Маркетинговые стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы является актуальной, т.к. для многих предприятий маркетинговая стратегия является важнейшей стратегией, поскольку она обеспечивает обоснованность рыночной направленности предприятия. Объектом и предметом исследования является стратегическое планирование и выбор стратегии. Целью работы является определение сущности стратегий, её значение для успешной работы предприятия и выбор такой маркетинговой стратегии для исследуемой организации, в результате которой компания достигнет своих целей, и будет успевать за изменениями, происходящими в ее окружении.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 90.39 Кб (Скачать файл)

Введение

Значение стратегического  поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние  десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел  в компании, но и вырабатывать стратегию  долгосрочного выживания, которая  позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. В  прошлом многие фирмы могли успешно  функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с  повышением эффективности использования  ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно  важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию  фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

Вопросы стратегического  и тактического планирования, а также формирования стратегии развития фирмы, сегодня очень  актуальны. Неверно  выбранная стратегическая политика, ошибки в  определении миссии, просчёты в формировании маркетинговой стратегии  фирмы могут привести к значительным убыткам.

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Формирование стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения.

Маркетинговая стратегия  – это стратегия предприятий, ориентированных на рыночные ценности.

Маркетинговая стратегия  имеет два основных ориентира  – рынок и продукт.

Тема курсовой работы является актуальной, т.к. для многих предприятий  маркетинговая стратегия является важнейшей стратегией, поскольку  она обеспечивает обоснованность рыночной направленности предприятия.

Объектом и предметом  исследования является стратегическое планирование и выбор стратегии.

Целью работы является определение  сущности стратегий, её значение для  успешной работы предприятия и выбор  такой маркетинговой стратегии  для исследуемой организации, в  результате которой компания достигнет  своих целей, и будет успевать за изменениями, происходящими в  ее окружении.

Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического  управления. Каждая фирма уникальна  в своем роде, и процесс выработки  стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции  фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды  и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах  осуществления стратегического  управления. Конечно, всегда следует  помнить, что стратегическое управление — это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и о некой теории стратегического управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией. 

Глава 1. Теоретические аспекты  маркетинговых стратегий и тактики  предприятия

1.1. Сущность и  виды маркетинговых стратегий

Маркетинговая стратегия — процесс планирования и реализации различных маркетинговых мероприятий, которые подчинены достижению поставленных перед компанией (фирмой, организацией, бизнес-структурой) целей. Маркетинговая стратегия является составным элементом общей стратегии компании, определяя основные направления деятельности компании на рынке в отношении потребителей и конкурентов. Маркетинговая стратегия компании зависит от ее существующего положения на рынке, оценки перспектив изменения рынка и будущих действий конкурентов, поставленных целей и существующих ресурсных ограничений.

Главными целями маркетинговой  стратегии обычно являются: увеличение объёма продаж (в т.ч. увеличение клиентского  потока или увеличение числа заказов); увеличение прибыли; увеличение доли рынка; лидерство в своем сегменте. Цели должны быть согласованы с миссией  компании и стратегическими целями бизнеса в целом.

Осуществление стратегии – комплекс действий, способствующих повышению  деловой активности в организационной  и финансовой сферах, разработке политики фирмы, созданию корпоративной культуры и мотивации персонала, руководству  всем, что направлено на достижение намеченных результатов.

Стратегия компании, как правило, состоит  из продуманных целенаправленных действий и реакции на непредвиденное развитие событий. Фирма определяет свои долгосрочные действия по отношению к рынкам, товарному ассортименту, ценообразованию, товародвижению и продвижению товара на рынок, разрабатывает маркетинговые  стратегии в соответствии с различными состояниями спроса, формирует глобальные направления своего развития. У фирм имеется большая степень свободы  выбора стратегии. Они могут диверсифицировать свою деятельность в связанные или не связанные отросли посредством создания совместных предприятий, стратегических альянсов, приобретения других компаний или открытия новых направлений деятельности. Некоторые компании следуют стратегии лидерства по издержкам, другие заостряют внимание на различных более привлекательных для клиентов сочетаниях многочисленных свойств товаров, а третьи выбирают обсуждение особых запросов узкого круга покупателей. Далее будут приведены основные маркетинговые стратегии, которые более часто используются для развития организации.

Виды маркетинговых стратегий:

  • Маркетинговые стратегии (Ф. Котлер). По мнению Ф. Котлера,   фирма

 в конкурентной борьбе  может играть одну из 4 ролей.  Стратегия маркетинга определяется  положением компании на рынке,  является ли она лидером, претендентом, последователем или занимает  некую нишу:

1. Лидер (доля на рынке  порядка 40%) ощущает себя уверенно. Лидеру рынка принадлежит наибольшая  доля рынка определенного продукта. Для того чтобы упрочить доминирующее  положение, лидеру необходимо  стремиться к расширению рынка  в целом, привлекая новых потребителей, находя новые способы потребления  и применения продукции. Для  защиты своей доли рынка лидер  использует стратегии позиционной,  фланговой и мобильной обороны,  упреждающих ударов и отражения  атаки, вынужденного сокращения. Большинство лидеров рынка стремятся  лишить конкурентов самой возможности  перехода в наступление.

2. Претендент на лидерство  (доля на рынке около 30%). Такая  компания агрессивно атакует  лидера и других конкурентов.  В рамках специальных стратегий  претендент может использовать  следующие варианты атак:

  • «фронтальная атака» - ведется по многим направлениям (новым товарам и ценам, рекламе и сбыту), эта атака требует значительных ресурсов.
  • «окружение» - попытка атаковать всю или значительную рыночную территорию рынка.
  • «обход» - переход к производству принципиально новых товаров, освоению новых рынков.
  • «атака гориллы»- небольшие порывистые атаки не совсем корректными методами.

3. Последователь - (доля 20%) компания, которая стремиться сохранить свою долю рынка и обойти все мели. Однако даже последователи должны придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличения доли рынка. Последователь может играть роли подражателя или двойника

4. Окопавшийся в рыночной  ниши – (доля 10%) обслуживает небольшой  сегмент рынка, до которых нет  дела крупным фирмам. Традиционно  эту роль играл малый бизнес, сегодня стратегию ниш используют  и крупные компании. Ключ к  нишам- специализация. Компании, ориентирующие в нишах, выбирают  одну или несколько областей  специализации: по конечным пользователям,  по вертикали, в зависимости  от размеров клиентов, на особых  клиентах, по географическому принципу, по продукту, на индивидуальном  обслуживании покупателей, на  определенном соотношении качества/цене, на обслуживании, на каналах распределения.  Несколько ниш предпочтительнее  одной.

  • Основные конкурентные    стратегии     (М. Портер).      По мнению

Фатхутдинова Р.А. автора книги «Стратегический менеджмент»  Портер выделяет пять основных конкурентных стратегий:

1. Стратегия лидерства  по издержкам, предусматривающая  снижение полных издержек производства  товаров или услуг.

2. Стратегия широкой дифференциации, направленная на придание товарам  специфических черт, отличающих  их от товаров фирм-конкурентов,  что способствует привлечению  большого количества покупателей

3. Стратегия оптимальных  издержек, дающая возможность покупателям  получить за свои деньги большую  ценность за счет сочетания  низких издержек и широкой дифференциации продукции. Задача состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные издержки и цены относительно производителей продукции с аналогичными чертами и качеством.

4. Сфокусированная стратегия,  или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках,  ориентирована на узкий сегмент  покупателей, где фирма опережает  своих конкурентов за счет  более низких издержек производства.

5. Сфокусированная стратегия,  или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации  продукции, ставит свою цель  обеспечение представителей выбранного  сегмента товарами или услугами, наиболее полно отвечающими их  вкусам и требованиям.

  • Виды   стратегий    поведения    фирм  по   А.А. Томпсону   и     А.Дж.

 Стрикленду. Известные авторы книги «Стратегический менеджмент» А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд достаточно подробно и аргументировано описывают стратегии фирм. Они выделяют следующие стратегии: наступательные, оборонительные и стратегии вертикальной интеграции.

1. Наступательные стратегии  для сохранения конкурентного  преимущества. Конкурентное преимущество  обычно достигается за счет  использования творческой наступательной  стратегии, которой конкурентам  не так-то просто противостоять.  Выделяется шесть основных типов  наступательной стратегии:

  • действия, направленные на то, чтобы противостоять сильным сторонам конкурента или превзойти их;
  • действия, направленные на, использование слабостей конкурента;
  • одновременно наступление на нескольких фронтах;
  • захват незанятых пространств;
  • партизанская война;
  • упреждающие удары.

2. Оборонительные стратегии  для защиты конкурентного преимущества  имеют целью удержать свою  рыночную позицию, снизить риск быть атакованным, перенести атаку конкурента с меньшими потерями, оказать давление на бросающих вызов, чтобы переориентировать их на борьбу с другими конкурентами.

Существует несколько  путей, позволяющих защитить конкурентное преимущество. Один из подходов состоит  в попытке помешать конкурентам  начать наступательные действия. Этот подход предусматривает следующие  основные шаги:

  • расширение номенклатуры выпускаемой продукции для того, чтобы заполнить свободные ниши потенциальных конкурентов;
  • разработка моделей и сортов изделий с характеристиками, которые конкуренты уже имеют или могут иметь;
  • предложение моделей, наиболее близких по своим характеристикам к продукции конкурентов, по более низким ценам;
  • подписание с дилерами и дистрибьюторами эксклюзивных договоров, чтобы оттеснить конкурентов от их сети распределения;
  • гарантирование дилерам и дистрибьюторам ощутимых скидок, чтобы помешать им вступать в контакты с другими поставщиками;
  • предложение бесплатного или по низкой цене обучения пользователей;
  • приложение усилий по сохранению спроса покупателей на свою продукцию за счет предоставления специальных скидок, расположения товаров разных сортов в одном ряду, раннего оповещения своих клиентов о новинках или изменениях цен, чтобы потенциальный покупатель не ушел к конкурентам;
  • увеличение объемов продаж в кредит для дилеров или покупателей;
  • сокращение времени поставки запасных частей;
  • патентование альтернативных технологий;
  • обеспечение участия в разработке альтернативных технологий;
  • защита собственных ноу-хау в разработке продукта, технологии и других стратегически важных звеньев цепочки ценностей;
  • отказ от поставщиков, которые работают с конкурентами;
  • постоянный контроль за товарами и действиями конкурентов.

Хорошая оборонительная стратегия  предполагает способность быстрого приспособления к меняющейся ситуации в отросли и по возможности  упреждающую блокировку или предупреждение атакующих блокирование действий конкурентов.

Информация о работе Маркетинговые стратегии