Маркетинговые исследования рынка национальных видов хлеба и разработка бизнес-плана по производству узбекских лепешек в городе Барнауле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Развитие хлебопекарной промышленности осуществляется на базе внедрения новой техники, прогрессивной технологии, увеличения выработки хлеба и булочных изделий с различными добавками и улучшителями, повышающими их биологическую ценность и качество.
Последние годы ознаменовались значительными изменениями в структуре ассортимента хлебопекарной продукции, вырабатываемой в стране. Значительное увеличение доли хлебопекарной продукции, вырабатываемой предприятиями малой мощности (пекарнями), по сравнению с долей продукции, вырабатываемой хлебозаводами, рассматриваемое поначалу как положительное явление, несет с собой и негативные последствия. К числу нежелательных последствий, связанных с уменьшением доли продукции, вырабатываемой крупными хлебозаводами, следует отнести сокращение производства хлеба. Несомненно, что создание совершенных технологий приготовления хлеба и хлебобулочных изделий является значительным достижением отечественного хлебопечения.

Содержание работы

Введение 3
1Теоретико-методические подходы к анализу рынка 6
1.1 Сущность и необходимость маркетинговых исследований 6
1.2 Основные направления маркетинговых исследований 8
2 Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий России 14
3 Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Алтайском крае 25
3.1 Факторы, влияющие на развитии производства хлеба и хлебобулочных изделий 26
4 Маркетинговые исследования рынка национальных сортов в Алтайском крае
34
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Маркетинг курсовая .docx

— 529.86 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное 
бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный  технический университет

им. И.И.Ползунова»

 

Кафедра «Экономика и производственный менеджмент»

 

    Курсовая работа защищена

с оценкой___________________

Руководитель  – зав. каф.

                                                                 Г. Е. Родина________________

 

 

 

« Маркетинговые исследования рынка национальных видов хлеба  и разработка бизнес-плана по производству узбекских лепешек в городе Барнауле»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «МАРКЕТИНГ»

КР. 060800.00. 000ПЗ

 

 

 

 

 

Курсовую  работу выполнила

студентка гр. ЭУП-92                                                  Х.А. Миржамолова

Нормоконтролер: доцент, к.э.н.                                  Г.Е. Родина

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание

Введение 3

1Теоретико-методические подходы к анализу рынка 6

1.1 Сущность и необходимость маркетинговых исследований                                 6

1.2 Основные направления маркетинговых  исследований 8

2 Анализ рынка хлеба и хлебобулочных  изделий России  14

3 Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Алтайском крае 25

3.1 Факторы, влияющие на развитии  производства хлеба и хлебобулочных изделий                                                                                                                      26

4 Маркетинговые исследования рынка  национальных сортов в Алтайском  крае

34

Заключение 39

Список  литературы 42

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Развитие хлебопекарной промышленности  осуществляется на базе внедрения  новой техники, прогрессивной  технологии, увеличения выработки  хлеба и булочных изделий с  различными добавками и улучшителями, повышающими их биологическую  ценность и качество.

Последние годы ознаменовались значительными  изменениями в структуре ассортимента хлебопекарной продукции, вырабатываемой в стране. Значительное увеличение доли хлебопекарной продукции, вырабатываемой предприятиями малой мощности (пекарнями), по сравнению с долей продукции, вырабатываемой хлебозаводами, рассматриваемое  поначалу как положительное явление, несет с собой и негативные последствия. К числу нежелательных  последствий, связанных с уменьшением  доли продукции, вырабатываемой крупными хлебозаводами, следует отнести  сокращение производства хлеба. Несомненно, что создание совершенных технологий приготовления хлеба и хлебобулочных изделий является значительным достижением отечественного хлебопечения. Однако целиком воспроизвести эти технологии представляется возможным в условиях достаточно крупных предприятий.

В промышленном хлебопечении работают квалифицированные технологи, установлены  специализированные технологические  линии для выработки хлеба, применяются  технологии с использованием биологических  заквасок, которые готовят с применением  чистых культур молочнокислых бактерий, а также дрожжей. Эти преимущества предопределяют выпуск хлеба с привычными для российского потребителя  характеристиками, особенно вкусом и  ароматом. Но мы сегодня на нашем рынке видим абсолютно другое. Цена на хлеб растет быстрым темпом, и спрос на него падает.

Нашей задачей является исследовать и изучать рынок хлеб и х/б изделий. И выяснить причину повышения цен и понижения спроса. Исследовать и анализировать рынка узбекских лепешек.   

Целью данной курсовой работы является исследование рынка национальных сортов хлеба (в частности узбекские лепешки) в г. Барнауле.

В структуре ассортимента хлебных  изделий, вырабатываемых в Узбекистане, важнейшее место принадлежит  национальным изделиям –лепешкам. Хотя их производство составляет около 20% общей  выработки хлебобулочных изделий  в республике, спрос населения  на этот вид продукции удовлетворяется  далеко не полностью. Выпуск лепешек  должен  составить 70…80% общего производства хлеба и хлебобулочных изделий.1При этом спрос на лепешки в Узбекистане 3-4раза больше, чем на других видов хлеба и хлебобулочных изделий. Узбеки предпочитают именно лепешки, потому что они по всем характеристикам превышают буханок и батонов. Сегодня на нашем рынке уже видим узбекские лепешки, у них единственное достоинство «упаковка»(и написанные информации на нее), но они не отвечают по всеми качественными характеристиками узбекских лепешек. если мы будем организовать производства узбекских лепешек, то нашему предприятию будет очень выгодно, если будет производить узбекскую лепешку по настоящему, и соответственно с качественными  требованиями, и найдет свой сегмент на рынке, на таком же уровне, как в Узбекистане. 

Цель  работы – определение спроса на узбекские лепешки в городе Барнауле, и рассмотрение возможности составления бизнес-плана.

Актуальность  работы. На сегодня требование потребителей на товар очень жестко, и из-за этого спрос на хлеб подает. На сегодняшний день потребители больше предпочтения дают на необыкновенные виды хлеба, и спрос на национальные виды хлеба растет с каждым днем. Поэтому надо организовать такое производство, и  чтобы в будущем увеличить число своих потребителей надо работать качественно, учитывать желание потребителей всегда.  

Задачи: -

- рассмотрение основные направления маркетинговых исследований

- рассмотрение факторы, влияющие на развитии производства хлеба и хлебобулочных изделий

- провести маркетинговое исследование рынка национальных сортов хлеба Алтайского края и определить предпочтения покупателей;

- спроектировать узбекское хлебопекарное  предприятие в городе Барнауле.

Объектом  исследования в работе является рынок и потребители хлеба и хлебобулочных изделий в городе Барнаула.

Предметом исследования являются рынок хлеба в г. Барнауле.

 

1 Теоретическо-методические подходы к анализу рынка

    1. Сущность и необходимость маркетинговых исследований

Общество  не может перестать производить,

так как оно не может перестать  потреблять.

К. Маркс 2

Маркетинговое исследование - систематическое  определение круга данных, необходимых  в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.3

Глобальные цели маркетингового исследования - это информационное обеспечение  маркетинга, то есть сбор необходимой  информации и аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании  математических моделей для анализа  данных и получения с их помощью  прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.4

На макроуровне маркетинговое  исследование должно выявить и смоделировать  закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.

На микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных  возможностей фирмы (ее потенциала и  конкурентоспособности), состояния  и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует.

Маркетинговое исследование нацелено на информационно-аналитическое обоснование  поиска и выбора оптимальных решений, завоевание и освоение новых рынков сбыта, осуществление программ модернизации и диверсификации производства и  торговли, оптимизацию товародвижения, совершенствование форм обслуживания потребителей.5

В зависимости от размера и типа фирмы, особенностей товара (продукта или услуги) выдвигаются конкретные задачи маркетингового исследования, которые отличаются значительным разнообразием. К ним относятся:

  • оценка и анализ конъюнктуры рынка, собственных возможностей фирмы, конкурентов;
  • прогнозирование спроса, его эластичность;
  • выявление и оценка коммерческого риска;
  • выявление и моделирование мнений потребителей, их поведения в различных рыночных ситуациях.

Маркетинговые   исследования      осуществляются либособственными маркетинговыми службами фирм,  предприятий, ассоциаций потребителей и государственных ведомств, либо на коммерческой основе специализированными маркетинговыми фирмами.

Маркетинговые   исследования могут быть поручены научно – исследовательским учреждениям, учебным заведениям, а также независимым экспертным группам.

Что дают маркетинговые исследования?

Они позволяют фирмам и компаниям  увеличить свои знания о стоящих  перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых  исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов  и явлений, отразить позицию и  возможности фирмы на рынке. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цены товаров, продвижение  товаров. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые  используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.

 

 

 

1.2 Основные  направления маркетинговых исследований

Исследование рынка- систематический количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристиках конкурентной среды, ценах.

Исследуются рынки товаров и  услуг в целом, а также локальные  и региональные рынки конкретных товаров и услуг. Объектами рыночного  исследования являются тенденции и  процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски.

Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление  ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения  конкурентной политики на рынке и  возможности выхода на новые рынки, осуществляется выбор целевых рынков и рыночных ниш.6

Например, фирма "Альфа" ремонтирует телевизоры, а фирма «Бета» решает не только их ремонтировать, но и доставлять отремонтированный телевизор заказчику. Ключевой вопрос: нужна ли дополнительная услуга клиенту, готов ли клиент за нее платить? Исследовав этот рынок и его конъюнктуру, фирма "Бета" примет правильное решение.

В основном изучают следующие типы рынков: рынок потребителей, рынок  производителей, рынок промежуточных  продавцов, рынок государственных  учреждений и международный рынок. Маркетинговые исследования каждого  типа рынка имеют свои особенности. Так, при исследовании рынка потребительских  товаров чаще используются выборочные опросы, а при исследовании рынка  средств производства имеется возможность  опросить большую часть покупателей, уделяя основное   внимание   изучению   их требований.

Исследование конкурентов- исследование, предполагающее получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также нахождения возможности сотрудничества и кооперации с ними. Оно заключается в оценке состояния конкурентов, их позиции на рынке в сравнении с позицией самой фирмы. Это позволит фирме правильно оценить ситуацию и ее развитие, что дает возможность получить определенное конкурентное преимущество. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов, материальный, финансовый, трудовой потенциал, организация управления деятельностью.

Например, одна российская фирма решила в дополнение к своей основной деятельности открыть в Москве сеть магазинов по продаже запасных частей к автомобилям "БМВ" по умеренным  ценам. Руководство фирмы не знало, что этот бизнес контролировался  тогда преступными группировками, которые продавали запчасти по завышенным ценам, имея большую прибыль. При  появлении конкурента они тут  же сожгли и уничтожили всю сеть его магазинов.

Исследование потребителейпозволяет выявить побудительные факторы, которыми руководствуется покупатель при выборе товара. В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, а также потребители-организации. Здесь разрабатывается классификация потребителей по общим признакам, моделируется поведение потребителей на рынке и прогнозируется ожидаемый спрос. Целью исследования является сегментация потребителя и выбор целевых сегментов рынка.7

Очень важно не ошибиться при  выборе целевого рынка.

Например, в маленьком городе предприниматель  решает открыть химчистку высшего  класса. При исследовании потребителей выяснилось, что для местных жителей  эта услуга слишком дорогая и  они предпочитают стирать дома. Это  исследование предупредило разорение  фирмы.

Таким образом, важно оценить спрос - желание и возможность потребителей купить товар или услугу в определенное время в определенном месте.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка национальных видов хлеба и разработка бизнес-плана по производству узбекских лепешек в городе Барнауле