Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить сущность и эффективность маркетинговых исследований в сфере рекламы.
Для достижения поставленной цели в работе определяется ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы маркетинговых исследований в рекламе;
- охарактеризовать процесс проведения маркетинговых исследований рекламы;
- на основе проведенного маркетингового исследования выяснить, как реклама влияет на предпочтения потребителей фруктовых соков.
Предметом исследования в работе являются маркетинговые исследования в сфере рекламы.
Объект исследования – реклама.
Введение…………………………………………………….…………………3
1. Теоретические основы маркетинговых исследований в рекламе……….5
1.1. Понятие и сущность маркетинговых исследований……………...……5
1.2. Понятие и сущность рекламы…………………………………...………7
1.3. Взаимосвязь маркетинговых исследований и рекламы………….…….9
2. Процесс проведения маркетинговых исследований рекламы…………11
2.1. Исследование рекламной эффективности и популярности
средств массовой информации…………………….………………………………11
2.2. Изучение степени узнаваемости рекламы………………….…………13
2.3. Исследование уровня побудительности………………….……………15
2.4. Изучение влияния рекламы на покупательское поведение………….17
2.5. Изучение изменения реакции потребителей на проводимую рекламную кампанию во времени…………………………………...……………18
2.6. Испытание рекламы, планируемой к выпуску………….……………20
2.7. Оценка эффективности затрат на рекламу……………………………22
3. Маркетинговое исследование рекламы фруктовых соков……….…….26
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………….…………………30
Приложение А……………………………………………………………….32
-
наиболее предпочтительной
-
следующей по уровню
- марки, которые не котируются;
- нейтральные марки, которые не принимаются и не отвергаются.
В
любом случае при проведении подобных
испытаний реклама
В конце исследования задаются диагностические вопросы, направленные на изучение:
-
понимания заголовка/
-
понимания вторичных идей
- уровня исполнения рекламы;
-
восприятия уникальности марки,
- элементов рекламы, вызывающих неприятие и раздражение;
- степени увлеченности респондента идеей рекламы.
Таким путем определяется процент респондентов с положительной эмоциональной реакцией на изучаемую рекламу.
Побудительность рекламы во многом определяется ее мотивационным воздействием, зачастую осуществляемым на подсознательном уровне и это, может явиться инструментом манипулирования поведением потребителей. Было проведено много экспериментов, изучающих влияние рекламы, помещенной на 25-ом кадре видеофильма, изображений, выполненных с помощью скрытых красок. Такие способы рекламного воздействия в настоящее время считаются незаконными. Хотя есть результаты других экспериментов, которые опровергают силу такого воздействия. Возможно специальное изучение силы мотивационного воздействия различных рекламных сообщений, что однако представляет чрезвычайно сложную задачу. Исследование в данном случае носит длительный характер в виде неструктуризованного интервьюирования. Результаты исследования носят чрезвычайно субъективный характер, в сильной мере зависящий от личности интервьюера, от выбранного метода анализа и интерпретации полученных результатов. Параллельные подобные исследования часто проводятся в разных условиях и дают различные результаты. В больших масштабах поэтому такие исследования не проводятся.
Помимо
сообщения через рекламу фактических
данных о рекламируемом товаре при разработке
рекламы часто используются приемы, выходящие
за рамки простой передачи информации.
Имеется в виду эмоциональная составляющая
рекламы (например, проводится идея, что
покупка рекламируемого товара приведет
к успеху и счастью). Вследствие этого
возникает задача измерения уровня эмоционального
воздействия рекламы. Это задача, хотя
и не является столь сложной как задача
измерения мотивационного воздействия,
но она безусловно является более сложной
задачей по сравнению с изучением узнаваемости
рекламы и способности ее вспомнить.
2.4.
Изучение влияния
рекламы на покупательское
поведение
Изучение
влияния рекламы на покупательское
поведение может быть проведено следующим
образом. В магазине случайным образом
формируется две группы покупателей, тестируемая
и контрольная. Тестируемой группе демонстрируется
пять телевизионных (радио) коммерческих
реклам или шесть печатных реклам. После
чего респонденты данной группы заполняют
анкеты. Членам обеих групп присваивается
определенный код и даются пакеты купонов,
включая купоны на испытываемую марку
товара. Эти купоны могут быть реализованы
в одном из ближайших магазинов. Определяется
эффективность продаж, рассчитываемая
как частное от деления отношения числа
покупок товара исследуемой марки к общему
числу покупок членов тестируемой группы
к подобному отношению для членов контрольной
группы. Эффективность продаж определяется
влиянием, которое на покупки потребителей
оказала исследуемая реклама.
2.5.
Изучение изменения
реакции потребителей
на проводимую рекламную
кампанию во времени
Для
этих целей периодически опрашиваются
представители выборки, характеризующей
состав целевой аудитории, для изучения
изменения отношения к
В ряде случаев отслеживание динамики отношения к определенной рекламе осуществляется на основе панельного метода. Членов панели просят зафиксировать в дневнике все телевизионные рекламные сообщения, канал, время и рекламируемую марку товара, которые они видели в течение одного дня, выбираемого случайным образом для каждого месяца. Перед просмотром телевизионных передач в дневнике фиксируются покупательские намерения относительно товаров, принадлежащих к определенным продуктовым группам. Рекламное сообщение считается полученным, если его отметило в своем дневнике более 3-х процентов респондентов (при объеме панели 1000-3000 человек). Далее фиксируются новые покупательские намерения и определяется процент респондентов, которые их изменили в определенном направлении.
Панельный метод может использоваться для определения динамики степени знакомства и покупательского отношения к изучаемым товарам. Члены панели ежемесячно в дневниках фиксируют предпочтительные СМИ и изменение своего отношения к рекламируемым товарам. Определяется процент потребителей, имеющих и не имеющих первоначальную информацию об изучаемых товарах, процент потребителей, принявших данную марку (она удовлетворяет их минимальным требованиям). Определяются также предпочтительные товары, занявшие по сравнению с другими марками более высокое место в 4-разрядной шкале измерений; уровень удовлетворенности купленными товарами и процент повторных покупок (уровень лояльности к определенной марке товара) [11; С. 20].
Очевидно, что такая информация является более глубокой, чем измерение отношения потребителей к определенным маркам товара только до и после демонстрации рекламы.
Далее исследуется возникновение у аудитории чувства раздражения, негативного отношения к определенной рекламе. Для этого проводятся специальные эксперименты, результаты которых во многом носят субъективный характер и с трудом поддаются обобщениям. Очевидно, что частота проведения рекламной кампании определяется множеством факторов. Так, побудительная реклама, направленная на создание связи между маркой товара, чувствами потребителей и их конкретными действиями, должна повторяться чаще по сравнению с чисто информативной рекламой. Реклама нового товара требует более частого повторения, чем реклама давно выпускаемого товара. Тоже можно сказать про товары с непрестижной маркой и низкой степенью лояльности, про товары с коротким жизненным циклом.
Весьма
важным является вопрос о том, как
изменяются установки воспринимающего
сообщение в зависимости от характера
сообщения, Обычно такого рода исследования
– это исследования экспериментальные,
и часто они проводятся в лабораторных
условиях. С помощью специально разработанных
шкал оцениваются установки испытуемых
до и после предъявления им того или иного
сообщения. Сравнивая различные сообщения
со степенью изменения установки, можно
судить о том, насколько эффективно было
их воздействие. Далее можно обратиться
к поиску ответа на вопрос, почему одно
сообщение оказалось более эффективным,
чем другое.
2.6.
Испытание рекламы,
планируемой к выпуску
В
ряде случаев проводится исследование
рекламы, планируемой к выпуску.
В этом случае целью исследования
является получение информации о
содержании рекламы, об идеях, заложенных
в рекламное сообщение, выявить
возможность неправильного
Так, на этапе планирования рекламной кампании многие рекламные агентства собирают фокус-группу для генерирования идей по содержанию рекламного сообщения и проверки реакции на содержание и исполнение отдельных реклам.
Для
изучения мнения потребителей о планируемой
рекламе среди них проводятся
опросы. Для этих целей в вопросники,
как правило, включаются открытые вопросы,
описывающие различные аспекты
планируемой рекламной
В ряде случаев определяются рейтинги альтернативных рекламных обращений как путем опроса потребителей, так и с помощью фокус-группы. Ниже приводится анкета, которая может использоваться при проведении подобных исследований.
1. Хорошо ли реклама привлекает внимание? - (20 баллов)
2. Стимулирует ли реклама, чтобы ее прочитали до конца? -(20 баллов)
3. Понятным ли является главное содержание рекламы? -(20 баллов)
4.
Насколько эффективным
5. Хорошо ли реклама стимулирует последующие действия? - (20 баллов)
20 баллов - слабая реклама;
40 баллов – посредственная реклама;
60 баллов – средняя реклама;
80 баллов – хорошая реклама;
100 баллов – отличная реклама [11; С. 21].
Менее
традиционные исследования реакции
на рекламу заключаются в
Ниже
дается набор отличительных
1. Испытуемая реклама:
- макет рекламы;
- законченный вариант рекламы.
2. Частота испытания:
- единственное испытание;
- ряд испытаний.
3. Характер демонстрации:
- изолированный;
- в связке с другими рекламными сообщениями;
- в специальной программе или журнале.
4. Место демонстрации:
- в торговом центре;
- дома с помощью телевизора;
- дома с помощью почты;
- в театре, кинотеатре и т.п.
5. Способ привлечения респондентов:
-
заранее сформированная
-
респонденты, привлекаемые в
6. Уровень охвата:
- один город;
- несколько городов;
- вся страна.
7. Характер измерения уровня побудительности:
-
измерение изменений отношения
и поведения до и после
-
многоплановые измерения
-
измерение после только
-
измерение пробных продаж
8. Основания для сравнения и оценки:
-
сравнение результатов
-
использование контрольной
Подобная
информация помогает планировать проведение
рекламной кампании с точки зрения
определения содержания рекламных
сообщений, их носителей, частоты и
периодичности их появления, вносить
корректировки в ранее
2.7.
Оценка эффективности
затрат на рекламу
Риск в рекламной деятельности прежде всего обусловлен возможностью неэффективного использования денег. Плохая реклама может отпугнуть существующих потребителей и уменьшить шансы привлечения новых.
Оценка
эффективности затрат на рекламу приведена
в таблице 2.1
[19; С. 36].
Таблица 2.1 - Оценка эффективности затрат на рекламу
Информация о работе Маркетинговые исследования в сфере рекламы