Маркетинговые исследования сегментирования рынка общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сегментирование рынка на рынке предприятий общественного питания, что необходимо для успешной маркетинговой деятельности предприятия, организации и других субъектов хозяйствования на целевых сегментах рынка, обеспечения устойчивых позиций на них.
Для достижения поставленной цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы сегментации рынка:
• понятие и сущность сегментации
• этапы сегментации рынка
• методы сегментации рынка
2. Проанализировать рынок общественного питания города Калининграда
3. Разработать план маркетингового исследования
4. Разработать план выборочного исследования
5. Провести базовый анализ данных, полученных в ходе маркетингового исследования

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Методологические основы сегментирования рынка общественного питания…………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность сегментации рынка……………………………..5
1.2 Этапы сегментации……………………………………………………..11
1.3 Методы сегментации……………………………………………………12
1.4 Эффективность сегментирования………………………………………17
2. Маркетинговые исследования сегментирования рынка общественного питания на примере сети ресторанов «Макдоналдс»…………………22
2.1 Маркетинговый анализ рынка общественного питания……………..22
2.2 Общая характеристика сети ресторанов «Макдоналдс»……………24
2.3 Разработка технического задания на проведение маркетингового исследования……………………………………………………………..28
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая по МИ.docx

— 421.43 Кб (Скачать файл)

Цель компании - предоставление стопроцентного обслуживания, что подразумевает собой предоставление качества, культуры, чистоты. Гостеприимство и супер-обслуживание уже включены в цену и покупая продукцию, каждый посетитель приобретает впечатление, которое приведет его неоднократно снова за новыми и новыми впечатлениями.

Состав потребителей предприятий fast-food (мобильных и стационарных) очень разнообразен. Женщины и "взрослая молодежь" предпочитают стационарные предприятия fast-food, мужчины и зрелые люди охотно пользуются мобильными палатками.

Предприятия рассматриваются пользователями в основном с функциональной точки зрения: быстрое и недорогое утоление голода.

Ежедневно Рестораны "Макдоналдс" в России обслуживают более 320 000 посетителей.

В среднем за месяц Рестораны продают:

· 2 000 000 напитков Кока-Кола/Фанта/Спрайт

· 2 550 000 порций картофеля-фри

· 1 100 000 молочных коктейлей

· 1 150 000 сандвичей Биг Мактм

· 950 000 пирожков

Тип концепции маркетинга компании McDonalds это то, что в  центре внимания - потребитель, и вся деятельность компаний организована таким образом, чтобы эффективно отвечать изменяющимся потребностям покупателей. Сотрудники отделов маркетинга компании отличаются высоким профессионализмом, а остальные отделы - производственные, финансовые, исследовательские, кадров, закупок неизменно придерживаются принципа "потребитель - король".

Сегментация посетителей сети ресторанов «Mcdonalds» представлена на рисунке

Рисунок – сегментирование потребителей

В настоящий момент компания выделила для себя новые сегменты рынка, на которых она намерена улучшить свои позиции. К таким сегментам относятся : деловые люди, «умная и модная» молодежь, люди, заботящиеся об окружающей среде и положительно относящиеся к благотворительности. Именно ориентируясь на новые сегменты нужно внести изменения в конкурентные стратегии, которые использует фирма на данный момент.

McDonald`s рекламирует не саму продукцию, а активный образ жизни. Новые ролики направлены на продвижение нового слогана: I`m loving` it. Представители русского McDonald`s не стали навязывать своего варианта перевода слогана, оставив это право потребителю.

I`m loving` it -суть новой концепции озвучит российский рэппер мастер шеff: «Да, я люблю все жизни моей моменты: Красоту, „Макдоналдс“, экстрим, аплодисменты».

Рекламная кампания сориентирована на молодежную аудиторию: на телеэкранах появятся счастливые тинейджеры, обожающие фаст-фуд.

Экономические показатели деятельности сети ресторанов «Mcdonalds» представлены в таблице 3.

Таблица 2.3.1Показатели экономической деятельности компании «MCdonalds»

Показатель

2011 год (млрд.)

2012 год (млрд.)

Темп прироста, %

Чистая прибыль

4,068

4,126

1,4

Выручка

20,183

20,614

2,1

Операционная прибыль

6,406

6,409

0,05


 

 

Чистая прибыль сети ресторанов быстрого питания McDonald's Corp. по итогам 9 месяцев 2012 г. снизилась на 1% и составила 4,068 млрд. руб. против 4,126 млрд. руб., полученных за аналогичные 9 месяцев 2011 г. Такие данные приводятся в обнародованном сегодня финансовом отчете компании. Выручка McDonald's поднялась за первые девять месяцев 2012 г. на 2% - с 20,183 млрд до 20,614 млрд долл. Операционная прибыль за отчетный период практически не изменилась, составив 6,406 млрд долл. против 6,409 млрд долл. за 9 месяцев 2011 г.

 

 

 

2.3 Разработка технического задания на проведение маркетингового исследования

 

Цель маркетингового исследования - сегментирования предприятий конкурентов на рынке общественного питания, на примере сети ресторанов «Макдоналдс».

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. выбор ближайших предприятий - конкурентов общественного питания сети ресторанов «Макдоналдс»;
  2. определить перечень характеристик ресторана «Макдоналдс» и его конкурентов;
  3. оценить относительную значимость характеристик ресторана «Макдоналдс» и его основных конкурентов;
  4. оценить характеристики ресторана «Макдоналдс» и его конкурентов целевыми потребителями;
  5. провести сравнительный анализ с помощью семантического дифференциала;
  6. провести кластерный анализ.

  Вторым этапом является разработка описательной базы исследования.

      Третий этап - определение процедур измерения и шкалирования. Потребителями были оценены объекты исследования по критериям. Основным объектом измерения в исследовании является - «цена» и «качество продукции», которые были измерены по шкале семантического дифференциала, где крайними градациями было:

    1. низкое качество продукции – высокое качество продукции
    2. узкий ассортимент – высокий ассортимент
    3. медленное обслуживание – быстрое обслуживание
    4. низкий уровень цен – высокий уровень цен
    5. не комфортабельность помещения – комфортабельность помещения
    6. неудобное расположение точек - удобное расположение точек
    7. неэффективная реклама – эффективная реклама

медленное обслуживание - быстрое обслуживание

Обработка такой шкалы - это профильный анализ: по каждой характеристики находим среднее значения и строим профилограмму.

Четвертый этап - создание формы сбора данных. Для сбора данных была разработана анкета.

Пятый этап - разработка плана выборочного исследования.

План выборочного исследования включает в себя следующие составлающие:

    1. Генеральная совокупность:
      • Элемент генеральной совокупности – потребитель, посещавший рестораны общественного питания, а также рестораны «Макдоналдс», не реже двух раз в неделю, в возрасте от 16 до 50 лет, проживающий в городе Калининграде
      • Единица совокупности – совпадает с элементом ген. совокупности
      • Время – апрель 2014 года
      • Территория проведения исследования – город Калининград
    1. Контур выборки (список) элементов генеральной совокупности - база данных клиентов сети ресторанов «Макдоналдс»
    1. Метод выборки - системантическая выборка, т.е. элементы генеральной совокупности отбираются последовательно через определенный интервал выборки. Для проведения данной выборки необходимо рассчитать шаг по формуле:

  , где

N - объем генеральной совокупности;

 n - объем выборки.

    1. Расчет объема выборки: 
      расчет объема выборки осуществляется по формуле: 
      , где

n - объем выборки;

П - доля по генеральной совокупности; 

Z - нормированная величина;

Так как генеральная совокупность еще не изучена, то берем П = 0,5. Желаемую степень точности Д ± 3% или ± 0,03. Уровень достоверности равен95%. Определим значение Z = 1,96. Определяем объем выборки по выше указанной формуле:

  респондентов

Генеральная совокупность (N) малая, так как n > 10% N, поэтому необходимо провести коррекцию объема выборки с учетом объема генеральной совокупности.

, где n’ - скорректированный объем выборки.

  респондентов

В результате исследования необходимо получить 1044 хорошо заполненных анкет.

Скорректируем полученный объем выборки с учетом коэффициентов охвата и завершенности:

 Кохв = 0,9

 Кзав = 0,8

 

 респондентов

Количество хорошо заполненных анкет должно равняться 1044 или 1450.

    1. Анализ полученных данных

С помощью опроса, в котором приняли участие клиенты ресторанов общественного питания в возрасте от 16 до 50 лет. Потребителями были оценены все выше представленные критерии. Были выставлены оценки от -3 до 3 по шкале семантического дифференциала.

Данные оценки представлены в таблице

Таблица – Средние оценки ресторанов общественного питания города

Калининграда

 

Название ресторана

Качество продукции

Ассортимент

Обслуживание

Цена

Дизайн

Месторасположение

Реклама

McDonalds

2,3

2,5

2,3

0,5

2,7

2,3

1,6

Subway

2,3

1,8

2

-0,9

2

2,3

1

СМАК

-1,5

0,6

-1,5

1,5

-1,7

0,1

-0,3

СъешКа

-0,9

-0,6

-0,6

2

-2,5

1,1

-0,2

Блинца-Ца

1,9

2

1,7

1,8

0,2

1

-0,8

Фьюжн экспресс

-0,6

-0,7

-1

0,5

1,5

-0,2

-0,3

Борщ

-0,6

-0,8

-0,4

0,7

-2

1,6

-0,1

SFS

-0,5

-1,1

-0,5

0,8

-0,2

1,6

-0,1


 

 

На основании полученных данных был приведен графический анализ. 

Рис. 1 Графический анализ предприятий – конкурентов в сегменте общественного питания

 

На данном графике видно, что сеть ресторанов «Макдоналдс» занимает лидирующее положение на рынке общественного питания, но по критерию «уровень цен» уступает всем ресторанам, кроме «Subway», так как в данном ресторане наблюдается самый высокий уровень цен на свою продукцию.

 

 

Рис. 2 Графический анализ предприятий – конкурентов в сегменте общественного питания

Также по качеству и месторасположению «Subway» не уступает «Макдоналдс».

Благодаря полученным результатам, мы можем провести кластерный анализ для наглядного представления сегментации предприятий общественного питания в городе Калининград.

Благодаря средним оценкам которые были представлены в таблице 1, мы можем провести кластерный анализ, пошаговая кластеризация представлена в таблице 3.

Таблица 3. Этапы кластеризации.

 

 

 

 

 

 

 

Этап

Объединенный кластер

Коэффициенты

Этап первого появления кластера

Следующий этап

Кластер 1

Кластер 2

Кластер 1

Кластер 2

1

2

3

4

5

6

7

 

4

1

4

3

1

3

1

 

7

2

8

4

5

6

3

2,720

3,400

5,560

7,283

11,910

14,333

40,979

0

0

1

0

2

4

5

 

0

0

0

3

0

0

6

 

3

5

4

6

7

7

0

Информация о работе Маркетинговые исследования сегментирования рынка общественного питания