Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа
Развитие хлебопекарной промышленности осуществляется на базе внедрения новой техники, прогрессивной технологии, увеличения выработки хлеба и булочных изделий с различными добавками и улучшителями, повышающими их биологическую ценность и качество.
Последние годы ознаменовались значительными изменениями в структуре ассортимента хлебопекарной продукции, вырабатываемой в стране. Значительное увеличение доли хлебопекарной продукции, вырабатываемой предприятиями малой мощности (пекарнями), по сравнению с долей продукции, вырабатываемой хлебозаводами, рассматриваемое поначалу как положительное явление, несет с собой и негативные последствия. К числу нежелательных последствий, связанных с уменьшением доли продукции, вырабатываемой крупными хлебозаводами, следует отнести сокращение производства хлеба. Несомненно, что создание совершенных технологий приготовления хлеба и хлебобулочных изделий является значительным достижением отечественного хлебопечения.
Введение 3
1Теоретико-методические подходы к анализу рынка 6
1.1 Сущность и необходимость маркетинговых исследований 6
1.2 Основные направления маркетинговых исследований 8
2 Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий России 14
3 Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Алтайском крае 25
3.1 Факторы, влияющие на развитии производства хлеба и хлебобулочных изделий 26
4 Маркетинговые исследования рынка национальных сортов в Алтайском крае
34
Заключение 39
Список литературы 42
Более детально рынок сегментирован
по видам хлеба и хлебобулочных
изделий. На российском рынке хлеба
и хлебобулочных изделий
Самыми популярными видами на рынке хлеба и хлебобулочных изделий по-прежнему являются хлеб ржаной, хлеб из пшеничной муки первого сорта, булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта и хлеб пшеничный из муки высшего сорта, на которые приходится около 80% совокупного объема данного рынка.
За 2010 год розничные продажи хлеба и хлебобулочных изделий выросли по отношению к 2009 году на 8, 5% в стоимостном выражении. Розничные продажи увеличились на 29, 7 млрд. рублей и в четвертом квартале 2010 года достигли 128, 7 млрд. руб. В трех первых кварталах 2011 года розничные продажи колебались в пределах 95, 2-98, 7 млрд. рублей (рис. 4), а к концу года достигли 145, 7 млрд. руб. В целом в 2011 году продажи увеличились на 15, 1% и составили 436, 1 млрд. руб.
Ежегодный существенный рост продаж
в четвертом квартале объясняется
тем, что в летние месяцы года потребление
хлеба частично замещается потреблением
фруктов и овощей нового урожая.
В то время как в четвертом
квартале у потребителей возникает
необходимость восполнения
Средняя производственная цена по России на мучные кондитерские изделия в январе 2012 года составила 141 077 руб./тонну. Это одна из немногих товарных групп, где рост ценника отмечен даже по итогам последнего месяца – на 9% по сравнению с декабрем 2011 года. За год уровень цен по данной продукции вырос на 6%, относительно января 2010 года – на 26%. В Дальневосточном ФО и Северо-Кавказском ФО по итогам года производственная цена на мучные кондитерские изделия упала - на 4% до 250 808 руб/тонну и на 0,4% до 171 213 руб./тонну соответственно. В Северо-Западном ФО за это время отмечен максимальный положительный прирост – на 22% до 155 054 руб/тонну. Следом идет Центральный ФО, где ценник вырос на 8% до отметки 135 402 руб/тонну. По остальным округам положительна динамика находится в диапазоне 1-6%.
Относительно декабря 2011 года положительную динамику мы также отмечаем в отношении еще двух позиций: пряники и коврижки подорожали за месяц на 0,3%, изделия бараночные – на 0,2%. По остальным позициям отмечено сокращение ценника. За год большая часть продукции подорожала. Максимальный темп прироста зафиксирован на изделия хлебобулочные из пшеничной муки второго сорта – на 20%. Производственная цена на пряники и коврижки выросла на 11%. По остальным позициям на 4-7%. Отрицательная динамика также присутствует: изделия сухарные за год подешевели на 2%, хлебцы хрустящие выпеченные - на 16%.
Таблица 3. Средние производственные цены по России на кондитерские и хлебобулочные изделия согласно товарным группам в январе 2012 года, динамика относительно предыдущего периода
январь 2012г, руб/тонну |
прирост за месяц, % |
прирост относительно января 2011г, % |
прирост относительно января 2010г, % | |
Изделия хлебобулочные из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки |
21 716 |
-0,3% |
5% |
18% |
Изделия хлебобулочные из пшеничной муки высшего сорта |
34 731 |
-0,2% |
5% |
17% |
Изделия хлебобулочные сдобные из муки пшеничной общего назначения без начинки |
24 072 |
-0,3% |
6% |
18% |
Изделия хлебобулочные из пшеничной муки первого сорта |
24 092 |
-0,1% |
6% |
18% |
Изделия хлебобулочные из пшеничной муки второго сорта |
24 067 |
-3% |
20% |
26% |
Изделия хлебобулочные сдобные |
56 969 |
-1% |
5% |
25% |
Изделия хлебобулочные из пшеничной муки |
30 695 |
-1% |
7% |
19% |
Изделия мучные кондитерские |
141 077 |
9% |
6% |
26% |
Изделия сухарные |
52 301 |
-7% |
-2% |
5% |
Хлебцы хрустящие выпеченные |
90 379 |
-5% |
-16% |
в 2 раза больше |
Изделия бараночные (бублики, баранки, сушки) |
48 621 |
0,2% |
7% |
22% |
Пряники и коврижки |
59 988 |
0,3% |
11% |
16% |
Печенье сладкое |
57 950 |
-4% |
5% |
22% |
Вафли и облатки вафельные |
77 324 |
-3% |
7% |
39% |
Печенье (включая галеты и крекеры) |
55 687 |
-6% |
4% |
20% |
Печенье сухое (галеты и крекеры) |
48 030 |
-12% |
5% |
14% |
Таблица 4. Средние потребительские цены по России на кондитерские и хлебобулочные изделия согласно товарным группам в январе 2012 года, динамика относительно предыдущего периода
январь 2012г, руб./кг |
прирост за месяц, % |
прирост относительно января 2011г, % |
прирост относительно января 2010г, % | |
Печенье |
92,63 |
0,3% |
12% |
17% |
Пряники |
81,57 |
0,5% |
11% |
22% |
Кексы, рулеты |
160,08 |
-0,1% |
8% |
14% |
Торты |
284,93 |
0,9% |
8% |
17% |
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный |
28,21 |
-0,2% |
6% |
8% |
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта |
45,00 |
-0,8% |
6% |
14% |
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов |
29,54 |
-1,0% |
5% |
6% |
Булочные изделия сдобные из муки высшего сорта штучные |
109,44 |
0,6% |
8% |
21% |
Бараночные изделия |
83,80 |
-0,2% |
11% |
15% |
Средняя цена производителей по России на мучные кондитерские изделия составила в апреле 2012 года 133,3 руб/кг. С начала текущего года ценник исключительно падал, в результате с начала года показатель сократился на 5%. Однако по сравнению с апрельским показателем прошлого года он на 2% выше.
Самый высокий темп роста за год на мучные кондитерские изделия отмечены в Центральном ФО – на 13% до 129,1 руб/кг. Также положительная динамика отмечена в Уральском ФО – на 8% до 168,3 руб/кг, Северо-Западном ФО – на 6% до 144,2 руб/кг, в Приволжском ФО – на 13% до 154,3 руб/кг. В четырех округах за год производственная цена упала. Наиболее ощутимо сократилась ценовая планка в Дальневосточном ФО – на 9% до 254,1 руб/кг. Следом идет Северо-Кавказский ФО – на 5% до 160,8 руб/кг. В Сибирском округе мучные кондитерские изделия подешевели на 4% (до 103,6 руб/кг), в Южном ФО – на 1% до 154,5 руб/кг.
Таблица 5. Динамика средней по России производственной цены на хлебобулочные изделия в разрезе товарных групп, руб/кг
2012 |
Прирост с начала текущего года % |
Прирост апреля 2012 года к апрелю 2011 года, % | ||||
январь |
февраль |
март |
апрель | |||
Изделия хлебобулочные из пшеничной муки второго сорта |
24,07 |
23,94 |
23,94 |
23,94 |
-1% |
11% |
Изделия хлебобулочные из пшеничной муки высшего сорта |
34,73 |
34,67 |
34,60 |
34,68 |
-0,2% |
1% |
Изделия хлебобулочные из пшеничной муки первого сорта |
24,09 |
24,17 |
24,14 |
24,22 |
1% |
6% |
Изделия хлебобулочные из пшеничной муки |
30,70 |
30,72 |
30,78 |
30,88 |
1% |
4% |
Изделия хлебобулочные из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки |
21,72 |
21,75 |
21,69 |
21,82 |
0,5% |
2% |
Изделия хлебобулочные сдобные из муки пшеничной общего назначения без начинки |
24,07 |
24,14 |
24,11 |
24,18 |
0,5% |
6% |
Изделия хлебобулочные сдобные |
56,97 |
56,41 |
57,17 |
57,96 |
2% |
3% |
В 2010 году в Сибирском федеральном округе было произведено 891 тыс. тонн хлеба, это 26% общероссийского объема. Наибольшие объемы производства в Сибири показали Кемеровская, Новосибирская области и Алтайский край. Наш регион в 2010 году выпустил 122,7 тыс. тонн хлеба (в 2009-м — 121,2 тыс. тонн). Использование производственных мощностей в крае составляет 46% (по России — 40,9%).(график 4).620 крупных, средних и малых производителей хлеба работают в Алтайском крае.
Алтайский край снизил производство хлеба и хлебобулочных изделий на 4,6%в 2011году, а в текущем году Росстат края показывает, что производство хлеба уже в сентябре снизилось на 4,7%.
График 3. Динамика объема производства хлеба и хлебобулочных изделий в Алтайском крае 2009-2012гг, тонн.
3.1 Факторы, влияющие на развитии производства хлеба и хлебобулочных изделий
По анализам рынка, объем производства
хлебобулочной продукции в
По данным Института питания
РАМН, уровень потребления этого
важного продукта питания в нашей
стране в разные годы был неодинаков
и зависел, в первую очередь, от экономической
ситуации в стране и уровня доходов
населения. Для определения тенденций
потребления хлебобулочных
Р – политические факторы
• В июне 2011 года правительство РФ утвердило список продуктов, цены на которые федеральная власть сможет «заморозить» при их месячном увеличении более чем на 30%. В список вошел хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов.
• В настоящее время отменено лицензирование хлебопекарного бизнеса и введен уведомительный порядок начала осуществления деятельности по производству хлеба.
• В 2011 году возрастает государственное
регулирование рынка хлеба и
хлебобулочных изделий
E – экономические факторы
• Налогообложение: хлебобулочные изделия относятся к категории продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%.
• Россия относится к мировым лидерам по производству и экспорту зерна, однако качество российской муки участники рынка считают плохим