Маркетинговое исследование рынка косметических товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является получение и анализ первичной информации для выявления факторов, влияющих на отношение потенциальных клиентов к шампуню, и к рынку парфюмерно-косметической продукции, в частности.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
изучить основные направления маркетинговых исследований;
рассмотреть процедуру маркетинговых исследований;
выявить основные направления и характеристика потребителей;
рассмотреть аспекты потребления шампуня на современном рынке парфюмерно-косметической продукции;
определить востребованность в данной продукции, частоту приобретения;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы исследования потребителей 6
1.1 Основные направления маркетинговых исследований 6
1.2 Процедура маркетинговых исследований 12
1.3 Основные направления изучения потребителей и их характеристика 16
2 Исследование поведения потребителей рынка парфюмерно-косметической продукции 25
2.1 Анализ современного рынка парфюмерии и косметики в России 25
2.2 Проведение маркетингового исследования предпочтений потребителей и анализ полученных данных 31
2.3 Выводы по результатам маркетингового исследования 41
Заключение 43
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования рынка шампуня (СДЕЛАНО).doc

— 9.40 Мб (Скачать файл)

Однако, исследования относительно качества и цены косметических средств, показывают обратное. Только 13% опрошенных ориентируются  исключительно на цену товара. Это, в основном, люди старше 50 лет, которые покупают товар по привычке, так как раньше ассортимент косметических средств не был велик и на качество не обращали внимания. Большинство потребителей (48%) стараются выбрать оптимальный вариант, в котором сочеталось бы высокое качество и соответствующая цена. Группа потребителей, которая ориентируется исключительно на качество продукции, составляет 39%.

Указанные выше доли имеют высокие  значения и свидетельствуют о  повышении требований к качеству товара. Эту тенденцию следует  учитывать отечественным производителям, которые разрабатывают новые рецептуры, а также совершенствуют имеющиеся. Результаты исследования в области соотношения цены и качества шампуня, которым в настоящее время пользуется потребитель, представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4 - Распределение ответов на вопрос № 4 анкеты

Большинство респондентов показали, что цена приобретенных косметических  средств соответствует их качеству (62%), 20% занимает доля респондентов, указавших  на завышение позиции цены, доля «цена ниже качества» составила 18% (рисунок 5)

Рисунок 5 - Распределение ответов  на вопрос № 5 анкеты

 

Одним из наиболее важных факторов, определяющих спрос на российском рынке, является цена товара. Вопрос № 6 анкеты звучал: «По какой цене Вы предпочитаете приобретать шампунь?» Удалось выяснить, какие ценовые диапазоны приемлемы для покупателей шампуня: цена флакона шампуня в 50 рублей устраивает 28 из 50 опрошенных, ценовой диапазон от 51 до 150 рублей подходит для 20 респондентов, два человека отметили сумму от 151 рубля и выше (рисунок 6):

 

Рисунок 6 - Распределение ответов  на вопрос № 6 анкеты

 

При покупке шампуня основным фактором, определяющим его выбор, является его  назначение: потребитель выбирает шампунь  в зависимости от состояния кожи головы и волос. Оптимальным вариантом является тот, при котором структура ассортимента шампуней по их назначению соответствовала бы процентному соотношению типа волос потребителей.

Тип волос «нормальный» составляет долю в 52%. Почти в два раза меньше доля сухих волос (25%). Как показывает статистика, шампуни для жирных волос и специальные (для окрашенных, для тонких и ломких волос, для придания объема, для блондинок и брюнеток и т.д.) представлены в пределах 10-14% от общего объема реализации шампуня на отечественном рынке. В тоже время, обследования показали, что среди опрошенных потребителей жирный тип волос имеют около 13%. Это свидетельствует о практическом соответствии структуры ассортимента по назначению фактическим требованиям (рисунок 7).

Рисунок 7 - Распределение ответов  на вопрос № 7 анкеты

 

Расчет структуры ассортимента шампуней по назначению на основе обобщенных данных показал, что наибольшую долю в ассортименте занимают шампуни  универсальные и для нормальных волос. Эти две группы объединены по причине того, что это шампуни одного и того назначения, хотя производители указывают на маркировке по-разному.

Большинство респондентов приобретают  универсальные шампуни (43%), шампунем для жирных волос пользуются 22%, для  сухих -22%, специальными шампунями пользуются 11% опрошенных, против перхоти – 10% респондентов (рисунок 8).

Рисунок 8 - Распределение ответов  на вопрос № 8 анкеты

На  вопрос анкеты, где спрашивалось о  том, что влияет на выбор шампуня, были получены следующие результаты. Собственный опыт оказался на первом месте (41%), ценовые характеристики устроили 21%, по 13% получили вопросы о советах знакомых и действии на выбор рекламы, и 8% респондентов отметили, что на выбор влияет рекомендация продавца (рисунок 9).

Рисунок 9 - Распределение ответов  на вопрос № 9 анкеты

 

Заключительными вопросами анкеты были вопросы классификационного характера, куда относились вопросы о поле, возрасте, уровне дохода.

В отношении половых характеристик выяснилось, что большинство покупателей – женщины, это объясняется тем, что женщины чаще мужчин осуществляют покупки в магазинах и торговых точках (рисунок 10).

 

Рисунок 10 - Распределение ответов  на вопрос № 10 анкеты

 

Возрастной ценз респондентов различен: он колеблется от 25 до 55 лет (рисунок 11).

 

                 

Рисунок 11 - Распределение ответов  на вопрос № 11 анкеты

 

В отношении дохода клиентов можно сказать, что они достаточно платежеспособны - большинство респондентов отметили параметр дохода от 10000 до 15000руб.

 

2.3 Выводы по результатам маркетингового  исследования

Таким образом, исследование рынка шампуня города Тюмень и потребительских предпочтений населения позволили сделать следующие основные выводы:

  1. Разнообразие торговых марок изготовителей данной продукции, ее широкой ассортимент дают возможность выбора потребителями того или иного шампуня. На рынке косметических товаров происходит заметное увеличение объема отечественной продукции, рейтинг которой определяет лидеров среди производителей. Цены остаются доступными, качество косметических средств, и шампуня, в частности, улучшается. Увеличивается доля отечественных шампуней за счет продукции новых российских фирм, усиливается конкуренция отечественной продукции с импортной.
  2. Рынок шампуня достаточно насыщен, продукция имеет довольно широкий ценовой интервал, что позволяет потребителю выбирать продукцию в соответствии с его платежеспособностью. Отмечена тенденция увеличения стоимости отечественных шампуней и приближения их по цене к импортным товарам.
  3. Изучено отношение структуры шампуня по ряду признаков (тип кожи, назначение) в соответствии с фактическими требованиями рынка региона, что позволяет принимать своевременные и правильные решения исходя из потребительских предпочтений.
  4. Рынок шампуня очень специфический, имеет свою структуру предложения и потребления, особенности потребительских предпочтений. Большая доля потребителей уже определила свои предпочтения, выбирая определенные марки шампуня.
  5. Отмечено повышение требований к качеству товара и особенно выбор оптимального варианта соотношения цены и качества шампуня. Данные тенденции следует учитывать отечественным производителям, которые разрабатывают новые рецептуры и совершенствуют уже имеющиеся.

Таким образом, реализация целей и задач, поставленных в  плане маркетингового исследования, подтвердила основную гипотезу: рынок  парфюмерно-косметической продукции  функционирует, формируя спрос на свою продукцию. Одним из главных его показателей развития является уровень платежеспособного спроса населения, а также качество продукции.

Сегодня, несмотря на то, что рынок  достаточно быстро насыщается предложением, ещё долгое время будет сохранена  перспектива для его дальнейшего  развития.

 

Заключение

Таким образом, проведение маркетинговых  исследований на рынке парфюмерно-косметической  продукции - это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от своевременности  результатов которого во многом зависит успешное функционирование того или иного товара на рынке.

Процесс проведения маркетинговых  исследований включает в себя определение  проблемы и целей исследования, разработку плана исследований, сбор информации, ее анализ и доведение полученных результатов до сведения адресатов.

Исследование рынка - самое распространенное направление в маркетинговых  исследованиях. Оно проводится с  целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия. Как подчеркивают специалисты, без таких данных невозможно систематически анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

В современных условиях, в связи с тенденциями глобализации маркетинга, новыми потребностями покупателей и неценовой конкуренцией ценность маркетинговой информации неизмеримо возрастает.

Изучение потребительского поведения  важнейшая задача в маркетинге, решение  которой дает возможность производителю (продавцу) наилучшим образом распределить свои ресурсы для получения максимальной прибыли при продаже товаров и услуг.

С самой широкой точки зрения обслуживание клиентов может быть инструментом, определяющим и удовлетворяющим высшую потребность клиентов. Один из основных аргументов в пользу целесообразности проведения маркетинговых исследований - возможность изучения потенциала рынка. Как только исследования завершены, необходимо тщательно проанализировать свои возможности и остановить выбор на перспективных рынках. Готовясь к выходу на рынок, маркетологи разрабатывают прогноз объема продаж, в основе которого лежат оценки спроса.

Одним из направлений проводимых исследований второй части курсовой работы явилась удовлетворенность потребителей шампуня для волос. Все данные были представлены в виде таблиц и рисунков, сделаны выводы к таблицам.

По результатам анкетирования  можно сделать следующие выводы:

  • предложение на рынке парфюмерии и косметики действительно удовлетворяет потребностям основной массы покупателей;
  • цены на продаваемый шампунь для покупателей приемлемы;
  • качество продукции находится на высоком уровне.

В ходе исследования потребительского рынка шампуня автором были получены следующие основные результаты:

  • определена востребованность в данной продукции, частота приобретения;
  • установлена важность качественных характеристик шампуня для потребителя;
  • выяснено, шампунем, каких торговых марок пользуются покупатели данной продукции;
  • определена степень удовлетворения качеством продукции;
  • установлена взаимосвязь цены и качества шампуня;
  • выяснено, что влияет на выбор шампуня той или иной торговой марки;
  • определен демографический профиль покупателей, с использованием таких параметров, как возраст, пол, образование, доход.

Таким образом, можно заключить, что перспективы развития рынка парфюмерно-косметической продукции в целом, шампуня для волос, в частности, довольно обширные.

В настоящее время по причине  угнетения финансовым кризисом уровень  покупательской способности снижен, однако, данная продукция востребована на потребительском рынке как товар широкого потребления. Перспективы развития парфюмерно-косметического рынка налицо.

 

Список  использованной литературы

  1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. «Финпресс», - 2005.
  2. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, - 2004.
  3. Ковалев А.И., Маркетинг в системе управления предприятием; - 2004.
  4. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М., - 2003.
  5. Маркетинг менеджмент. 11-е изд./Ф. Котлер. - СПб.: Питер, - 2003.
  6. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, - 2004.
  7. Максимова И.В. Маркетинг: Учебное пособие.- Волгоград: ВАГС, - 2003.
  8. Маркетинг: Учебник для вузов/Н.Д. Эриашвили, К.Ховард и др.; под ред. Н.Д. Эришвили.- 3-е изд., перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2003.
  9. Маркетинг: учебник / Коллектив авторов; Под ред. проф. Н.П. Ващекина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, - 2004.
  10. Основы маркетинга: Методическое пособие/КГТЭИ, - 2002.
  11. Основы маркетинга: Учебник/Е.П. Голубков. -М.: «Финпресс», - 2005.
  12. Основы маркетинга: Учебник/Ф. Котлер. - С-Пб.: «Коруна», - 1996.
  13. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии, - М., - 2003.
  14. Солин А.Д. Маркетинг. - М.: НОРМА - М, - 2002.
  15. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Маркетинг: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: ВЛАДОС, - 2003.
  16. Уварин В.Р. Маркетинг. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, - 2004.
  17. Ходеев Ф.П. Маркетинг для студентов средних специальных учебных заведений / серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», - 2003.
  18. Хомутов А.Л. Маркетинг: Учебное пособие.- Волгоград: ВАГС, - 2004.

Приложения

Приложение 1

Методы маркетинговых исследований

Метод

Определение

Формы

Экономический пример

Преимущества

Проблемы

1.Первичн. исследования

Сбор данных при их возникновении

       

Наблюдение 

Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без  воздействия на объект исследования

Полевое и лабораторное, личное, с участием наблюдающего и  без него

Наблюдение за поведением потребителей в магазине или перед  витринами

Часто объективней и  точнее, чем опрос

Многие факты не поддаются  объяснению. Высоки расходы

Интервью

Опрос участников рынка  и экспертов

Письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизированное

Сбор данных о привычках  потребителей, исследования имиджа марок  и фирм, исследование мотивации

Исследование невосприни-

маемых обстоятельств (мотивов)

Надежность интервью, влияние интервьюера, проблемы репрезентативности выборки

Панель 

Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени

Торговая, потребительская, специальная

Постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов

Выявление развития во времени

Смертность панели, эффект панели

Эксперимент

Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов

Полевой, лабораторный

Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы

Возможность раздельного  наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий

Расход времени и  денег

2. Вторичные исследования

Обработка уже имеющихся  данных

 

Анализ доли рынка  с помощью данных учета и внешней  статистики

Низкие затраты, быстрота

Неполные и устаревшие данные, несоответствие методик получения  данных


Приложение 2

 

Типичная постановка вопроса при  использовании различных методов анализа

Метод

Типичная постановка вопроса

Регрессионный анализ

Как изменится объем  сбыта, если расходы на рекламу сократятся на 10%?

Какова будет цена на продукт в следующем году?

Как влияет объем инвестиций в автомобильной промышленности на спрос на сталь?

Вариационный  анализ

Влияет ли упаковка на размеры сбыта?

Влияет ли цвет рекламного объявления на количество людей, вспомнивших  рекламу?

Влияет ли выбор пути сбыта на величину продаж?

Факторный анализ

По каким признакам  курящие отличаются от некурящих?

Какие признаки работников службы сбыта наиболее существенны  для их деления на преуспевающих  и неудачников?

Можно ли считать определенного  человека, учитывая его возраст, доход, образования, достаточно надежным для выдачи кредита?

Дискриминантный анализ

Можно ли агрегировать множество  факторов, которые покупатели считают  важными?

Как можно описать  различные марки товара с точки  зрения этих факторов?

Кластер-анализ

Можно ли разделить клиентов на группы по их потребностям?

Имеет ли газета различные  типы читателей?

Можно ли классифицировать избирателей по тому, как они интересуются политикой?

Многомерное планирование

Насколько продукт соответствует  «идеалу» потребителей?

Какой имидж имеет предприниматель?

Как изменилось отношение  потребителей к продукту в течение  ряда лет?

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка косметических товаров