Маркетинговые исследования сегментирования рынка общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сегментирование рынка на рынке предприятий общественного питания, что необходимо для успешной маркетинговой деятельности предприятия, организации и других субъектов хозяйствования на целевых сегментах рынка, обеспечения устойчивых позиций на них.
Для достижения поставленной цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы сегментации рынка:
• понятие и сущность сегментации
• этапы сегментации рынка
• методы сегментации рынка
2. Проанализировать рынок общественного питания города Калининграда
3. Разработать план маркетингового исследования
4. Разработать план выборочного исследования
5. Провести базовый анализ данных, полученных в ходе маркетингового исследования

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Методологические основы сегментирования рынка общественного питания…………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность сегментации рынка……………………………..5
1.2 Этапы сегментации……………………………………………………..11
1.3 Методы сегментации……………………………………………………12
1.4 Эффективность сегментирования………………………………………17
2. Маркетинговые исследования сегментирования рынка общественного питания на примере сети ресторанов «Макдоналдс»…………………22
2.1 Маркетинговый анализ рынка общественного питания……………..22
2.2 Общая характеристика сети ресторанов «Макдоналдс»……………24
2.3 Разработка технического задания на проведение маркетингового исследования……………………………………………………………..28
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая по МИ.docx

— 421.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

 

  1. Методологические основы сегментирования рынка общественного питания…………………………………………………………………...5
    1. Понятие и сущность сегментации рынка……………………………..5
    2. Этапы сегментации……………………………………………………..11
    3. Методы сегментации……………………………………………………12
    4. Эффективность сегментирования………………………………………17

 

  1. Маркетинговые исследования сегментирования рынка общественного питания на примере сети ресторанов «Макдоналдс»…………………22
    1. Маркетинговый анализ рынка общественного питания……………..22
    2. Общая характеристика сети ресторанов «Макдоналдс»……………24
    3. Разработка технического задания на проведение маркетингового исследования……………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Осуществление успешной коммерческой деятельности в рыночных условиях предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий покупателей. Занимаясь предпринимательской деятельностью, необходимо ориентироваться на наиболее перспективные целевые рынки. Это позволяет не распылять ресурсы, а сосредоточить их на удовлетворении потребностей избранных групп покупателей, обслуживание которых приносит предприятию максимальную выгоду.

Максимальная эффективность достигается за счет сегментации рынка.

Известно, что любой рынок состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга своими вкусами, желаниями, потребностями и мотивами совершения покупок. Поэтому производители и представители сбытовых организаций должны осознавать, что невозможно учесть такое разнообразие факторов, влияющих на принятие решения о покупке предлагаемых товаров и услуг в условиях конкуренции, если ориентироваться на весь рынок.

Другой крайностью может являться выпуск и реализация ограниченного ассортимента товаров, рассчитанных на усредненного потребителя. Только отношение к рынку как некоторой дифференцированной структуре в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара может обеспечить успех в предпринимательской деятельности.

Курсовая работа посвящена теме «Сегментация предприятий - конкурентов на рынке общественного питания». Проблема данной работы носит актуальный характер в современных условиях.

Современная экономика страдает не от дефицита, а от излишков. Чтобы не потеряться среди множества конкурентов компании должны стремиться к значимому и существенному позиционированию и отличительным особенностям. За каждой фирмой должна стоять некая доведенная до сознания целевого рынка особая идея; каждая компания должна придумывать новые свойства, услуги, гарантии, поощрение для данных потребителей, новые удобства и удовольствия.

Данная тема актуальна, потому что сегодня в условиях рыночной экономики каждый день образуется сотни новых фирм и столько же разоряется и закрывается. Компаниям недостаточно просто производить конкурентоспособный товар. Производители должны уметь показать преимущества своего товара перед другими товарами, фирме необходимо занять уникальную позицию относительно других конкурентов, это поможет предприятию развиваться дальше, быть конкурентоспособным.

Целью данной курсовой работы является изучение сегментирование рынка на рынке предприятий общественного питания, что необходимо для успешной маркетинговой деятельности предприятия, организации и других субъектов хозяйствования на целевых сегментах рынка, обеспечения устойчивых позиций на них.

Для достижения поставленной цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить методологические основы сегментации рынка:
    • понятие и сущность сегментации
    • этапы сегментации рынка
    • методы сегментации рынка
  1. Проанализировать рынок общественного питания города Калининграда
  1. Разработать план маркетингового исследования
  2. Разработать план выборочного исследования
  3. Провести базовый анализ данных, полученных в ходе маркетингового исследования

Объектом исследования является Рынок общественного питания Калининградской области.

Предмет исследования - сегментация рынка.

 

  1. Методологические основы сегментации рынка общественного питания
    1. Понятие и сущность сегментации рынка

Достаточно очевидно, что разные потребители желают приобрести разные товары. Для того чтобы удовлетворить эти различные потребности, организации-производители и организации-продавцы стремятся выявить группы потребителей, которые скорее всего положительно отреагируют на предлагаемые продукты и ориентируют свою маркетинговую деятельность прежде всего на эти группы потребителей.

Здесь уместно вспомнить известный закон Парето (закон 80:20), основанный на статистических исследованиях и согласно которому 20% потребителей покупают 80% товаров определенной марки, представляя обобщенную группу целевых потребителей, в силу определенных причин (каких? — надо выяснить) ориентированных на данный товар. Остальные 80% потребителей приобретают 20% товара данной марки и не имеют четкого выбора, они скорее всего совершают случайные покупки. Производители стремятся ориентировать свои продукты и маркетинговую деятельность на эти 20% потребителей («стрельба по целям»), а не на весь рынок в целом («стрельба по площадям»). Такая стратегия рыночной деятельности оказывается более эффективной.

Сегментация рынка заключается в разделении рынка на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.

Рыночный сегмент — это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукт и на набор маркетинговых стимулов. [Голубков 30-31 стр]

Сегментация по предприятиям (конкурентам) - это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок. Сегментация рынка производится по критериям и признакам, критерий- способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).

 

Признак - это способ выделения данного сегмента на рынке.

Наиболее распространенными критериями сегментации являются:

  • емкость сегмента, по которой определятся число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности;
  • каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта;
  • устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;
  • прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка;
  • совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;
  • оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;
  • защищенность выбранного сегмента от конкуренции.

 

Главными доводами в пользу проведения сегментации являются следующие:

1. Обеспечивается лучшее  понимание не только нужд потребителей, но и того, что они из себя представляют (их личностные характеристики, характер поведения на рынке и т.п.).

2. Обеспечивается лучшее  понимание природы конкурентной  борьбы на конкретных рынках. Исходя из знания данных обстоятельств легче выбирать рыночные сегменты для их освоения и определять, какими характеристиками должны обладать продукты для завоевания преимуществ в конкурентной борьбе.

3. Представляется возможность концентрировать ограниченные ресурсы на наиболее выгодных направлениях их использования.

4. При разработке планов  маркетинговой деятельности учитываются особенности отдельных рыночных сегментов, в результате чего достигается высокая степень ориентации инструментов маркетинговой деятельности на требования конкретных рыночных сегментов.

Первым шагом при проведении сегментации является выбор критериев сегментации. При этом надо проводить различие между критериями сегментации рынков потребительских товаров, продукции производственного назначения, услуг и др. Хотя при проведении сегментации рынков разных товаров частично могут использоваться и одинаковые критерии, например объем потребления. [Голубков 35стр]

Так, при сегментации рынка потребительских товаров используются такие критерии, как: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие и др.

Географическая сегментация — деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д. При этом перед компанией открывается две возможности: либо сконцентрировать свою деятельность на одном или нескольких таких географических сегментах, либо действовать Врагу во всех сегментах, но обращая при этом особое внимание на различиях в нуждах и потребностях клиентов, обусловленные их географическим положением.

Демографическая сегментация — деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса. Демографический принцип чаще применяется для сегментации потребительских групп. Одна из причин этого заключается в том, что потребительские нужды, потребности и интенсивность потребления очень тесно взаимосвязаны с демографическими переменными. Другая причина состоит в том, что демографические переменные зачастую гораздо легче измерять, чем переменные других типов. Проводя сегментацию рынка по демографическому принципу, необходимо прежде всего ориентироваться на общность специфических запросов соответствующего сегмента к качеству, ассортименту и цене. В настоящее время по демографическому принципу выделяют такие группы потребителей, как дети, молодежь, лица среднего возраста, пожилые, пенсионеры, многодетные семьи.

Психографическая сегментация — деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей. У представителей одной и той же демографической группы могут быть совершенно разные психологические особенности.

Принадлежность потребителей к тому или иному классу оказывает значительное влияние на выбор тех или иных товаров. Многие компании (разрабатывают товары и услуги, ориентируясь на определённые венные классы, исходя при этом из тех характеристик товаров и  услуг которые особенно привлекательны для этих классов. Интерес людей к тем или иным товарам зависит от их образа жизни. С другой стороны, товары, приобретаемые людьми, отражают их образ жизни.

Жизненный стиль характеризует то, на что потребители тратят свое время, как отдыхают, в каких домах и квартирах они живут, что из себя представляет интерьер их жилищ, что является их хобби и др. Например, производители сигарет сегментируют курильщиков на заядлых, обычных и особенно заботящихся о своем здоровье.

Личностные характеристики потребителей скорее используются в качестве критериев сегментации в случае, когда данный продукт подобен продуктам конкурентов и индивидуальные запросы потребителей не выявляются при применении других критериев сегментации. Например, в свое время покупатели моделей «Форд» были охарактеризованы как «независимые, импульсивные, склонные к изменениям и самоувенные». Однако персональные черты характера трудно точно измерить, так как их выявление обычно осуществляется в лечебных целях, а не в целях сегментирования рынка.

Вследствие того, что психографические критерии сложнее измерить по сравнению с другими критериями сегментации, их, зачастую, используют для лучшего понимания потребителей, просегментированных с помощью других критериев.

Поведенческая сегментация - предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения, характер использования продукта или реакции на него. При этом под отношением понимаются устойчивые благоприятные или неблагоприятные оценки, чувства и склонности к действиям по отношению к определенным предметам и идеям; оно сильно влияет на поведение покупателей.

В соответствии с этим выделяют сегментацию: по обстоятельствам применения, на основе выгод, на основе статуса пользователя, на основе интенсивности потребления, на основе степени лояльности, на основе стадии готовности покупателя к совершению покупки.

Информация о работе Маркетинговые исследования сегментирования рынка общественного питания