Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа
Маркетинговые исследования помогают определить возможные направления развития бизнеса. Проведение маркетинговых исследований — это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.
Поэтому, можно сделать вывод о том, что тема данной работы представляет несомненный интерес. В ней ставится задача показать сущность проведения маркетинговых исследований и их эффективность на примере услуг туристической фирмы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....3
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, НАПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ…………………………....................................................4
Сущность маркетингового исследования………………………...................4
Основные направления маркетинговых исследований………………….....6
Основные этапы маркетингового исследования………………………….11
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛУГ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ЛЕРА» И ИХ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ…………………………………………………………………………….…20
Характеристика фирмы…………………………….…………………….….20
Подготовка маркетингового исследования туристической фирмы………………………………………………………….………..22
Анализ и обработка информации……………………………….….…24
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………….………………………..…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………..…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…...…..31
Приложения
Исследование цены
Направлено на определение уровня и соотношения цен, чтобы иметь возможность получать наибольшую прибыль при наименьших затратах (минимизация затрат и максимизация выгоды). В качестве объектов выступают затраты на разработку, производство и сбыт товаров (калькуляция издержек), влияние конкуренции со стороны других предприятий и товаров-аналогов (сравнение технико-экономических и потребительских параметров), поведение и реакция потребителей относительно цены (эластичность спроса). В результате выбираются наиболее эффективные соотношения затрат и цен (внутренние условия, издержки производства), а также цены и прибыли (внешние условия).
Исследование продвижения
Преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации. Главными объектами здесь становятся торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли). Исследования включают также анализ функций и особенностей деятельности типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений с производителями. Такие сведения позволяют определить возможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизировать товарные запасы, разработать критерии выбора эффективных каналов продвижения товаров, приемы продажи их конечным потребителям.
Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы
Также одно из важных направлений маркетинговых исследований. Его цель состоит в том, чтобы выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия. В качестве объектов в данном случае выступают поведение поставщиков, посредников и покупателей, эффективность рекламы, мнения потребительской общественности, контакты с покупателями. Результаты исследований позволяют выработать политику «связей с общественностью», создать благоприятное отношение к предприятию, его товарам (сформировать имидж), определить методы формирования спроса населения, воздействия на поставщиков и посредников, повысить эффективность коммуникационных связей, в том числе рекламы.
Исследование внутренней среды предприятия
Ставит целью определение реального уровня его конкурентоспособности в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды. Именно здесь кроются ответы на вопросы о том, что нужно сделать, чтобы деятельность предприятия была полностью адаптирована к динамично развивающимся факторам внешней среды.[8, с.30-36]
Исследование внешней среды
Позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть цели и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Угрозы и возможности могут проявляться в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, которые тоже подвергаются исследованию: экономические, политические, социальные и культурные, технологические, природные, международные.
Потребность в маркетинговых исследованиях обычно возникает при:
Процедура маркетинговых исследований, состоящая из комплекса последовательных действий, может быть представлена следующим образом [ 15 ] (см. Таблицу 1):
Таблица 1. Организация маркетинговых исследований
1-й этап |
2-й этап |
3-й этап |
4-й этап |
5-й этап |
Выявление проблем и формулировка целей исследования |
Отбор источников информации |
Сбор первичной информации |
Анализ собранной информации |
Представление полученных результатов |
Этап 1.
Выявление проблем и
исследования
Определение проблемы – формирование предмета маркетингового исследования, необходимого для того, чтобы не собирать много ненужной информации, поскольку это дорого и неэффективно. Нечетко сформулированная проблема не позволит правильно определить цели исследования.
Если трудно сразу сформулировать проблему, надо провести предварительную проработку (провести разведочное исследование).
После определения проблемы встает вопрос о формулировании целей и задач маркетингового исследования.
Цели маркетинговых
Задачи исследования – это конкретные направления работы, отдельные мероприятия[10, с.77].
Этап 2. Отбор источников информации
Маркетинговая информация – это факты, сведения, цифры и другие данные, используемые при анализе и прогнозировании маркетинговой деятельности.
Информация в системе маркетинга предприятия имеет ключевое значение, поскольку любая маркетинговая деятельность базируется на понимании конкретной ситуации, сложившейся на рынке производства товаров. Поэтому, чтобы должным образом функционировать в условиях маркетинга, необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. Недостаточно опираться на интуицию, суждения руководителей и опыт прошлого.
Сбор информации в системе постоянного наблюдения и хранения маркетинговых данных занимает значительное место среди всех маркетинговых операций, так как связан с различными по характеру источниками информации.
Виды источников информации:
1. По охвату маркетинговой информации источники бывают:
Внешние – предоставляют возможность изучать данные о развитии внешней среды предприятия, организации, поведении, посредников, поставщиков, продавцов, действиях конкурентов, мероприятия государственного регулирования рыночных отношений. Внешними источниками являются: данные международных организаций; законы, указы, постановления государственных органов; данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований; статистические ежегодники; данные переписи населения; каталоги и проспекты различных предприятий; судебные решения и др [4, с.129] .
Внутренние – раскрывают внутреннее состояние предприятия, организации, содержат данные о материальных и финансовых запасах, производительности труда, капиталовложениях, расходах, доходах и др. Источники – приказы и распоряжения руководства, должностные инструкции и положения об отделах, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о реализации продукции, ежемесячные, квартальные, годовые отчеты подразделений и отделов о выполнении намеченных планов, долгосрочные и краткосрочные планы, аудиторские справки и заключения и аналогичную нормативную и учетную документацию, а также мнения и оценки сотрудников организации.
2. По способу получения информация может быть вторичной и первичной:
Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы исследований. Их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований. Чтобы оценить их общую ценность исследователь должен сопоставить ее достоинства и недостатки ( Приложение 1).
Вторичные данные – собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований [1, с.37]. Они не являются результатом проведения специальных исследований. Чтобы оценить общую ценность первичных и вторичных данных, исследователь должен сопоставить достоинства и недостатки ( Приложение 1).
Этап 3. Сбор информации
Любое маркетинговое исследование необходимо начинать именно с отбора вторичной информации. Часто ее бывает вполне достаточно для принятия квалифицированного решения.
Источниками вторичной информации могут быть внешние и внутренние источники.
Внутренними источниками служат отчеты предприятия, беседы с сотрудниками и руководителями, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты, отчеты руководителей, сообщения персонала, отчет о командировках, планы производства, протоколы заседаний руководства, деловая корреспонденция предприятия.
Внешними источниками являются данные международных организаций; законы, указы, постановления государственных органов; данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований; статистические ежегодники; данные переписи населения; каталоги и проспекты различных предприятий; судебные решения [5, с.129].
К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, коммерческие базы данных.
Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации. К сбору вторичных данных прибегают в том случае, когда нет нужных исследователю сведений или существующие данные устаревшие, неточные, неполные.
Сбор первичных данных требует выбора метода сбора данных.
Количественные исследования обычно отождествляют с проведением опросов, основанных на использовании вопросов закрытого типа. «Характерными особенностями является то, что четко определен формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных» [14].
Качественные исследования включает сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер, и осуществляется в не стандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры.
Известны следующие методы качественных исследований: наблюдения, фокус-группы, глубинные интервью, анализ протоколов, проекционные, физиологические измерения.
Этап 4. Анализ собранной информации
Анализ собранной информации представляет следующий этап маркетингового исследования, т. е. извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов.
Исследователь сводит полученные данные в таблицы. На основе этих таблиц выводят или рассчитывают показатели эмпирического распределения, сравнивают их со стандартными. Затем исследователь решает, какие методы статистики использовать. Для получения дополнительных сведений применяют современные статистические методики и модели.
Процесс подготовки данных маркетинговых исследований включает проверку анкет, редактирование, кодирование, преобразование, очищение данных, статистическую корректировку данных, выбор стратегии анализа данных.
1. Проверка анкет выступает первым этапом в технологии проверки данных анкетирования. Он заключается в проверке на полноту заполнения и качество проведенного исследования. При этом проводится подсчет анкет, если была заранее установлена величина выборки.
2. Редактирование призвано
выявлять несоответствие
3. Кодировка данных –
это определенный технический
прием, с помощью которого
4. Преобразование данных – этот этап заключается в переносе закодированных данных из анкеты или кодировочной таблицы через клавиатуру в компьютер. При введении данных в компьютер необходимо или дублирование ввода, или контроль введенной информации, чтобы исключить ошибки.
Информация о работе Маркетинговое исследование и его основные этапы