Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:11, контрольная работа
Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития рынка санаторно-курортных услуг , как составляющей индустрии туризма в Краснодарском крае.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Определить место отрасли в экономике региона;
Изучить состояние дел в туристической и санаторно-курортной сфере региона;
Выявить перспективы развития этого вида деятельности в регионе.
На курортах Краснодарского края побывали в 2003 году почти 6 млн. человек, что составило прирост на 12% по сравнению с2002 годом. Из них 2.2 млн. организованные туристы. В период с мая по октябрь здравницы были заполнены на 74%. Среди курортных регионов особенно отличилась Анапа, где отдохнуло более миллиона человек. Тот самый миллион россиян, которым так гордится Турция, считая это достижением своей рекламной стратегии, а российский рынок - вторым по значимости приложения усилий. Турки пока не видят в российской ривьере конкурента. А в ряде других стран Средиземноморья уверены, что через несколько лет побережье Черного моря составит весьма ощутимую конкуренцию раскрученным европейским курортам. У Кубани есть все – великолепная природа, замечательные лечебные факторы, понимание значимости отрасли на административном уровне и развивающаяся инфраструктура7.
В числе позитивных факторов является
рекламная стратегия
В 2003 на приобретение путевок и на здравницы выделено 4 миллиарда 900 миллионов рублей. Кроме того, государственную дотацию получает город Сочи. Но при этом хватает и проблем. Введение в стране единого социального налога привело к тому, что сотни тысяч российских граждан лишились возможности получать санаторные путевки за счет общественных фондов потребления8. [3, с.13]
В организации туризма на курорте Геленджик принимают участие администрация и все действующие субъекты туризма. Основная функция в организации туризма принадлежит администрации города-курорта в лице заместителя мэра по курортам и туризму, Управлению по курортам и туризму как основному исполнительному органу администрации, курирующему сферу туризма.
В организации туризма следует выделять два основных процесса:
Организационные процессы, совершаемые, собственно, в здравницах и турбизнесе (санатории, пансионаты с лечением, гостиницы, кемпинги, дома и базы отдыха, летние детские лагеря отдыха, турфирмы и туристско-экскурсионные бюро). Такие организационные процессы как организация приема, размещения, питания, оздоровления и других видов обслуживания связаны с соблюдением соответствующих технологий. На этой стадии главными организаторами являются руководители здравниц.
Организационные процессы на курорте
в целом и способы
Таблица 3.2
Сравнительные данные по размещению туристов в здравницах курорта Геленджик с 1997 по 2001 гг
Тип здравниц |
Количество койко-мест | ||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Санатории, профилактории |
3520 |
3483 |
3378 |
3864 |
6868 |
Пансионаты |
7583 |
7083 |
7590 |
10005 |
10169 |
Дома отдыха |
1506 |
1506 |
1506 |
1450 |
1139 |
Турбазы |
4192 |
3690 |
4070 |
3750 |
2380 |
Спортивно- и детско-оздоровительные лагеря |
11825 |
10630 |
9835 |
9830 |
10133 |
Базы отдыха |
13628 |
12290 |
10612 |
8670 |
6849 |
Кемпинги |
980 |
980 |
980 |
980 |
575 |
Гостиницы |
1090 |
1090 |
1090 |
1090 |
1686 |
Всего |
44324 |
40752 |
39061 |
39500 |
38935 |
В курортно-туристской отрасли занято
около 13 тыс. человек. Официальная статистика
санаторно-курортной сферы
Таблица 3.3
Кадровый состав работников курортно-туристской сферы
Тип здравниц |
Численность работников здравниц, чел. |
В том числе, чел. |
% к итогу | ||
Врачи всех специальностей |
Средний мед. персонал |
Прочий персонал | |||
Санатории |
5435 |
177 |
442 |
4816 |
48,5 |
Пансионаты с лечением |
1223 |
40 |
99 |
1048 |
10,9 |
Пансионаты отдыха |
1622 |
53 |
132 |
1437 |
14,5 |
Дома отдыха |
494 |
16 |
40 |
438 |
4,4 |
База отдыха |
1359 |
44 |
112 |
1203 |
12,2 |
Туристские гостиницы, базы, кемпинг и др. |
71067 |
34 |
87 |
946 |
9,5 |
Всего |
11200 |
364 |
912 |
9924 |
100,0 |
К прочему персоналу отнесены работники сферы обслуживания, технических служб, садово-паркового хозяйства, горничные, работники общественного питания, снабжения, уборщики территорий и прочие специалисты. В сфере непосредственно туристского бизнеса занято около 1800 человек.
Основные ресурсы города-
Рекреационные ресурсы включают: субтропический климат, горячее солнце, теплое море, горно-морской воздух, разнообразную живописную растительность, гидроминеральные и лечебные источники и грязи.
Туристические ресурсы – это объекты культурного, исторического, археологического и этнического показа, а также ландшафтные памятники природы.
Все это – главные ресурсы развития туризма как базового сектора экономики курорта, который привлекает в настоящее время на лечение и отдых свыше 1 млн. туристов в год.
Проведенный статистический анализ, а также аналитическая обработка всех документов администрации г. Геленджика за 3 года и полученные фактические данные о состоянии туризма в сезоне 2002 г. позволяют сделать вывод о том, что туризм на курорте Геленджик развивается стабильно и устойчиво. Из года в год увеличивается показатель прибытий (количество приезжающих на курорт туристов).
Проведенный опрос показал, что мотивация (цели) туристов, прибывших в Геленджик, зависит от сезона.
Таблица 3.4
Основные цели прибытия туристов
Цель прибытия (причина) |
Сезонный период, % |
Внесезонный период, % |
Лечение |
24,4 |
48,8 |
Оздоровление |
25,2 |
42,4 |
Отпуск (каникулы) |
49,5 |
8,1 |
Деловые цели |
0,3 |
0,2 |
Прочие причины |
0,6 |
0,5 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
Из таблицы 3.4 видно, что в сезонный период основная масса туристов прибывает для оздоровления и лечения, которое приурочено к отпуску или каникулам. Во внесезонный период курорт посещают, главным образом, старики и люди преклонного возраста молодые люди и дети в здравницах Геленджика вне сезона – это редкое явление, за исключением тех случаев, когда имеется специфическое заболевание или необходимость в реабилитации. В этот период преобладают «социальные» или дотированные туристы.
В летний курортный сезон в здравницах и частном секторе размещаются преимущественно дети, люди молодого и среднего возраста. Как правило, путевки они приобретают за полную цену (кроме отраслевых работников, имеющих свои здравницы), и их основная масса размещается в частном секторе. Все туристы, кроме части тех, кто занят серьезным лечением, - это пляжные туристы, проводящие свой отпуск с целью оздоровления и приятного времяпрепровождения. Неорганизованные туристы – это главные потребители услуг общественного питания.
Молодые люди и дети пытливы и подвижны, они чаще посещают концерты, фестивали, выставки, участвуют в экскурсиях и массово-фестивальных представлениях. Это категория туристов ориентирована на активные, познавательные виды туризма, является основным потребителем продуктов и товаров местного производства, сувениров, водных видов туризма и обеспечивает местному населению основную массу летнего дохода и тем самым пополняет бюджет курорта.
Полнота рыночных отношений характерна для частного сектора, который в тенденциях увеличения потока туристов опережает общественный сектор. Сплошная выборка картотек туристов за 2001 г., с нашей точки зрения, достаточно репрезентативна. Построенные диаграммы и графики выполнены для полного года и отдельно для сезонного периода. В расчет не принимались туристы из городов, численность которых в общем потоке не превышала 1 %. Они отнесены в графу «прочие». Этим объясняется большая доля прочих туристов - 25%9.
Наибольшее количество туристов прибывает из Москвы - 21,1 %, Санкт-Петербурга - 7,5%, Краснодара - 4,2%, Тюмени - 3,3%, Екатеринбурга - 3,8%. Средний возраст мужчин 33,2 года, средний возраст женщин в около 30 лет10.
Для более глубокого исследования
взаимосвязи социально
15% приобретающих путевки
8,8% туристов – это дети. Они также относятся к дотированным посетителям, так как социальные органы управления всех уровней выделяют дотации на приобретение путевок в детские оздоровительные и спортивные летние лагеря.
31,2% - это туристы, имеющие годовой доход на человека 90-150 тыс. руб. в год. Они способны оплатить отдых и питание в частном секторе. К ним относятся предприниматели малого бизнеса и высокооплачиваемые работники из регионов, где уровень доходов в 10-20 раз превышает средний российский. Это Москва, Тюмень, Надым и так далее.
10% региональных туристов
В Геленджике подведены итоги 2003 года, курортно-оздоровительного сезона. Как сообщает администрация города-курорта, в этом году здесь отдохнуло 1150 тысяч человек, что на 20% больше аналогичного показателя 2002 года. Гостей принимали 150 учреждений санаторно-курортного комплекса и около 5 тысяч квартиросдатчиков, которых нынешним летом было зарегистрировано на 12% больше, чем в прошлом. Общее количество мест, предоставленных для отдыха курортникам, составило 55 тысяч12.
В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась.
Методом непреднамеренной случайной выборки в июне - сентябре. 2002 года с помощью специально разработанной анкеты были опрошены 3012 отдыхающих в Анапе и 403 отдыхающих в Геленджике. Возрастной состав опрашиваемых на этих курортах несколько различался. В Анапе преобладали дети до 18 лет (19,3% опрошенных) и молодые люди 18-30 лет (27,3%) при равномерном представительстве остальных возрастных категорий. Это подтверждает статус Анапы как семейного и детского курорта. Среди опрошенных на курорте Геленджик преобладает группа лиц в возрасте 31-40 лет. В Анапе, напротив, около 34% отдыхающих учащиеся, пенсионеры или иждивенцы. Соответственно, рекреанты, выбравшие для летнего отдыха Геленджик, относились к более обеспеченным слоям населения. 73% из них имеют ежемесячный доход свыше 4 тысяч рублей, тогда как среди отдыхающих Анапы 57% получают меньше этой суммы. Такая разница вполне объяснима, если иметь в виду, что средства социальных детских санаторно-курортных программ, традиционно направляемых для приобретения путевок в здравницы Анапы, подверглись при реформе соцстраха наименьшим сокращениям. Поэтому социальный компонент на этом курорте оказался более выражен. 73% отдыхавших в Геленджике покупали путевки за свой счет, тогда как в Анапе таких людей оказалось меньше(65%). [12, с. 11]
В Геленджике отдыхающих привлекают, помимо природы и климата, благоустроенные места для прогулок и великолепная набережная, чистое море и аквапарк, чистый город, вежливое отношение персонала в здравницах. К недостаткам курорта, которых в целом указано меньше по сравнению с Анапой, относятся все тот же низкий уровень сервиса и плохая организация общественного питания.
Твердое намерение посетить Геленджик еще раз высказали 52,8% опрошенных, не определились 12,9% и треть (34%) решительно отказываются приезжать сюда вновь. В Анапу захотели вернуться 21.2%, практически столько же (23,9%) также твердо решили этого не делать. Потенциальную возможность для формирования приверженцев Анапы представляют 55% респондентов, не определившихся с оценкой. Косвенно эти цифры подтверждаются и коэффициентом повторности (процент отдыхающих, посещавших данные курорты раньше). Он выше у Геленджика - 62,3% против56%. У Анапы Интересные данные, полученные опрошенных в отношении эффективности избранных курортами способов продвижения рекреационного продукта разрешено указывать несколько источников13.
Информация о работе Маркетинговые исследования в туристской индустрии