Маркетинговые исследования покупательского спроса на услуги связи МТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации.

Содержание работы

Введение.
1. Теоретические аспекты исследования покупательского спроса.
1.1 Понятие, виды спроса, факторы, влияющие на спрос.
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований.
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса.
2 Краткая характеристика рынка сотовой связи.
2.1 Услуги сотовой связи как товар и его специфика.
2.2 Характеристика рынка услуг сотовой связи (Географические границы рынка, особенности потребительского поведения, конкурентная среда)
3. Маркетинговые исследования покупательского спроса на услуги связи МТС.
3.1 Разработка плана исследования.
3.2 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей.
3.3 Анализ спроса по результатам опроса покупателей.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

основы маркетинга.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

Различают четыре основных метода сбора первичной  информации:

а) наблюдение (фиксации функционирования исследуемых объектов без установления контактов);

б) эксперимент (сбор информации о поведении объектов при полном контроле над факторами, влияющими на функционирование этих объектов);

в) имитация (сбор данных, генерируемых ЭВМ с помощью  заранее разработанной математической модели, воспроизводящей поведение  объекта);

г) опрос (сбор информации, путем установления контактов с объектами исследования).

Организация сбора  информации включает:

определение требований к персоналу, привлекаемому к  сбору первичной информации, его  подбор, обучение или инструктаж;

четкое определение  мест и времени сбора информации;

ориентацию системы стимулирования труда на квалифицированное и добросовестное выполнение возложенных на них обязанностей;

создание организационных  предпосылок для контроля работы, осуществляющего сбор информации персонала.

В процессе непосредственного сбора данных значение приобретает текущий контроль, позволяющий вносить в случае необходимости оперативные поправки в организацию этой работы. После завершения сбора данных, а иногда и в процессе их поступления производится их систематизация и анализ.

Систематизация  первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форма (чаще всего в табличной). Анализ информации заключается в оценке уже систематизированной информации, как правило, с использованием статистических методов. Окончательные результаты анализа нередко выступают в форме рекомендаций, представляющих собой основанные на оценке собранных данных предложения о действиях фирмы в будущем.

Результаты проведенного исследования оформляются в виде отчёта. Обычно содержание отчета и основные требования к нему предварительно согласуются с заказчиком и поэтому могут иметь специфику и особенности. Тем не менее, существуют общие требования к содержанию отчета о проведенном маркетинговом исследовании, предусматривающие обязательное включение в него следующих вопросов :

1) Цель обследования.

2) Для кого  и кем оно было проведено.

3) Общее описание  генеральной совокупности, охваченной  обследованием.

4) Размер и  характер выборки, а также описание  применяемых методов взвешенного отбора.

5) Время проведения  обследования.

6) Использованный  метод опроса.

7) Адекватная  характеристика лиц, проводивших  обследование, и всех применявшихся  методов контроля.

8) Экземпляр  анкеты.

9) Фактические  результаты.

10) Базовые показатели, использовавшиеся для исчисления процентов.

11) Географическое  распределение проведенных опросов.

В заключении следует  подчеркнуть, что успешное проведение исследования требует тесного контакта между исследовательским коллективом  и руководством фирмы (или его представителем) на всех этапах маркетингового исследования. Это позволит исследователям четче сориентировать свои усилия на проблемах, стоящих перед фирмой и избежать неожиданных расхождений позиций с руководством фирмы по различным вопросам на последнем этапе исследования, а руководству фирмы глубже понять результаты исследований и убедиться в их корректности и объективности. 

Проведение маркетинговых  исследований может быть организовано как путем привлечения к их выполнению сторонних специализированных предприятий, так и силами собственного персонала фирмы. Большинство фирм активно используют результаты маркетинговых исследований, выполненных специализированными организациями. Наряду с этим многие фирмы полностью или частично удовлетворяют свои потребности в маркетинговых исследованиях собственными силами, создавая для этих целей соответствующие структурные подразделения. В зависимости от величины фирмы, особенностей стоящих перед ней задач, а также сложившихся убеждений руководства, возможны различные варианты форм организации исследовательской деятельности фирмы, отражающие разную степень функциональной обособленности маркетинговых исследований.

Однако важность роли, которая отводится маркетинговым  исследованиям в управлении фирмой, требует большей организационной обособленности этой деятельности, которая находит свое выражение в создании структурного подразделения фирмы, специализированного на проведении маркетинговых исследований. Количественный и качественный состав работников отдела маркетинговых исследований определяется исходя из широты круга проводимых им исследований. Основой для этого служит перспективный план проведения маркетинговых исследований.

Эффективность работы отдела маркетинговых исследований во многом зависит от места, которое  отводится ему в организационной структуре фирмы. При решении этого вопроса важно основываться на принципе первого лица, предусматривающем непосредственное подчинение по вопросам принципиального характера директору-распорядителю (генеральному директору или иному возглавляющему фирму лицу). Это касается, прежде всего, представления докладов о результатах маркетинговых исследований и определения их направленности.

Для обеспечения  отдела маркетинговых исследований необходимой внутренней информацией, аккумулируемой другими службами фирмы, следует лишь четко определить порядок предоставления ему последней. Попытки же некоторых фирм возложить на отдел маркетинговых исследований всю ответственность за ведение в фирме внутренней отчетности себя не оправдали, т.к. лишь привели к отвлечению этого отдела от его основной функции, затруднив при этом доступ к информации других служб

Помимо организационного и информационного, значение для эффективности работы отдела маркетинговых исследований имеет кадровое обеспечение. Ведущие специалисты этого отдела должны обладать не только знаниями в области маркетинга, но и в области статистики, психологии и социологии. Особенно высокие требования должны предъявляться к руководителю отдела маркетинговых исследований, который помимо высочайшей компетентности и административных способностей должен обладать высокой личной принципиальностью и честностью, т.к. от него, прежде всего, зависит трактовка результатов проведенных исследований, которая служит основой для принятия руководством ответственных для фирмы решений.

Таким образом, проведение маркетинговых исследований - это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.

Каждый этап проводимого предприятием маркетингового исследования имеет свою важность для  результата, необходимого отделу маркетинга, и является неотъемлемой частью исследования. Приведенные выше этапы являются классическими и общеупотребительными для предприятий всех видов рынков, хотя их конкретизация и способы применения могут отличаться друг от друга на промышленном и потребительском рынках.

Следует так  же отметить, что важным моментом в  проведении маркетинговых исследований является подход к их организации. Без выбора правильного подхода так же не возможен эффективный результат, как и без чёткого следования, этапам исследования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Краткая характеристика  рынка сотовой связи МТС.

    2.1 Услуги сотовой  связи МТС как товар и его специфика.

Около десяти лет  тому назад российский потребитель  не мог предположить, что из себя представляет так называемая ноу-хау  современности в лице предоставления услуг сотовой связи. Несомненно, на сегодняшний момент вряд ли найдется человек в Росси не знающий «большую тройку» лидеров сотовой связи. Данная отрасль достаточно быстро охватила рынок РФ, дав осознать потребителям, что жизнь без мобильных телефонов и услуг сотовых операторов практически невозможна.

Со дня основания  МТС является не только пионером сотовой связи в России, но и флагманом развития телекоммуникационной отрасли, воплощающей в жизнь все самые смелые и интересные технологические решения. За 13 лет успешной работы на российском рынке компания приобрела огромный опыт в области обеспечения населения сотовой связью, построения сети, разработки удобных и функциональных тарифных планов, дополнительных услуг. В настоящий момент МТС - лидер сотового рынка СНГ, представленный в 87 регионах России, на Украине, в Беларуси, Туркменистане и Узбекистане. Компания обслуживает 67,59 миллионов абонентов, и по этому показателю входит в десятку крупнейших мировых телекоммуникационных компаний.

Основная услуга компании - предоставление доступа  в сеть и обеспечение высококачественной связи. Но поскольку на рынке сотовой связи огромное значение имеет весь спектр услуг, который может получить абонент, МТС стремится их предоставить своим клиентам в максимальном объеме, используя новейшие технологии.

Сегодня абоненты МТС могут воспользоваться разнообразными сетевыми, сервисными и дополнительными услугами. Однако спектр услуг не ограничен только этим. Стандарт GSM необычайно перспективен с точки зрения развития обслуживания абонента, в особенности с использованием интеллектуальных сетей. В планах компании - добиваться максимального комфорта для клиента, сделать так, чтобы мобильный телефон стал для него практичным, полезным и привычным спутником жизни.

Стратегия МТС - это введение удобных и легкодоступных способов обслуживания, переход к  системам подвижной связи третьего поколения (интеллектуальная сеть, интегрированная в сеть МТС, позволит сделать такой переход наиболее эффективным), расширение дилерской сети. К основным характеристикам новой системы тарифных планов МТС можно отнести:

общенациональный характер;

четкое сегментирование  абонентской базы;

снижение стоимости  минуты по мере роста трафика;

возможность значительного  сокращения расходов за счет использования  дополнительных опций;

звонки в  область по стоимости местного вызова.

В целом с  вводом единой системы тарифных планов МТС ежемесячные затраты абонентов на сотовую связь существенно сократились. Это означает, что высококачественной мобильной связью смогут воспользоваться и те, кто раньше считал ее недоступной.

Компания ориентируется  на предоставление услуг сотовой связи как индивидуальным, так и корпоративным клиентам.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Характеристика  рынка услуг сотовой связи.

Рассмотрев основные характеристики данной отрасли, стоит  отметить, что модель конкуренции, применимая в настоящее время, отвечает всем требованиям современной олигополии. Мы можем сделать такие выводы, исходя из следующих данных:

- существуют  три доминирующие фирмы на  рынке сотовых операторов, это  - МТС, Мегафон и торговая марка  ВымпелКома «Билайн»;

- на эти три компании приходится более 70% общего рынка сотовой связи;

- изучая политику  ценообразования данных кампаний, можно заметить многие признаки  картели, а именно, схожие тарифные  планы, практически одновременное  снижение цен, проведение однотипных сезонных акций и т.д.

Несомненно, также  следует отметить, что рынок сотовой  связи это, скорее всего картель, поскольку уровень цен, устанавливаемый  сотовыми операторами, практически  одинаково низок, что также создает  барьеры для проникновения на рынок новых операторов сотовой связи.

С 2005 года рынок  мобильного контента в среднем рос  на 160% в год. Результаты 2006 года показали, что рынок самодостаточен и неплохо  развивается. На 2006 год возлагались  большие надежды, аналитики прогнозировали двукратный прирост этого сегмента рынка вплоть до 2007 года, но в итоге в 2006 году рынок вырос только 20%, достигнув объема 340 млн. долларов вместо прогнозируемых 550 - 600 млн.$.

Известная аналитическая  компания J'son & Partners обнародовала свой очередной бюллетень, касающийся рынка мобильной связи в России. На этот раз аналитики приводят данные об успехах сотовых операторов за декабрь. Так, в декабре количество зарегистрированных в России sim-карт выросло до 187,5 млн, а уровень проникновения в целом по России достиг 132%, а в Московской лицензионной зоне (МЛЗ) составил 184,5%.

Информация о работе Маркетинговые исследования покупательского спроса на услуги связи МТС