Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:29, курсовая работа
Маркетинг – относительно молодая научно-прикладная дисциплина. Впервые термин появился в американской экономической литературе в 1902г. Начиная с середины двадцатого столетия, концепция маркетинга стремительно завоевывала умы, как теоретиков, так и практиков – экономистов и менеджеров. Интенсивное развитие теории и практики менеджмента привели к тому, что был накоплен огромный эмпирический материал о бизнес – процессах, о потребительском поведении и конкурентной борьбе. Ряд ученых смогли систематизировать и обобщить имеющиеся факты. Прогресс в теории, практической деятельности на рынке породил новое течение в науке управления – маркетинг.
Введение
Маркетинг – относительно молодая научно-прикладная дисциплина. Впервые термин появился в американской экономической литературе в 1902г. Начиная с середины двадцатого столетия, концепция маркетинга стремительно завоевывала умы, как теоретиков, так и практиков – экономистов и менеджеров. Интенсивное развитие теории и практики менеджмента привели к тому, что был накоплен огромный эмпирический материал о бизнес – процессах, о потребительском поведении и конкурентной борьбе. Ряд ученых смогли систематизировать и обобщить имеющиеся факты. Прогресс в теории, практической деятельности на рынке породил новое течение в науке управления – маркетинг.
В самом общем виде понятие маркетинга
означает изучение рынка с определенной
целью. В маркетинге, который призван
удовлетворять потребности
Именно с помощью
Как правило, потребность в проведении маркетингового исследования возникает в случаях, когда: 1) фирма не достигла поставленных маркетинговых целей; 2) фирма уступает позиции конкуренту; 3) фирма собирается диверсифицировать свою деятельность; 4) фирма готовит новый бизнес-план; 5) любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются в выборе действий или предполагают значительные инвестиции.
Что дают маркетинговые исследования?
Они позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цена товаров, продвижение товаров. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.
Сок — напиток, популярный практически во всех странах мира. Наиболее распространены соки, выжатые из съедобных плодов растений (фруктов, овощей, ягод). Однако существуют соки, полученные из стеблей, корней, листьев различных, употребляемых в пищу трав (например, сок из стеблей сельдерея, сок из стеблей сахарного тростника).
С точки зрения потребителей, соки традиционно делят на два вида:
Согласно российскому
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
Общая характеристика рынка
1.1. Анализ географического положения
Географическое положение
Физико-географическое положение России
(то есть положение по отношению к основным
природным объектам Земли – материкам
и океанам, полюсам, экватору, начальному
меридиану) характеризуется понятием
«северность».
Россия расположена в северной части материка
Евразия, занимает около 40 % площади Европы
и 30 % площади Азии. Расстояние между крайней
северной материковой точкой (мыс Челюскин)
и крайней южной (граница с Азербайджаном
у г. Базардюзю) – около 4 тыс. км, между
крайней западной точкой (Гданьский залив
в Калининградской области) и крайней
восточной (мыс Дежнева) – около 9 тыс.
км.
Россия – самое северное государство
мира. Почти 2/3 ее территории относится
к зоне Севера.
Специфическое физико-географическое
положение влияет на возможности экономического
развития. В первую очередь это относится
к сельскому хозяйству: в России зона рискованного
земледелия охватывает около 95 % территории.
«Северность» России накладывает существенные
ограничения на освоение территории. Громадные
издержки страна несет из-за необходимости
обогрева зданий, увеличения объемов конструкционных
материалов, производства теплой одежды
и обуви, строительства и поддержания
дорожно-транспортной сети, укрепления
инженерных сооружений и т.д.
Экономико-географическое положение России
– это отношение какого-либо места, района
или города к внешней среде, имеющей то
или иное экономическое значение.
Компоненты экономико-географического
положения – транспортно-географическое,
промышленно-географическое, агропромышленное,
рыночное и т. д. Транспортно-географическое
положение страны, то есть положение относительно
важнейших международных транспортных
путей, в Российской империи и СССР характеризовалось
тем, что имелось четыре достаточно обширных
выхода вМировой океан: Балтийский, сформировавшийся в основном
в XVII в., Черноморский (со второй половины
XVIII в.), Северный (в европейской части в
XVI в., в азиатской-в XVIII-XX вв.), Тихоокеанский
(XVIII-XX вв.). После распада СССР транспортно-географическое
положение России, как и ее экономико-географическое
положение в целом, существенно ухудшились.
Был резко ограничен выход в океан со стороны
Балтийского и Черного морей, европейская
часть страны на 250- 1250 км отдалилась на
восток от развитых стран. Россия фактически
вернулась к границам XVII – начала XVIII в.
Геополитическое положение России – оценка
места страны на политической карте мира
– также существенно изменилось. Хотя
Россия продолжает оставаться крупным
геостратегическим объектом мировой политики,
нельзя не отметить ряд отрицательных
моментов. В связи с этим определенный
интерес представляет взгляд на геополитическое
положение России с Запада. 3. Бжезинский
(бывший советник по национальной безопасности
президента США) отмечал, что крах Советского
Союза вызвал колоссальное геополитическое
замешательство. Россияне обнаружили,
что они более не являются хозяевами трансконтинентальной
империи, а границы других республик с
Россией стали такими, какими они были
с Кавказом в начале ХIХ в., со Средней Азией – в середине
XIX в. и с Западом – приблизительно в 1600
г. На западе границы России существенно
изменились в неблагоприятную сторону,
а сфера ее геополитического влияния заметно
уменьшилась.
В геополитическом положении России в
90-е годы XX в. произошли следующие изменения:
· По периметру России образовались новые
суверенные государства, в том числе непосредственно
на границе пять государств-членов СНГ
и три государства Балтии.
· По отношению к России возникло ближнее
и дальнее зарубежье.
· Образовались частично «прозрачные»
границы с ближним зарубежьем, к 18 субъектам
Федерации, бывшим пограничными в рамках
СССР, прибавилось еще 25.
· Было ликвидировано военное присутствие
России в ряде стран Европы.
· Блок НАТО расширился на восток, к границам
России.
· Образовался анклав – Калининградская
область.
Появление на границах России восьми новых
государств потребовало разработки многих
новых вопросов во внешней политике России.
В частности, очень важны для страны отношения
с Украиной, ставшей одним из крупнейших
государств Европы. Экономический и геополитический
потенциал Украины вызывает повышенное
внимание к ней со стороны США и Западной
Европы. Важное значение в геополитическом
плане приобретает Азербайджан, являющийся,
по выражению 3. Бжезинского, пробкой в
сосуде, содержащем богатства бассейна
Каспийского моря и Средней Азии.
Положение России в зоне Каспийского бассейна
существенно изменилось. Каспийское море,
бывшее раньше фактически внутренним
озером СССР, становится ареной взаимоотношений
пяти независимых государств – России,
Азербайджана, Ирана, Туркменистана и
Казахстана. Каждое из них имеет свои притязания
на минеральные и биологические ресурсы
Каспия.
Серьезный вопрос – взаимоотношения с
мусульманскими государствами на южных
рубежах России, а также со странами Юго-Восточной
Азии.
В результате распада СССР протяженность
границ России сейчас составляет 60 933 км.
Таким образом, почти 2/3 границ России
– морские. Наиболее протяженную сухопутную
границу наша страна имеет с Казахстаном
(41 % всей сухопутной границы России), Монголией
(около 20 %’) и Украиной (10 % сухопутной
границы России).
Оценивая географическое положение страны,
нельзя обойти такое понятие, как «обширность».
Российская территория громадна. Есть
страны, которые можно пройти пешком за
несколько часов (Лихтенштейн, Монако).
За день можно проехать на автомобиле
Францию, Испанию, Великобританию. Пересечь
Россию с запада на восток за день можно
только на самолете.
К сожалению, наш век больших скоростей
изменил прежнее восприятие пространства
и расстояния. В XIX в. французская писательница
Жермена де Сталь писала о пространствах
России: «Россия – это преддверие иной,
неведомой земли Востока. В России такой
простор, что все в ней теряется, даже дворцы,
даже само население. Все тонет в необъятном
пространстве, над всем царит оно и захватывает
воображение».
Территорию России трудно представить
еще и потому, что в мире нет стран, схожих
с ней по размерам. Например, площадь США
(9,4 млн км2) составляет 55 % площади России,
а площадь всех государств зарубежной
Европы – 35 % площади нашей страны.
1 % территории России (например, республики
Карелия, Тува) – это площадь таких стран,
как Тунис или Уругвай; 2 % (например, Республика
Бурятия, Амурская область) – это Финляндия
или Вьетнам; 3 % (Ханты-Мансийский автономный
округ) – Испания или Таиланд.
Небольшое по российским меркам расстояние
в 1000 км (Москва – Волгоград или Екатеринбург
– Омск) равно путешествию через всю Францию
(Гавр – Париж – Лион – Марсель), а в 2000
км (Москва – Челябинск) – поездке от Балтийского
до Черного моря (Гданьск – Львов – Бухарест
– Бургас).
Большая территория дает значительную
свободу для маневра производительных
сил, обеспечивает Россию природными ресурсами,
играет существенную роль в обороноспособности
страны. Вместе с тем громадные пространства
затрудняют управление и требуют огромных
инвестиций в развитие коммуникаций.
http://geography.kz/slovar/
Вывод: Если брать в расчет только один из видов соков, а именно нектары, то можно смело закрывать глаза на географическое положение рынка данного товара, т.к. его производство не требует каких либо определенных погодных условий, зависящих от географического положения рынка. Однако, темой данной курсовой работы является исследование рынка соков в целом, включая и свежевыжатые соки. Беря в расчет этот факт, можно смело заявлять, что Россия сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка данного товара, т.к. выращивание ингредиентов для данного товара имеет ярко выраженную сезонность.
1.2 Политическая конъюнктура
Россия — федеративная
президентско-парламентская
Государственный строй России определяется Конституцией, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
Главой государства
является Президент России, избираемый
на 4 года всенародным голосованием.
Согласно действующей Конституции,
он обладает рядом важнейших полномочий:
руководит внешней политикой, является
Верховным Главнокомандующим
Президент может быть отрешён
от должности Советом Федерации
при условии выдвижения Государственной
Думой обвинения в
Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. До 2000 года это были непосредственно губернаторы и спикеры региональных парламентов. Затем (вплоть до настоящего времени) — назначаемые ими представители. В будущем предполагается внести поправки в конституцию и перейти к комплектованию Совета из числа лиц, избранных представительными органами власти и депутатов местного самоуправления. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых всенародным голосованием по партийным спискам.
Исполнительную власть
осуществляет Правительство. Система
федеральных органов
Судебную власть осуществляют
суды: Конституционный Суд, суды общей
юрисдикции во главе с Верховным
Судом и арбитражные суды во главе
с Высшим Арбитражным Судом. В
некоторых субъектах Российской
Федерации учреждены
В России в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», официально зарегистрировано 7 политических партий, из них в Государственной Думе представлены четыре: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия.
Россия — один из ключевых участников международного общения. В качестве одного из пяти постоянных членов СБ ООН остаётся одной из традиционных великих держав и несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую Восьмёрку» экономически развитых государств. Является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Россия вместе с Белоруссией составляют так называемое Союзное государство.
Россия проводит много векторную внешнюю политику. Она поддерживает дипломатические отношения со 190 государствами, имеет диппредставительства в 144 странах. Внешняя политика России определяется Президентом страны и осуществляется Министерством иностранных дел.
Вывод: Анализ политической конъюнктуры России позволяет сделать вывод, что она может влиять на рынок соков только в налоговой политике государства и таможенных условиях. Безусловно, при производстве свежевыжатых соков, импорт сырья играет большую роль.
Объем ВВП России за II квартал 2011г. составил в текущих ценах 12757,1млрд.рублей. Индекс физического объема ВВП относительно II квартала 2010г. составил 103,4%, относительно I квартала 2011г. - 107,2%. Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2011г. по отношению к ценам II квартала 2010г. составил 116,1%.
Объем ВВП за I полугодие 2011г. составил в текущих ценах 24167,1млрд.рублей, индекс его физического объема относительно I полугодия 2009г. составил 103,7%.
В последнее время российский рынок соков богат на события. Существенное влияние на него оказала тенденция активной консолидации. 2010 год специалисты называют годом передела сокового рынка. На рынок проникают иностранные компании, которые посредством слияния приобретают крупных российских соковых производителей.
Инфляция в России с 2000 по 2010 год
Начиная с 2000 г. темп инфляции неуклонно снижается и к 2010 г. он составил лишь 8.8 %. Несмотря на то, что по сравнению с предыдущими ближайшими годами инфляция снова начала расти, рынок соков продолжает развиваться и расширять свой ассортимент. Покупатели же стали приобретать более дорогие марки соков, возможно, это связано с повышением доходов населения, по сравнению с прошлыми годами. В России наблюдается большое различие в доходах граждан . Самые богатые россияне в 15 раз богаче самых бедных. По данным Минэкономразвития, разница между доходами 10% самых богатых и самых бедных граждан увеличивается с каждым годом. В 2007 году было зафиксировано увеличение с 14,9 до 15,3 раза. Такой разрыв, по мнению экспертов, является критическим.
Минимальный прожиточный минимум в целом по стране (прожиточный минимум населения) за IV -й квартал 2010 года составлял 5.902 рубля на душу населения. Для трудоспособного населения прожиточный минимум в 3-м квартале составил 6.367 рублей, для пенсионеров – 4.683 рубля, для детей – 5.709 рублей. По данным на III квартал 2011 года величина прожиточного минимума — 6476руб/месяц прожиточный минимум для трудоспособного населения – 6.986 рублей, прожиточный минимум пенсионеров – 5.122 рубля, прожиточный минимум на ребенка – 6.265 рублей. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума — 13,4 % (2011 г.).
Заработная плата является важнейшим источником доходов. Ее вклад нужно оценивать с учетом скрытых заработков. С такой дооценкой доля заработной платы составляла в 2003-2006 гг. 65-67% доходов населения. В Санкт-Петербурге средняя номинальная зарплата 2011 года составила 31.200 рублей.
Общая численность безработных граждан России в 2010 году составила 6,2 млн человек.
Вывод: с 2007 года мы наблюдаем снижение уровня инфляции и повышение уровня доходов населения России, благодаря этому покупатели стали приобретать большее количество более дорогих видов соков . Демографические изменения за последние годы не значительны, следовательно они не окажут особого влияния на рынок соков.
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка молочной продукции