Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Целью данного проекта является изучение потребительского поведения в процессе покупки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы процесса совершения покупки потребителем;
выявить факторы, оказывающие влияние на процесс совершения покупки потребителем;
проанализировать поведение потребителей при выборе бытовой техники.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1.Теоретические основы изучения поведения потребителей в процессе совершения покупки…………………………………………………...6
ГЛАВА 2. Анализ поведения потребителей в процессе покупки бытовой техники и электроники…………………………………………………………..17
ГЛАВА 3. Разработка предложений по стимулированию активности потребителей в процессе совершения покупки бытовой техники и электроники………………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………38
Помимо вышеописанных
Последний вопрос имеет наибольший интерес в изучении потребительского поведения, ведь мужчины и женщины отличаются практически во всем - так и по-разному совершают покупки.
О мужчинах принято думать, что они не особенно любят ходить по магазинам и делают это весьма редко. В результате этого расхожего мнения вся торговая система от дизайна упаковки, рекламы товаров до оформления интерьера магазина направлена в первую очередь на покупательниц-женщин.
Различные исследования показали, что когда женщина идет за покупками с мужчиной, она проводит в магазине меньше времени, чем если бы она пошла туда одна, с другой женщиной или даже с детьми. Вот сводные данные одного исследования, проведенного в сети хозяйственных магазинов, о количестве времени, которое уходит на покупку:
• женщина, которая идет в магазин в компании подруги, — 18 минут 15 секунд;
• женщина с детьми — 7 минут 19 секунд;
• женщина, совершающая покупки в одиночку, — 5 минут 2 секунды;
• женщина, которая идет в магазин с мужчиной, — 4 минуты 41 секунда.
Подробнее отличительные особенности поведения покупателей по половому признаку представлены в Таблице 1.1.(Приложение 1)
Таким образом понятно, что покупатели разные и ведут они себя по-разному. Но при всем разнообразии типов покупателя и типов поведения существуют также и общие законы, объединяющие эту непонятную структуру — поведение покупателя.10
Закон № 1. Покупатель думает, что он всегда прав.
Закон № 2. Покупатель довольно редко
представляет себе, чего именно ему
хочется. Исключением из этого закона
являются две категории покупателей.
Первая категория — люди, очень
сильно ограниченные в средствах
и потому предельно четко
Закон № 3. Покупатель очень четко представляет себе, чего ему НЕ хочется.
Ему не хочется:
- тратить много времени на
совершение покупки — при этом
совсем не факт, что у него
действительно мало времени —
просто для многих людей
- тратить «слишком много» денег
на покупку — опять-таки, не
факт, что у него на самом
не хватает денег, это —
дело принципа. Исключение составляют
лишь те, кто ценит приобретение
не только за его качества,
но и за его стоимость —
это придает им веса в
- видеть, что о его удобстве
никто не позаботился, и он,
тот, кто всегда прав, в этом
магазине никому не интересен.
Неудобные примерочные кабины; зеркала,
которые зрительно толстят;
- вызывать к себе чрезмерное внимание со стороны продавцов и прочее.
Закон № 4. Покупатель хочет получить за свои виртуальные (потому что он их еще не заплатил) деньги реальные позитивные эмоции. Покупатель еще не решил, что потратит в этом магазине свои деньги, но он хочет получить максимум позитива от своего пребывания в нем.
Закон № 5. Покупатель спонтанен, и
этой спонтанностью можно управлять.
Спонтанное поведение покупателя лучше
всего управляется при помощи
мерчендайзинга: сначала надо, чтобы
тот зашел в магазин (удобство
расположения, вывеска, оформление витрины);
потом — чтобы ему было там
комфортно находится (освещение, запах,
звуковое сопровождение, цветовое решение
в интерьере, планировка, порядок); далее
— чтобы его что-либо заинтересовало
(расположение манекенов, стеллажей, стоек,
способ презентации товара, возможность
осязания); и, наконец — чтобы
профессионально поработал
Однако работа маркетолога по изучению потребительского поведения не кончается актом покупки, а продолжается и в послепродажный период, т.е не менее важное место занимает вопрос последующей реакции потребителя на покупку.
Купив товар, потребитель будет
либо удовлетворен, либо неудовлетворен
им. Степень удовлетворенности или
неудовлетворенности
Удовлетворение или
Вследствие этого, чтобы избежать или снизить случаи неудовлетворенности потребителей необходимо собирать и изучать информацию о поведении различных категорий потребителей при покупке товаров, а также о поведении потребителей после покупки.12
Описание привычных приемов
при покупке облегчается
— «Что?»: дает возможность определить покупаемые (привычные или особые) марки товаров, последнюю купленную марку товара и идентифицировать возможные заменители.
— «Сколько?»: обеспечивает количественную информацию об объеме покупок, потребления и создания запасов.
— «Как?»: освещает различные способы и условия покупки (кредит, оплата по частям) и различные направления и способы применения (потребления) и хранения товара.
— «Где?»: важно для идентификации основных сбытовых сетей, мест потребления и хранения товара. Выявляются обычные и случайные места покупок, места использования (потребления) и хранения.
— «Когда?»: помогает получить знания о ситуационных факторах и возможностях при потреблении. Выявляются частота покупок и повторных покупок товара определенной марки, а также дата последней покупки и интервалы между покупками, время и продолжительность использования, длительность периода хранения при создании запасов.
— «Кто?»: имеет целью идентифицировать состав закупочного центра (совокупность всех лиц и групп лиц, участвующих в принятии решений о закупках товаров различного вида, имеющих некоторые общие цели и разделяющих риск за принятые решения) и роль его членов. Выявляется, кто обычно принимает решение о покупке товара, кто его покупает, кто его использует (потребляет) и хранит.13
Таким образом, можно сделать вывод,
что понимание нужд потребителя
и поведения в процессе покупки
является основой успешного маркетинга.
Выяснив, каким образом потребители
преодолевают этапы осознания проблемы,
поиска информации, оценки вариантов
и принятия решения о покупке,
а также их реакции на покупку,
деятель рынка может собрать
немало сведений о том, как лучше
удовлетворить нужды своих
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ПРЦЕССЕ ПОКУПКИ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
Говоря о рынке бытовой
Результаты исследования, проведенного компанией «Romir Monitoring» в 2007 году, позволяют выявить особенности поведения российских потребителей бытовой техники и электроники, каким образом они принимают решение и совершают покупки.
В исследовании по репрезентативной выборке приняли участие 1646 человек в возрасте от 18 лет и старше, в более чем 100 городах и населенных пунктах России.
В первую очередь респондентам был задан вопрос, как часто, в среднем, они посещают места продажи бытовой техники и/или электроники (аудио, видеотехника, компьютеры и т.д.)?» (Приложение 2. Рис 2.1).
Согласно результатам исследования, каждый восьмой россиянин (12%) посещает магазины бытовой техники 2-3 раза в месяц, 17% сограждан заходят в эти магазины несколько реже - примерно раз в месяц или один раз в 2-3 месяца. Наибольший же процент респондентов (22%) посещает места продажи бытовой техники/электроники реже 1 раза в год, потому как данная категория товаров - это товары предварительного выбора и длительного пользования, т.е. не требуют частого обновления, но могут служить хорошим подарком.
Существенно влияют на частоту посещения мест продаж бытовой техники уровень доходов и возрастной фактор. Так молодые люди заходят в подобные магазины значительно чаще, чем граждане пожилого возраста, и это вполне объяснимо, ведь молодые более склонны к новизне и разнообразию, а чем выше уровень доходов - тем больше и разнообразие.
(Приложение 2. Рис. 2.2).
Согласно результатам более половины россиян (57%) совершают покупки бытовой техники и электроники в магазинах, которые входят в известные специализированные торговые сети. Наибольшую популярность такие магазины имеют среди жителей крупных городов, а также среди людей, в трудоспособном возрасте, с образованием не ниже среднего, и с высоким уровнем дохода. Значительно реже бытовая техника покупается в небольших специализированных магазинах (18%). Крупные специализированные торговые комплексы, ярмарки популярны у 8% россиян, покупающих бытовую технику.
Интернет-магазины, как места покупки бытовой техники, не пользуются популярностью у респондентов по сравнению с традиционными местами покупок. В целом лишь 2% респондентов ответили, что предпочитают покупать бытовую технику в интернет-магазинах. По данным, полученным на фокус-группах, россияне предпочитают обращаться к услугам сетевых магазинов лишь как к своего рода справочному каталогу - выбрать марку, модель, сравнить цены в различных магазинах, чтобы затем придти и совершить покупку в магазине. (Приложение 2. Рис.2.3).
Таким образом, 40% россиян одним из главных факторов, влияющих на выбор места покупки бытовой техники, назвали низкий уровень цен, а 32% - качество товаров. Так как разброс в этих двух факторах небольшой, значит респонденты указывали эти факторы одновременно, т.е. высокое качество при более низкой цене, - типичное поведение российских потребителей. Широкий ассортимент товара важен для 33% респондентов, удобство месторасположения – для 27% и наличие распродаж, скидок - для 22%.
Значимость факторов значительно варьируется в зависимости от типа населенного пункта и социально-демографических характеристик респондентов.
Так жители небольших городов при выборе магазина чаще обращают внимание на качество товаров и отсутствие подделок, нежели жители городов-миллионников. В то время как для жителей мегаполисов более важным фактором является наличие дисконтной карты данного магазина и удобство выкладки товара, последний - ввиду динамичного образа жизни потребителей.
Интересные результаты были получены
при анализе ответов
Информация о работе Маркетинговые исследования поведения потребителей