Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 11:50, курсовая работа
Целью исследования является выявление значения маркетингового анализа в управлении предприятием для повышения его эффективности.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
раскрыть сущность маркетингового анализа и обосновать его взаимосвязь с управлением предприятия;
определить место маркетингового анализа, вытекающие из его целевой направленности;
показать методики и методы маркетингового анализа.
Введение…………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Значение маркетинга в экономике предприятия……..……………........5
1.1. История и перспективы развития маркетингового анализа в
рыночных отношениях…………………………………………...............................5
1.2.Понятие маркетингового потенциала в экономике предприятия……………............................………………………...…………….….8
1.3 Основные направления маркетингового анализа на предприятии …...….…11
Глава 2. Методология маркетингового исследования………..……….................19
2.1 Определение потребности в проведении маркетингового исследования…………...…………………........................……………..…….…...19
2.2 Определение типов информации и источников ее получения.......................20
2.3. Обзор методик маркетингового анализа на предприятии.............................22
Заключение……………………………………………………………..…….….....41
Список использованной литературы……………………………...……….……..43
К числу недостатков компьютерного метода обследований относятся относительно высокие затраты, обусловленные приобретением и использованием компьютеров, программных средств, очисткой от компьютерных вирусов после каждого обследования и т.п.
Главной специфической чертой третьего метода является то, что респондент отвечает на вопросы переданной или посланной ему анкеты самостоятельно, без участия интервьюера или использования компьютера.
Достоинства данного метода заключаются в следующем:
Недостатки данного метода опроса прежде всего заключаются в том, что поскольку респондент самостоятельно контролирует ответы на вопросы анкеты, то его ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствием должного внимания и т.п., быть неполными; сроки опроса могут нарушаться или анкеты вообще не будут возвращены. Вследствие изложенного анкеты должны разрабатываться самым тщательным образом, содержать ясные и полные инструкции.
Маркетинговый анализ рекламной политики предприятия
Отмечая, что рекламная программа является важным инструментом оперативного маркетинга, направленным на увеличение финансовых результатов, выделены следующие особенности разработки рекламной программы на современном этапе: наличие элемента неопределенности; необходимость в продвижении все большего количества коммуникационных характеристик, при котором увеличение расценок на размещение рекламы в СМИ приводит к росту доли рекламных расходов в общей величине непроизводственных расходов предприятия.
В связи с этим возникает
необходимость учета
В результате анализа:
1). Методами сегментирования
идентифицируется круг
2). Изучаются коммуникации марки и конкурирующих брендов за некоторый период времени. Именно эти коммуникации в основном и формируют чувства (эмоциональные элементы) и мнения (рациональные элементы) потребителей о торговой марке.
3) Проводится анализ
коммуникационной политики
По результатам маркетингового анализа: 1) определяются цели рекламы исходя из соотношения уровней пробного использования и осведомленности о торговых марках; 2) определяется модель потребительского поведения (на наш взгляд, наиболее предпочтительным в этих целях является использование матрицы «FCB» (думать, чувствовать, делать)); 3) формируется медийная тактика рекламной программы, которая характеризуется такими элементами как охват, частота, продолжительность и бюджет.
Важным направлением маркетингового анализа является оценка эффективности рекламы. В работе выделены два вида эффективности: коммуникационная и экономическая. Модель комплексной оценки эффективности рекламы приведена на рис. 3.
Маркетинг на разных стадиях жизненного цикла продукта
Функция маркетингового анализа определена как «поддержка» маркетинговых решений, интегрированных с финансовыми. При этом интеграция решений рассмотрена в двух аспектах: интеграция во времени, обусловливающая непрерывность решений, и интеграция в пространстве, определяющая системность решений.
Логика разработки инструментария маркетингового анализа основана на том, что отправной точкой является формирование классов маркетинговых решений. По длине временного интервала принятия и реализации решений выделено три класса решений: стратегические, тактические, оперативные. На основе выделенных классов решений определены понятия стратегического, текущего и оперативного маркетингового анализа.
Стратегический маркетинговый
анализ позволяет характеризовать
маркетинговую стратегию по структуре
выпуска различных групп
В результате текущего анализа разрабатываются рекомендации по планированию хозяйственной деятельности предприятия на текущий период: сколько и что производить, по каким ценам, на каких рынках, когда и какие ресурсы покупать и продавать, по какой цене и у кого.
Оперативный анализ является системой с обратной связью, основная функция которой – поддержание развития предприятия в направлении, установленном стратегическим и конкретизированном текущим маркетинговым анализом.
Сравнительная характеристика основных видов маркетингового анализа представлена в табл. 2.
Интеграция в пространстве основана на модели взаимодействия монетарных и немонетарных показателей бухгалтерского учета и СНС и внеучетных источников информации.
Таблица 2. Сравнительная характеристика видов маркетингового анализа
Инструмент маркетинга |
Вид анализа | ||
стратегический |
текущий |
оперативный | |
1. Продукт |
1. Изменение ассортимента и повышение уровня качества продуктов, выходящее за рамки имеющихся производственно-технических возможностей 2. Разработка элементов окружения новых продуктов 3. Определение темпов
обновления ассортимента |
1. Подстройка ассортимента
и. повышение уровня качества
продуктов под текущую 2. Текущие изменения
элементов окружения новых |
1. Мониторинг движения продукции |
2. Цена |
1. Выработка ценовой
политики исходя из 2. Определение цены по отношению к ценам главных конкурентов 3. Определение цены для разных стадий жизненного цикла продукта 4. Назначение более
низких цен на сопутствующие пр |
1. Учет при определении
цены текущих затрат на 2. Перевод базовых цен в цены продажи |
1. Изменение цены в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры 2. Ответная ценовая
реакция на текущее изменение
цен, осуществленное |
3. Сбыт |
1. Определение, по каким каналам и в каких пропорциях следует осуществлять сбыт (продажи) продуктов 2. Определение, если это целесообразно, форм интеграции участников процесса товародвижения 3. Выбор методов ведения сбыта 4. Образование логистической маркетинговой системы |
1. Адаптация каналов сбыта под текущие условия внешней среды и возможности организации 2. Оптимизация (если рынок является рынком производителя) числа покупателей (клиентов) |
1. Осуществление оперативной сбытовой деятельности |
4. Коммуникации |
1. определение при
выборе коммуникационных 2. Определение на стратегическом
интервале времени |
1. Выбор в рамках
текущих условий внешней среды
и возможностей организации 2. Планирование осуществления и проведение коммуникационных кампаний 3. Разработка бюджета коммуникационной деятельности 4. Организационно-кадровые
вопросы коммуникационной |
1. Мониторинг эффективности
текущих затрат на |
Заключение
Переход экономики нашей страны к рыночным отношениям предполагает наиболее полное и активное применение такого сравнительно нового для нас метода, как маркетинг.
Еще недавно слово «маркетинг» можно было услышать только в узком кругу специалистов по зарубежному рынку. Теперь оно все чаще звучит в дискуссиях хозяйственников, экономистов, деловых людей, которые занимаются предпринимательской деятельностью и которые ищут пути получения прибыли на основании наблюдения и прогнозирования рынка, изучения спроса, разработки стратегии и тактики работы по рынку. На некоторых предприятиях уже существуют специальные службы маркетинга.
Фирма, предприятие, компания могут строить свое управление исходя из разных концепций – финансовой, просчитывая наиболее оптимальные сферы расходов и инвестиций; конкурентной, вытесняя любыми способами конкурента с рынка; товарной, улучшая качественные показатели своей продукции, и др. Однако в настоящее время наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.
Маркетинг – это рыночная
концепция управления производственно-сбытовой
и научно-технической
Цели маркетинга – формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы (предприятия), а также расширение объемов продаж, рыночной доли и прибылей. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, – основной лозунг маркетингового подхода в управлении научно-технической деятельностью, производством и сбытом для любого производства. Иными словами, прежде чем производить, фирма (компания) должна провести тщательное изучение потребностей конкретных потребителей, в соответствии с полученными данными доработать и усовершенствовать товар и только затем выходить с этим товаром на рынок. А не наоборот – произвести товар, а потом испытывать серьезные трудности в отношении его продажи.
Маркетинг – это умение
встать по другую сторону прилавка
и посмотреть на бизнес глазами покупателя.
Это способность найти и
Вместе с тем у
многих предприятий нет реальной
возможности разработать
В условиях насыщенности товарных рынков и обострении конкуренции необходимо разработать общую методологию маркетингового анализа и планирования и систему конкретных методик маркетинговой работы на основе использования системы показателей и инструментария, имеющих единую методологию и учитывающих специфику сегментов бизнеса.
Можно сделать вывод: маркетинг – это не простой процесс, а сложная комплексная деятельность, которая осуществляется следующим образом. Начинается маркетинг с изучения рынка, в результате чего устанавливается, на какую продукцию есть спрос, то есть какую продукцию хотел бы иметь потребитель, в каком количестве и с какими потребительскими качествами.
Список использованной литературы
Информация о работе Маркетинговый анализ и его роль в управлении предприятием