Маркетинговое исследование цены для Юго-Западного банка Сбербанка России методом опроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы – исследование цены банковских продуктов на примере конкретного банка - Юго-Западного банка ОАО "Сбербанк России" в г. Ростов-на-Дону.
На основе поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) Исследовать деятельность Юго-Западного банка ОАО "Сбербанк России" в г. Ростов-на-Дону.
2) Проанализировать основные финансово-экономические показатели Юго-Западного банка ОАО "Сбербанк России" в г. Ростов-на-Дону.
3) Проанализировать деятельность маркетинговой службы Банка.

Содержание работы

Введение 4
1. Аналитическая оценка исследования 6
1.1. Характеристика деятельности Юго-Западного банка ОАО "Сбербанк России" в г. Ростов-на-Дону 6
1.2. Основные финансово-экономические показатели Юго-Западного банка ОАО "Сбербанк России" в г. Ростов-на-Дону за 2011-2012 гг. 8
1.3. Организация деятельности маркетинговой службы Юго-Западного банка ОАО "Сбербанк России" 13
2. Исследовательская оценка Юго-Западного банка Сбербанка России в г. Ростов-на-Дону 18
2.1. Анализ рынка банковских продуктов Ростовской области 18
2.2. Оценка маркетинговой информационной системы 24
2.3. Исследование цены банковских продуктов Ростовской области методом опроса 26
3. Проект совершенствования ценовой политики Юго-Западного банка Сбербанка России………………………………………………………………34
3.1. Увеличение льготного периода кредитной карты………………………...35
3.2. Развитие бонусной программы по кредитным картам……………………35
Заключение…………………………………………………………………….. 37
Список использованной литературы 39
Приложения 41

Файлы: 1 файл

сбербанк2.docx

— 316.96 Кб (Скачать файл)

Средний по рынку размер штрафа за просрочку  платежа составляет 700 рублей. Дешевле  всего пропуск платежа обойдётся  в HSBC банке (500 рублей), а дороже всего  в OTP банке и Русском Стандарте (1000 рублей). Средний штраф за превышение кредитного лимита составляет 600 рублей.

Средняя комиссия за снятие кредитных средств со счёта  кредитной карты в собственных  банкоматах составляет 3%, но минимум  в среднем 250 рублей. Максимальную комиссию в 5% единовременно придётся заплатить  в GE Money банке, ВТБ24 и Русском стандарте. Минимальную ставку в 0,5% возьмут  в Абсолют-банке и Авангарде.

Услуга  уведомления о проведённой по кредитной карте операции по SMS практически  во всех банках предоставляется бесплатно. Однако, в некоторых банках за этот сервис берут ежемесячную плату. Так, например, в Уралсибе ежемесячная  стоимость такой услуги составляет 30 рублей, в Ситибанке - 65 рублей, в HSBC банке - 50 рублей, в OTP банк - 59 рублей, в  Русском стандарте - 50 рублей, в Ренессансе - 50 рублей.

В результате проведенного исследования можно заключить, что рынок кредитных карт Ростовской области имеет огромное количество предложений с различными ценовыми и неценовыми параметрами, такими как  стоимость годового обслуживания карты, процентная ставка по кредиту, комиссия за снятие наличных, льготный период кредитования. Таким образом, дальнейшее исследование цены кредитной карты для Юго-Западного банка Сбербанка России должно быть ориентировано на данные параметры уже существующих предложение и учитывать предпочтения потребителей.

2.2. Оценка  маркетинговой информационной системы

Маркетинговая информационная система (МИС) — это  совокупность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная  для обработки, анализа и распределения  в установленное время достоверной  информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений [2].

Сама маркетинговая  информационная система состоит  из четырех подсистем:

    1) Система внутренней отчетности отвечает за сбор, обработку анализ внутренних данных. В распоряжении компании всегда находится очень ценная информация о запасах, объемах продаж, затратах на рекламу, выручке. Система внутренней отчетности позволяет сохранить эти данные и преобразовать в удобную для работы форму, в результате чего можно анализировать прибыльность конкретных товаров или услуг, каналов распределения, потребителей, динамику объемов продаж и т.п.

В данной работе системой внутренней отчетности является бухгалтерская и финансовая отчетность для Юго-Западного банка Сбербанка России, которая показывает динамику основных финансовых показателей: объемов продаж, прибыли, выпуска и продажи кредитных карт, объема операций по кредитным картам.

  2) Система анализа внутренней маркетинговой информации представляет собой разовый анализ внутренней информации, проводимый для достижения конкретной цели (например, анализ изменения объема продаж товара после изменения его цены либо проведения рекламной кампании). Подобный анализ проводится всякий раз, когда в этом появляется необходимость.

Рисунок 2.3 – Структура маркетинговой  информационной системы Юго-Западного банка Сбербанка России

 

В данной работе в качестве системы анализа внутренней маркетинговой информации выступают  данные об объемах продаж кредитных  карт и данные об изменениях в результате введения новых карточных продуктов, таких как «Молодежная кредитная  карта», «Социальная карта», «Сбербанк  Моментум».

3) Система  наблюдения за внешней средой  включает в себя отслеживание  изменений в законодательстве, экономическом  состоянии страны/региона и уровне  доходов граждан, изменений в  технологии производства товаров  компании, появлении новых технологий  и новых конкурентных товаров,  и т.п.

В данной работе система наблюдений за внешней средой включает данные о кредитных картах банков-конкурентов, их основные параметры  – процентная ставка, льготный период кредитования, комиссия за ведение  счета, специальные предложения  для отдельных групп клиентов.

4)  Система  маркетинговых исследований: специальные  маркетинговые исследования являются  составной частью маркетинговой  информационной системы и отличаются  от систематического наблюдения  за внешней средой своей целевой  направленностью — маркетинговые  исследования, как правило, проводятся для получения информации по конкретному вопросу для решения вполне конкретной проблемы.

В данной работе данными маркетинговых исследований является информация, полученная в  результате опроса целевой аудитории  Юго-Западного банка Сбербанка  России.

Таким образом, можно заключить, что маркетинговая  информационная система данного  исследования включает все источники  и виды информации, необходимые для  исследования, что обеспечивает объективность  и достоверность информации и  позволяет провести грамотный анализ результатов исследования.

2.3. Исследование цены банковских  продуктов Ростовской области  методом опроса

При проведении исследования цены банковских продуктов  Ростовской области методом опроса следует более четко определить понятие цены для выбранного банковского  продукта – кредитной карты в  силу его специфичности и отсутствия понятия «цены» как такового. Представляется, что аналогом цены для кредитной  карты являются: комиссия за обслуживание, процентная ставка и льготный период кредитования как своеобразная «скидка» на определенный срок пользования кредитным  лимитом.

Маркетинговое исследование в данной работе проводилось  в марте 2013 года в 10 отделениях Юго-Западного  банка Сбербанка России в г. Ростов-на-Дону в течение одного месяца. Выборка  респондентов для исследования представляет собой простую случайную выборку, так как она обеспечивает большую  репрезентативность и более проста для сбора, обработки и анализа  информации.

Для проведения исследования цены банковских продуктов  методом опроса сформирован план маркетингового исследования, состоящий  из нескольких этапов.  Подробный  план маркетингового исследования приведен в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – План исследования цены для банковских продуктов Ростовской области

Наименование  этапа исследования

Содержание  этапа исследования

Разработка концепции исследования

Определение целей

Основная цель – исследование предпочтений пользователей кредитных карт в области цены.

Постановка основных задач

- определить востребованность кредитных карт

- выявить причины предпочтения кредитных карт Юго-Западного банка Сбербанка России

- выявить ценовые предпочтения при выборе кредитной карты

- выявить намерение клиентов  оставаться постоянными пользователями  кредитных карт Юго-Западного банка Сбербанка России

- проанализировать цены  на кредитные карты

- определить демографический  профиль пользователей кредитных карт, с использованием таких параметров, как возраст, пол, образование, доход.

Формирование рабочей гипотезы исследования

Основная рабочая  гипотеза состоит в том, что Юго-Западному банку Сбербанка России следует продолжить разработку продуктов для отдельных сегментов рынка, при этом учитывая преимущества конкурентов, такие как более длительный льготный период кредитования, более низкая процентная ставка, более низкая комиссия за обслуживание.

Отбор источников информации

Вторичная маркетинговая информация

Финансовая отчетность Юго-Западного  банка Сбербанка России за 2010-2012.

Исследование рынка банковских продуктов Ростовской области.

Первичная маркетинговая информация

Результаты опроса клиентов Юго-Западного  банка Сбербанка России

Сбор и обработка информации

Инструмент  реализации опроса – анкеты (приложение 1). Планируется опросить не менее 50% клиентов Юго-Западного банка Сбербанка России во всех отделениях банка в г. Ростов-на-Дону.

Анализ информации, разработка выводов  и рекомендаций

Для анализа  полученной информации используются статистические методы группировки, типологизации и многомерной классификации. Результаты анализа должны подтвердить основную рабочую гипотезу исследования, и дать  возможность сформулировать выводы для разработки маркетинговой стратегии банка.

Период проведения исследования

Опрос планируется провести в течение  марта 2013 года.


 

По итогам марта 2013 года в отделениях Юго-Западного  банка Сбербанка России  было опрошено 2089 человек, 1343 из которых  женщины и 746 – мужчины.


Рисунок 2.4 – Пол респондентов

По возрастному  признаку респонденты распределены следующим образом: до 20 лет – 10,6%,  20-25 лет – 19,5 %, 25-35 лет – 24,9 %, 35-50 лет  – 31,7 %, более 50 лет – 13,3 %.


Рисунок 2.4 – Возраст респондентов опроса

Средний доход  опрошенных 23 237 руб.

 

 

В результате проведенного опроса получены следующие  выводы:

1) Кредитные  карты имеют лишь 42 % клиентов  Юго-Западного банка Сбербанка  России. Остальные клиенты не  имеют кредитных карт и не  пользуются ими. Данный факт  свидетельствует о том, что  клиенты банка малоинформированны  в данном вопросе, либо не  доверяют кредитным картам, предпочитая  расплачиваться наличными денежными  средствами.

2) Среди числа владельцев  кредитных карт 12,4 % не пользуются  кредитной картой. Лишь 7,8 % опрошенных  пользуются кредитной картой  каждый день, 18,6 % - раз в неделю  и 25,9% - раз в месяц. Большинство  опрошенных – 35,3% пользуются кредитной  картой только в исключительных  случаях.



Рисунок 2.5 – Регулярность использования  кредитной карты среди опрошенных

В данном контексте  можно сделать вывод, что кредитная  карта для большинства опрошенных не является основным платежным инструментом, так как они в большей степени  полагаются на наличность и не желают «влезать в долги».

3) Наиболее  важным параметром при выборе  кредитной карты большинство  опрошенных - 42,3% посчитали процентную  ставку по кредиту. На втором  месте оказался льготный период  кредитования – он стал наиболее  значимым критерием для 30,2% опрошенных. Комиссия за обслуживание счета стала главным параметром для 18,8 % респондентов. Бонусные программы оценили лишь 8,7 % опрошенных клиентов банка.


Рисунок 2.6 – Критерии при выборе кредитной карты участниками  опроса

Таким образом, можно сделать вывод, что на выбор  потребителя влияет не только комиссия за обслуживание и процентная ставка по кредиту, но и льготный период кредитования, который в нынешних условиях рынка  становится практически главным  инструментов дифференциации кредитных  карт. Кроме того, имеется число  клиентов, которые придают ценность бонусным программам по кредитной карте. Данный факт имеет значение, так  как бонусные программы начали свое развитие совсем недавно, однако уже  привлекли внимание клиентов.

4) Максимальная  процентная ставка, которую готовы  позволить себе большинство опрошенных (65,9%), составила 20-25 %. Данная ставка  находится немного ниже средней  ставки банка по кредитным  картам, тем не менее банк может  использовать снижение процентной  ставки как конкурентное преимущество. Ставку ниже 20% желают платить  23,6% опрошенных, а ставку более  25% могут себе позволить только 10,5% респондентов.

 


Рисунок 2.7 – Размер приемлемой для  клиентов процентной ставки по кредитной  карте

 

5) Наиболее  приемлемый льготный период кредитования  для большинства опрошенных (56,3%) составил 60-100 дней. Льготный период  более 100 дней оказался предпочтительным  для 34,6% опрошенных. При этом стандартный  льготный период до 60 дней устроил  лишь  9,1% респондентов.


Рисунок 2.7 – Предпочтительный льготный период кредитования для клиентов банка

 

Данный факт еще раз доказывает то, что длительный льготный период кредитования играет важную роль при  выборе кредитной карты.


 

6) Приемлемой  комиссией за обслуживание для  большинства опрошенных стала  сумма 500-700 рублей (45,2%). Практически  столько же клиентов готово  платить за обслуживание карты  менее 500 рублей (32,2%). Однако 22,6% клиентов  банка готово платить за обслуживание  карты и более 700 рублей.


Рисунок 2.8 – Приемлемый размер комиссии за обслуживание кредитной карты

Размер  комиссии 500-700 рублей соответствует  средней комиссии Юго-Западного банка Сбербанка России, что позволяет полагать, что данный параметр не нуждается в доработке.

Таким образом, в результате проведенного опроса можно  выявить некоторые особенности:

- кредитную  карту имеют только половина  опрошенных, из них 87,6% пользуются  картой

- большинство  опрошенных используют кредитную  карту редко или в исключительных  случаях

- длительный  льготный период кредитования  и низкая процентная ставка  по кредиту имеет большое значение  для большинства опрошенных

- предпочтения  относительно процентной ставки  по кредиту соответствуют ставкам  по кредитным картам Юго-Западного  банка Сбербанка России

- предпочтения  относительно комиссии за обслуживание  соответствуют среднему размеру  комиссии Юго-Западного банка  Сбербанка России

- желаемый  льготный период кредитования  имеет большую длительность, чем  период, предлагаемый по кредитным  картам Юго-Западного банка Сбербанка  России

- потребители  проявляют интерес к бонусным  программам по кредитным картам.

 

3. Проект  совершенствования ценовой политики  Юго-Западного банка Сбербанка России

3.1. Увеличение льготного периода  кредитной карты

По итогам проведенного маркетингового исследования предлагается проведение мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности кредитных карт Юго-Западного банка Сбербанка России. Данные мероприятия предполагают совершенствование ценовой политики Сбербанка и изменение некоторых параметров кредитных карт.

Информация о работе Маркетинговое исследование цены для Юго-Западного банка Сбербанка России методом опроса