Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:11, контрольная работа
Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития рынка санаторно-курортных услуг , как составляющей индустрии туризма в Краснодарском крае.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Определить место отрасли в экономике региона;
Изучить состояние дел в туристической и санаторно-курортной сфере региона;
Выявить перспективы развития этого вида деятельности в регионе.
Основная задача турагентств – быть готовыми к любым возможным изменениям и построить свою работу так, чтобы конечные результаты их работы минимально зависели от локальных колебаний спроса на туристическом рынке.
Рассмотрим некоторые темы маркетинговых исследований, которые являются наиболее типичными для изучения работы туроператоров:
Для успешного проведения маркетинговых исследований и получения хороших результатов необходимо обращать внимание на ряд обязательных условий, среди которых можно выделить следующие:
Туристическая отрасль на сегодняшний день не является самой продвинутой в плане проведения маркетинговых исследований. Даже в части получения статистических данных относительно въездных и выездных потоков постоянно приходится сталкиваться с немалыми трудностями. Но и появление большего числа изданий с публикациями исследований в области рынка туристических услуг все же принципиально не может изменить ситуацию и не решает проблему информационного голода в туристическом бизнесе. Существенные изменения в этом вопросе могут наступить только тогда, когда основные решения будут приниматься не по обобщенному мнению экспертов, а на основе данных о реальной ситуации на рынке. Без постоянно проводимых маркетинговых исследований здесь не обойтись. Однако в сфере проведения подобных исследований можно отметить не только общий дефицит информации, но и наличие определенных специфических условий, связанных с текущим состоянием туристической отрасли, вызванных большим количеством игроков на рынке и, безусловно, пересечением сфер их интересов. К особенностям проведения такого рода исследований в туризме можно отнести следующие:
2 Лечебно-оздоровительный
2.1 Лечебно-оздоровительный
ХХ век называют веком туризма. Это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, повлекшая за собой большие изменения в экономике многих стран, что отразилось на специализации некоторых из них. В основе туризма лежат вполне конкретные экономические, социальные и географические предпосылки. Это, прежде всего, научно-техническая революция, с которой связан новый уровень производительных сил. Это глобальный феномен урбанизации, заставляющий жителей других городов искать отдохновения в других районах и странах. Это доступность и продолжающееся развитие сети железнодорожных, автомобильных и авиационных перевозок. Это и общее повышение качества и уровня жизни, увеличение продолжительности отпусков и доходов. Наконец, это и общий рост культуры, вызывающий рост познавательных потребностей людей.
Международный туризм позволяет рассматривать географию мира не только по учебникам, но и в реальном путешествии по странам и континентам, что дает более полное представление об экономике, природном, культурном, историческом наследии множества стран, включенных в сферу туризма.
Туризм – важная составляющая
экономики многих государств, обеспечивающая
занятость местного населения, загрузку
гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных
мероприятий, поступление иностранной
валюты и др. Главные цели туризма: развлекательные(аттрактивные),
рекреационные и познавательные. Вторыми
по значимости являются цели оздоровительныеи
лечебные, далее следуют профессионально-деловые,
гостевые и пр.
Путешествия с целью развлечения и отдыха
составляют основу международного туристского
обмена. На их долю приходится около 70%
мирового туризма. Они объединяют оздоровительные,
познавательные, любительские спортивные
поездки.
Туризм можно рассматривать
как процесс и результат
Вид туризма |
Определение |
Описание |
Велосипедный туризм |
Популярный вид активного
отдыха, имеющий множество |
Маршруты велосипедного туризма прокладываются в различной местности: по проселочным дорогам, по равнинам и через горные перевалы. Для велосипедного туризма разработаны специальные конструкции велосипедов. |
Водный туризм |
Вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных средств. |
Сплавы на байдарках, рафтах. Требуется особое снаряжение, лодки, весла; одежда, обувь, термобелье. |
Горный туризм |
Походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000-3500 м; прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, горных рек. |
Для горного туризма используется специальное оборудование: ледорубы, высокогорные ботинки, "кошки", скальные и ледовые крючья, карабины, веревки и т.д. |
Конный туризм |
Форма активного отдыха, вид спортивного туризма. |
Осуществляется в виде конных маршрутов, проходящих по заповедникам или национальным паркам. Конный туризм пользуется популярностью у любителей экологического туризма, поскольку позволяет туристам побывать в отдаленных от транспортных путей местах, с первозданной природой. Сложность разработки и реализации конного туризма заключается в необходимости обеспечить особый уход за лошадьми, организовать стоянки и особые меры безопасности и т.п. |
Лечебно-оздоровительный туризм |
Вид туризма, совершаемый с оздоровительными или лечебными целями. |
Курорты предоставляют
туристам комплексы лечебно- |
Лыжный туризм |
Разновидность спортивного туризма, предусматривающая прохождение маршрута на лыжах по равнинам и предгорьям. |
Лыжный туризм требует специальной подготовки участников и повышенного внимания организаторов. |
Морской туризм |
Водные путешествия, совершающиеся на регулярных морских пассажирских или специальных круизных линиях. |
На борту судна предоставляется полное обслуживание. |
Музейный туризм |
Разновидность туризма, специфика которого заключается в использовании туристского потенциала музеев и прилегающих к ним территорий. |
Сотрудничество музеев и туризма основано на формировании системы историко-культурных и природных территорий. |
Этнический туризм (ностальгический) |
Вид туризма, который совершается людьми на места своего исторического проживания. |
Участники ностальгического туризма -- в основном пожилые люди, которые ранее проживали в данной местности. |
Паломнический туризм |
Разновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных конфесий по святым местам. |
Наиболее популярные
и, значит, рентабельные маршруты - монастыри
и историко-археологические |
Пешеходный туризм |
Разновидность туристского путешествия, которое осуществляется пешком. |
Маршруты пешеходных походов чаще прокладываются на равнине или в предгорьях, невысоких горах (ориентировочно до 3000 м), практически в любых районах. Для пешеходного туризма необходимо специальное снаряжение: рюкзак, палатка, обувь и т.п. |
Приключенческий туризм |
Вид туризма, связанный с организацией нестандартных туров в экзотические и экологически чистые природные резервации, с необычными нетрадиционными транспортными средствами. |
К приключенческому туризму относятся походные экспедиции, сафари-туры (охота, рыбалка, фотоохота и др.), кругосветное плавание (яхтинг). |
Рекреационный туризм |
Вид массового туризма с целью лечения и отдыха, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил. |
Рекреационный туризм может отличаться большим разнообразием и включать зрелищные и развлекательные программы и т. п. |
Самодеятельный туризм |
Путешествие с использованием
активных способов передвижения, организуемых
туристом самодеятельно. |
Этот вид туристской деятельности реализуется на добровольной основе. |
Свадебный туризм |
Вид туризма, рассчитанный на молодоженов. |
Одним из несомненных преимуществ свадебного туризма является то, что романтическое путешествие станет частью самой церемонии, и после торжества не надо будет тратить время на сборы чемоданов и перелеты. |
Спортивный туризм |
Вид активного отдыха; активные и целенаправленные виды физической подготовки и упражнений, тренировки, например, плавание, бег, велосипедные прогулки и др. |
Главная задача - гарантирование возможности заниматься выбранным видом спорта. |
Экологический туризм (экотуризм) |
Посещение мест с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием. |
Призван обеспечивать общение с природой и способствовать усилению интереса туристов к природоохранным мероприятиям. Программы экологического туризма предусматривают посещение национальных и других парков, заповедников, экологически чистых мест и т.д. В процессе подобных туров проводятся семинары по экологии, встречи с общественностью и другие мероприятия. |
Туризм подразделяется:
по источникам финансирования: социальный, коммерческий;
по возрастному составу
по виду используемых ресурсов: купально-пляжный, лечебный, экологический, горный, водный;
по турпотокам: сезонный, круглогодичный;
по продолжительности: краткосрочный, долгосрочный, маршрут выходного дня;
по способу размещения: гостиничного типа, не гостиничного типа;
по видам использованных транспортных средств: автомобильные, авиа, ж/д, теплоходные, с привлечением экзотических транспортных средств (велотуры, мотокроссы);
по ведущему занятию: охотничий, рыболовный, все виды самодеятельного туризма;
по социально-культурному
по числу участников: индивидуальный, групповой;
по способу организации: организационный, неорганизационный;
по способу передвижения: маршрутный, стационарный, автостопом.
По способу организации
Самодеятельный туризм – специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками.
Социальный туризм – разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых. Социальный туризм рассматривается как путешествия, другие виды туристских занятий, оздоровления и отдыха, реализуемые гражданам Российской Федерациипо цене социального тура, разовых услуг социального туризмаили субсидируемые из средств, выделяемых государством насоциальные нужды; сфера профессиональной деятельности по формированию, продвижению и реализации социальных туров, разовых услугсоциального туризма; общественное движение участников социального туризма.
2.2 Лечебно-оздоровительный
Санаторно-курортный комплекс страны переживает нелегкие времена. Созданный в основном в советский период, он медленно и трудно входит в рыночные отношения. После резкого снижения объемов сбыта в начале девяностых годов в период передачи финансирования курортов от профсоюзов соцстраху, здравницы постепенно адаптировались к новым условиям и в 1999 - 2000 гг. вышли на устойчивый режим работы.
Однако, уже с 2000 г. государство занимает твердую и последовательную позицию финансового ухода из этой сферы деятельности (оставляя за Минздравом только детское лечение и курортную реабилитацию тяжелой патологии), «выдавливая» тем самым курорты в конкурентный рынок. Это очевидно демонстрируется деятельностью Фонда социального страхования РФ, из бюджета которого на 2003 г. полностью исключена статья финансирования санаторно-курортного лечения работников, членов их семей и ветеранов ВОВ и заморожено на уровне 2002 г. выделение средств на детский отдых. Если на одного москвича в 2000 г. оплачивались по временной нетрудоспособности 775 руб., по санаторному лечению 772 руб., в 2001 г. – 1 035 руб. и 365 руб., то в 2002 г. – уже соответственно 1 085 и 87 руб.
Свертыванию
государственной поддержки
Такие успехи
выездного туризма объясняются
главным образом двумя
Вторая причина является следствием достаточно скромных средств, направляемых на маркетинговые коммуникации, как отдельными российскими предприятиями сферы туризма и рекреационных услуг, так и региональными турадминистрациями и государством в целом. К примеру, известно, что на продвижение своего продукта в отдельные годы Израилем выделялось до 42 млн. долл., Испанией – 78 млн. долл., Францией – 72 млн. долл., тогда как в федеральном бюджете РФ 2002 г. на эти цели отведено 126,55 млн. руб. или чуть больше 4 млн. долл. В результате анализ рекламных объявлений в СМИ, в том числе и в Рунете, показывает, что в «горячей» десятке предложений Юг России занимает обычно 8 – 10 места. Количественной диспропорции сопутствует качественная: накануне и в ходе сезона в СМИ постоянно «вбрасывается» негативная информация о южных российских курортах. В 2002 г. это были предположения о предстоящем в июле в Сочи землетрясении и постоянные сообщения о плохой погоде и стихийных бедствиях на Черноморском побережье, хотя они реально такие курорты, как Сочи, Анапа и Геленджик даже не затронули. Администрация Крыма, который пострадал в 1999 - 2000 гг. от подобной негативной информации, сделала в 2001 г. упредительный (в феврале-мае) акцент на позитивные сообщения и при умелой ценовой политике получила существенный прирост отдыхающих.
Информация о работе Маркетинговые исследования в туристской индустрии