Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 19:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов маркетинговых исследований, а так же практических направлений при исследовании рынка товара.
Для достижения поставленной цели нужно разрешить дальнейшие задачи:
Выявить цели и задачи, ключевые направления маркетинговых исследований .
Рассмотреть организационно-финансовую характеристику компании;
3. Провести маркетинговое исследование рынка хлебо-булочных изделий ст. Ярославская.
ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………........……..…3
Глава 1. Методические основы проведения маркетинговых исследований рынка…………………………………………………………....5
1.1. Цели задачи и направления маркетинговых исследований……………...5
1.2. Процесс маркетингового исследования…………………………………..12
1.3. Информационное обеспечение маркетинговых исследований…………15
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика
предприятия…………………………………………………………………..18
2.1. Организационно-правовые аспекты деятельности предприятия………18
2.2. Анализ состояния и финансовых результатов предприятия……………21
2.3. Дизайн маркетингового исследования ……………………………….…24
Глава 3. Маркетинговое исследование рынка………..…………..….28
3.1. Общие тенденции и особенности рынка………………………………….28
3.2. Ассортиментная политика на рынке………………………………………29
3.3. Предпочтения потребителей на рынке товаров………………………...31
3.4. Исследовательский отчет…………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...……………………………………………………....36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙЛИТЕРАТУРЫ……
2.3 Дизайн маркетингового исследования
Анкетирование как способ исследования представляет существенную значимость в развитии и формировании современного общества. Собственно с его поддержкой профессионалам различных отраслей удается осуществляют разные исследования, функционировать четко запланированному плану и достигать высочайших (и конкретных) итогов.
Основные преимущества данного метода – возможность получать информацию от большого числа респондентов - анкетный опрос не ограничивает число соучастников.
Исследование
Стремление соблюдать здоровый образ жизни сегодня становится популярно, вследствие этого поступление витаминов и минеральных элементов в составе хлебобулочных продуктов значительно повысит их потребность.
Данное маркетинговое исследование ориентировано на исследование мнений покупателей, согласно расширению перечня изготавливаемого продукта. А точней на появление хлеба с добавления витамин и перемены в фасовки хлеба.
Для сбора основных сведений был избран способ индивидуального выборочного опроса с помощью анкеты, которая заполняется интервьюером
Личный опрос проводится около торговой точки фирмы «Ярославский хлебозавод». Респонденту предполагалось принять участие в исследовании, говорилось, что исследование является анонимным и приобретенные сведения будут применены только лишь в целях сводного анализа.
Для этого исследования была специально разработана анкета. В начале анкеты располагаются 3 вопроса с целью систематизации, затем идут вопросы, касающиеся проблемы исследования, и в завершении опроса задавались вопросы сравнительно способности его отнесения к этому либо другому сегменту рынка. Типовая анкета представлена в приложении 1.
В связи с тем, что было принято решение опрашивать респондентов непосредственно возле торговых точек «Ярославский хлебозавод» для исследования будет подходить типовая выборка, из-за того, что главный классификационный признак, определяющий типичность элементов генеральной совокупности - это совершение покупки в торговой точке «Ярославский хлебозавод». В качестве генеральной совокупности рассматривалось все население ст. Ярославская, таким образом, равно как возможно всегда они имеют все шансы быть покупателями продукта. Согласно сведениям статистических изучений в ст. Ярославская живут примерно 5436 человек.
На этапе сбора сведений был осуществлён сбор основных сведений, а кроме того дальнейшее редактирование полученных сведений. Всего в анкетировании приняло участие 100 человек .
Анкета для проведения маркетингового исследования.
Здравствуйте, меня зовут ______, я являюсь представителем компании «Ярославский хлебозавод». Вы не могли бы ответить на несколько моих вопросов, это займёт у вас всего пару минут. Зато Ваши ответы помогут нам сделать нашу продукцию ещё более качественной для Вас.
1. Пол
а) женский
б) мужской
2. Возраст
а) 15-25
б) 26-40
в) 41-55
г) 55 и выше
3. Часто ли вы покупаете
продукцию от компании «
а) каждый день
б) раз в два-три дня
в) раз в неделю
г) очень редко
4. Устраивает ли вас качество нашей продукции?
а) Да, полностью
б) Не всегда
в) Нет
5. Где кроме торговых
точек «Ярославский хлебозавод»
6. Как бы вы отнеслись к появлению зернового хлеба с добавлением витаминов?
а) Положительно
б) Отрицательно
в) Мне всё равно
7. Хотелось бы вам, чтобы
хлеб «Ярославский хлебозавод»
был фасован по-другому?_______
8.Какой хлеб вы покупаете чаще?__________________
9.Среднедушевой доход в семье?
а)1000 - 5000 руб.
б) 5000 - 7500 руб.
в) 7500 - 10000 руб.
г)10000 руб. и выше
Спасибо за участие в проведении исследования, нам очень важно ваше мнение.
Глава 3. Маркетинговое исследование рынка
3.1. Общие тенденции и особенности рынка
Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. В настоящее время хлебопекарный бизнес располагает большими возможностями для увеличения количества предприятий, создания развитую конкурентную среду и новых рабочие места.
Производство хлеба является социально значимой отраслью экономики. Большинство хлебозаводов, выпускающих основные сорта хлеба, решают важную стратегическую задачу обеспечения хлебом как можно большего количества человек.
Развитие рынка хлебобулочных изделий происходит в основном за счет нетрадиционных сортов, растет спрос на новые сорта хлеба с более сложной рецептурой и сдобу.
Что относится к общей тенденции в сферы, они никак не потерпели серьезных перемен. По–прежнему актуально изготовление мелкоштучной продукции. Это связано как с поисками новых ассортиментных позиций, так и с способностями повышения рентабельности производства по сравнению с традиционными видами хлеба. Еще одна важная направленность – изготовление новых типов продуктов, набирающих известность у потребителей и которые обеспечивают компаниям высочайшие характеристики рентабельности. К ним относят: большие хлебобулочные продукта, хлеб с добавлением разных пищевых ингредиентов, хлеб, галеты, лаваши, хлебные палочки, сушки, сухарики и др.
Сейчас в этом рынке питание присутствуют классические типы питание – Темный, светлый, круглый, батон, таким образом и формирующаяся в минувшие года премиальная группа – хлебобулочные продукта с ограниченным сроком сохранения, содержанием минералов и органических элементов, низкокалорийные сорта и т.п.
Потребление хлебобулочных продуктов связанно в первоначальную очередность с благосостоянием жителей, с увеличением которого российский покупатель переходит с недорогой и питательной еды к наиболее дорогостоящим продуктам.
Также в последние несколько лет в взаимосвязи с конфигурацией демографической условия, стало уделяться больше внимания сегменту детской продукции. При этом акцент делается на отсутствие искусственных добавок и насыщенных жиров в выпускаемой продукции. Отмечается рост спроса и на заменители хлеба (например, хлебцы).
Данный рынок представлен тремя производителями хлебобулочных изделий:
«Русский Хлеб», «Ярославский хлебозавод», «Крестьянский хлеб».
Основной размер производимой продукции распространяется по ближайшим населённым пунктам. Продукт более мощных производителей – «Русский Хлеб», – представлен практически во всех розничных сетях. Во многих из них распространяются также и изделия комбината «Ярославский хлебозавод», и собственном фирменном киоске.
3.2 Ассортиментная политика на рынке
Хлебом называют изделия, выпеченные из теста, разрыхление которого достигается биологическим путем, т. е. за счет брожения.
Классификация хлебобулочных изделий. В соответствии с действующей нормативной документацией, данная группа продовольственных товаров включает: хлеб, булочные изделия, а также изделия пониженной влажности (до 19%) — сухари, сушки, баранки, бублики и др. Булочные изделия, в свою очередь, подразделяют на собственно булочные, а также мелкоштучные и сдобные. Кроме того, что изделия подразделяют по виду и сорту муки, их классифицируют в зависимости от массы, особенности рецептуры и других признаков.
Хлебом называют изделия любой формы массой более 500 г, к булочным относят изделия массой 500 г и менее. Мелкоштучные изделия имеют массу 200 г и менее. В рецептуре сдобных изделий суммарное количество сахара и жира должно составлять 14 % и более.
Печеный хлеб занимает особое место в рационе питания населения. В отличие от многих других продуктов хлеб потребляется ежедневно и повсеместно. Ежесуточное потребление хлеба в расчете на одного потребителя колеблется от 200 до 400 г.
В России потребление хлеба на душу населения составляет около 102 кг в год, это несколько меньше чем в США (125 кг) [15].
Пищевая ценность хлеба довольно высокая. В среднем в хлебе содержится 5,5-9,5% белков, 0,7-1,3% жиров, 1,4-2,5% минеральных веществ, 39-47 % воды. В бараночных изделиях и сухарях воды значительно меньше (8-17 %), доля белков и усвояемых углеводов соответственно выше (9 и 70%). Энергетическая ценность 100 г продукта — 200-350 ккал. При оценке пищевой ценности хлеба нужно иметь в виду, что чем выше сорт муки, тем меньше влажность хлеба, в нем возрастают содержание белков, усвояемых углеводов и, соответственно, энергетическая ценность, но количество витаминов и других биологически активных веществ снижается.
Обширный ассортимент хлебобулочных изделий, насчитывающий примерно 400 сортов и разновидностей, можно подразделить на следующие группы:
по виду муки — хлеб ржаной, пшеничный, из смеси ржаной и пшеничной муки;
по способу выпечки — формовой и подовый;
по форме — батоны, булки, плетенки и т.д.;
по рецептуре — просто хлеб, изготовленный из муки, воды, соли и дрожжей (или закваски); улучшенный — с добавлением к основному сырью 3-6 % (от массы муки) сахара или патоки, а в некоторые сорта — жира (не более 7 %) и пряностей; сдобный — с большим количеством сдобы (7-30 % сахара, 7-15 % жира и др.);
по способу разделки и выпечки — на весовой и штучный;
по назначению — на обыкновенный и диетический.
Хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки выпекают из ржаной муки всех сортов и пшеничной I, II сортов и обойной. Добавление пшеничной муки улучшает структуру хлеба, а смешивание двух видов муки в разных соотношениях позволяет получать изделия, различные по вкусу, объему, пористости мякиша, внешнему виду.
Хлеб вырабатывают простым и улучшенным, подовым и формовым, весовым и штучным.
3.3 Предпочтения потребителей
Хлеб и хлебобулочные изделия - основные продукты питания людей, они содержат почти все, что необходимо человеку для питания и нормальной
жизнедеятельности. Потребляя хлеб и хлебобулочные изделия, человек удовлетворяет свои энергетические потребности на 40-50%, потребности в белке на 30-40%, в витаминах группы В на 50-60% и витамина Е до 80 %. По оценкам Госкомстата России около 70 млн. людей свои потребности в пище удовлетворяют на 80% хлебом.
Более половины всех потребителей хлеба и хлебобулочные изделия покупают ежедневно (53%). Наиболее предпочтением потребителей является покупка хлеба и хлебобулочных изделий в торговой точки «Ярославского хлебозавода». Количество видов и наименование продукции очень велико около 400 наименований. Наибольшим спросом пользуется: хлеб белый, нарезной, серый, отрубной. Что касается предпочтений на мелко- штучную продукцию, то здесь спросом пользуется практически вся продукция. Из проведенного исследования было выявлено что продукция «Ярославского хлебозавода» полностью устраивает потребителя и то, что они будут рады видеть на прилавках новый хлеб с добавлением витаминов.
3.4 Исследовательский отчет
Маркетинговое исследование – это функция, которая путем данных объединяет организацию с рынками, покупателями, конкурентами, с абсолютно всеми составляющими внешней сферы маркетинга. Окончательным шагом исследования является анализ сведений, которые заключается в подсчёте количества событий, которые оказались в различных категориях .
Категория 1 (Пол): среди опрошенных 77% женщин, 23% мужчин;
Категория 2 (Возраст): 24% приходится на интервал от 14 до 24 лет; 36% - от 25 до 39 лет; 25% - от 40 до 56лет; 15% - 56 лет и выше;
Категория 3 (Часто ли вы покупаете хлебобулочную продукцию): подсчёт показал, что 53% опрошенных покупают хлеб каждый день; 25% - один раз в два-три дня; 15% покупают хлеб один раз в неделю; 7% покупают хлеб очень редко;
Категория 4 (Устраивает ли вас качество нашей продукции?): 89% опрошенных сказали, что качество продукции компании «Ярославский хлебозавод » их полностью устраивает; 11% опрошенными, был дан ответ о том, что качество продукции их устраивает не всегда;
Категория 5 (Где кроме торговых точек «Ярославский хлебозавод» вы ещё приобретаете хлебобулочные изделия?): на данный вопрос 19% ответили, что хлеб они приобретают в «Капризе», 4% приобретают хлеб в «Фортуне» и в «Сюрпризе»; 16% - в «Виктории», 9% - в «Виктории» и в ларьке рядом с домом; 11 % приобретают хлеб в магазинах «Виктория», «Дарья »,; 8% - в «Капризе » и ларьке рядом с домом; 13% покупают хлеб всегда в разных торговых точках и магазинах; 16% нигде не покупают хлебобулочные изделия, кроме точек «Ярославский хлебозавод»; 4 % приобретают хлеб в ларьках рядом с домом;
Категория 6 (Как бы вы отнеслись к появлению зернового хлеба с добавлением витаминов?): 56% положительно отнесутся к появлению нового хлеба с витаминами; 44% сказали, что им всё равно;
Категория 7 категория (Хотелось бы вам, чтобы хлеб «Ярославский хлебозавод» был фасован по-другому?): 26% хотят чтобы хлеб был расфасован по четвертинкам; 16% за то чтобы увеличить вес хлеба; 58% опрошенных безразлично будет ли меняться фасовка хлеба;
Категория 8 (Какой хлеб вы покупаете чаще):
54%- белый, 32-серый, 10-батон, 4-лаваш.
Категория 9 (Среднедушевой доход в семье): 36% - 1000 - 6000 руб.; 48% - 6000 - 8500 руб.; 16% - 8500 - 11000 руб.
Исследование показало: новый повар привлечет покупателей и то, что 89% опрошенных полностью удовлетворены качеством продукции «Ярославского хлебозавода».