Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 22:39, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время маркетинговые исследования получают все большую значимость для организаций, стремящихся прогнозировать и опережать рыночные тенденции. Эффективные решения не могут основываться на интуиции или простых рассуждениях. Без планирования маркетинга компании не могут достичь устойчивого преимущества на своих рынках. Без маркетинговых исследований невозможно принятие эффективных стратегических решений в области маркетинга. Необходимость выявления потребности становится во главе товарной, ценовой и сбытовой политики.
Введение............................................................................................................
3
1 Теоретические основы проведения маркетинговых исследований..........
5
1.1 Понятие маркетинговых исследований, их виды и направления..........
5
1.2 Этапы проведения маркетингового исследования, их сущность..........
7
1.3 Разнообразие методологий исследования, достоинства и недостатки применяемых методов...............................................................................
11
1.4 Опрос как метод сбора первичной маркетинговой информации, его виды.............................................................................................................
14
2 Отчет о маркетинговом исследовании........................................................
18
2.1Постановка задачи маркетингового исследования..................................
16
2.2 Планирование программы исследования и выборки..............................
17
2.3 Обработка и анализ полученной информации........................................
18
2.3.1 Результаты опроса............................................................................
18
2.3.2 Выводы и рекомендации по исследованию.....................................
24
Заключение.......................................................................................................
25
Список использованных источников...........................
При анализе данных были использованы такие методы измерения отношения как номинальная шкала, метод ранжирования, шкала Лайкерта и др. Для фактического сбора данных о потребителях ПЭТФ пленки были опрошены предприятия и фирмы, занимающиеся изготовлением цветной полимерной гибкой упаковки, расположенные на территории Беларуси и России.
2.2 Планирование программы исследования
Выборка в данном исследовании является детерминированной произвольной.
На территории Российской Федерации и Беларуси производством гибкой упаковки из различных полимеров занимается более чем 350 фирм и предприятий. При этом ПЭТФ пленку у себя в производстве применяет лишь около 170.
Так как при произвольной детерминированной выборке ее элементы выбираются самым удобным способом с позиции исследователя и известно, что на рынке основная часть потребителей пленки ПЭТФ - фирмы с малым среднемесячным объемом закупок (10-60 т), то было решено величину объема выборки принять на уровне 10 % от генеральной совокупности. Таким образом, объем выборки составил 17 (семнадцать) фирм.
Для сбора вторичной информации никакие специальные рабочие документы не разрабатывались, вся информация собиралась путем изучения данных, приведенных в сети Internet, а затем структурировалась исследователем в удобной для него форме. В интернете собиралась информация о сфере применения пленки БОПЭТ, технологиях изготовления гибкой упаковки, одним из компонентов которой является БОПЭТ пленка и т. д.
Для сбора первичной информации использовался заранее разработанный опросный лист (приложение А).
2.3 Обработка и анализ полученной информации
2.3.1 Результаты опроса
В телефонном опросе приняли участие специалисты отделов закупок (снабжения) семнадцати фирм, расположенных на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.
Основу телефонного опроса составили девять вопросов. Анализ данных, касающихся типов применяемой пленки ПЭТФ, показал, что большинство фирм закупает или только прозрачную (10 ответов), или и прозрачную, и металлизированную пленку (7 ответов). В первую очередь, это связано со спецификой сферы применения металлизированной пленки (сфера применения уже, чем у прозрачной пленки; применяют, в основном, в производстве внутреннего слоя упаковки для чая, кофе) и универсальным характером использования прозрачной пленки БОПЭТ.
Опрос показал, что подавляющее большинство фирм работает на пленке толщиной 12 мкм (17 ответов, что эквивалентно 100 % опрошенных респондентов). Некоторые фирмы иногда используют и более толстую пленку (19 мкм и более), однако, данная продукция носит заказной характер.
Анализ данных о среднем объеме месячной закупки пленки ПЭТФ сведен в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Анализ данных об объеме среднемесячной закупки пленки ПЭТФ потребителями
Среднемесячный объем закупки, т |
Количество ответов, шт |
Доля ответов в общем объеме, % |
До 10 |
3 |
17,65 |
10-60 |
11 |
64,71 |
61-120 |
1 |
5,88 |
Более 121 |
2 |
11,76 |
Итого |
17 |
100,00 |
Анализ данных, приведенных в таблице 2.1 показывает, что большая часть респондентов (11 ответов), в среднем, в месяц закупает от 10 до 60 т пленки ПЭТФ.
Крупных потребителей среди опрошенных респондентов всего два, это потребители, чей объем закупки превышает 121 т пленки ПЭТФ в месяц. На долю же фирм с незначительным среднемесячным объемом потребления пленки БОПЭТ приходится также значительное количество - 17,65 %. Это все подтверждает имеющуюся информацию о том, что на рынке присутствует большое количество фирм с незначительными долями каждой в общем объеме производимой продукции.
Графически распределение респондентов между собой в зависимости от среднемесячного объема закупки представлено на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Структура распределения респондентов в зависомсти от среднемесячного объема закупки пленки ПЭТФ
Биаксиальноориетированная пленка ПЭТФ (БОПЭТ) в настоящее время на территории Российской Федерации производится лишь одним предприятием - «Мануфактура полимерных пленок», г. Жуков. В связи с этим можно сделать предположение о том, что некоторая часть пленки ПЭТФ закупается потребителями за пределами России. Проверка данного предположения была сделана в ходе проведения телефонного опроса. Результаты сведены в таблицу 2.2, при этом респондентам было разрешено выбрать несколько вариантов ответов.
Таблица 2.2 – Страны-поставщики пленки БОПЭТ
Страна-поставщик |
Количество ответов, шт |
Доля ответов в общем объеме, % |
Российская Федерация |
14 |
46,67 |
Беларусь |
0 |
0,00 |
Индия |
11 |
36,67 |
Турция |
3 |
10,00 |
Китай |
2 |
6,67 |
Другая |
0 |
0,00 |
Итого |
30 |
100,00 |
Анализ данных, приведенных в таблице 2.2, показывает, что преимущественно потребители покупают пленку у российского производителя (46,67 %). На втором месте по данному показателю находится Индия (36,67 %), далее – Турция и Китай, соответственно 10,00 и 6,67 %. При этом многие потребители не отдают предпочтение одному производителю, а стремятся иметь несколько альтернативных поставщиков. Кроме того, ни Беларусь, ни какие-либо иные страны респонденты не называли. Стоит отметить, что в Беларуси вообще производства тонкой ПЭТФ пленки, пригодной для изготовления гибкой упаковки, нет. Графически информация о странах, поставляющих пленку ПЭТФ опрошенным респондентам, представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – География распределения поставщиков БОПЭТФ
Все вышеуказанные данные были получены путем выбора респондентами ответов из списка категорий или интервалов, но для оценки степени значимости определенных критериев при выборе поставщика пленки БОПЭТ был выбран метод ранжирования. В данном случае респондент самостоятельно расставлял вес отдельно взятого критерия по убыванию его значимости, причем в таком порядке, который бы наиболее полно соответствовал действительности принятия решения. Для оценки было выбрано шесть факторов: качество продукции; степень удаленности поставщика, логистика; репутация поставщика; оперативность реагирования на заказ потребителя; цена продукции; условия оплаты. Наиболее значимому присваивался порядковый номер «I» (один), а наименее – «VI» (шесть). Результаты анализа сведены в таблицу 2.3.
Таблица 2.3 – Распределение критериев по степени значимости для
потребителей при приеме решения о покупке пленки
Среднемесячный объем закупки, т |
Критерии | |||||
Качество |
Логистика |
Репутация поставщика |
Оперативность реагирования |
Цена |
Условия оплаты | |
До 10 |
II |
III |
IV |
V |
I |
IV |
10-60 |
I |
VI |
V |
IV |
III |
II |
61-120 |
I |
V |
VI |
II |
III |
IV |
Более 121 |
I |
IV |
VI |
II |
III |
VI |
Среднее |
1,25 |
4,5 |
5,25 |
3,25 |
2,5 |
4 |
Итого |
I |
V |
VI |
III |
II |
IV |
Анализ данных, приведенных в таблице 2.3 показывает, что для большинства потребителей наиболее значимым фактором является качество продукции и ее соответствие требованиям, предъявляемым технологическими процессами и особенностями сферы применения пленки БОПЭТ. Вторым по значимости фактором является цена. Ввиду сложной экономической обстановки, наблюдавшейся во всем мире в 2009-2010 гг., данный фактор продолжает оказывать существенное влияние на формирование портфеля заказов фирм, а иногда и на их выбор в сторону более дешевых товаров-заменителей. Особенно хорошо это прослеживается по тому, что небольшие фирмы, занимающиеся производством гибкой пластиковой упаковки, со среднемесячным объемом потребления ПЭТФ пленки менее 10 т указали фактор «цена» как наиболее важный, подчеркивая тем самым свое стремление наиболее экономно распределить имеющиеся в наличии ресурсы. Остальные факторы соответственно распределились следующим образом: оперативность реагирования на заказ; удаленность расположения поставщика, логистика; репутация поставщика. Это наводит на вывод - потребители довольно охотно работают с импортными поставщиками при наличии у них пленки подходящего качества. Кроме того, данный факт подтверждается результатами оценки географии распределения поставщиков, где 53,34 % ответов респондентов свидетельствуют о том, что потребители сотрудничают с поставщиками, расположенными на территории Индии, Китая и Турции.
Исходя из степени важности критериев, полученной в результате расчетов таблицы 2.3, были определены веса значимости каждого критерия путем деления числового значения каждого критерия на сумму всех значений. Наиболее значимому критерию I соответствует числовое значение «6», критерию II - «5», III - «4», IV - «3», V - «2», VI - «1».
∑ = 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 21
Таким образом, вес критерия «качество продукции» рассчитывается следующим образом:
6 : 21 = 0,29
Аналогичным образом рассчитываются веса остальных критериев - «цена продукции» - 0,24; «оперативность реагирования на заказ потребителя» - 0,19; «условия оплаты» - 0,14; «степень удаленности поставщика, логистика» - 0,10; «репутация поставщика» - 0,04. Сумма весов всех критериев равна единице.
Графически распределение важности критериев представлено на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Распределение факторов по степени важности
Для выявления степени удовлетворенности потребителей текущим состоянием дел в отношении закупки БОПЭТ пленки в опросе был использован вопрос с вариантами ответа по шкале Лайкерта (шкале согласия). Степень удовлетворенности определялась на основе тех же критериев, что и в таблице 2.3. Респонденту предлагалось присвоить цифровые значения, соответствующие следующим вариантам ответа:
5 - совершенно удовлетворен(а);
4 - чаще всего удовлетворен(а);
3 - когда как;
2 - чаще неудовлетворен(а);
1 - совершенно неудовлетворен(а).
Полученные результаты данного анализа сведены в таблицу 2.4.
Таблица 2.4 - Анализ степени удовлетворенности потребителей текущим состоянием дел с поставщиками пленки БОПЭТ
Среднемесячный объем закупки, т |
Усредненные показатели | |||||
Качество |
Логистика |
Репутация поставщика |
Оперативность реагирования |
Цена |
Условия оплаты | |
До 10 |
4 |
1 |
5 |
3 |
3 |
3 |
10-60 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
1 |
61-120 |
4 |
1 |
5 |
3 |
4 |
1 |
Более 121 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Среднее |
4,25 |
2,5 |
4,75 |
3,75 |
3,75 |
2,25 |
Анализ данных, приведенных в таблице 2.4 показывает, что полной удовлетворенности в каком-либо показателе у потребителей на сегодняшний день не существует, равно как и полной неудовлетворенности. Информация таблицы 2.4 демонстрирует то, что в наибольшей степени потребители удовлетворены репутацией поставщиков, однако, стоит учесть, данный показатель является наименее значимым для них при выборе поставщика. Важным моментом анализа данных о степени удовлетворенности потребителей текущим состоянием дел с поставщиками является величина, характеризующая отношение к качеству предлагаемой продукции. Она составила 4,25, что соответствует уровню «чаще удовлетворен(а)». В наименьшей степени потребители удовлетворены географией расположения поставщиков. Потребителям приходится закупать некоторую часть сырья за рубежом, что приводит к росту издержек, причем, скорее всего, это связано не с низким качеством продукции российского производителя, а с постоянно растущим спросом на БОПЭТ пленку и, как следствие, ограниченным объемом ее предложения.
Информация о работе Маркетинговые исследования потребителей пленки БОПЭТ