Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:29, курсовая работа
Маркетинг – относительно молодая научно-прикладная дисциплина. Впервые термин появился в американской экономической литературе в 1902г. Начиная с середины двадцатого столетия, концепция маркетинга стремительно завоевывала умы, как теоретиков, так и практиков – экономистов и менеджеров. Интенсивное развитие теории и практики менеджмента привели к тому, что был накоплен огромный эмпирический материал о бизнес – процессах, о потребительском поведении и конкурентной борьбе. Ряд ученых смогли систематизировать и обобщить имеющиеся факты. Прогресс в теории, практической деятельности на рынке породил новое течение в науке управления – маркетинг.
Ввоз в Россию концентрированного сокового сырья позволил расширить ассортимент выпускаемых соков. На фоне традиционных для России продуктов, таких как яблоко и томат, на первое место выходит апельсин, заметное место занимает и ананас – продукты, которых почти не было на советском рынке.
К сожалению, наметившаяся тенденция роста потребления на соковом рынке России была прервана финансовым кризисом 1998 года. Августовский кризис заставил уйти с российского рынка почти всех импортеров соковой продукции. В 1999 г. объем рынка сократился до 785 млн. л. В этот период происходит существенное сокращение числа брендов, представленных на рынке, а также уход с рынка не только импортеров, но и многих мелких и средних производителей. Обвальная девальвация российской валюты резко повысила конкурентоспособность российских производителей, в результате их продукция на российском рынке стала доминирующей. Финансовый кризис дал возможность национальным производителям занять лидирующие позиции на соковом рынке. Продукция компании «Вимм-Билль-Данн», «Мултон», «Лебедянский консервный завод», «Останкинский молочный комбинат» к моменту кризиса уже была хорошо известна и пользовалась популярностью у российских потребителей.
Динамика производства соков в 1997-2009 годах в натуральном выражении, млн. л, а также ежегодный рост рынка в % к 1997 году в России приведена на рисунке 3.
Рис. 3 - Динамика производства рынка соков в 1997-2010 годах
К 2002 году был практически завершен переход на использование упаковки из композиционных материалов. Доля соков в стеклянной таре в России в 2008 г. составляла около 3 %. Упаковка из композитных материалов удобна производителям более низкими транспортными расходами, которые в условиях российских масштабов имеют высокий вес в себестоимости продукции.
В это же время происходит консолидация
усилий производителей соков России
в отстаивании своих интересов
на государственном уровне и создание
Российского союза
Устойчивый рост основных макроэкономических
показателей обеспечил
Российский рынок соковой
ОАО «Лебедянский» 873 млн. литров;
ОАО «ВБД Напитки» 566 млн. литров;
ЗАО «Мултон» 523 млн. литров;
ОАО «Нидан Соки» 278 млн. литров;
ОАО «Сады Придонья» 228 млн. литров;
ООО «Сан Фрут» 145 млн. литров;
ООО «Интерагросистемы» 121 млн. литров;
ОАО «ПРОГРЕСС» 85 млн. литров;
прочие – 146 млн. литров,
http://www.rsps.ru/
.По данным исследования, объем рынка соков в 2008 г. в России в натуральном выражении составил 3,035 млрд. л, сократившись на 45% по сравнению с предыдущим годом. Отрицательная динамика рынка была обусловлена введением заградительных пошлин на импорт сокового сырья, переключением потребителей на альтернативные сокам безалкогольные напитки, а также ростом курса доллара в конце 2008 г.
Стоимостной объем рынка соков в 2008 г. составил 88 млрд. руб., снизившись на 40% по сравнению с 2007 г. Розничные цены на соки в 2008 г. поднялись с 38,4 до 42,1 руб./л. Почти 86% рынка по итогам 2008 года делят между собой 4 крупных производителя: ЭКЗ «Лебедянский» (Липецкая область) - 30%, ООО «Нидан-Фудс», относящийся к PepsiCo (г. Новосибирск) - 16%, ЗАО «Мултон», принадлежащий Coca-Cola (Санкт-Петербург) - 22% и ОАО «Вимм-Билль-Данн» (г. Москва) - 18%.
Помимо четырех
Среди них
можно назвать ООО «
Объем производства соков на рынке, млн.л.
Производитель |
Объем продаж соков, млн.л. | ||
2007 год |
2008 год |
2009 год | |
ОАО ЭКЗ «Лебедянский» |
930 |
945 |
1010 |
ЗАО "Мултон" |
654 |
693 |
740 |
ООО СП "Нидан Соки" |
492 |
544 |
605 |
ЗАО ТК «Вимм-Билль-Данн» |
449 |
455 |
539 |
АПК «Придонье» |
111 |
90 |
108 |
Сан Фрут |
96 |
41 |
51 |
ООО «Пепсико Холдингс» |
67 |
31 |
27 |
ООО «Интерагросистемы» |
64 |
41 |
44 |
ООО «Eckes-Granini Rus» |
46 |
37 |
41 |
Частные марки |
79 |
48 |
47 |
Прочие производители |
174 |
160 |
155 |
Сумма: |
3065 |
3085 |
3367 |
Объем производства, доля на рынке в %
Производитель |
Объем производства, доля на рынке в % | ||
2007 год |
2008 год |
2009 год | |
ОАО ЭКЗ «Лебедянский» |
32 |
31,1 |
30 |
ЗАО "Мултон" |
23 |
23 |
22 |
ООО СП "Нидан Соки" |
12 |
17 |
18 |
ЗАО ТК «Вимм-Билль-Данн» |
13 |
15 |
16 |
АПК «Придонье» |
6,2 |
3 |
3,2 |
Сан Фрут |
1,9 |
1,4 |
1,5 |
ООО «Пепсико Холдингс» |
2 |
1 |
0,8 |
ООО «Интерагросистемы» |
3,1 |
1,4 |
1,3 |
ООО «Eckes-Granini Rus» |
4 |
1,2 |
1,2 |
Частные марки |
1,1 |
1,6 |
1,4 |
Прочие производители |
1,7 |
5,2 |
4,6 |
Сумма: |
100 |
100 |
100 |
Лидерами на рынке являются 4 производителя ОАО ЭКЗ «Лебедянский», ЗАО "Мултон", ООО СП "Нидан Соки" и ЗАО ТК «Вимм-Билль-Данн». но ведущий в таблице лидер ярко выражен, вырываясь вперёд от 4-го на целых 15%. ОАО Лебедянский занимает первую позицию на протяжении последних 5-7 лет, вырываясь вперед на 8-10 % от занимающего вторую позицию участника этого рынка.
3.2 Исследование возможностей
расширения предложения за
По оценкам DISCOVERY Research Group, в 2009 г. в
Россию было импортировано 190267,2 тыс.л.
соков,
нектаров и сокосодержащих напитков всех видов
общей стоимостью 293292,4 $ тыс. За I полугодие
2010 г. совокупный импорт данного рода товаров
составил 117119,6 тыс.л. в натуральном и 177206,1
$ тыс. в стоимостном выражении. Среднемесячный
объем импортируемой продукции в 2009 г
составлял 15855,6 тыс.л. и 24441 $ тыс., в I полугодии
2010 г. - 19519,9 тыс.л. и 29534,3 $ тыс.
За период январь-июнь 2010 г. совокупный
экспорт данного рода товаров составил
11147,3 тыс.л. в натуральном и 10403,8 $ тыс. в
стоимостном выражении. По данным на I
полугодие 2010 г., среди лидирующих товарных
групп по количеству импортируемой продукции
можно выделить следующие: яблочный сок
- 35%, апельсиновый сок замороженный с числом
Брикса не более 67 - 12%, смеси соков прочие
с числом Брикса не более 67 - 12%, апельсиновый
сок прочий с числом Брикса более 20, но
не более 67 - 8%, соки из тропических плодов
с числом Брикса не более 67 - 7%, виноградный
сок (включая виноградное сусло) прочий
- 7%, ананасовый сок - 6%. По количеству экспортируемой
продукции - яблочный сок - 33%, смеси соков
прочие с числом Брикса не более 67 - 22%,
соки из тропических плодов с числом Брикса
не более 67 - 14%, апельсиновый сок незамороженный
с числом Брикса не более 20 - 10%, томатный
сок - 9%.
Лидирующие импортеры соков, нектаров
и сокосодержащих напитков, поставляющие
продукцию в Россию: Yantai North Andre Juice - 7%, Fischer
S/A - 7%, Ган Шмуел Фудс - 6%, Cargill - 5%, Аграна
Фрут - 4%. Лидирующие российские экспортеры:
Сады Придонья - 17%, Лебедянский - 15%, Вимм-Билль-Дан
- 13%, Мултон - 13%, Прогресс - 7%. Импорт осуществляется
преимущественно из Нидерландов, Китая,
Украины, Израиля и Польши. Экспорт в основном
ориентирован на такие страны, как Казахстан,
Украина, Азербайджан, Армения, Туркмения,
Киргизия.
http://planovik.ru/research/
Через два-три года после вступления
в ВТО РФ снизит пошлины на импорт
сока. Об свидетельствует документ
об обязательствах нашей страны при вступлении
во Всемирную торговую организацию, имеющийся
в распоряжении "Интерфакса".
В настоящее время поставки сока в Россию
облагаются пошлиной в размере 15%, но не
менее 0,07 евро за 1 литр. При вступлении
России в ВТО размер ставки сохранится.
Однако на апельсиновый сок к 2014 году пошлина
должна снизиться до 10%, но не менее 0,046
евро за 1 литр. В 2013 году - 12,5%, но не менее
0,058 евро за 1 литр. На этот сок в упаковках
объемом не более 0,35 литра для детского
питания и некоторые другие виды соковой
продукции из апельсинов пошлина должна
снизиться до 10%, но не менее 0,046 евро за
1 литр к 2015 году (13,3%, но не менее 0,062 евро
за 1 литр в 2013 году, 11,7%, но не менее 0,054
евро за 1 литр в 2014 году). На другие виды
сока из цитрусовых и ананасов ставка
пошлины также снизится с 15%, но не менее
0,07 евро за 1 литр при вступлении в ВТО;
до 10%, но не менее 0,46 евро за 1 литр к 2015
году (13,3%, но не менее 0,062 евро за 1 литр
в 2013 году, 11,7%, но не менее 0,054 евро в 2014
году).
Ставка пошлины на томатный сок при вступлении
в ВТО сохранится. В настоящее время она
составляет 15%, но не менее 0,07 евро за 1
литр,. Однако к 2014 году она должна снизиться
до 13%, но не менее 0,06 евро за 1 литр (в 2013
году - 14%, но не менее 0,065 евро за 1 литр).
Пошлина на виноградный сок в 2015 году снизится
до 12%, но не менее 0,056 евро за 1 литр (в 2013
году - 14%, но не менее 0,065 евро за 1 литр,
в 2014 году - 13%, но не менее 0,06 евро за 1 литр).
Поставки яблочного сока, пошлина на которые
сохранится на общем уровне при вступлении
РФ в ВТО, с 2016 года будут облагаться пошлиной
в 12%, но не менее 0,056 евро за 1 литр (в 2013
и 2014 годах - 13%, но не менее 0,06 евро за 1
литр, в 2015 году - 12%, но не менее 0,06 евро
за 1 литр).
Ввоз концентрированного яблочного сока
стоимостью выше 30 евро за 100 кг нетто-массы
в бочках, цистернах, флекси-танках вместимостью
не менее 40 кг при вступлении в ВТО будет
облагаться пошлиной в 15%. К 2015 году она
должна снизиться до 10% (в 2013 и 2014 годах
- 10%, но не менее 0,05 евро за 1 литр). В настоящее
время пошлина составляет 10%, но не менее
0,05 евро.
Предполагается, Россия вступит в ВТО
в первой половине 2012 года. http://www.fruitnews.ru/news/
Правовое
регулирование маркетинговой
Вышеуказанные нормы сформулированы в нормативно-правовых актах, издаваемых органами государственной власти различного уровня.
Основным законом Российской Федерации, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993года. Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Вторым по значению (но безусловно равным с другими законами) нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере маркетинга и рекламы является Гражданский кодекс РФ, вступивший в правовую силу в 1995 году. Причем согласно ст.3 Гражданского кодекса РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.
За развитием законодательного процесса удобно проследить, если провести условную классификацию законодательных актов:
1) законы,
обеспечивающие
2) законы, регулирующие правовое положение хозяйствующих субъектов: ФЗ от 26 декабря 1995г. «Об акционерных обществах», ФЗ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ от 8 мая 1996г. «О производственных кооперативах», ФЗ от 14 ноября 2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,ФЗ от 26 октября 2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» и т.д.;
3) законы, устанавливающие правовой режим объектов маркетинговой деятельности: ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, ФЗ от 29 июля 2004г. «О коммерческой тайне», ФЗ от 23 августа 1996г. «О науке и государственной научно-технической политике» и т.д.
В целях
наиболее детального, а зачастую оперативного
регулирования отношений в
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка молочной продукции