Маркетинговое исследование рынка молочной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг – относительно молодая научно-прикладная дисциплина. Впервые термин появился в американской экономической литературе в 1902г. Начиная с середины двадцатого столетия, концепция маркетинга стремительно завоевывала умы, как теоретиков, так и практиков – экономистов и менеджеров. Интенсивное развитие теории и практики менеджмента привели к тому, что был накоплен огромный эмпирический материал о бизнес – процессах, о потребительском поведении и конкурентной борьбе. Ряд ученых смогли систематизировать и обобщить имеющиеся факты. Прогресс в теории, практической деятельности на рынке породил новое течение в науке управления – маркетинг.

Файлы: 1 файл

курсовой проект2.docx

— 262.55 Кб (Скачать файл)

Ввоз в Россию концентрированного сокового сырья позволил расширить  ассортимент выпускаемых соков. На фоне традиционных для России продуктов, таких как яблоко и томат, на первое место выходит апельсин, заметное место занимает и ананас – продукты, которых почти не было на советском  рынке.

К сожалению, наметившаяся тенденция  роста потребления на соковом  рынке России была прервана финансовым кризисом 1998 года. Августовский кризис заставил уйти с российского рынка  почти всех импортеров соковой продукции. В 1999 г. объем рынка сократился до 785 млн. л. В этот период происходит существенное сокращение числа брендов, представленных на рынке, а также уход с рынка не только импортеров, но и многих мелких и средних производителей. Обвальная девальвация российской валюты резко повысила конкурентоспособность российских производителей, в результате их продукция на российском рынке стала доминирующей. Финансовый кризис дал возможность национальным производителям занять лидирующие позиции на соковом рынке. Продукция компании «Вимм-Билль-Данн», «Мултон», «Лебедянский консервный завод», «Останкинский молочный комбинат» к моменту кризиса уже была хорошо известна и пользовалась популярностью у российских потребителей.

Динамика производства соков в 1997-2009 годах в натуральном выражении, млн. л, а также ежегодный рост рынка в % к 1997 году в России приведена  на рисунке 3.

Рис. 3 - Динамика производства рынка соков в 1997-2010 годах

К 2002 году был практически завершен переход на использование упаковки из композиционных материалов. Доля соков  в стеклянной таре в России в 2008 г. составляла около 3 %. Упаковка из композитных материалов удобна производителям более низкими транспортными расходами, которые в условиях российских масштабов имеют высокий вес в себестоимости продукции.

В это же время происходит консолидация усилий производителей соков России в отстаивании своих интересов  на государственном уровне и создание Российского союза производителей соков. Итогом этих усилий стало сокращение таможенных тарифов на импорт в Россию основных видов концентрированных  соков в 2000 г. В это же время был разработан новый стандарт на термины и определения в области соков, который синхронизировал российскую и европейскую классификацию соков. С 2000 г. началась стабилизация российской экономики, увеличилась покупательная способность населения.

Устойчивый рост основных макроэкономических показателей обеспечил возрождение  пострадавших от кризиса рынков, в  том числе и рынка соковых  продуктов. Рынок начал переживать бурный подъем: 40 % в 2000 г. (объем производства: 0,75 млрд. л), 60 % в 2001 (объем производства: 1,20 млрд. л), 23 % в 2002 г. (объем производства: 1,6 млрд. л) и 19 % в 2003 г. С 2005 по 2011 г.г., по оценкам специалистов, рынок увеличился всего лишь на 5 % и достигнет 2,9 - 3 млрд. л. Таким образом, хотя рынок соков и продолжает расти, но темпы этого роста стали замедляться, и по прогнозам экспертов в ближайшие годы эта тенденция сохранится, так как рост объемов производства значительно обгоняет темпы увеличения потребления. По мнению наблюдателей, при условии сохранения существующей динамики роста благосостояния населения страны, насыщение российского рынка соков наступит не раньше, чем через 4–5 лет.

3. Изучение предложения

3.1. Исследование  производства товаров на местном  рынке

 

Российский рынок соковой продукции  за 2010 год – 2965 млн. литров

ОАО «Лебедянский»  873 млн. литров; 

ОАО «ВБД Напитки» 566 млн. литров;

ЗАО «Мултон» 523 млн. литров;

ОАО «Нидан Соки» 278 млн. литров;

ОАО «Сады Придонья» 228 млн. литров;

ООО «Сан Фрут» 145 млн. литров;

ООО «Интерагросистемы» 121 млн. литров;

ОАО «ПРОГРЕСС» 85 млн. литров;

прочие – 146 млн. литров,

http://www.rsps.ru/information/useful/

.По данным исследования, объем рынка соков в 2008 г. в России в натуральном выражении составил 3,035 млрд. л, сократившись на 45% по сравнению с предыдущим годом. Отрицательная динамика рынка была обусловлена введением заградительных пошлин на импорт сокового сырья, переключением потребителей на альтернативные сокам безалкогольные напитки, а также ростом курса доллара в конце 2008 г.

Стоимостной объем рынка соков  в 2008 г. составил 88 млрд. руб., снизившись на 40% по сравнению с 2007 г. Розничные цены на соки в 2008 г. поднялись с 38,4 до 42,1 руб./л. Почти 86% рынка по итогам 2008 года делят между собой 4 крупных производителя: ЭКЗ «Лебедянский» (Липецкая область) - 30%, ООО «Нидан-Фудс», относящийся к PepsiCo (г. Новосибирск) - 16%, ЗАО «Мултон», принадлежащий Coca-Cola (Санкт-Петербург) - 22% и ОАО «Вимм-Билль-Данн» (г. Москва) - 18%.

Помимо четырех общенациональных игроков на отечественном рынке  существует также множество небольших  компаний, масштабы, деятельности которых  ограничиваются рамками своих и  соседних регионов.

Среди них  можно назвать ООО «Интерагросистемы» (ТМ «Вико») и АПК «Придонье» (ТМ «Сады Придонья», «Мой») на юге России, СП «Арго-Джус» (ТМ «Арго») и ООО «Ровена-Сок» в Дальневосточном регионе, ОАО «Прогресс» (ТМ «Привет») – в Поволжье.

 

 

 

 

 

Объем производства соков на рынке, млн.л.

Производитель

Объем продаж соков, млн.л.

2007 год

2008 год

2009 год

ОАО ЭКЗ «Лебедянский»

930

945

1010

ЗАО "Мултон"

654

693

740

ООО СП "Нидан Соки"

492

544

605

ЗАО ТК «Вимм-Билль-Данн»

449

455

539

АПК «Придонье»

111

90

108

Сан Фрут

96

41

51

ООО «Пепсико Холдингс»

67

31

27

ООО «Интерагросистемы»

64

41

44

ООО «Eckes-Granini Rus»

46

37

41

Частные марки

79

48

47

Прочие производители

174

160

155

Сумма:

3065

3085

3367


 

 

Объем производства, доля на рынке в %

Производитель

Объем производства, доля на рынке в %

2007 год

2008 год

2009 год

ОАО ЭКЗ «Лебедянский»

32

31,1

30

ЗАО "Мултон"

23

23

22

ООО СП "Нидан Соки"

12

17

18

ЗАО ТК «Вимм-Билль-Данн»

13

15

16

АПК «Придонье»

6,2

3

3,2

Сан Фрут

1,9

1,4

1,5

ООО «Пепсико Холдингс»

2

1

0,8

ООО «Интерагросистемы»

3,1

1,4

1,3

ООО «Eckes-Granini Rus»

4

1,2

1,2

Частные марки

1,1

1,6

1,4

Прочие производители

1,7

5,2

4,6

Сумма:

100

100

100


 

Лидерами на рынке являются 4 производителя  ОАО ЭКЗ «Лебедянский», ЗАО "Мултон", ООО СП "Нидан Соки" и ЗАО ТК «Вимм-Билль-Данн». но ведущий в таблице лидер ярко выражен, вырываясь вперёд от 4-го на целых 15%. ОАО Лебедянский занимает первую позицию на протяжении последних 5-7 лет, вырываясь вперед на 8-10 % от занимающего вторую позицию участника этого рынка.

3.2 Исследование возможностей  расширения предложения за счет  импорта

По оценкам DISCOVERY Research Group, в 2009 г. в Россию было импортировано 190267,2 тыс.л. соков,  
нектаров и сокосодержащих напитков всех видов общей стоимостью 293292,4 $ тыс. За I полугодие 2010 г. совокупный импорт данного рода товаров составил 117119,6 тыс.л. в натуральном и 177206,1 $ тыс. в стоимостном выражении. Среднемесячный объем импортируемой продукции в 2009 г составлял 15855,6 тыс.л. и 24441 $ тыс., в I полугодии 2010 г. - 19519,9 тыс.л. и 29534,3 $ тыс. 
 
За период январь-июнь 2010 г. совокупный экспорт данного рода товаров составил 11147,3 тыс.л. в натуральном и 10403,8 $ тыс. в стоимостном выражении. По данным на I полугодие 2010 г., среди лидирующих товарных групп по количеству импортируемой продукции можно выделить следующие: яблочный сок - 35%, апельсиновый сок замороженный с числом Брикса не более 67 - 12%, смеси соков прочие с числом Брикса не более 67 - 12%, апельсиновый сок прочий с числом Брикса более 20, но не более 67 - 8%, соки из тропических плодов с числом Брикса не более 67 - 7%, виноградный сок (включая виноградное сусло) прочий - 7%, ананасовый сок - 6%. По количеству экспортируемой продукции - яблочный сок - 33%, смеси соков прочие с числом Брикса не более 67 - 22%, соки из тропических плодов с числом Брикса не более 67 - 14%, апельсиновый сок незамороженный с числом Брикса не более 20 - 10%, томатный сок - 9%. 
 
Лидирующие импортеры соков, нектаров и сокосодержащих напитков, поставляющие продукцию в Россию: Yantai North Andre Juice - 7%, Fischer S/A - 7%, Ган Шмуел Фудс - 6%, Cargill - 5%, Аграна Фрут - 4%. Лидирующие российские экспортеры: Сады Придонья - 17%, Лебедянский - 15%, Вимм-Билль-Дан - 13%, Мултон - 13%, Прогресс - 7%. Импорт осуществляется преимущественно из Нидерландов, Китая, Украины, Израиля и Польши. Экспорт в основном ориентирован на такие страны, как Казахстан, Украина, Азербайджан, Армения, Туркмения, Киргизия.

http://planovik.ru/research/2011/01/19/4516.html

Через два-три года после вступления в ВТО РФ снизит пошлины на импорт сока. Об свидетельствует документ об обязательствах нашей страны при вступлении во Всемирную торговую организацию, имеющийся в распоряжении "Интерфакса". 
 
В настоящее время поставки сока в Россию облагаются пошлиной в размере 15%, но не менее 0,07 евро за 1 литр. При вступлении России в ВТО размер ставки сохранится. 
 
Однако на апельсиновый сок к 2014 году пошлина должна снизиться до 10%, но не менее 0,046 евро за 1 литр. В 2013 году - 12,5%, но не менее 0,058 евро за 1 литр. На этот сок в упаковках объемом не более 0,35 литра для детского питания и некоторые другие виды соковой продукции из апельсинов пошлина должна снизиться до 10%, но не менее 0,046 евро за 1 литр к 2015 году (13,3%, но не менее 0,062 евро за 1 литр в 2013 году, 11,7%, но не менее 0,054 евро за 1 литр в 2014 году). На другие виды сока из цитрусовых и ананасов ставка пошлины также снизится с 15%, но не менее 0,07 евро за 1 литр при вступлении в ВТО; до 10%, но не менее 0,46 евро за 1 литр к 2015 году (13,3%, но не менее 0,062 евро за 1 литр в 2013 году, 11,7%, но не менее 0,054 евро в 2014 году). 
 
Ставка пошлины на томатный сок при вступлении в ВТО сохранится. В настоящее время она составляет 15%, но не менее 0,07 евро за 1 литр,. Однако к 2014 году она должна снизиться до 13%, но не менее 0,06 евро за 1 литр (в 2013 году - 14%, но не менее 0,065 евро за 1 литр). 
 
Пошлина на виноградный сок в 2015 году снизится до 12%, но не менее 0,056 евро за 1 литр (в 2013 году - 14%, но не менее 0,065 евро за 1 литр, в 2014 году - 13%, но не менее 0,06 евро за 1 литр). Поставки яблочного сока, пошлина на которые сохранится на общем уровне при вступлении РФ в ВТО, с 2016 года будут облагаться пошлиной в 12%, но не менее 0,056 евро за 1 литр (в 2013 и 2014 годах - 13%, но не менее 0,06 евро за 1 литр, в 2015 году - 12%, но не менее 0,06 евро за 1 литр). 
 
Ввоз концентрированного яблочного сока стоимостью выше 30 евро за 100 кг нетто-массы в бочках, цистернах, флекси-танках вместимостью не менее 40 кг при вступлении в ВТО будет облагаться пошлиной в 15%. К 2015 году она должна снизиться до 10% (в 2013 и 2014 годах - 10%, но не менее 0,05 евро за 1 литр). В настоящее время пошлина составляет 10%, но не менее 0,05 евро. 
 
Предполагается, Россия вступит в ВТО в первой половине 2012 года. http://www.fruitnews.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=20640&IBLOCK_ID=1&SECTION_ID=3194

3.3. Правовые основы  деятельности на рынке 

Правовое  регулирование маркетинговой деятельности равноправных субъектов исходит  из конституционных гарантий предпринимательства, общих положений гражданского права о физических (например, индивидуальные предприниматели-программисты) и юридических лицах (например, рекламные агентства), об объектах (например, информационные ресурсы) гражданских правоотношений, об имущественных правах (например, право собственности), об обязательствах и сделках (в т.ч. договорах маркетинговых услуг).

Вышеуказанные нормы сформулированы в нормативно-правовых актах, издаваемых органами государственной  власти различного уровня.

Основным  законом Российской Федерации, имеющим  высшую юридическую силу, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993года. Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции РФ.

Вторым по значению (но безусловно равным с другими законами) нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере маркетинга и рекламы является Гражданский кодекс РФ, вступивший в правовую силу в 1995 году. Причем согласно ст.3 Гражданского кодекса РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.

За развитием  законодательного процесса удобно проследить, если провести условную классификацию  законодательных актов:

1) законы, обеспечивающие государственные  требования к маркетинговой деятельности: ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей»,  ФЗ от 8 августа 2001г. «О защите  прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при проведении  государственного контроля (надзора)» ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" и т.д.;

2) законы, регулирующие правовое положение хозяйствующих субъектов: ФЗ от 26 декабря 1995г. «Об акционерных обществах», ФЗ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ от 8 мая 1996г. «О производственных кооперативах», ФЗ от 14 ноября 2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,ФЗ от 26 октября 2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» и т.д.;

3) законы, устанавливающие правовой режим объектов маркетинговой деятельности: ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, ФЗ от 29 июля 2004г. «О коммерческой тайне», ФЗ от 23 августа 1996г. «О науке и государственной научно-технической политике» и т.д.

В целях  наиболее детального, а зачастую оперативного регулирования отношений в определенных сферах предусмотрены подзаконные нормативные акты, среди которых приоритетно применяются указы Президента РФ, затем Постановления Правительства РФ и наконец, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (например, Министерства финансов РФ), принятые в соответствии с их компетенцией. Указанные акты не должны противоречить Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ и иным законам. Их вступление в силу определено Указом Президента РФ от 23 мая 1996г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка молочной продукции