Маркетинговое исследование цены для Юго-Западного банка Сбербанка России методом опроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы – исследование цены банковских продуктов на примере конкретного банка - Юго-Западного банка ОАО "Сбербанк России" в г. Ростов-на-Дону.
На основе поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) Исследовать деятельность Юго-Западного банка ОАО "Сбербанк России" в г. Ростов-на-Дону.
2) Проанализировать основные финансово-экономические показатели Юго-Западного банка ОАО "Сбербанк России" в г. Ростов-на-Дону.
3) Проанализировать деятельность маркетинговой службы Банка.

Содержание работы

Введение 4
1. Аналитическая оценка исследования 6
1.1. Характеристика деятельности Юго-Западного банка ОАО "Сбербанк России" в г. Ростов-на-Дону 6
1.2. Основные финансово-экономические показатели Юго-Западного банка ОАО "Сбербанк России" в г. Ростов-на-Дону за 2011-2012 гг. 8
1.3. Организация деятельности маркетинговой службы Юго-Западного банка ОАО "Сбербанк России" 13
2. Исследовательская оценка Юго-Западного банка Сбербанка России в г. Ростов-на-Дону 18
2.1. Анализ рынка банковских продуктов Ростовской области 18
2.2. Оценка маркетинговой информационной системы 24
2.3. Исследование цены банковских продуктов Ростовской области методом опроса 26
3. Проект совершенствования ценовой политики Юго-Западного банка Сбербанка России………………………………………………………………34
3.1. Увеличение льготного периода кредитной карты………………………...35
3.2. Развитие бонусной программы по кредитным картам……………………35
Заключение…………………………………………………………………….. 37
Список использованной литературы 39
Приложения 41

Файлы: 1 файл

сбербанк2.docx

— 316.96 Кб (Скачать файл)

Группа маркетинговых  исследований отвечает за планирование, организацию, сбор информации и обработку  результатов маркетинговых исследований, проводимых департаментом маркетинга. При этом, сферой исследований может  выступать любой элемент как  внешней та и внутренней маркетинговой  среды предприятия.

При необходимости, специалисты  данной группы могут привлекать внешние  ресурсы (компании) к проведению маркетинговых  исследований. Также занимаются изучением  новинок.

Группа экономического анализа и ценовой политики осуществляет анализ экономических показателей  деятельности банка. При этом в задачу группы не входят задачи финансового  анализа и планирования деятельности. Специалисты этой группы определяют ценовую политику банка, политику скидок, составляют предложения по банковским продуктам.

Группа рекламы, и стимулирования продаж банковских продуктов предназначена  для планирования, организации и  контроля рекламной деятельности банка, деятельности в области продвижения  товаров и стимулирования сбыта. На эту же группу возлагаются обязанности  по поддержанию общественных связей банка.

Группа управления банковскими  продуктами состоит из менеджеров по каждому из типов банковских продуктов, которую можно сформировать из имеющихся  на предприятии категорийных менеджеров, в задачи которых входит координирование  всего комплекса маркетинга своей  продуктовой группы и определение  политики банка по каждому виду продукта.

Для характеристики маркетинговой деятельности Банка необходимо определить основные сегменты и целевую аудиторию. По данным клиентской базы Банка можно заключить, что сегмент рынка Банка является достаточно широким и включает группы, характеризующиеся по различным критериям. Представляется, что наиболее значимым критерием при разработке маркетинговых мероприятий является возраст потребителя. Исходя из анализа возрастных признаков существующей базы клиентов Банка можно определить следующие основные категории потребителей услуг Банка:

1) Студенты  и люди молодого возраста –  самая молодая категория целевой  аудитории, возрастом 18-28 лет.  Важным здесь является то, что  данная часть целевой аудитории  является наиболее прогрессивной  и в большей степени принимает  нововведения. Кроме того, данная  группа составляет базу для  формирования группы лояльных  клиентов среднего возраста.

2) Люди среднего  возраста – самая многочисленная  категория. К этой возрастной  категории можем отнести клиентов  в возрасте 29-30 до 55-60 лет. Исходя  из того, что данная часть целевой  аудитории является самой многочисленной, основная стратегия маркетинга  Банка нацелена на данную группу. Кроме того, к данной группе  относится основная часть представителей  юридических лиц, потребностям  которых маркетинговый департамент  Банка уделяет особое внимание, разрабатывая специальные банковские  продукты для бизнеса, а также  такую услугу, как «Зарплатный  проект».

3) Люди пенсионного  возраста – наиболее пожилая  категория клиентов в возрасте  от 55-60 и старше. Данная группа  является экономически менее  активной, по сравнению с другими  вышеперечисленными. Зачастую, клиенты  не принимают нововведения и  негативно относятся к новым  предложениям, доверяя основным. Однако  данная группа является наиболее  лояльной к Банку ввиду консервативности  и приверженности к традициям.

Соответственно  потребностям данных целевых групп  формируется продуктовая и ценовая  политика Банка. Продуктовая политика Юго-Западного банка Сбербанка России выражается в продаже и позиционировании специальных видов банковских услуг для каждой возрастной группы. Рассмотрим ассортимент банковских продуктов, предлагаемый каждой группе целевой аудитории:

Таблица 1.1 - Ассортимент  банковских продуктов Юго-Западного  банка Сбербанка России по возрастным группам

Возрастная группа

Банковский продукт

Ценовая политика

18-28 лет

Комплекс услуг «Респект от Сбербанка»:

Молодежная дебетовая  карта

Молодежная кредитная  карта

Кредиты на образование

Потребительские кредиты

Бонусная программа по картам

Услуга «Сбербанк-онлайн»

 

 

Снижена стоимость на обслуживание карты

Сниженная ставка

Сниженная ставка

30-55 лет

Зарплатный проект

Программа для лояльных и  VIP-клиентов

Программа для бизнеса

 

Сберегательные сертификаты

Снижена ставка по кредитам и вкладам, бонусная программа

Гибкие ставки по кредитам

Гибкие ставки по вкладам

От 55 лет

Социальная карта

 

Сберегательные сертификаты

Бесплатное обслуживание

Гибкие ставки по вкладам


Таким образом, в результате исследования маркетинговой  деятельности Юго-Западного банка Сбербанка России можно сделать следующие выводы:

- банк предлагает  потребителям широкий ассортимент  финансовых продуктов

- банк ориентирован  на широкую аудиторию и группы  разных возрастных категорий

- департаментом  маркетинга разработаны специальные  виды банковских продуктов для  каждой возрастной категории  с учетом потребностей каждой  группы

- ценовая  политика банка основана на  предложении льготных условий  для отдельных сегментов: студенты, пенсионеры, лояльные и зарплатные  клиенты.

Основываясь на вышесказанном, можно оценить  маркетинговую политику Юго-Западного банка Сбербанка России как эффективную, так как она является направленной и дифференцированной для каждой выявленной целевой группы потребителей.

 

2. Исследовательская  оценка Юго-Западного банка Сбербанка  России в г. Ростов-на-Дону

2.1. Анализ рынка банковских  продуктов Ростовской области

Для практического  исследования в данной работе в качестве объекта исследования выбран конкретный банковский продукт – кредитные  карты. Данный выбор обоснован тем, что, во-первых, данный продукт является наиболее дифференцированным в ассортименте продуктов Юго-Западного банка  Сбербанка России. Во-вторых, имеется  значительная конкуренция и большое  число предложений на рынке банков Ростовской области именно по продукту кредитная карта. Несмотря на то, что  Юго-Западный банк Сбербанка России является лидером на рынке кредитных  карт Ростовской области, на рынке имеются  конкуренты, которые находятся достаточно близко от первого места. Таким образом, данный продукт является перспективным  для Юго-Западного банка Сбербанка  России и существует большое значение в исследовании цены на данный продукт.

Согласно  исследованиям аналитических агентств, рынок кредитных карт Ростовской области в 2012 году вырос на 82,5%, превзойдя  темпы роста в 2011 году (61,6%) и в  два раза превысив общий показатель роста рынка розничного кредитования (около 40%). Общий объем портфеля кредитных  карт банков Ростовской области на 1 января 2013 года составил 671,3 млрд рублей, прирост за год - 303,5 млрд рублей [4].

Практически весь рост рынка обеспечили топ-20 игроков, их портфели в сумме увеличились  на 282,8 млрд рублей. Первая пятерка банков нарастила портфели на 191 млрд рублей, лидер рынка, Сбербанк, – на 86,3 млрд рублей. Среди 20 крупнейших участников рынка кредитных карт семь банков увеличили портфели более чем  вдвое (рисунок 2.1).

 

 

 

Рисунок 2.1 – Объем рынка  кредитных карт Ростовской области  в 2012  году [4]

 

 

 

Рисунок 2.2 – Доля банков на рынке кредитных карт в 2012 году [4]

 

 

 

За последние 3 года Юго-Западный банк Сбербанка России имеет следующие показатели выпуска кредитных карт:

Таблица 2.1 - Динамика результатов работы с банковскими картами Сбербанка России за 2010-2012 гг. [12]

Показатель

2010  г.

2011 г.

2012 г.

Темп прироста, %

2011 г. от 2010 г.

2012 г. от 2011г.

Количество действующих карт, тыс.ед.

28702

30439

39796

6

30,7

Количество банкоматов, ед.

14130

17511

22907

24

30,8

Количество торгово-сервисных предприятий, привлеченных на эквайринговое обслуживание, тыс. ед.

58,4

72,2

92,5

23,6

28,1

Объем операций по картам, млрд. руб.

2561

3037

3685

18,6

21,3


 

Активное  продвижение новых услуг и  расширение инфраструктуры обслуживания банковских карт закономерно привели  к росту комиссионных доходов  Сбербанка по операциям с банковскими  картами — за год их объем увеличился на 21,3% и составил 17,7 млрд. руб.

Таблица 2.2 - Результаты работы с банковскими картами Сбербанка  России за 2011-2012 гг. [12]

Показатель

2011 г.

2012 г.

Зачислено, млрд. руб.

Млн. чел.

Зачислено, млрд. руб.

Млн. чел.

Заработная плата

2353

18,8

2915

21,1

Пенсии Министерства труда и социального  развития РФ

789

14,6

1043

15,7

Пенсии силовых ведомств РФ

201

2,0

211

2,0


По таблице 2.2 видно, что в банк перечисляются  значительные суммы на счета по вкладам  и счета банковских карт в виде заработной платы и пенсий. В подразделениях Банка получают заработную плату 21,1 млн. человек, что составляет 45% всех работников, занятых в экономике. Пенсии получают 17,7 млн. пенсионеров, или  более 40% от их общего числа.

В результате исследования предложения  кредитных карт Ростовской области, получена следующая информация.

Большинство из них предлагает кредитные карты  платёжных систем VISA и MasterCard, хотя есть и исключения. Например, в банке  Русский Стандарт можно оформить карту American Express, а в банке ВТБ24 карту Diners Club. Наиболее частыми предложениями  на рынке являются предложения классических (или стандартных) кредитных карт. Средний по рынку обещаемый банками  размер кредитной линии по таким  картам составляет 220 000 рублей. Наибольшую кредитную линию обещают в  МДМ-банке - 350 000 рублей, а наименьшую в Альфа-банке - 90 000 рублей. В других банках сумма предлагаемой максимальной кредитной линии не превышает 300 000 рублей.

По золотым  кредитным картам размер предлагаемых банками кредитных линий гораздо  выше. Средний размер кредитного лимита по предложениям золотых карт составляет 400 000 рублей. Максимальный кредитный  лимит обещают в Росбанке, ВТБ24 и Ситибанке. Там он может составить 600 000 рублей. В других банках сумма  обещаемой максимальной кредитной  линии гораздо ниже.

Средняя процентная ставка по рублёвым кредитным картам составляет 26% годовых, а по кредитным  картам в долларах США и евро - 21% годовых. Следует отметить, что  по классическим (или стандартным) рублёвым кредитным картам средняя ставка по кредиту несколько выше, и составляет 28% годовых. По золотым рублёвым кредитным  картам средняя процентная ставка чуть ниже, и составляет 25% годовых. По валютным кредитным картам ставки кредита  для классических (стандартных) и  золотых кредитных карт практически  не отличаются. Для этих карт как  в долларах, так и в евро средняя  процентная ставка кредита составляет 21% годовых.

По классическим (или стандартным) рублёвым кредитным  картам наибольшую процентную ставку могут назначить в GE money банке. Там  она может доходить до 56% годовых. Наименьшую процентную ставку могут  дать в Сбербанке (19% годовых - программа  для существующих клиентов), Юниаструмбанке (19% годовых), Уралсибе (21% годовых). В других банках ставки несколько выше.

По золотым  рублёвым кредитным картам наибольшую процентную ставку могут назначить  в Ренессанс банке (36% годовых) и  в МДМ-банке (34% годовых). Наименьшую процентную ставку можно получить в  Сбарбанке и Юниаструм банке (18% годовых).

По классическим (стандартным) и золотым кредитным  картам в долларах США и евро ставки ниже. Так, в Абсолют-банке ставка по валютной кредитной карте составляет 22% годовых, в МКБ - 14% годовых, в Юникредите - 28% годовых, в Росбанке - 22% годовых, в Банке Москвы - 23% годовых, в Уралсибе - 18% годовых, в Альфа-банке - 22%-26% годовых, в Юниаструм банке - 17% годовых, в OTP банке - 18%-22% годовых, в Авангарде - 20% годовых.

Практически все банки предлагают льготный период кредитования. У большинства банков он составляет в среднем до 50 дней, хотя есть и исключения. Например, в OTP банке, банке Русский стандарте, МКБ и Юникредит банке максимальный льготный период кредитования составляет 55 дней, а в Росбанке льготный период может составлять до 62 дней. Максимальный льготный период предоставляет банк «Авангард» - 200 дней на первую покупку, а также «Альфа-Банк» - 100 дней. Напротив, в GE Money банке и Абсолют-банке по кредитным картам льготного периода  не предоставляют.

Минимальный ежемесячный платёж по задолженности  по кредитной карте в большинстве  банков составляет 10%, но в отдельных  банках гораздо меньше. Так, в банке  ВТБ24, OTP банке и Ситибанке от клиента  ежемесячно потребуют гасить только не менее 5% от своей задолженности  по кредитной карте, а в банке  Ренессанс и Юниаструм банке  сумма минимального обязательного  ежемесячного платеже по задолженности  составляет всего лишь 3% от суммы  долга. В GE Money банке ежемесячно требуется  гасить не менее 7% от суммы задолженности  по кредитной карте.

Средняя стоимость  годового обслуживания классической (стандартной) кредитной карты составляет 700 рублей, а дополнительной кредитной карте 400 рублей. Дороже всего годовое обслуживание стандартной кредитной карты  обойдётся в Ситибанке (950 рублей), а дешевле всего в Райффайзен банке (325 рублей).

Средняя стоимость  годового обслуживания золотой кредитной  карты составляет 2 800 рублей, а дополнительной золотой кредитной карты - 1 600 рублей. Дороже всего годовое обслуживание золотой кредитной карты обойдётся  в Райффайзен банке (4 500 рублей), а  дешевле всего в Абсолют-банке (1 200 рублей).

Информация о работе Маркетинговое исследование цены для Юго-Западного банка Сбербанка России методом опроса