Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 21:22, курсовая работа
В последние несколько лет российский потребитель привык к постоянному воздействию со стороны производителей и продавцов товаров, борющихся за его внимание. Магазин представляется производителям очень хорошим местом для развертывания «боевых действий», ведь согласно различным источникам исследований, процент принятия решения непосредственно в магазине составляет 65-70%; в кассовой зоне незапланированные покупки могут составлять 89%. Задача каждого производителя и продавца - выделить и продать продукты из сотен подобных. Это осуществляется путем выкладки, размещения рекламных материалов, дизайна, проведения специальных акций по продвижению то-вара
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы мерчандайзинга………………………………………….5
1.1 Сущность, понятие и значение мерчандайзинга в системе маркетинга….5
1.2 Планировка и зонирование торгового зала как стратегия выкладки товара……………………………………………………………………………..7
1.3 Дизайн как средство коммуникации………………………………………10
2.Оценка современного состояния ПО «Пищевик»……………………………..14
2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия ПО «Пищевик»………………………………………………………………………14
2.2 Организация мерчандайзинга на предприятии ПО «Пищевик»………...19
2.3 Эффективность мерчандайзинга (на примере магазина)………..….…..24
3.Совершенствование мерчандайзинга на предприятии ПО «Пищевик»….…..27
3.1 Оптимизация товарного ассортимента и выкладки товара……………...27
3.2 Оптимизация торговой площади…………………...……..…………….....35
Выводы и предложения……………………………………………………………41
Список использованной литературы………
Размещение товаров играет важную роль в планировании интерьера магазина, но немаловажную роль играет выкладка товара непосредственно на местах его размещения.
Выкладка товаров - это определенные способы укладки и демонстрации товаров в торговом зале. Эта услуга предназначена для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений [7, с. 87].
В мерчандайзинге различают следующие виды выкладки товара:
Выкладка по товарным группам. Этот вид выкладки подразумевает выкладку товара одной товарной группы всех производителей. Например, колбаса сырокопченая разных заводов или кофеварки разных торговых марок.
Выкладка товара по производителям или торговым маркам. Этот вид выкладки подразумевает выкладку всех наименований одного производителя единым блоком в рамках определенного отдела \ секции. Например, разные сорта и виды чая одной торговой марки.
Вертикальная выкладка. Однородные товары размещают вертикально в несколько рядов по всей длине оборудования
Это хороший показ товаров, удобный покупателям любого роста. Меньший товар располагается на верхних полках, на самой нижней полке размещается товар самых больших размеров или более дешевый. Оптимально для товаров одной марки или одного производителя.
При вертикальной выкладке однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Часто встречается в холодильных шкафах, где представлены молочные продукты: одну вертикальную полосу представляют йогурты, другую - творог, далее следуют сметана и ряженка. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.
Горизонтальный способ выкладки. Этот способ предусматривает расположение однородных товаров вдоль по всей длине оборудования, на одной- двух полках.
Имеет два варианта:
1) По виду товара:
- полка - томатные соусы;
- полка - прочие соусы;
- полка - майонезы;
2) По торговой марке:
- полка - соусы торговой марки - А;
- полка - соусы торговой марки - Б;
- полка – соус торговой марки - В [4, с. 222].
Палетная выкладка - выкладка одного наименования товара в большом количестве на поддоне, зачастую прямо в прозрачной упаковке, с обязательной крупной табличкой с указанием цены и названия товара.
Палетная выкладка очень эффективна, позволяет быстро распродать товар, даже не очень ходовой. Хорошо использовать в качестве дополнительной точки продажи. Широко используется в супермаркетах.
Многотоварная выкладка - одноместное размещение различных товаров и изделий, обычно связанных между собой (например, сумки, кошельки и платки)
Выкладка товаров «навалом»- осуществляется с помощью различного типа емкостей или базовых стендов. Это могут быть магазинные тележки, проволочные контейнеры, корзины, бачки, столы. Часто этот прием используется при распродажах, обычно размещается один вид товара. Например, праздничные наборы к Новому году. Требуется применение вывески с указанием названия товара и цены [12, с. 18].
Работа по размещению товаров на прилавках и других средствах выкладки, а также способы их презентации, должны все время совершенствоваться. Специалисты должны постоянно анализировать результаты работы и периодически вносить корректировки в выбранный вариант выкладки.
1.3 Дизайн как средство коммуникации
Дизайн магазина – ключевой фактор в разработке имиджа. Чтобы максимизировать продажи, розничный торговец должен полностью осознать философию дизайна своего магазина и сформировать имидж, который удовлетворит социальные нужды его целевого сегмента. Занятые покупатели пробегают мимо магазинов, кидая мимолетные взгляды на витрины и оценивая внешний облик магазина, чтобы решить, в какой из них войти. Внешний облик магазина должен четко и быстро указывать на его сущность, иначе клиенты пройдут мимо в поисках более подходящего места для покупок [8, с. 23].
Коммуникации с покупателем - это система создания у покупателя представления о торговой точке как о месте покупки, представляющем для него исключительную ценность. Основная идея построения коммуникации с покупателями должна быть четко увязана с концепцией позиционирования. Построенная система коммуникаций находит свое отражение на уровне оформления магазина, системе повышения лояльности покупателя (семейные каталоги, дисконтные карты), наборе специальных акций, проводимых в магазине и ориентированных на возможность прийти всей семьей [32, с. 75].
Для дизайна и экстерьера магазина важно знать и учитывать следующее:
- характеристику целевой
группы покупателей вашего
- стиль жизни целевой группы: вкусы и интересы, манера одеваться и вести себя в обществе;- ожидания целевой группы посещения магазинов вашего профиля.
Имея ответы на
эти вопросы, уже намного
К составляющим внешнего образа магазина относятся следующее.
Название - если не дать магазину неудачное имя, покупатели назовут его сами. Хорошее название:
- прямо или ассоциативно
отражает специфику магазина
и особенности целевой аудитори
- не является безликим, длинным или сложным для запоминания.
Дизайн экстерьера и оформление витрин – хорошо, когда магазин обладает особым, ни с чем не сравнимым внешним видом, тогда его образ запомнится, и будет храниться в памяти покупателя [22, с. 117].
Говоря о дизайне, следует особо выделить:
- фасад;
- вывеску;
- витрину.
Фасад. При разработке дизайна стоит задуматься о понятиях «открытости» и «закрытости» магазина для покупателей: кого вы хотите привлечь, а кому вы не будете рады. Если магазин предназначен для покупателей с высоким уровнем дохода, дизайн экстерьера должен говорить о том, что магазин не для всех. Оформление витрин должно указывать на социальный статус покупателя и стоимость товара, а двери, скорее всего, нужно держать закрытыми. Независимо от того, какой дизайн фасада вы выбрали, существует единое правило для любого магазина: ремонт и покраска фасада должны проводиться регулярно.
Вывеска - ключевой момент оформления экстерьера магазина. Покупатель практически всегда читает вывеску, рассматривает ее, старается запомнить. Если каждая буква вывески выполнена объемно либо плоские буквы отстоят от поверхности стены, и все это со специальной подсветкой- покупатель ожидает необычного и интересного предложения.
Витрина магазина - как глаза человека, в которых отражается главное.. Когда смотришь на витрину, то понимаешь- «мой» магазин или «не мой».
При оформлении витрин необходимо учитывать, на каком расстоянии от магазина будут перемещаться основные потоки потенциальных покупателей. При расстоянии в несколько метров стоит использовать всю площадь витрины. А если покупатели проходят в непосредственной близости, то наибольшее внимание они будут обращать на нижнюю часть витрины.
Не рекомендуется перегружать витрину, располагая в ней множество предметов разных цветов и форм. Простые, лаконичные образы без лишних деталей работают гораздо эффективнее, поскольку быстрее и лучше запоминаются. Не имеет смысла размещать в витрине мелкие предметы, которые трудно разглядеть с нескольких метров. Выберите виниловые баннеры с крупным изображением мелкого товара [7, с. 225].
Очевидно, что внешний дизайн играет важную роль в создании образа и имиджа магазина в глазах покупателей, но немаловажную роль при этом играет внутренний дизайн.
Внутренний дизайн магазина должен отвечать следующим требованиям:
- простота;
- целостность;
- максимально эффективная демонстрация товара;
- обеспечение комфортного движения покупателя от одной группы товаров к другой.
Очень важно, чтобы интерьер торгового зала был, с одной стороны, тиражируемым, с другой – имел индивидуальность. Также важно, чтобы движение покупателей по торговому залу было интересным и привлекательным, несло в себе интригу и создавало эмоциональное настроение.
Внутренний дизайн магазина должен служить одному принципу - принципу эффективности торговой площади.
Эффективность торговой площади достигается многими способами:
-широкие проходы и, следовательно, хороший обзор товаров;
-наличие рекламных надписей в зоне проходов, на стеллажах, которые дополняют красивую и привлекательную упаковку товара;
-яркое общее и местное освещение, конструкция и материал торгового оборудования, организация « не монотонно-однообразно»движения по магазину [32, с. 76].
Разрабатывая дизайн магазина необходимо создать у покупателей предрасположенность к покупкам, поэтому необходимо учитывать факторы, которые будут влиять на покупателя в магазине.
Факторы, воздействующие на покупателя в магазине:
Безусловно если дизайну интерьера не уделяется внимания вовсе, то дизайн оборудования - единственное, что будет отличать ваш магазин от других .Но при этом необходимо также учитывать, что промышленный дизайн оборудования делает очень похожим друг на друга витрины одной модификации от разных производителей, и, каким образом, у вас появляется еще один обычный магазин, - такой же, как у ваших конкурентов [7, с. 21].
Необходимо вкладывать большие средства в дизайн магазина и это поможет сделать его единственным и неповторимым, а также позволят сэкономить средства при подборе более экономичного холодильного и торгового оборудования.
2 Оценка современного состояния ПО «Пищевик»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ПО «Пищевик».
Потребительское Общество «Пищевик» - добровольное объединение юридических лиц - созданное на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов, для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных потребностей его членов. Потребительское общество в своей деятельности руководствуется Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации в РФ», уставом предприятия.
Юридический адрес:658100 Алтайский край, Поспелихинский район, с. Поспелиха, ул. Мамонтова, 13. ИНН 2231004486. Расчетный счет 40702810527530000001.
Потребительское общество «Пищевик» - крупная торговая организация (39 розничных предприятий, 2 предприятия общественного питания на 142 посадочных места, цеха по производству хлеба и хлебобулочных изделий, а также цех по солению, копчению рыбы).
В настоящее время потребительское Общество «Пищевик» - предприятие с высоким уровнем рентабельности и платежеспособности, пользующееся авторитетом и репутацией надежного, делового партнера. Руководствуясь рекомендациями Собрания представителей потребительских Обществ крайпотребсоюза Советом ПО "Пищевик" поставлена первоочередная задача по наращиванию объемов деятельности, расширению ассортимента товаров, выделению площадей для торговли строительными и хозяйственными товарами, реконструкции, обновлению и изменению дизайна магазинов, внедрению новых технологий.
ПО «Пищевик» реализует продукцию не только в с. Поспелиха, но и по поселкам Поспелихинского района. Занимается продажей продовольственных и непродовольственных товаров, выработкой собственной продукции в цехах, оказание услуг населению. Для оценки специализации организации необходимо представить структуру розничного оборота продукции за несколько лет
ПО «Пищевик» специализируется на закупке продовольственных и непродовольственных товаров у поставщиков и продажу этих товаров через свою розничную сеть. Оборот розничной торговли в 2008 году по сравнению с 2004 годом уменьшился на 1 % . Это произошло вследствие того, что увеличился удельный вес оборота от выработки собственной продукции в общей структуре розничного оборота на 1%.Так же стоит отметить, что возросла роль оказания платных услуг населению. В 2007 году они составили 408,7 тыс. руб., что на 356,7 тыс. руб. больше, чем в 2006 году. Самый высокий процент в выработке собственной продукции был в 2007 и 2008 году, по - сравнению с 2004 годом и составил 3%.Оборот общественного питания в структуре розничного оборота в 2008 году составил 1%, что на 0,2% больше, чем в 2004 году. ( Приложение А)
Предприятие выпускает продукцию в небольшом ассортименте, но при сегодняшних условиях, в которых работает предприятие, это очень трудно сделать из-за высокой конкуренции на рынке и из-за нестабильного состояния рынка. Самый высокий % в выработке собственной продукции был 2007 и 2008 году и составил 75%, что на 4,9 % увеличился по – сравнению к 2004 году. Хлебобулочные изделия в структуре товарной продукции собственного производства в 2004 и 2005 году составили 70,1 %. Но в 2006 год по 2008 год уменьшились примерно на 20%. Это произошло вследствие того, что предприятие с 2006 года стало производить соление и копчение рыбы, так как это предприятию стало выгодно.