Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Целью данного проекта является изучение потребительского поведения в процессе покупки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы процесса совершения покупки потребителем;
выявить факторы, оказывающие влияние на процесс совершения покупки потребителем;
проанализировать поведение потребителей при выборе бытовой техники.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1.Теоретические основы изучения поведения потребителей в процессе совершения покупки…………………………………………………...6
ГЛАВА 2. Анализ поведения потребителей в процессе покупки бытовой техники и электроники…………………………………………………………..17
ГЛАВА 3. Разработка предложений по стимулированию активности потребителей в процессе совершения покупки бытовой техники и электроники………………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………38
Респондентам также был задан вопрос: Опишите, пожалуйста, Ваше поведение при выборе бытовой техники и/или электроники? (Приложение 2. Рис.2.4).
Как оказалось, более двух третей россиян (71%) посещают несколько магазинов, сравнивают товары и только потом совершают покупку. Лишь каждый третий в России посещает один магазин и осуществляет покупку в нем.
Первый тип поведения в
Особый интерес представляет процесс
выбора и покупки товаров бытовой
техники и электроники в
Аудио- и видеотехника: 49% семей, состоящих из двух и более человек, совместно принимают решение, как о выборе товара, так и о его покупке. Еще в 30% семей, как выбор, так и покупка товара осуществляется одним человеком, как правило, такую роль на себя берут мужчины - 41%. Среди женской аудитории о полной самостоятельности при покупке аудио- и видеотехники заявили всего лишь 7% участниц опроса, что вполне логично.
Бытовая техника: 56% семей, состоящих
из двух и более человек, принимают
совместное решение о покупке
и вместе выбирают товар, а в 21% случаев
- это делает один из членов семьи. Из
тех, кто самостоятельно принимает
решение о покупке и
Компьютеры и комплектующие: исследование выявило меньшее единодушие по сравнению со стилем покупок товаров других категорий. Итак, в 21% российских семей решение о покупке и выбор товара происходят коллегиально, но покупает, как правило, мужчина. 27% семейных пар совместно принимают решение и совместно же покупают товар. Треть респондентов (31%) заявили о полной самостоятельности в этом вопросе.
Мобильные телефоны: в четырех из десяти российских семей (41%), состоящих из двух и более человек, решение о покупке нового телефона обычно принимается совместно. 32% респондентов покупают мобильные телефоны самостоятельно, не советуясь со своим домочадцами. Женщины чаще принимают самостоятельное решение о выборе и покупке мобильных телефонов, чем при покупке других категорий бытовой техники и электроники: 23% женщин, живущих в семье из двух и более человек, самостоятельно выбирают и покупают мобильный телефон, скорее всего это связано с тем, что мобильный телефон является товаром личного потребления.
Согласно результатам
Можно построить следующую адаптивную модель посещения потребителем магазина бытовой техники/ электроники и принятия решения о покупке, представленную на Рис.2.5. Приложение 3.
Из данной модели видно, что значительную роль в процессе совершения потребителем покупки играют реклама и витрины.
Согласно исследованиям, решение о выборе торговой марки той категории товара, которую запланировано купить, в 70 % случаев посетитель магазина принимает непосредственно в месте ее продажи, и на это решение влияет в первую очередь реклама и витрины магазина. Даже если человек не совершит покупку сию минуту, он сделает это, придя в этот магазин в следующий раз, и такое поведение покупателя даже предпочтительней. Ведь для компании производителя (рекламодателя) намного важнее добиться от человека не импульсной, а осознанной покупки, превратив её в потребительскую привычку.
Немаловажную роль в процессе совершения потребителем покупки играют продавцы (консультанты). Особенно это касается продавцов бытовой техники, так как незнающему человеку очень сложно самостоятельно разобраться с характеристиками и сделать правильный выбор.
В четырех случаях из пяти продавцы здороваются с покупателями и демонстрируют неплохие знания о своем товаре. Они почти никогда не давят на покупателя, всегда выслушивают его, не навязывают своего мнения.
Время клиента консультанты не особенно ценят. Продавец должен дать покупателю осмотреться и подойти, когда почувствует, что ему нужна консультация, например, когда тот озирается по сторонам, или остановился надолго у одной модели, или зовет продавца взглядом или жестом. Это может произойти через две минуты, а может и через 15. Если же покупатель не дождется продавца-консультанта или же затратит большое время на его ожидание, то он не получит тех эмоций от покупки, за которыми пришел, таким образом снизится вероятность повторной покупки в данном магазине.16
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что большинство российских потребителей посещают магазины бытовой техники и(или) электроники реже одного раза в год и предпочитают те магазины, которые входят в известные специализированные торговые сети. Наиболее важным фактором, влияющим на выбор места покупки бытовой техники, является низкий уровень цен, немалое значение также имеют широкий ассортимент и качество товаров. Как правило, потребители в процессе выбора потребители посещают несколько магазинов, сравнивают товары в них и только потом совершают покупку, но у жителей больших городов из-за нехватки времени часто нет возможности посетить несколько магазинов. В большинстве российских семей решение о покупке товаров бытовой техники принимается совместно, и сама покупка в большинстве случаев совершается совместно. Таким образом, реклама и другие инструменты стимулирования сбыта должны быть построены с учетом этих особенностей поведения потребителей.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ АКТИВНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНИЯ ПОКУПКИ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
Бытовая техника – достаточно специфический
товар с точки зрения продвижения.
С одной стороны, она имеет
высокую стоимость в силу своей
технологичности, а с другой –
она стала необходимым
Так как российский потребитель максимально реагирует на цену товара, то наиболее эффективными будут следующие приемы стимулирования сбыта.
Самым распространенным инструментом являются ценовые соглашения, которые выражаются в денежных скидках, различных «акциях» и «специальных предложениях». К примеру, если речь идет о крупной бытовой технике, производитель может предложить по сниженной цене не несколько единиц однотипного товара (потому как предложение «три стиральные машины по супер-цене» не имеет практического смысла), а комплект, состоящий, например, из холодильника и плиты или из плиты и посудомоечной машины по цене ниже, чем суммарная стоимость предметов, входящих в комплект. Надо отметить, что подобные ценовые инструменты являются эффективными только в том случае, если для потребителя самым важным фактором в процессе выбора товара является цена, или если он не привержен одной марке.17
Другим инструментом стимулирования
являются премии, т.е. овеществленные награды,
получаемые за приобретение определенного
товара и, как правило, бесплатные (например,
при покупке комплекта
Также в качестве премии производитель
бытовой техники может
В России производители бытовой техники нечасто используют этот вид стимулирования потребителей, а если и используют, то в основном наиболее простой – прямые премии, которые выдаются потребителю в розничном магазине.
Кредитные программы - не менее действенная технология стимулирования покупательской активности. Они значительно расширяют круг потенциальных потребителей бытовой техники вследствие дороговизны последней.
Наряду с предыдущим, стимулировать
сбыт помогают программы возврата или
возмещения денег. Залогом успеха подобных
программ является простота процедуры
и минимальное число
Сервисные программы также относятся к числу программ по стимулированию покупок, значительно облегчая жизнь покупателям крупной бытовой техники, большая часть которой требует доставки, профессиональной установки, а в случае поломки может потребовать серьезных финансовых вложений в ремонт.
Еще одно эффективное решение о том, как стимулировать покупателя делать не одну, а сразу несколько покупок - это превратить торговый зал магазина бытовой техники в уютное, комфортное помещение с домашней обстановкой, т.е. создать в нем промо-зоны.19
Промо-зоны которые по сути являются тематическими площадками в магазине бытовой техники и электроники, явление достаточно редкое в России. Это связано с трудностями и затратами на создание и размещение таких площадок на территории магазина, а так же проектированием их оформления. Но практика показывает, что промо-зоны привносят в торговый зал атмосферу домашнего уюта и тепла, а так же увеличивают активность покупателей, и активно помогают привлекать внимание посетителей магазина к товарам.
Такие тематические зоны магазинов
могут представлять из себя реальные
интерьерные решения (кухня, спальня,
гостиная) с оптимально размещенными
с помощью профессионального
дизайнера предметами электроники
и бытовой техники. Таким образом
на площадке, имитирующей кухню, помимо
шкафов, столешниц и полочек, размещены
холодильник, СВЧ-печь, плазменная панель,
электро-плита, миксер, блендер, электрический
чайник и т. д. Все это создает
впечатление единого
С успехом расположенная, привлекательная и уютная промо-зона может заставить покупателя совершить не одну, а несколько покупок.
Например, маленький по площади уголок, представляющий стол в спальне современной женщины, в котором присутствует не только зеркало но и большинство необходимых бытовых приборов: электро-щипцы, маникюрный набор, массажёр для ног и т.п. Такая промо-зона несомненно обратит на себя внимание покупательниц, пробудит мысли о том, что чего-то у них еще нет, и успешно будет способствовать совершению покупок. Так же подобная промо-зона успешно может помочь мужчинам в выборе подарка для женщин.
Важно отметить, что не всякую поверхность с множеством бытовых приборов на ней можно назвать промо-зоной. При планировке тематических площадок необходимо обязательно соблюдать золотую середину и при выборе товаров для размещения по ценовой категории, и с точки зрения дизайна. Нужно избегать расположения на тематической площадке товары только одной ценовой категории – ведь цель показать покупателю все разнообразие цен магазина. В большинстве магазинов помимо бытовой техники и электроники, продаются аксессуары и средства по уходу за ней, значит вместе с техникой и бытовыми приборами, нужно разместить в промо-зоне и эти необходимые мелочи, которые многие посетители просто забывают приобрести.
Существует еще один немаловажный
принцип успешной работы промо-зон
в магазине – это принцип выставления
визуально привлекательных
Таким образом, при размещении и
создании в магазинах промо-зон
получатся продвижение и
Как уже было отмечено во второй главе, при покупке бытовой техники помощь продавца очень важна и нужна для покупателя, ведь в большинстве случаев он не имеет полной информации о товаре и нуждается в консультации. Опытный продавец, помимо обладания такой информацией, должен уметь распознать мотивацию клиента: безопасность, престижность, комфорт, выгода и т.д. Если продавец уловил, какие требования выдвигает клиент, он сможет легко их удовлетворить.21
Важно и то, как продавец общается
с потребителями, а особенно это
значимо для женщин, потому как
они больше чувствительны к нюансам
межличностного общения - тону голоса,
выражению лица и т.д. Женщины
при выборе товара или услуги непременно
нуждаются в сравнении, сопоставлении
и диалоге с консультантом, внушающим
доверие. Мужчины же принимают решение
на основании своих представлений
и имеющегося набора критериев, но всегда
стоит помнить о том, что даже
если мужчина и совершает покупку
самостоятельно, очень часто именно
женщина может выступать в
роли агента влияния и оказывать
существенное воздействие на его
решения. И то, что при использовании
эффективных инструментов маркетинга
для женщин увеличивается
Информация о работе Маркетинговые исследования поведения потребителей