Маркетинговые исследования покупательского спроса на услуги связи МТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации.

Содержание работы

Введение.
1. Теоретические аспекты исследования покупательского спроса.
1.1 Понятие, виды спроса, факторы, влияющие на спрос.
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований.
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса.
2 Краткая характеристика рынка сотовой связи.
2.1 Услуги сотовой связи как товар и его специфика.
2.2 Характеристика рынка услуг сотовой связи (Географические границы рынка, особенности потребительского поведения, конкурентная среда)
3. Маркетинговые исследования покупательского спроса на услуги связи МТС.
3.1 Разработка плана исследования.
3.2 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей.
3.3 Анализ спроса по результатам опроса покупателей.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

основы маркетинга.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)
 
 

     Содержание:

     Введение.

  1. Теоретические аспекты исследования покупательского спроса.
    1. Понятие, виды спроса, факторы, влияющие на спрос.
    2.   Общая характеристика процесса маркетинговых исследований.
    3. Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса.

2 Краткая характеристика  рынка сотовой связи.

2.1 Услуги сотовой  связи как товар и его специфика.

2.2 Характеристика  рынка услуг сотовой связи  (Географические границы рынка,  особенности потребительского поведения,  конкурентная среда)

3. Маркетинговые исследования покупательского спроса на услуги связи МТС.

3.1 Разработка  плана исследования.

3.2 Анализ спроса  по результатам наблюдения за  поведением покупателей.

3.3 Анализ спроса  по результатам опроса покупателей.

Список использованной литературы. 
 

Введение

Современная экономика  характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя  и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет  конкретные цели, в соответствии с  которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.

В настоящее  время большинство компаний в  той или иной форме регулярно  осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С  момента появления и до наших  дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.

Маркетинговый анализ предполагает определение и  оценку рынков предприятия и внешней  среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации.

Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики  маркетинговой деятельности предприятия.

Маркетинг позволяет  найти способы смягчения и  устранения процессов перепроизводства, обеспечить соответствие спроса и предложения.

1Теоретические  аспекты исследования покупательского  спроса.

    1. Понятие, виды спроса, факторы, влияющие на спрос.

Уровень спроса является одной из основных характеристик  рынка. Для маркетинга спрос - основной объект постоянного наблюдения, детального изучения и воздействия.

Спрос – потребность, предъявляемая на рынке и подкрепленная  деньгами. В этой связи нельзя говорить о платежеспособном спросе, т. к. любой  спрос по определению платежеспособен, в противном случае это – потребность. Спрос можно также определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте.

Покупательский  спрос – сложное явление, складывающееся из различных элементов, имеющих  определенные экономические, социальные, демографические и региональные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облегчает его регулирование.  

Классификации спроса по состоянию рынка помогает маркетингу фирмы оценить спрос  с целью выработки определенной рыночной стратегии. Не менее важно  для маркетинга классифицировать спрос  и по другим признакам, позволяющим  выявить закономерности в формировании и развитии спроса, учесть их при разработке рыночной стратегии маркетинга. Так, классификация спроса по тенденциям напрямую связана с этапами жизненного цикла товара, а выявление различий спроса по социально-демографическим группам потребителей. 

Классификация спроса по покупательским намерениям открывает широкие возможности  направленного воздействия продавца на покупателя, как способами рекламы, так и методами непосредственного влияния. Определенная часть покупателей (по некоторым расчетам около четверти) поддается психологическому нажиму, активно реагирует на магазинную демонстрацию товаров. Из этого вытекает необходимость оптимального размещения товара в магазине, обеспечения доступности товара для осмотра и испытания, оригинальности и красочности экспозиции, и ее информативности (мерчендайзинг)

Признак дифференциации спроса по месту покупки представляет интерес для фирм, осуществляющих региональный маркетинг. В определенной части мобильный спрос является рекреационным, связанным с туризмом и курортными поездками. Выявление такого спроса очень важно для фирм, специализирующихся на обслуживании туристов и курортников. Необходимо знать не только размер рекреационного мобильного спроса, но и его географию, маршруты. Кроме того, информация о территориальной дифференциации спроса необходима региональным и муниципальным органам власти для того, чтобы контролировать потребительский рынок и разрабатывать свою товарную политику.

Анализ спроса по степени удовлетворения позволит фирме скорректировать свою ассортиментную и сервисную политику, найти дополнительные резервы роста сбыта и продажи.

В целях контроля и прогнозирования спроса также  выделяют виды спроса по времени формирования и предъявления на рынке. Прошлый  спрос – это спрос, реализованный  или неудовлетворенный за какой-то минувший отрезок времени, его оценка необходима для выявления тенденций и закономерностей, а также выполнения планов реализации. Текущий спрос - спрос в настоящий момент, знание размеров которого позволяет оперативно вносить коррективы в намеченные маркетинговые мероприятия, представляет собой элемент конъюнктуры рынка. Будущий спрос – спрос на последующий период, необходимо прогнозировать его объем и структуру с учетом возможностей производства и рынка.

Классификация спроса по названным признакам ориентирует маркетинг на применение определенной товарной политики и политики цен, на выбор соответствующей стратегии конкурентной борьбы, организацию направленных рекламных мероприятий, позволяет осуществлять многопараметровую сегментацию рынка и требует от фирмы проведения необходимых дифференцированных действий по регулированию спроса.

Факторы и закономерности спроса.

В условиях рынка  динамика спроса обусловлена одновременным  и разнонаправленным воздействием большого количества факторов. Измерить влияние всех факторов на спрос невозможно, поэтому важной задачей становится выявление основных и сильнодействующих факторов. Влияние других принимается незначительным и неопределяющим или опосредованным (через действия основных).

 

Спрос – закономерное экономическое явление и поэтому  может быть изучен. Среди основных закономерностей спроса, которые  используются в маркетинге для воздействия  на него, следует отметить следующие:

1.     зависимость уровня и структуры спроса от цен (закон спроса, эластичность);

2.     зависимость уровня спроса от дохода;

3.     зависимость спроса от качества товара при совокупном влиянии на спрос цен и доходов;

4.     зависимость структуры спроса от доходов;

5.     зависимость структуры спроса от доли постоянных покупателей;

6.     зависимость уровня индивидуального спроса от доли иждивенцев.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Общая характеристика  процесса маркетинговых исследований.

Маркетинговые исследования представляют собой исследовательскую  деятельность, направленную на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинговой структуры предприятия.

Целью маркетинговых  исследований конъюнктуры промышленного  рынка является выявление, моделирование и прогнозирование тенденций и закономерностей развития промышленного рынка.

Несмотря на многообразие видов маркетинговых  исследований, проводимых фирмами, в  основе их лежит общая методология, определяющая порядок их выполнения.

Процесс проведения маркетингового исследования в общем  случае состоит из 5 основных этапов:

1. Выявление  проблем и формулирование целей  исследования.

2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой  информации.

3. Планирование  и организация сбора первичной информации.

4. Систематизация  и анализ собранной информации.

5. Представление  полученных результатов исследования.

1. Выявление  проблем и формулирование целей  исследования по праву считается  важнейшим этапом исследования. Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследования являются залогом его успешного проведения. Ошибки же, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговых исследований, но и к обострению истинных проблем, связанных с потерями времени на движение по "ложному следу". К выявлению проблем и формулированию целей исследования должны привлекаться специалисты фирмы, а окончательные результаты этой работы должны быть одобрены ее руководством. При этом на практике, как правило, возможны две ситуации: либо руководство фирмы самостоятельно определяет конкретную проблему и ставит перед исследовательской группой цель и задачи маркетингового исследования; либо группе предстоит провести предварительное исследование, направленное на конкретизацию проблемы и формулирование на ее основе целей и задач маркетингового исследования.

В зависимости  от сроков и трудовых ресурсов отбор  внутренних и внешних источников вторичной информации и сбор ее может  производиться как поочередно (сначала изучается внутренняя, а затем внешняя информация), так и одновременно.

Основным и  важнейшим источником внутренней вторичной  информации для большинства зарубежных фирм служит компьютер, в информационную базу которого включаются все значимые данные, отражающие различные функции управления деятельностью фирмы.

Внешние же источники  вторичной информации включают:

- материалы законодательного и инструктивного характера, публикуемые государственными учреждениями, в том числе федеральными и местными;

- отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров;

- издания некоммерческих исследовательских организаций (например, отделений академий наук, университетов, институтов, материалы конференций, семинаров и т.д.);

- публикации торговых и промышленных ассоциаций, в т.ч. ассоциаций маркетинга по отдельным видам продукции;

- журналы по различным товарам и технологиям;

- газеты;

- теле- и радиорекламу.

Анализ вторичной  информации включает оценку ее полноты, достоверности и непротиворечивости для решения поставленных перед исследователями задач. Следует отметить, что процесс анализа вторичной информации может привести к уточнению, а иногда и к значительной корректировке сформулированной ранее проблемы и задач исследования, что свидетельствует об итеративном характере процесса маркетингового исследования.

Планирование  и организация сбора первичной  информации по праву считается самым  трудоемким этапом процесса проведения маркетингового исследования. Процедура  составления плана выборки включает последовательное решение трех следующих задач:

1. Определение  объекта исследования.

2. Определение  структуры выборки.

3. Определение  объема выборки.

Четкое определение объекта исследования - необходимое условие успешного его проведения. Как правило, объект маркетингового исследования представляет собой совокупность объектов наблюдения, в качестве которых могут выступать потребители, сотрудники компании, посредники и т.д. Объем выборки определяет достоверность информации, полученной в результате ее исследования, а также необходимые для проведения исследования затраты.

Значение процедуры  выбора метода сбора первичной информации и орудия исследования состоит в  том, что результаты этого выбора определяют как достоверность и  точность подлежащей сбору информации, так и продолжительность, и дороговизну ее сбора.

Информация о работе Маркетинговые исследования покупательского спроса на услуги связи МТС