Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:11, контрольная работа
Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития рынка санаторно-курортных услуг , как составляющей индустрии туризма в Краснодарском крае.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Определить место отрасли в экономике региона;
Изучить состояние дел в туристической и санаторно-курортной сфере региона;
Выявить перспективы развития этого вида деятельности в регионе.
Таким образом, значительное уменьшение финансирования отрасли государством, активная работа конкурентов и собственные просчеты привели в 2001 - 2002 гг. к ощутимому снижению основных показателей работы санаторно-курортного комплекса страны. Особенно заметно эта тенденция проявилась на всероссийских курортах.
В связи
с этим большую актуальность для
санаторно-курортных
Эти источники можно сгруппировать следующим образом:
До настоящего времени личные сбережения граждан для оплаты рекреационных услуг из-за льготного приобретения путевок использовались достаточно ограничено. В структуре реализации путевок в большинстве здравниц доля розничных потребителей и туристских фирм обычно не превышала 10 - 15%.
Для оценки возможностей оплаты данных услуг из собственных средств граждан необходимо обратиться к социальной стратификации общества и определить потенциального покупателя санаторно-курортных путевок.
Поскольку не существует единого подхода к критериям стратификации, основное внимание будет сосредоточено на уровне текущих денежных доходов граждан и соответствующем объеме потребления. При этом, в силу довольно значительной величины средств, необходимых для покупки курортных услуг, наибольший интерес для рассматриваемой проблемы представляет средний класс российского общества.
В качестве нижней границы среднего класса мы принимаем величину дохода свыше 150 долларов в месяц на одного члена семьи, ссылаясь здесь на экспертное мнение И. Березина (2001). Именно начиная с этой границы, доля расходов на питание в семье опускается ниже 40% и появляются свободные деньги для приобретения товаров длительного пользования и крупных покупок (в том числе курортных путевок). При этом, представители этой группы для удовлетворения одной из капитальных потребностей (жилье, мебель, автомобиль) вынуждены существенно ограничивать удовлетворение других потребностей (путешествие, отдых, развлечения и т. п.), что принципиально отличает их от верхнего класса, не ограничивающего своих материальных потребностей. Уровень доходов, разграничивающих эти две группы, принимаем по предложению вышеуказанного автора в размере 1 500 долл. США на одного члена семьи в месяц.
Хотя средний класс в качестве социальной группы отличается от других групп по уровню и способу получения доходов, структуре потребительских расходов, образованию и профессиональным навыкам, ценностям и нормам жизни, он неоднороден. Внутри него можно выделить ядро и крайние подгруппы, имеющие существенно разный уровень доходов и, что важно для рассматриваемой темы, разную структуру и объем потребления.
Нижняя подгруппа среднего класса в год тратит на туризм и летний отдых 600 долларов на семью. Результаты опросов показывают, что они проводят отпуск в основном на даче или средней полосе (региональных здравницах): санаторий, турбаза, пансионат и т. п. Ядро среднего класса, потребляющее на эти цели около 1 200 долларов в год, отпуск проводит у моря на российских курортах или в Крыму, Болгарии, Турции и т. п. Верхний слой среднего класса отводит на отдых и путешествия ежегодно до 3 000 долларов на семью и предпочитает недлительные поездки в дальнее зарубежье, чаще 2 раза в год.
Чтобы определить, насколько ценовая политика российских курортов соответствует возможностям определенных социальных групп и кто является потенциальным и реальным потребителем рекреационных услуг, необходимо рассчитать уровень совокупных затрат на эти цели.
Помимо личных средств граждан, другим потенциально значительным источником финансирования рекреационных услуг выступают средства предприятий и организаций. Сразу следует отметить, что здесь надо иметь ввиду, главным образом, промышленные и транспортные предприятия, и то достаточно успешные, поскольку аграрный сектор пока плохо справляется с основными проблемами, а сфера услуг представлена главным образом относительно малочисленными организациями, которым трудно сконцентрировать средства на санаторно-оздоровительные программы.
Наиболее перспективным
Рынок ДМС характеризуется следующими особенностями:
В структуре страхователей
Объем страховых взносов, собранных ведущими компаниями, составил в 2001 г. 11,184 млрд. руб., а общий объем ДМС достиг 16 млрд. руб. Страховщиками было выплачено страховых взносов на сумму около 9 млрд. руб. Однако, рассматривая возможности ДМС для финансирования рекреационных услуг, необходимо отметить, что пока они используются крайне слабо. Знакомство с Web-сайтами ведущих страховых компаний показывает, что санаторное лечение, как страховой случай, даже не рекламируется. И это объяснимо, если учесть, что ДМС призвано дополнить и улучшить объем и качество предоставляемой государством медицинской помощи. По данным Всероссийского союза страховщиков бюджет учреждений здравоохранения вместе с ОМС в 8 - 10 раз меньше необходимых для обеспечения минимальных стандартов лечения средств. Поэтому ДМС является важным компонентом социального пакета преуспевающих компаний, направляемым прежде всего на оказание высококвалифицированной и специализированной стационарной и амбулаторной помощи. Вместе с тем, осознание руководителями важности оздоровления работников открывает неплохие перспективы для санаторно-курортной сферы, так как услугами ДМС пользуется пока только 1,5% российских предприятий.
Другим источником финансирования курортного лечения по линии промышленных предприятий может быть их прибыль, которая составила в 2001г. в целом по стране 300,5 млрд. руб. Практика показывает, что руководители в последние годы очень неохотно отвлекают прибыль на социальные нужды. Об этом свидетельствует свертывание социальных программ многими крупными промышленными гигантами, особенно там, где к руководству пришли менеджеры новой «волны» – профессиональные управленцы – финансисты. Тем не менее, руководителям здравниц надо доказательно работать в данном направлении.
Наконец, еще один канал реализации санаторно-курортных путевок – различные целевые фонды и программы республиканского и регионального уровней. Средства здесь на курортные цели довольно ограничены и имеют узкоцелевую направленность в отношении адресности данной помощи. Например, средства Детского фонда направляются на курортное оздоровление ряда социально незащищенных категорий детей, Фонд «Чернобыль» оказывает санаторную помощь лицам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС и т. д.
Представленные в данной статье
материалы по анализу рынка санаторно-
2.3 Проблемы и перспективы
В настоящее время продолжается работа по совершенствованию законодательной базы сохранения и развития санаторно-курортного комплекса России и его гидроминеральной базы. В Государственной Думе проводились парламентские слушания по проекту Федерального закона «О курортном регионе федерального значения «Кавказские Минеральные Воды», подготовлены аналогичные проекты законов по федеральным курортам Большие Сочи и Анапа, начата разработка проекта федерального закона «Об основах курортного дела в Российской Федерации», а также подготовлен ряд региональных законов в сфере курортной деятельности. Принятие новых законов имеет своей целью регламентировать правовые основы в сфере курортного дела, направленные на решение социальных проблем по сохранению и укреплению здоровья населения страны и на повышение экономической эффективности санаторно-курортного комплекса, на сохранение природных лечебных факторов, курортных земель и других ценных природных объектов.
Повседневный контроль за экологическим состоянием и лечебными свойствами природных лечебных факторов и окружающей природной среды на действующих курортах и в лечебно-оздоровительных местностях продолжали осуществлять гидрогеологические службы, функционирующие при Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и обслуживающие курортные учреждения, принадлежащие как профсоюзам, так и другим ведомствам.
Анализ и обобщение материалов режимных наблюдений показывает, что на улучшение экологического состояния курортных территорий и лечебно-оздоровительных местностей продолжали оказывать заметное влияние такие факторы, как спад промышленного и сельскохозяйственного производства, обусловивший тенденцию к постоянному снижению объемов сброса промышленных сточных вод и применяемых ядохимикатов и химических удобрений. Такая тенденция особенно ярко проявляется на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, расположенных в промышленных регионах центра и северо-запада Европейской территории России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в районах интенсивного земледелия черноземной зоны и юга России. В качестве отрицательных факторов, ухудшающих экологическую обстановку на курортах, на первое место вышли аварийное состояние многих канализационных и бальнеотехнических систем, очистных сооружений и устройств, а также несанкционированное строительство частных предприятий, захват земельных участков и сохранение мелких вредных производств, в том числе и на участках первых и вторых зон горно-санитарной охраны. Такая тенденция сохраняется и даже усиливается, прежде всего в крупных городах-курортах: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Нальчик, Сочи, Анапа, Геленджик, в Калининградской и Санкт-Петербургской курортных зонах, Садгороде Приморского края и др.
Результаты обследования территорий
первых зон горно-санитарной охраны
свидетельствуют о наличии
В 1998 г. несколько упростилась ситуация с катастрофическим подъемом уровня воды в оз. Тамбукан, так как этот год оказался маловодным и уровень воды упал на 0,3 м. Тем не менее, угроза перелива воды через дамбу в Малый Тамбукан остается реальной.
В Ессентуках проведены детальные исследования загрязнения атмосферного воздуха курортными предприятиями. Исследовались выбросы от механических мастерских, верхних минеральных ванн, грязелечебниц, дезинфекционных центров, грязехранилищ, деревообрабатывающего участка, участка окраски, складов хранения песка и цемента. В течение года в атмосферный воздух выделено 1,3 т загрязняющих веществ, наиболее значимые из которых: пыль древесная – 22,8%, водород хлористый – 18,4%, сероводород – 14,9%, бутилацетат – 8,8%, толуол – 8,6%, спирт этиловый – 5,3%, спирт бутиловый – 3,5%, этилацетат – 3,5% и пыль цементная – 2,8%, всего 97,9%. На остальные 24 загрязняющих вещества приходится в сумме около 2,0%. Общее загрязнение в отчетном году составило 40% предельно допустимого.
В районе курорта Сочи мероприятия по выносу объектов из первой зоны санитарной охраны, не осуществлялись. Начаты работы по строительству моста-эстакады через долину р. Мацеста, автомобильного моста на Новой Мацесте. Остановлено строительство АЗС на Старой Мацесте.
На курорте Анапа сохраняется вероятность строительства в Южной Озерейке нефтеналивного терминала. Из-за отсутствия средств прекратилась природоохранная деятельность на территории заказников на Витязевской и Бугасской косах, Утришском мысе, полностью прекращены работы по благоустройству пляжной полосы и работы по укреплению морского берега. В крайне запущенном состоянии находится городская канализация.
Информация о работе Маркетинговые исследования в туристской индустрии