Маркетинговые исследования рынка национальных видов хлеба и разработка бизнес-плана по производству узбекских лепешек в городе Барнауле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Развитие хлебопекарной промышленности осуществляется на базе внедрения новой техники, прогрессивной технологии, увеличения выработки хлеба и булочных изделий с различными добавками и улучшителями, повышающими их биологическую ценность и качество.
Последние годы ознаменовались значительными изменениями в структуре ассортимента хлебопекарной продукции, вырабатываемой в стране. Значительное увеличение доли хлебопекарной продукции, вырабатываемой предприятиями малой мощности (пекарнями), по сравнению с долей продукции, вырабатываемой хлебозаводами, рассматриваемое поначалу как положительное явление, несет с собой и негативные последствия. К числу нежелательных последствий, связанных с уменьшением доли продукции, вырабатываемой крупными хлебозаводами, следует отнести сокращение производства хлеба. Несомненно, что создание совершенных технологий приготовления хлеба и хлебобулочных изделий является значительным достижением отечественного хлебопечения.

Содержание работы

Введение 3
1Теоретико-методические подходы к анализу рынка 6
1.1 Сущность и необходимость маркетинговых исследований 6
1.2 Основные направления маркетинговых исследований 8
2 Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий России 14
3 Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Алтайском крае 25
3.1 Факторы, влияющие на развитии производства хлеба и хлебобулочных изделий 26
4 Маркетинговые исследования рынка национальных сортов в Алтайском крае
34
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Маркетинг курсовая .docx

— 529.86 Кб (Скачать файл)

 

Более детально рынок сегментирован  по видам хлеба и хлебобулочных  изделий. На российском рынке хлеба  и хлебобулочных изделий выделяют следующие сегменты: хлебобулочные  изделия из пшеничной муки, хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки, хлебобулочные изделия из ржаной муки, сдобные хлебобулочные изделия, хлебобулочные изделия пониженной влажности (сухарно-бараночная продукция), диетические хлебобулочные изделия, пироги, пирожки, пончики и другие хлебобулочные изделия.

Самыми популярными видами на рынке  хлеба и хлебобулочных изделий  по-прежнему являются хлеб ржаной, хлеб из пшеничной муки первого сорта, булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта и хлеб пшеничный  из муки высшего сорта, на которые  приходится около 80% совокупного объема данного рынка.

За 2010 год розничные продажи  хлеба и хлебобулочных изделий  выросли по отношению к 2009 году на 8, 5% в стоимостном выражении. Розничные  продажи увеличились на 29, 7 млрд. рублей и в четвертом квартале 2010 года достигли 128, 7 млрд. руб. В трех первых кварталах 2011 года розничные продажи колебались в пределах 95, 2-98, 7 млрд. рублей (рис. 4), а к концу года достигли 145, 7 млрд. руб. В целом в 2011 году продажи увеличились на 15, 1% и составили 436, 1 млрд. руб.

Ежегодный существенный рост продаж в четвертом квартале объясняется  тем, что в летние месяцы года потребление  хлеба частично замещается потреблением фруктов и овощей нового урожая. В то время как в четвертом  квартале у потребителей возникает  необходимость восполнения запасов  энергии организма, что связано  с постепенным понижением температуры  воздуха, и именно хлеб и хлебобулочные  изделия выступают в качестве источника восполнения этой энергии. Кроме того, в этот период происходит формирование запасов хлеба на длинные новогодние праздники гражданами и предприятиями общественного питания.

Средняя производственная цена по России на мучные кондитерские изделия в январе 2012 года составила 141 077 руб./тонну. Это одна из немногих товарных групп, где рост ценника отмечен даже по итогам последнего месяца – на 9% по сравнению с декабрем 2011 года. За год уровень цен по данной продукции вырос на 6%, относительно января 2010 года – на 26%. В Дальневосточном ФО и Северо-Кавказском ФО по итогам года производственная цена на мучные кондитерские изделия упала  - на 4% до 250 808 руб/тонну и на 0,4% до 171 213 руб./тонну соответственно. В Северо-Западном ФО за это время отмечен максимальный положительный прирост – на 22% до 155 054 руб/тонну. Следом идет Центральный ФО, где ценник вырос на 8% до отметки 135 402 руб/тонну. По остальным округам положительна динамика находится в диапазоне 1-6%.

Относительно декабря 2011 года положительную  динамику мы также отмечаем в отношении  еще двух позиций: пряники и коврижки подорожали за месяц на 0,3%, изделия  бараночные – на 0,2%. По остальным  позициям отмечено сокращение ценника. За год большая часть продукции   подорожала. Максимальный темп прироста зафиксирован на изделия хлебобулочные из пшеничной муки второго сорта – на 20%. Производственная цена на пряники и коврижки выросла на 11%. По остальным позициям на 4-7%. Отрицательная динамика также присутствует: изделия сухарные за год подешевели на 2%, хлебцы хрустящие выпеченные  - на 16%.

 

 

 

 

Таблица 3. Средние производственные цены по России на кондитерские и хлебобулочные изделия согласно товарным группам в январе 2012 года, динамика относительно предыдущего периода

 

январь 2012г, руб/тонну

прирост за месяц, %

прирост относительно января 2011г, %

прирост относительно января 2010г, %

Изделия хлебобулочные из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки

21 716

-0,3%

5%

18%

Изделия хлебобулочные из пшеничной муки высшего сорта

34 731

-0,2%

5%

17%

Изделия хлебобулочные сдобные из муки пшеничной общего назначения без начинки

24 072

-0,3%

6%

18%

Изделия хлебобулочные из пшеничной муки первого сорта

24 092

-0,1%

6%

18%

Изделия хлебобулочные из пшеничной муки второго сорта

24 067

-3%

20%

26%

Изделия хлебобулочные сдобные

56 969

-1%

5%

25%

Изделия хлебобулочные из пшеничной муки

30 695

-1%

7%

19%

Изделия мучные кондитерские

141 077

9%

6%

26%

Изделия сухарные

52 301

-7%

-2%

5%

Хлебцы хрустящие выпеченные

90 379

-5%

-16%

в 2 раза больше

Изделия бараночные (бублики, баранки, сушки)

48 621

0,2%

7%

22%

Пряники и коврижки

59 988

0,3%

11%

16%

Печенье сладкое

57 950

-4%

5%

22%

Вафли и облатки вафельные

77 324

-3%

7%

39%

Печенье (включая галеты и крекеры)

55 687

-6%

4%

20%

Печенье сухое (галеты и крекеры)

48 030

-12%

5%

14%


 

 

 

Таблица 4. Средние потребительские цены по России на кондитерские и хлебобулочные изделия согласно товарным группам в январе 2012 года, динамика относительно предыдущего периода

 

январь 2012г, руб./кг

прирост за месяц, %

прирост относительно января 2011г, %

прирост относительно января 2010г, %

Печенье

92,63

0,3%

12%

17%

Пряники

81,57

0,5%

11%

22%

Кексы, рулеты

160,08

-0,1%

8%

14%

Торты

284,93

0,9%

8%

17%

Хлеб ржаной, ржано-пшеничный

28,21

-0,2%

6%

8%

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

45,00

-0,8%

6%

14%

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов

29,54

-1,0%

5%

6%

Булочные изделия сдобные из муки высшего сорта штучные

109,44

0,6%

8%

21%

Бараночные изделия

83,80

-0,2%

11%

15%


 

Средняя цена производителей по России на мучные кондитерские изделия  составила в апреле 2012 года 133,3 руб/кг. С начала текущего года ценник исключительно  падал, в результате с начала года показатель сократился на 5%. Однако по сравнению с апрельским показателем  прошлого года он на 2% выше.

Самый высокий темп роста  за год на мучные кондитерские изделия  отмечены в Центральном ФО – на 13% до 129,1 руб/кг. Также положительная  динамика отмечена в Уральском ФО – на 8% до 168,3 руб/кг,  Северо-Западном ФО – на 6% до 144,2 руб/кг, в Приволжском ФО – на 13% до 154,3 руб/кг. В четырех округах за год производственная цена упала. Наиболее ощутимо сократилась ценовая планка в Дальневосточном ФО – на 9% до 254,1 руб/кг. Следом идет Северо-Кавказский ФО – на 5% до 160,8 руб/кг. В Сибирском округе мучные кондитерские изделия подешевели на 4% (до 103,6 руб/кг), в Южном ФО – на 1% до 154,5 руб/кг.

Таблица 5. Динамика средней по России производственной цены на хлебобулочные изделия в разрезе товарных групп, руб/кг

 

2012

Прирост с начала текущего года %

Прирост апреля 2012 года к апрелю 2011 года, %

январь

февраль

март

апрель

Изделия хлебобулочные из пшеничной  муки второго сорта

24,07

23,94

23,94

23,94

-1%

11%

Изделия хлебобулочные из пшеничной  муки высшего сорта

34,73

34,67

34,60

34,68

-0,2%

1%

Изделия хлебобулочные из пшеничной  муки первого сорта

24,09

24,17

24,14

24,22

1%

6%

Изделия хлебобулочные из пшеничной  муки

30,70

30,72

30,78

30,88

1%

4%

Изделия хлебобулочные из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной  муки

21,72

21,75

21,69

21,82

0,5%

2%

Изделия хлебобулочные сдобные из муки пшеничной общего назначения без  начинки

24,07

24,14

24,11

24,18

0,5%

6%

Изделия хлебобулочные сдобные

56,97

56,41

57,17

57,96

2%

3%


 

 

 

3 Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Алтайском крае

В 2010 году в Сибирском федеральном округе было произведено 891 тыс. тонн хлеба, это 26% общероссийского объема. Наибольшие объемы производства в Сибири показали Кемеровская, Новосибирская области и Алтайский край. Наш регион в 2010 году выпустил 122,7 тыс. тонн хлеба (в 2009-м — 121,2 тыс. тонн). Использование производственных мощностей в крае составляет 46% (по России — 40,9%).(график 4).620 крупных, средних и малых производителей хлеба работают в Алтайском крае.

Алтайский край снизил производство хлеба и хлебобулочных изделий на 4,6%в 2011году,  а в текущем году Росстат края показывает, что производство хлеба уже в  сентябре снизилось на 4,7%. 

График 3.  Динамика объема производства хлеба и хлебобулочных изделий в Алтайском крае 2009-2012гг, тонн.

 

3.1 Факторы, влияющие на развитии производства хлеба и хлебобулочных изделий

По анализам рынка, объем производства хлебобулочной продукции в России ежегодно сокращается на 5-7%. Это  связано с тем, что благосостояние населения растет, при этом, как  правило, падает потребление хлебобулочных  изделий. Таким образом, объём производства хлебобулочных изделий прямо  пропорционально зависит от благосостояния населения. Предприятия понимают, что  следует сократить производство, так как рынок сокращается.

По данным Института питания  РАМН, уровень потребления этого  важного продукта питания в нашей  стране в разные годы был неодинаков и зависел, в первую очередь, от экономической  ситуации в стране и уровня доходов  населения. Для определения тенденций  потребления хлебобулочных изделий  в России был проведен PEST анализ. В результате выявлены факторы, влияющие на развитие отрасли:

Р – политические факторы

• В июне 2011 года правительство  РФ утвердило список продуктов, цены на которые федеральная власть сможет «заморозить» при их месячном увеличении более чем на 30%. В список вошел  хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и  булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов.

• В настоящее время отменено лицензирование хлебопекарного бизнеса  и введен уведомительный порядок  начала осуществления деятельности по производству хлеба.

• В 2011 году возрастает государственное  регулирование рынка хлеба и  хлебобулочных изделий посредством  регулирования смежных рынков зерна  и муки. Это осуществляется преимущественно  двумя мерами. Первая мера связана  с выводом на торги 5,63 млн. тонн зерна из государственного интервенционного фонда. Вторая мера реализуется посредством введения временной отмены до второго полугодия 2011 года импортной пошлины на ячмень, овес, пшеницу, рожь и кукурузу. Указанные меры будут способствовать замедлению роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия.

E – экономические факторы

• Налогообложение: хлебобулочные  изделия относятся к категории  продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%.

• Россия относится к мировым  лидерам по производству и экспорту зерна, однако качество российской муки участники рынка считают плохим

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка национальных видов хлеба и разработка бизнес-плана по производству узбекских лепешек в городе Барнауле