Маркетинговые исследования в туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития рынка санаторно-курортных услуг , как составляющей индустрии туризма в Краснодарском крае.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Определить место отрасли в экономике региона;
Изучить состояние дел в туристической и санаторно-курортной сфере региона;
Выявить перспективы развития этого вида деятельности в регионе.

Файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования в туризме.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

На курортах Краснодарского края побывали в 2003 году почти 6 млн. человек, что составило  прирост на 12% по сравнению с2002 годом. Из них 2.2 млн. организованные туристы. В период с мая по октябрь здравницы  были заполнены на 74%. Среди курортных регионов особенно отличилась Анапа, где отдохнуло более миллиона человек. Тот самый миллион россиян, которым так гордится Турция, считая это достижением своей рекламной стратегии, а российский рынок - вторым по значимости приложения усилий. Турки пока не видят в российской ривьере конкурента. А в ряде других стран Средиземноморья уверены, что через несколько лет побережье Черного моря составит весьма ощутимую конкуренцию раскрученным европейским курортам. У Кубани есть все – великолепная природа, замечательные лечебные факторы, понимание значимости отрасли на административном уровне и развивающаяся инфраструктура7.

В числе позитивных факторов является рекламная стратегия руководства  края. Определив для себя целевые  рынки – Москва с областью и субъекты ЮФАО и вложив деньги в интегрированную рекламу, Краснодарский край и получил свой прирост турпотока.

В 2003 на приобретение путевок и  на здравницы выделено 4 миллиарда 900 миллионов рублей. Кроме того, государственную  дотацию получает город Сочи. Но при этом хватает и проблем. Введение в стране единого социального налога привело к тому, что сотни тысяч российских граждан лишились возможности получать санаторные путевки за счет общественных фондов потребления8. [3, с.13]

В организации туризма на курорте Геленджик принимают участие администрация и все действующие субъекты туризма. Основная функция в организации туризма принадлежит администрации города-курорта в лице заместителя мэра по курортам и туризму, Управлению по курортам и туризму как основному исполнительному органу администрации, курирующему сферу туризма.

В организации туризма следует  выделять два основных процесса:

Организационные процессы, совершаемые, собственно, в здравницах и турбизнесе (санатории, пансионаты с лечением, гостиницы, кемпинги, дома и базы отдыха, летние детские лагеря отдыха, турфирмы и туристско-экскурсионные бюро). Такие организационные процессы как организация приема, размещения, питания, оздоровления и других видов обслуживания связаны с соблюдением соответствующих технологий. На этой стадии главными организаторами являются руководители здравниц.

Организационные процессы на курорте  в целом и способы организационного упорядочения отношений между здравницами, сферой турбизнеса и администрацией курорта. Основная организационная работа выполняется органами самоуправления (из числа представительной и административной власти, муниципального унитарного предприятия «Геленджик-отдых») и различными органами исполнительной власти.

Таблица 3.2

Сравнительные данные по размещению туристов в здравницах курорта Геленджик с 1997 по 2001 гг

Тип здравниц

Количество койко-мест

1998

1999

2000

2001

2002

Санатории, профилактории

3520

3483

3378

3864

6868

Пансионаты

7583

7083

7590

10005

10169

Дома отдыха

1506

1506

1506

1450

1139

Турбазы

4192

3690

4070

3750

2380

Спортивно- и детско-оздоровительные  лагеря

11825

10630

9835

9830

10133

Базы отдыха

13628

12290

10612

8670

6849

Кемпинги

980

980

980

980

575

Гостиницы

1090

1090

1090

1090

1686

Всего

44324

40752

39061

39500

38935


 

В курортно-туристской отрасли занято около 13 тыс. человек. Официальная статистика санаторно-курортной сферы учитывает  только сотрудников, непосредственно  занятых в обслуживании туристов, туристов в здравницах: 11200 человек, что составляет 23,6% трудоспособного населения курорта.

Таблица 3.3

Кадровый состав работников курортно-туристской сферы

Тип здравниц

Численность работников здравниц, чел.

В том числе, чел.

% к итогу

Врачи всех специальностей

Средний мед. персонал

Прочий персонал

Санатории

5435

177

442

4816

48,5

Пансионаты с лечением

1223

40

99

1048

10,9

Пансионаты отдыха

1622

53

132

1437

14,5

Дома отдыха

494

16

40

438

4,4

База отдыха

1359

44

112

1203

12,2

Туристские гостиницы, базы, кемпинг и др.

71067

34

87

946

9,5

Всего

11200

364

912

9924

100,0


 

К прочему персоналу отнесены работники  сферы обслуживания, технических  служб, садово-паркового хозяйства, горничные, работники общественного  питания, снабжения, уборщики территорий и прочие специалисты. В сфере  непосредственно туристского  бизнеса занято около 1800 человек.

Основные ресурсы города-курорта  Геленджик для устойчивого развития туризма определяются наличием уникальных природно-климатических условий, благоприятных  для туризма, отдыха, лечения, реабилитации и оздоровления. К основным ресурсам относятся рекреационные, туристические ресурсы, наличие курортно-туристского комплекса (183 здравниц), профессиональные людские ресурсы, способные использовать имеющийся потенциал для приема и обслуживания гостей.

Рекреационные ресурсы включают: субтропический климат, горячее солнце, теплое море, горно-морской воздух, разнообразную живописную растительность, гидроминеральные и лечебные источники и грязи.

Туристические ресурсы – это объекты культурного, исторического, археологического и этнического показа, а также ландшафтные памятники природы.

Все это – главные ресурсы развития туризма как базового сектора экономики курорта, который привлекает в настоящее время на лечение и отдых свыше 1 млн. туристов в год.

Проведенный статистический анализ, а также аналитическая обработка всех документов администрации г. Геленджика за 3 года и полученные фактические данные о состоянии туризма в сезоне 2002 г. позволяют сделать вывод о том, что туризм на курорте Геленджик развивается стабильно и устойчиво. Из года в год увеличивается показатель прибытий (количество приезжающих на курорт туристов).

Проведенный опрос показал, что  мотивация (цели) туристов, прибывших  в Геленджик, зависит от сезона.

Таблица 3.4

Основные цели прибытия туристов

Цель прибытия (причина)

Сезонный период, %

Внесезонный период, %

Лечение

24,4

48,8

Оздоровление

25,2

42,4

Отпуск (каникулы)

49,5

8,1

Деловые цели

0,3

0,2

Прочие причины

0,6

0,5

Всего

100,0

100,0


 

Из таблицы 3.4 видно, что в сезонный период основная масса туристов прибывает для оздоровления и лечения, которое приурочено к отпуску или каникулам. Во внесезонный период курорт посещают, главным образом, старики и люди преклонного возраста молодые люди и дети в здравницах Геленджика вне сезона – это редкое явление, за исключением тех случаев, когда имеется специфическое заболевание или необходимость в реабилитации. В этот период преобладают «социальные» или дотированные туристы.

В летний курортный сезон в здравницах и частном секторе размещаются  преимущественно дети, люди молодого и среднего возраста. Как правило, путевки они приобретают за полную цену (кроме отраслевых работников, имеющих свои здравницы), и их основная масса размещается в частном секторе. Все туристы, кроме части тех, кто занят серьезным лечением, - это пляжные туристы, проводящие свой отпуск с целью оздоровления и приятного времяпрепровождения. Неорганизованные туристы – это главные потребители услуг общественного питания.

Молодые люди и дети пытливы и  подвижны, они чаще посещают концерты, фестивали, выставки, участвуют в экскурсиях и массово-фестивальных представлениях. Это категория туристов ориентирована на активные, познавательные виды туризма, является основным потребителем продуктов и товаров местного производства, сувениров, водных видов туризма и обеспечивает местному населению основную массу летнего дохода и тем самым пополняет бюджет курорта.

Полнота рыночных отношений характерна для частного сектора, который в  тенденциях увеличения потока туристов опережает общественный сектор. Сплошная выборка картотек туристов за 2001 г., с нашей точки зрения, достаточно репрезентативна. Построенные диаграммы и графики выполнены для полного года и отдельно для сезонного периода. В расчет не принимались туристы из городов, численность которых в общем потоке не превышала 1 %. Они отнесены в графу «прочие». Этим объясняется большая доля прочих туристов - 25%9.

Наибольшее количество туристов прибывает  из Москвы - 21,1 %, Санкт-Петербурга - 7,5%, Краснодара - 4,2%, Тюмени - 3,3%, Екатеринбурга - 3,8%. Средний возраст мужчин 33,2 года, средний возраст женщин в около 30 лет10.

Для более глубокого исследования взаимосвязи социально экономических  явлений рассмотренные статистические методы часто оказываются недостаточными, ибо они не позволяют выразить имеющуюся связь в виде определенного математического уровня, характеризующего механизм взаимодействия факторных и результативных признаков. Это устраняет метод анализа регрессий и корреляций—регрессионно – корреляционный анализ, являющийся логическим продолжением, углублением более элементарных методов.

15% приобретающих путевки здравниц  в турфирмах или непосредственно  в здравницах – это граждане, имеющие годовой доход 150-200 тыс. руб. в год. Данный расчет вытекает из «Баланса денежных доходов и расходов населения», где дискреционный доход равен 6,8-10%. Это означает превышение доходов над расходами, которое человек может истратить на отдых стоимостью 50-60 тыс. за 14 дней (путевка и покупка, посещение ресторанов и культурных мероприятий). Такую категорию туристов можно отнести к предпринимателям среднего бизнеса.

8,8% туристов – это дети. Они также относятся к дотированным посетителям, так как социальные органы управления всех уровней выделяют дотации на приобретение путевок в детские оздоровительные и спортивные летние лагеря.

31,2% - это туристы, имеющие годовой доход на человека 90-150 тыс. руб. в год. Они способны оплатить отдых и питание в частном секторе. К ним относятся предприниматели малого бизнеса и высокооплачиваемые работники из регионов, где уровень доходов в 10-20 раз превышает средний российский. Это Москва, Тюмень, Надым и так далее.

10% региональных туристов выходного  дня из южных областей России  – люди среднего уровня достатка. Они размещаются во временных базах и кемпингах и прибывают на курорт своим личным транспортом11.

В Геленджике подведены итоги 2003 года, курортно-оздоровительного сезона. Как  сообщает администрация города-курорта, в этом году здесь отдохнуло 1150 тысяч  человек, что на 20% больше аналогичного показателя 2002 года. Гостей принимали 150 учреждений санаторно-курортного комплекса и около 5 тысяч квартиросдатчиков, которых нынешним летом было зарегистрировано на 12% больше, чем в прошлом. Общее количество мест, предоставленных для отдыха курортникам, составило 55 тысяч12.

В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась.

Методом непреднамеренной случайной  выборки в июне - сентябре. 2002 года с помощью специально разработанной анкеты были опрошены 3012 отдыхающих в Анапе и 403 отдыхающих в Геленджике. Возрастной состав опрашиваемых на этих курортах несколько различался. В Анапе преобладали дети до 18 лет (19,3% опрошенных) и молодые люди 18-30 лет (27,3%) при равномерном представительстве остальных возрастных категорий. Это подтверждает статус Анапы как семейного и детского курорта. Среди опрошенных на курорте Геленджик преобладает группа лиц в возрасте 31-40 лет. В Анапе, напротив, около 34% отдыхающих учащиеся, пенсионеры или иждивенцы. Соответственно, рекреанты, выбравшие для летнего отдыха Геленджик, относились к более обеспеченным слоям населения. 73% из них имеют ежемесячный доход свыше 4 тысяч рублей, тогда как среди отдыхающих Анапы 57% получают меньше этой суммы. Такая разница вполне объяснима, если иметь в виду, что средства социальных детских санаторно-курортных программ, традиционно направляемых для приобретения путевок в здравницы Анапы, подверглись при реформе соцстраха наименьшим сокращениям. Поэтому социальный компонент на этом курорте оказался более выражен. 73% отдыхавших в Геленджике покупали путевки за свой счет, тогда как в Анапе таких людей оказалось меньше(65%). [12, с. 11]

В Геленджике отдыхающих привлекают, помимо природы и климата, благоустроенные места для прогулок и великолепная набережная, чистое море и аквапарк, чистый город, вежливое отношение персонала в здравницах. К недостаткам курорта, которых в целом указано меньше по сравнению с Анапой, относятся все тот же низкий уровень сервиса и плохая организация общественного питания.

Твердое намерение посетить Геленджик  еще раз высказали 52,8% опрошенных, не определились 12,9% и треть (34%) решительно отказываются приезжать сюда вновь. В Анапу захотели вернуться 21.2%, практически столько же (23,9%) также твердо решили этого не делать. Потенциальную возможность для формирования приверженцев Анапы представляют 55% респондентов, не определившихся с оценкой. Косвенно эти цифры подтверждаются и коэффициентом повторности (процент отдыхающих, посещавших данные курорты раньше). Он выше у Геленджика - 62,3% против56%. У Анапы Интересные данные, полученные опрошенных в отношении эффективности избранных курортами способов продвижения рекреационного продукта разрешено указывать несколько источников13.

Информация о работе Маркетинговые исследования в туристской индустрии