Маркетинговое исследование аптек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 03:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение маркетингового исследования муниципальных и коммерческих аптек фармацевтического рынка Свердловской области и города Лесного и разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Определить исследуемый рынок, представить перспективы его развития;
- Провести сегментацию рынка, выявить целевую аудиторию потребителей и провести анализ конкурентной среды;
-Провести практическое маркетинговое исследование рынка фармацевтических препаратов Свердловской области и города Лесного.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. Исследование существующего рынка…………………………….5
1.1Товар……………………………………………………………………….....5
1.2 Потребители………………………………………………………………....7
1.3 Конкуренты………………………………………………………………...8
1.4 Оценка конкурентоспособности аптек…………………………………...14
1.5 Условия для внедрения на рынок сбыта товаров………………………..16
1.6 Оценка потенциальной ёмкости рынка…………………………………..18
ГЛАВА 2. Анализ рыночной сегментации…………………………………..20
2.1 Разделение рынка на сегменты………..………………………….……...20
2.2 Выбор стратегии охвата рынка………………………..…………..…....23
2.3 Позиционирование товара………………………………………………...26
ГЛАВА 3 Обобщение полученной информации о рынке…………………..31
3.1 Товар……………………………………………………………………...31
3.2 Цена. Ценовая политика…………………………………………………..
3.3 Стимулирование сбыта…………………….……………………………..
3.4 Распространение….………………………………………………………..
3.5 Товародвижение……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………...………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 771.78 Кб (Скачать файл)

Услуги:

Доставка лекарств — услуга, позволяющая не выходя из дома, по телефону или с сайта заказать курьерскую доставку лекарств на дом.

Бронирование лекарств —  услуга, позволяющая как по телефону, так и с сайта аптеки «Живика» забронировать необходимые лекарства в любой из аптек нашей сети.

Горячая линия —  консультанты, опытные фармацевты, всегда готовы проконсультировать Вас. Вы можете спросить о применении тех или иных лекарственных  препаратов, их наличии в нашей  аптечной сети и ценах

Анонимный товар — услуга, позволяющая приобретать товары и средства гигиены деликатного  свойства конфиденциально, в непрозрачной упаковке.

Отпуск лекарств по льготным и бесплатным рецептам — некоторые  аптеки осуществляют отпуск лекарств по льготным рецептам.

Бесплатные издания —  здесь можно ознакомиться с изданиями, которые распространяются в аптечной сети «Живика».

  Логотип аптечной сети «Радуга»

В аптеках «РАДУГА» широкий  ассортимент: лекарственные средства, изделия медицинского назначения, лечебная косметика, товары для детей, медицинские  приборы, предметы личной гигиены.

Аптеки «РАДУГА» расположены в жилых районах, в торговых центрах, в больничных учреждениях.

Сетью аптек «РАДУГА» поддерживается единый стандарт обслуживания, основанный на индивидуальном подходе к каждому покупателю. Сотрудники аптек: провизоры и фармацевты – будут рады дать квалифицированный совет и рассказать об особенностях того или иного препарата.

 «РАДУГА» – это  не только сеть аптек, это  также детские магазины, отделы  медицинской техники и слухопротезирования, оптики, в которых действуют сетевые скидочные программы.

В аптеках сети «РАДУГА» регулярно проводят специальные программы для клиентов, особые скидки предоставляются пенсионерам. Действует система дисконтных карт.

Специальные предложения в аптечной сети «Радуга»:

    • Накопительная дисконтная система
    • Специальные скидки по картам для пенсионеров и ветеранов.
    • «Дамский клуб»
    • Скидки обладателям карт «Эолис» и «Ситибанк»
    • Акции с подарками и скидками
    • Бесплатный информатор 8-800-700-01-55
    • Фарм новинки в аптечной сети «Радуга».

 

  МУП Центральная Аптека.

  Одним из приоритетных  направлений МУП « Центральная  аптека» стала ценовая политика. Была введена 5%-ная скидка на 20 самых ходовых препаратов безрецептурного отпуска. Предоставляется скидка 20% при изготовлении для детей экстемпоральной рецептуры и очков, действует скидка 10% на все препараты для пенсионеров в День пожилого человека. Применяется избирательный подход к ценообразованию в целом: наценка на дорогостоящие препараты ниже, чем на все остальные, за счет чего удалось добиться увеличения товарооборота и улучшить имидж аптечного предприятия.

  ЦРА предлагает различные  дополнительные услуги, среди которых  наличие пунктов проката ИМН,  организация приема заказов на  экстемпоральные ЛС, бесплатные услуги по приему лекарств (пациентам выдаются одноразовые стаканы с дистиллированной водой).

  При выборе поставщиков  ЛС учитываются следующие параметры:  имидж оптовика (желательно, чтобы  это был крупный дистрибьютор), уровень цен, возможность получения  отсрочки платежа, уровень сервиса,  качество обработки заказа и  оформления документации, наличие  модемной и электронной связи.

  Большое внимание  ЦРА уделяет формированию позитивного  имиджа аптеки, используя комплекс  маркетинговых приемов. Прежде  всего, это внешний вид зданий. Фирменный знак украшает не  только вывеску, но и халаты, пакеты для продаваемых препаратов. Торговые залы спланированы таким  образом, чтобы создать максимальный  уют и комфорт для посетителей.  Еще одним средством формирования  положительного образа ЦРА стала  благотворительность. Предпочтение  отдается адресной помощи инвалидам,  пожилым людям, больным, страдающим  тяжелыми хроническими заболеваниями. 

В таблице, приведённой ниже, рассмотрены наиболее популярные лекарственные  препараты и цены на них в пяти основных аптеках.

Лекарственное средство

МУП «Центральная аптека»

«Ригла»

" Живика"

«36,6»

«Радуга»

Препараты повышающие иммунитет

Иммунал

192

269

208,7

190

197

Афлубин

280

408

270,5

361

375

анаферон

160

168

133,7

156

166

виферон

135

180

136,9

143

171

арбидол

350

419

341,7

387

412

Для лечения боли в горле

тантум верде

169

268

174,2

222

202

каметон

50

66,5

52

56

60

гексорал

178

230

177,8

239

221

септолете

90

118

87,2

121

110

стрепсилс

156

248

176,7

256

208

календула

25

31,5

24

35

29

Успокоительные  средства

ново-пассит

267

342

280,6

335

336

корвалол

15

19,1

14

20

18

валокордин

110

135

113

129

132

глицин

26

28,5

25,5

29

27,9

Витамины для детей

Витрум бэби

450

693

506

520

453

Мульти – табс юниор

140

236

133,92

205

215

              Мульти – табс малыш

180

234

184,6

267

242

Алфавит:школьник

200

213

196,4

238

214

Алфавит детский сад

148

210

176,7

248

214

Пиковит

182

217

177

260

213

Витамины для всех, не зависимо от возраста

                        Супрадин

400

490

391,9

474

464

                        Алфавит

170

209

166,2

218

185

Мульти-табс

200

280

210,9

200

224

Компливит

95

125

94,1

105

110

Центрум

200

380

216,1

289

340

Витрум бьюти

420

534

419,6

560

560

Мази для суставов

диклофенак

25

60

27,9

24

49

быструмгель

100

153

92,07

149

146

вольтарен

234

269

225,6

263

260

найз гель

178

290

197

254

232

Капли в нос

ксимелин

85

82,5

86

94

86

Тизин ксило

80

100

82

107

106

ринофлуимуцил

158

285

174

222

256

аквамарис

210

312

200

244

300

санорин

70

89

72,5

79

86

пиносол

69

99,5

81

99

100

Спазмолитики

Но-шпа

92

105

100

99

100

                    налгезин

160

224

165,8

218

220

                   спазмалгон

96

110

83,5

100

105

                    темпалгин

215

300

210

232

268

                     бускопан

250

357

245,5

314

340





      

     На фармацевтическом рынке жёсткая конкуренция, так как каждая аптека, пытаясь привлечь потенциальных покупателей, использует при этом различные уловки.

 

 

 

ГЛАВА 3 Обобщение полученной информации о рынке

3.1  Товар

Ключевым моментом функционирования фармацевтических сетей является формирование оптимального ассортимента товаров, доступных по цене для разных сегментов потребителей.

Основой в улучшении структуры  ассортимента товара является анализ продаж, благодаря которому выявляются стабильно покупаемые товары. В этом могут помочь сами фармацевтические работники данной аптеки, при помощи всех существующих сегодня программ автоматизации. Но, как отмечают эксперты, чтобы оценить категории «лучших и худших» по продажам товаров, необходимо отследить их как минимум за последний год, а в идеале - за несколько последних лет. Это позволит объективно оценить данные и точно определить сезонность продаж определенных товаров, хотя нужно учесть, что за это время могло измениться благосостояние покупателей, появиться новые товарные марки.

Если ассортимент не обновляется, покупателю становится не интересно  посещать данную аптеку. В среднем  раз в квартал, как минимум  раз в полгода  проводят анализ продаж и оценивают не только те товары, которые имеют низкие продажи, но и отслеживать новинки, появившиеся  на рынке и вовремя вносить  их в ассортимент.

Результаты исследования показывают, что баланс между прибыльным и необходимым товаром очень  важен, так как потребитель является активным участником процесса и если он не найдёт необходимый препарат в аптеке, то в неё он больше не обратится.

С проблемой ассортимента связаны такие факторы как «углубление отдельных ассортиментных групп». Во-вторых, проблема атмосферы в аптеке. «Атмосфера» в аптеке – это образ аптеки или впечатление, создаваемое его оформлением. Атмосферу нельзя ни измерить, ни определить – зато ее можно почувствовать. Царящая в аптеке комфортная атмосфера будет притягивать потребителей, обогащая их новыми приятными впечатлениями. Вот почему это является одним из важнейших факторов продаж. В аптеках сети «Живика» царит приятная атмосфера, созданная с помощью удобно расставленных витрин приятного зеленого цвета, удобно расположенных товаров, подписанных к какому действию относятся.

После изучения теоретических  основ формирования ассортимента и  анализа ассортиментной политики аптеки можно дать следующие рекомендации:

1.    Расширение ассортимента  аптечной организации за счет  расширения товарной номенклатуры:

-  включение новых ассортиментных  групп товаров.

- углубление товарной  номенклатуры, т.е. увеличения насыщенности  уже существующих ассортиментных  групп;

-  оптимизация рационального  набора обязательных перечней.

2.    Аптеке необходимо  заказывать новинки фармацевтического  рынка и держать "руку на  пульсе".

3.    Необходимо также  отслеживать конкурентов и давать  оценку конкурентоспособности своей  ассортиментной политики.

4.    Необходимо анализировать  предпочтения потребителей покупателей  фармацевтических товаров.

5.    Можно создать  базу данных по ассортименту  реализуемой продукции, конкурентах,  потребителях;

6.    Применять специальную  систему стимулирования продаж  ориентированную на потребителей.

7.Анализировать наполняемость  чека и контролировать средний  чек.

 

3.2. Цена. Ценовая политика.

Проблема цены и качества. Этот фактор менее всего влияет на аптеку «Живика», так как здесь самые низкие цены на товары высокого качества. Продавец-консультант всегда расскажет основные характеристики того или иного товара, а также отзывы покупателей о качестве товара. Потребитель может сам выбрать товар по той цене, которая ему подходит.

Выбор стратегии  ценообразования является одним  из важнейших этапов реализации ценовой  политики компании. Правильный выбор, отвечающий интересам потребителя  и государства, приводит к усилению конкурентных позиций, повышению стоимости  компании и улучшению финансового  состояния.

Разработан общий  алгоритм формирования ценовой стратегии, который состоит из этапов, представленных на рис. 1.

Реализация первых двух этапов позволяет компаниям  определить качественные характеристики производимого лекарства, сравнить его терапевтические и побочные свойства, а также длительность курса  лечения по отношению к существующим конкурентным лекарствам. В результате фармацевтические компании выявляют преимущества и недостатки базового лекарственного средства по сравнению с аналогами, либо эталонным препаратом.

Определение формы  продажи связано с оценкой  финансовых и организационных возможностей компаний. При недостаточных финансовых ресурсах, направляемых на продвижение  лекарств, компаниям следует придерживаться стратегии экономии, либо стратегии  проникновения на рынок.

Установление цены на лекарство также зависит от оценки эффективности деятельности конкурентов и потребительских  предпочтений. Выбор стратегии и ее корректировка дают фармацевтической компании возможность своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка.

Рис. 1. Алгоритм формирования ценовой стратегии фармацевтических компаний.

Разработанный алгоритм формирования ценовой стратегии позволяет  фармацевтическим компаниям получить максимальную прибыль с определенного  сегмента рынка, лучше удовлетворить  запросы потребителей, а также  продолжить инвестиционную деятельность по разработке новейших лекарственных  средств.

Таблица 1. Анализ применяемых  стратегий ценообразования на лекарственные  средства фармацевтическими компаниями на территории Российской Федерации

Стратегии ценообразования

Наименование лекарства

Результат применения соответствующей  стратегии

Для инновационных препаратов

Высокие цены

Виагра

Один из лидеров продаж в розничном  сегменте фармацевтического рынка, несмотря на высокую цену и наличие  конкурирующих лекарств

Арбидол

В настоящий момент − лекарство  с наибольшим объемом продаж в  России

Проникновение на рынок

Трифамокс ИБЛ

Ежегодный рост продаж более 50% и отвоевание доли рынка у конкурирующего препарата Амоксиклав (Лек, Словения), цена которого установлена исходя из стратегии снятия сливок

Для традиционных препаратов

Премиальные наценки

Роцефин

Несмотря на то что препарат некогда был оригинальным, с появлением дженериков компания сохранила свою базовую ценовую стратегию и утратила большую часть рынка из-за ценовой конкуренции

Но-шпа

Препарат занимает более 50% общего сегмента рынка спазмолитиков, несмотря на значительную премиальную наценку  за торговую марку и репутацию  компании

Экономия (установление низких цен  с расчетом на эффект масштаба)

Цефазолин

Низкая цена обеспечивает наибольший объем продаж, но рентабельность не превышает 10%, что ограничивает инвестиционные возможности производителя в  научно-исследовательской работе

Гепарин

Применение стратегии обеспечивает производителю наибольшую долю рынка  в связи со слабостью конкурентных позиций производителя B. Braun Medical (Б. Браун Медикал), Германия

Занижение цены по отношению к качеству лекарства

Микофлюкан

Установление невысокой цены относительно цен конкурентов за лекарство  высокого качества. Увеличение доли рынка, несмотря на сильных международных  конкурентов, за счет долгосрочных и  устойчивых каналов сбыта

Метрогил

Стабильный рост продаж за счет политики повышения ценности продукта путем  эффективного продвижения

Завышение цены по отношению к качеству лекарства

Орзид

Невысокий уровень продаж в связи  с эластичным спросом в данном сегменте рынка антибиотиков цефалоспоринового ряда

Цефтриабол

Высокий уровень продвижения продукции  и цена, часто на 300% превышающая  цены на аналогичные по качеству лекарственные  средства, обеспечены активностью компании на госпитальном рынке РФ

Информация о работе Маркетинговое исследование аптек