |
419 |
341,7 |
387 |
412 |
Для лечения боли в горле | |||||
тантум верде |
169 |
268 |
174,2 |
222 |
202 |
каметон |
50 |
66,5 |
52 |
56 |
60 |
гексорал |
178 |
230 |
177,8 |
239 |
221 |
септолете |
90 |
118 |
87,2 |
121 |
110 |
стрепсилс |
156 |
248 |
176,7 |
256 |
208 |
календула |
25 |
31,5 |
24 |
35 |
29 |
Успокоительные средства | |||||
ново-пассит |
267 |
342 |
280,6 |
335 |
336 |
корвалол |
15 |
19,1 |
14 |
20 |
18 |
валокордин |
110 |
135 |
113 |
129 |
132 |
глицин |
26 |
28,5 |
25,5 |
29 |
27,9 |
Витамины для детей | |||||
Витрум бэби |
450 |
693 |
506 |
520 |
453 |
Мульти – табс юниор |
140 |
236 |
133,92 |
205 |
215 |
Мульти – табс малыш |
180 |
234 |
184,6 |
267 |
242 |
Алфавит:школьник |
200 |
213 |
196,4 |
238 |
214 |
Алфавит детский сад |
148 |
210 |
176,7 |
248 |
214 |
Пиковит |
182 |
217 |
177 |
260 |
213 |
Витамины для всех, не зависимо от возраста | |||||
Супрадин |
400 |
490 |
391,9 |
474 |
464 |
Алфавит |
170 |
209 |
166,2 |
218 |
185 |
Мульти-табс |
200 |
280 |
210,9 |
200 |
224 |
Компливит |
95 |
125 |
94,1 |
105 |
110 |
Центрум |
200 |
380 |
216,1 |
289 |
340 |
Витрум бьюти |
420 |
534 |
419,6 |
560 |
560 |
Мази для суставов | |||||
диклофенак |
25 |
60 |
27,9 |
24 |
49 |
быструмгель |
100 |
153 |
92,07 |
149 |
146 |
вольтарен |
234 |
269 |
225,6 |
263 |
260 |
найз гель |
178 |
290 |
197 |
254 |
232 |
Капли в нос | |||||
ксимелин |
85 |
82,5 |
86 |
94 |
86 |
Тизин ксило |
80 |
100 |
82 |
107 |
106 |
ринофлуимуцил |
158 |
285 |
174 |
222 |
256 |
аквамарис |
210 |
312 |
200 |
244 |
300 |
санорин |
70 |
89 |
72,5 |
79 |
86 |
пиносол |
69 |
99,5 |
81 |
99 |
100 |
Спазмолитики | |||||
Но-шпа |
92 |
105 |
100 |
99 |
100 |
налгезин |
160 |
224 |
165,8 |
218 |
220 |
спазмалгон |
96 |
110 |
83,5 |
100 |
105 |
темпалгин |
215 |
300 |
210 |
232 |
268 |
бускопан |
250 |
357 |
245,5 |
314 |
340 |
На фармацевтическом рынке жёсткая конкуренция, так как каждая аптека, пытаясь привлечь потенциальных покупателей, использует при этом различные уловки.
ГЛАВА 3 Обобщение полученной информации о рынке
3.1 Товар
Ключевым моментом функционирования фармацевтических сетей является формирование оптимального ассортимента товаров, доступных по цене для разных сегментов потребителей.
Основой в улучшении структуры ассортимента товара является анализ продаж, благодаря которому выявляются стабильно покупаемые товары. В этом могут помочь сами фармацевтические работники данной аптеки, при помощи всех существующих сегодня программ автоматизации. Но, как отмечают эксперты, чтобы оценить категории «лучших и худших» по продажам товаров, необходимо отследить их как минимум за последний год, а в идеале - за несколько последних лет. Это позволит объективно оценить данные и точно определить сезонность продаж определенных товаров, хотя нужно учесть, что за это время могло измениться благосостояние покупателей, появиться новые товарные марки.
Если ассортимент не обновляется, покупателю становится не интересно посещать данную аптеку. В среднем раз в квартал, как минимум раз в полгода проводят анализ продаж и оценивают не только те товары, которые имеют низкие продажи, но и отслеживать новинки, появившиеся на рынке и вовремя вносить их в ассортимент.
Результаты исследования показывают, что баланс между прибыльным и необходимым товаром очень важен, так как потребитель является активным участником процесса и если он не найдёт необходимый препарат в аптеке, то в неё он больше не обратится.
С проблемой ассортимента связаны такие факторы как «углубление отдельных ассортиментных групп». Во-вторых, проблема атмосферы в аптеке. «Атмосфера» в аптеке – это образ аптеки или впечатление, создаваемое его оформлением. Атмосферу нельзя ни измерить, ни определить – зато ее можно почувствовать. Царящая в аптеке комфортная атмосфера будет притягивать потребителей, обогащая их новыми приятными впечатлениями. Вот почему это является одним из важнейших факторов продаж. В аптеках сети «Живика» царит приятная атмосфера, созданная с помощью удобно расставленных витрин приятного зеленого цвета, удобно расположенных товаров, подписанных к какому действию относятся.
После изучения теоретических основ формирования ассортимента и анализа ассортиментной политики аптеки можно дать следующие рекомендации:
1. Расширение ассортимента
аптечной организации за счет
расширения товарной
- включение новых
- углубление товарной
номенклатуры, т.е. увеличения насыщенности
уже существующих
- оптимизация рационального набора обязательных перечней.
2. Аптеке необходимо
заказывать новинки
3. Необходимо также
отслеживать конкурентов и
4. Необходимо анализировать
предпочтения потребителей
5. Можно создать
базу данных по ассортименту
реализуемой продукции,
6. Применять специальную
систему стимулирования продаж
ориентированную на
7.Анализировать наполняемость чека и контролировать средний чек.
3.2. Цена. Ценовая политика.
Проблема цены и качества. Этот фактор менее всего влияет на аптеку «Живика», так как здесь самые низкие цены на товары высокого качества. Продавец-консультант всегда расскажет основные характеристики того или иного товара, а также отзывы покупателей о качестве товара. Потребитель может сам выбрать товар по той цене, которая ему подходит.
Выбор стратегии ценообразования является одним из важнейших этапов реализации ценовой политики компании. Правильный выбор, отвечающий интересам потребителя и государства, приводит к усилению конкурентных позиций, повышению стоимости компании и улучшению финансового состояния.
Разработан общий алгоритм формирования ценовой стратегии, который состоит из этапов, представленных на рис. 1.
Реализация первых двух этапов позволяет компаниям определить качественные характеристики производимого лекарства, сравнить его терапевтические и побочные свойства, а также длительность курса лечения по отношению к существующим конкурентным лекарствам. В результате фармацевтические компании выявляют преимущества и недостатки базового лекарственного средства по сравнению с аналогами, либо эталонным препаратом.
Определение формы
продажи связано с оценкой
финансовых и организационных возможностей
компаний. При недостаточных финансовых
ресурсах, направляемых на продвижение
лекарств, компаниям следует
Установление цены на лекарство также зависит от оценки эффективности деятельности конкурентов и потребительских предпочтений. Выбор стратегии и ее корректировка дают фармацевтической компании возможность своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка.
Рис. 1. Алгоритм формирования ценовой стратегии фармацевтических компаний.
Разработанный алгоритм формирования ценовой стратегии позволяет фармацевтическим компаниям получить максимальную прибыль с определенного сегмента рынка, лучше удовлетворить запросы потребителей, а также продолжить инвестиционную деятельность по разработке новейших лекарственных средств.
Таблица 1. Анализ применяемых стратегий ценообразования на лекарственные средства фармацевтическими компаниями на территории Российской Федерации
Стратегии ценообразования |
Наименование лекарства |
Результат применения соответствующей стратегии |
Для инновационных препаратов | ||
Высокие цены |
Виагра |
Один из лидеров продаж в розничном сегменте фармацевтического рынка, несмотря на высокую цену и наличие конкурирующих лекарств |
Арбидол |
В настоящий момент − лекарство с наибольшим объемом продаж в России | |
Проникновение на рынок |
Трифамокс ИБЛ |
Ежегодный рост продаж более 50% и отвоевание доли рынка у конкурирующего препарата Амоксиклав (Лек, Словения), цена которого установлена исходя из стратегии снятия сливок |
Для традиционных препаратов | ||
Премиальные наценки |
Роцефин |
Несмотря на то что препарат некогда был оригинальным, с появлением дженериков компания сохранила свою базовую ценовую стратегию и утратила большую часть рынка из-за ценовой конкуренции |
Но-шпа |
Препарат занимает более 50% общего сегмента рынка спазмолитиков, несмотря на значительную премиальную наценку за торговую марку и репутацию компании | |
Экономия (установление низких цен с расчетом на эффект масштаба) |
Цефазолин |
Низкая цена обеспечивает наибольший
объем продаж, но рентабельность не
превышает 10%, что ограничивает инвестиционные
возможности производителя в
научно-исследовательской |
Гепарин |
Применение стратегии | |
Занижение цены по отношению к качеству лекарства |
Микофлюкан |
Установление невысокой цены относительно цен конкурентов за лекарство высокого качества. Увеличение доли рынка, несмотря на сильных международных конкурентов, за счет долгосрочных и устойчивых каналов сбыта |
Метрогил |
Стабильный рост продаж за счет политики повышения ценности продукта путем эффективного продвижения | |
Завышение цены по отношению к качеству лекарства |
Орзид |
Невысокий уровень продаж в связи с эластичным спросом в данном сегменте рынка антибиотиков цефалоспоринового ряда |
Цефтриабол |
Высокий уровень продвижения продукции и цена, часто на 300% превышающая цены на аналогичные по качеству лекарственные средства, обеспечены активностью компании на госпитальном рынке РФ |