Маркетинговое исследование и его основные этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговые исследования помогают определить возможные направления развития бизнеса. Проведение маркетинговых исследований — это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.
Поэтому, можно сделать вывод о том, что тема данной работы представляет несомненный интерес. В ней ставится задача показать сущность проведения маркетинговых исследований и их эффективность на примере услуг туристической фирмы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....3
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, НАПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ…………………………....................................................4
Сущность маркетингового исследования………………………...................4
Основные направления маркетинговых исследований………………….....6
Основные этапы маркетингового исследования………………………….11
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛУГ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ЛЕРА» И ИХ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ…………………………………………………………………………….…20
Характеристика фирмы…………………………….…………………….….20
Подготовка маркетингового исследования туристической фирмы………………………………………………………….………..22
Анализ и обработка информации……………………………….….…24
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………….………………………..…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………..…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…...…..31
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Анализ  приверженности к путешествиям.

Первый анкетный вопрос был предназначен для определения  приверженности к путешествиям тех, кто хоть раз воспользовался услугами туристических фирм. То, что 93% опрошенных ответили, что они действительно любят путешествовать (а не воспользовались данной услугой один раз скорее в качестве исключения) говорит не только о правильности выбора целевой аудитории, но и о возможной относительной стабильности их спроса на данную услугу.

Анализ  частоты путешествий в зависимости  от уровня доходов.

Итак, полученные данные подтверждают факт говорящий о том, что люди с низким доходом путешествуют реже всего - раз 2-5 лет. Таких 8%. Больше всего путешествуют, как показало данное исследование, люди со средним доходом: ежегодно - 28% опрошенных, раз в два года - 23%. Анкетирование выявило, что в исследуемом сегменте люди с высоким доходом путешествуют преимущественно раз в два года - 20% всех опрошенных.

Анализ  предпочтений относительно транспорта.

Итак, большинство  людей 55%, составляющих целевую аудиторию  предпочитают всем видам транспорта воздушный. Поровну людей - по более чем 22% предпочитают водный и наземный виды транспорта.

Анализ  ожиданий от туристической поездки.

Данные таблицы  говорят о том, что на возрастную категорию от 18 до 25 лет приходится 20% респондентов, примерно по 7% которых  выбирают либо комфортные отели либо и это и живописные места. Наибольшую категорию составляют клиенты от 26 до 40 лет (40%). Из них 25% предпочитают прежде всего удобство отеля и 10% - только живописную местность. Более старшие клиенты поровну (по 5%) делятся на предпочитающих либо первое либо второе.

Анализ  посещения стран в 2010г. и планируемого посещения в 2011г.

Итак, наибольшее число  людей за 2010 год посетило Турцию - 18%, и Египет - 15%, чуть меньше - Францию  и ОАЭ (12%), Испанию - 10%. За 2008 год респонденты  в основном планируют ехать в  те же страны, хотя и с некоторыми изменениями: на 14% вырастет количество желающих посетить Турцию, 50% планируется прирост, приходящийся на Таиланд, 17% - на Египет 20% - на Францию и 25% - на Испанию. Примерно по 33% составит процент снижения спроса на путёвки в Финляндию и Болгарию. Показатели ОАЭ и Италии не изменятся ( Приложение 5 ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В туристической  фирме «Лера» маркетинговыми исследованиями занимается маркетинговый отдел. Основными видами являются анкетирование и опрос, наблюдение.

Изучение потребителей в такой специфической сфере  как туризм можно назвать важнейшим  направлением маркетинговых исследований. Исследование потребителей, выявление основных мотивов приобретения туристских услуг и анализ потребительского поведения вооружает руководителей и специалистов фирмы мощным арсеналом, без которого невозможна успешная деятельность на современном рынке, а именно — знанием своего клиента. "Знать своего клиента" — основной принцип маркетинга.

Правильное понимание  потребителей предоставляет туристской фирме возможности:

    • прогнозировать их потребности;
    • выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом;
    • улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями;
    • приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов;
    • понимать, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении туристских услуг;
    • выяснять источники информации, используемые при принятии решения о покупке;
    • устанавливать, кто и каким образом оказывает влияние на выработку и принятие решения о приобретении туристского продукта;
    • вырабатывать соответствующую стратегию маркетинга и конкретные элементы наиболее эффективного комплекса маркетинга;
    • создавать систему обратной связи с потребителями туристских услуг;
    • налаживать эффективную работу с клиентами.

В общем, целевая аудитория положительно относится к путешествиям, что говорит кроме всего прочего и о возможной относительной стабильности спроса этих потребителей на данную услугу.

Анализ частоты  путешествий в зависимости от уровня доходов, подтвердив, что люди с низким доходом ездят отдыхать куда-либо чаще всего каждые 2-5 лет, также указал на неожиданный факт: респонденты, имеющие высокий уровень дохода путешествуют не так часто, как могли бы (20%) - раз в два года. Значит, необходимо сформировать специальную рекламную стратегию, направленную на эту категорию потребителей, чтобы стимулировать их осуществлять больше поездок, пользуясь услугами именно данной туристической фирмы.

Большинство целевых  клиентов предпочитают воздушный транспорт - полёты на самолётах. Из оставшихся двух видов имеет смысл популяризировать водный транспорт - морские и речные круизы на туристических суднах. В итоге, необходимо обязательно иметь договоры со всеми перевозчиками, чтобы иметь возможность экономить на стоимости билетов.

Наибольшее число  респондентов целевой аудитории  находится в возрастной категории от 26 до 40 лет - 40%. Из них наибольшее число являются приверженцами полного сервиса в отеле. А 20% людей в возрасте от 41 до 60 лет нуждаются помимо этого и в живописной окружающей их среде. В целом, большее число людей нуждается либо в высоком уровне обслуживания в отеле либо ещё и помимо этого в живописной среде. Из этого следует то, какие места исследуемое туристическое агентство должно предлагать посетить своим клиентам, то есть это должно определять ассортимент услуг.

Основная масса  клиентов предпочитает отдыхать за границей, поэтому спектр возможных туристических мест необходимо распространять в основном на хорошо известные потребителю курорты за границей.

Из рассчитанных по полученным в ходе исследования данным относительно посещённых и планируемых к посещению стран, можно сделать вывод о том, что основными странами, на туры в которые нужно ориентироваться являются Турция, Египет, ОАЭ, Франция и Испания.

По результатам  также можно сделать вывод  о том , что для улучшения качества проводимых исследований фирме стоит обратить внимание на использование информационных технологий, статистическую обработку информации, провести опрос среди детей с целью введения более разнообразных услуг в детскую программу на сезон 2011 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как известно, рынок  постоянно меняется, потребности  людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка.  Именно с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей.

Как правило, потребность  в проведении маркетингового исследования возникает в случаях, когда: 1) фирма  не достигла поставленных маркетинговых целей; 2) фирма уступает позиции конкуренту; 3) фирма собирается диверсифицировать свою деятельность; 4) фирма готовит новый бизнес-план; 5) любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются в выборе действий или предполагают значительные инвестиции.

Что дают маркетинговые  исследования?

Они позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих  перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых  исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цена товаров, продвижение товаров. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.

В последние годы появился ряд факторов, усиливающих значимость маркетинговой информации:  маркетинговая среда изменяется очень динамично, всё больше компаний работают на дистанционно удалённых рынках, потребители становятся всё более искушёнными, разборчивыми.

Участники рынка нуждаются  в оперативной, чёткой и проверенной  маркетинговой информации. Поэтому маркетинговые исследования должны проводиться профессионально и продуманно на всех этапах, начиная от выбора типа маркетингового исследования и заканчивая методами обработки данных и формой представления результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексунин В. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие.— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 614с.
  2. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗов. СПб. – 3-е изд.: Экономика, 2008. – 736 с.
  3. Баранов А.Е. Исследование туристической активности населения // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011 – №1
  4. Голубков Е. П., Маркетинговые исследования: теория, практика и методология.  М.: Финпресс, 2005. – 464 с
  5. Диксон П.Р. Управление маркетингом. Пер. с англ. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 560 с.
  6. Дурович А.П., Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. - Ми.: Новое знание, 2008.-496с.
  7. Каменева Н.Г., Поляков В.А., Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 439 с.
  8. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. – 256 с.
  9. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: ИД «Вильямс», 2010. – 656 с.
  10. Панкрухин А.П. – Маркетинг: Учебник. – 5-е изд., стер. – М: Омега-Л, 2007. – 656 с.
  11. Семова Т. Хорошо ли клиенту? // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2005. - № 4.
  12. Федько В.П., Федько А.Г. Основы маркетинга. Ростов н/Д: Март, 2009.–448 с.
  13. Чалдини Р. Психология влияния : пер. с англ. – СПб. : Питер, 2009. – 288с.
  14. www.marketologu.aaanet.ru
  15. www.marketologi.ru

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Сравнительная ценность вторичной  информации

Общие достоинства

Общие недостатки

  • Многие ее виды недороги, поскольку не нужен сбор новых данных
  • Информация собирается быстро
  • Часто имеется несколько источников информации, это позволяет сопоставлять данные
  • Источники информации (например, правительственные) могут содержать данные, которые фирма не может сама получить
  • Информация, собранная из независимых источников, как правило, весьма достоверна
  • Помогает в ситуациях, когда требуется предварительный анализ, может быть получено более комплексное представление о рассматриваемых проблемах
  • Может не подходить  для целей проводимого исследования в силу своей неполноты, общего характера
  • Может быть старой или устаревшей
  • Методология, лежавшая в основе сбора данных (например, размер выборки, срок выполнения исследований), может быть неизвестной
  • Могут публиковаться не все результаты исследования (следует опираться лишь на полную и достоверную информацию)
  • Могут существовать противоречивые данные, что может потребовать сбора новой, первичной информации
  • Поскольку многие исследовательские проекты не могут быть повторены, надежность информации не всегда известна

 

Сравнительная ценность первичной  информации

Достоинства

Недостатки

  • Собирается в соответствии с точными целями данной исследовательской задачи, этому соответствуют единицы измерения и степень детализации
  • Методология сбора данных контролируется и известна компании
  • Все результаты доступны для компании, которая может обеспечить их секретность для конкурентов
  • Отсутствуют противоречивые данные из различных источников
  • Может быть определена надежность информации
  • Если вторичная информация не отвечает на все вопросы, то сбор и анализ первичных данных – единственный способ получить необходимые сведения
  • Сбор первичных данных может занять много времени (например, пробный маркетинг может потребовать более шести месяцев)
  • Могут потребоваться большие затраты
  • Некоторые виды информации не могут быть получены (например, данные переписи)
  • Подход компании может носить ограниченный характер
  • Фирма может быть неспособной собирать первичные данные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Поисковые вопросы и их параметры

 

Каково отношение потребителей к  путешествиям?

Параметры

Приверженность

Каковы необходимые для клиентов параметры поездки?

Частота поездок

Транспорт

Потребность в удобстве

Каковы основные направления поездок?

Отдых в России или за границей

Страны, в которых побывали

Страны, которые планируется посетить

Как туристы предпочитают осуществлять поездки?

При помощи турфирм или самостоятельно

Каковы основные характеристики потребителей?

Возраст

Доход

Информация о работе Маркетинговое исследование и его основные этапы